Магазины без статуса (комментарий для газеты "Белорусы и рынок" по вопросам интернет-магазинов)
Госорганы не видят разницы между рекламой и интернет-торговлей
Интернет-торговля с начала нынешнего года попала в зону пристального внимания контролирующих органов.
Нарушения законодательства выявляются практически при каждой проверке. Вместе с тем, по мнению специалистов, далеко не всегда можно говорить о виновности субъектов хозяйствования.Согласно данным Министерства по налогам и сборам, только в минских интернет-магазинах в первом полугодии выявлено 101 нарушение законодательства. По результатам проверок владельцам интернет-магазинов предъявлено штрафов на сумму 38,8 млн. BYR, арестовано товарно-материальных ценностей на 26,5 млн. BYR.
Владельцы интернет-магазинов с фискальными органами борются своими способами: например, снимают рекламные баннеры. Параллельно отмечается рост числа магазинов, использующих легальные схемы торговли. Надо, впрочем, отметить, что легальная работа интернет-магазинов в нашей стране серьезно затруднена из-за противоречий в трактовках законодательства, регулирующего данную сферу деятельности.
Одна из основных проблем сферы интернет-торговли, на наш взгляд, состоит в том, что контролирующие органы и их оппоненты по-разному отвечают на ключевой вопрос: что считать интернет-магазином. По нашей просьбе ситуацию комментирует директор ООО "Юридическая группа "ВЕРДИКТ БАЙ" Илья ЛАТЫШЕВ:
— Постановление СМ РБ от 8.09.2006 г. № 1161 "О некоторых вопросах осуществления розничной торговли по образцам с использованием сети Интернет" предусматривает, что под интернет-магазином понимается сайт субъекта торговли, содержащий соответствующую требованиям законодательства информацию (сведения) о субъекте торговли и товарах, размещенный на сервере на территории РБ, доменное имя которого зарегистрировано в доменном адресном пространстве национального сегмента сети Интернет.
По имеющейся информации, на основании приведенной нормы контролирующие органы считают интернет-магазином сайт субъекта хозяйствования, на котором одновременно размещена информация о продавце (его наименование, местонахождение и/или любая контактная информация) и о товаре, который предлагается приобрести (будь то всего лишь изображение товара).
Наличие либо отсутствие возможности приобрести выставленный на сайте товар непосредственно через этот сайт в качестве определяющего признака интернет-магазина не рассматривается. Между тем, согласно Положению о лицензировании розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественного питания (утв. постановлением СМ РБ от 2.11.2005 г. № 1221), одним из особых требований и условий при осуществлении лицензируемой деятельности является осуществление розничной торговли через интернет-магазин в соответствии с доменным именем, указанным в лицензии.
Поэтому внесение доменного имени интернет-магазина в лицензию на розничную торговлю является обязательным, а несоблюдение данного условия — грубым нарушением законодательства о лицензировании.
Неоднократно приходилось слышать от представителей субъектов хозяйствования о таких ситуациях. У субъекта хозяйствования имеется стационарный торговый объект, указанный в лицензии на розничную торговлю, в котором и осуществляется непосредственно продажа товаров. Одновременно у субъекта хозяйствования есть сайт, на котором приводится информация о товарах, продаваемых в торговом объекте (фотографии, описания, отзывы и т. д.). На сайте значится адрес стационарного торгового объекта и указано, что представленный товар продается именно там. Купить товар через сайт физически невозможно, так как он не обладает такими функциями.
Однако компетентные органы признают такие сайты интернет-магазинами и наказывают субъектов хозяйствования за безлицензионную деятельность, поскольку в их лицензиях на розничную торговлю адреса их сайтов не указаны.
Следует признать, что формально такой подход не противоречит буквальному прочтению норм постановления Совмина № 1161. Однако как тогда быть с та9ким понятием, как реклама?
Более корректным в данном случае видится следующий подход.
Если субъект хозяйствования имеет намерение продавать товары посредством интернет-ресурса (то есть заключать договор купли-продажи посредством использования веб-сайта), тогда такая деятельность однозначно должна признаваться розничной торговлей по образцам (с использованием интернет-магазина).
Если же субъект хозяйствования использует свой сайт лишь в целях предоставления информации (развернутой или краткой) о товаре без возможности приобретения его с использованием данного конкретного веб-сайта, такая деятельность должна расцениваться как носящая исключительно рекламный характер.
Даже если в данном случае на сайте указаны и полная контактная информация о продавце, и подробное описание товара с демонстрацией его изображений и указанием цены, данный сайт не меняет своего целевого назначения: реклама, продвижение товара, донесение до потребителя оперативной информации о предлагаемом товаре.
Кроме того, в данном случае отсутствует и намерение реализовывать товары потребителю по образцам с использованием веб-сайта.
Если подход компетентных органов не изменится, то под угрозой окажется еще и смежная сфера интернет-бизнеса — интернет-каталоги товаров, то есть сайты, на которых содержатся систематизированные предложения многих продавцов товаров.
Закавыка только в том, что информация эта размещена на сайте третьего лица, а не непосредственного продавца товаров, и в том, что в каталоге одновременно размещена информация о нескольких продавцах конкретного товара.
Хотя, опять же, если подходить формально, то это вполне можно причислить к разряду нарушений: почему продавцы устроили интернет-магазины на чужом сайте?..
Вопрос определения, что такое интернет-магазин, не единственный в рассматриваемой области.
Сколько сложностей бывает с получением лицензии на торговлю по образцам с использованием интернет-магазинов! Подходы администраций даже разных районов Минска отличаются. Про периферию лучше вообще не вспоминать. Основная проблема — при согласовании ассортиментного перечня требуют наличия торгового объекта... А ведь интернет-торговля в чистом виде предполагает отсутствие такового.
Интернет-торговля — развивающаяся и многогранная сфера предпринимательской деятельности. Урегулировать ее постановлением Совмина размером в одну (!) страницу, где непосредственно интернет-торговле посвящены всего девять строчек, невозможно. Здесь необходим серьезный и проработанный документ, подготовленный с участием и учетом мнений всех заинтересованных сторон, который будет содержать конкретные и понятные правила работы на этом рынке.
И только когда эти правила будут четко сформулированы и понятны интернет-продавцам, статистика перестанет фиксировать "нарушения практически при каждой проверке".
Материал опубликован в газете "Белорусы и рынок" №32(816) 11 - 18 августа 2008.
P.S. После опубликования данного материала мы отправили запрос на тему интернет-магазинов в Минэкономики. Минэкономики ответило, что интернет-витрина это не интернет-магазин и указывать ее адрес в лицензии на розничную торговлю не надо.