Не совсем так. Когда двигатель в целом "убит", то да, будет плохо заводиться(компрессия во всех цилиндрах низкая) и если форсунка электрически "легла", то будет гореть чек. А вот если что-то неожиданное в одном цилиндре, причем механическое, то и ничего может и не гореть и заводится норм. Раз коптит - значит переливает и/или не сгорает без вариантов. Переливает - форсунка, ее уплотнение. Не сгорает - компрессия, клапана. Имхо, как-то так.
... или воздуха, читай кислорода, для смеси мало - вот и коптит.
А если открутить пробку маслозаливной горловины звук не становится оттуда слышен(громче)?
Я не пробывал, но думаю что это ничего не даст. Еще если бы цокал компенсатор, то да, а если прогар клапана, ты все рано ничего не услышишь. Да и масло бы перло под пробку. Так что отпадает, но завтра все равно гляну - а вдруг.
А еще коптить может от сбитого зажигания, это когда ремень перескакивает...
Если ремень перескочил, то двигатель ловит клина всегда. Клапана гнуться как гвозди. Проверено на собственном опыте
.
Про уровень масла - если переливает, то будет попадать топливо в масло. Просто когда он на максимуме там уже не видно выше он или нет.
Было полуровня, я чуток добавил, поскольку "сопливил" ЕГР. Да, кстати, сам корпус ЕГР был в масле 
Кстати, а где ты там рукой впускной коллектор перекрываешь? Может заслонка болтается? Холостые стабильные? Двиг не колбасится?
От короба с фильтром идет труба, которая входит к короб возле переднего края моторного отсека. Труба там легко отсоединяется и ее можно пережать ладонью. Заслонку чистил вместе с ЕГР. Она ок, люфтов нет, малость закопчена была, теперь вообще огонь. Холостые 850 стоят как привязанные. Вибрация двигателя есть, но не большая и гасится подушками двигателя.
Еще послушай тандемный насос.
Это о насосе которой справа в торце клапанной крышки? Топливный+вакуумный?