1. Поправки регламентовВо «Введение» имеется следующая норма: «Изменения установленных генеральным планом параметров планировки и застройки г. Минска и поправки регламентов, не затрагивающие основные положения градостроительного развития столицы, могут производиться при разработке детальных планов, отраслевых схем, специальных технико-экономических и градостроительных обоснований и утверждаются решением Минского горисполкома». Соответствует ли данная норма в части «поправки регламентов» следующему положению: «Регламенты являются обязательными для исполнения всеми субъектами архитектурно-градостроительной деятельности и землепользования на территории г. Минска в границах перспективной городской черты» (п. 1 «Цели регламентов» Часть II «Система регламентов»), а также п. 2 ст. 2 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», согласно которому государственные органы, организации, физические лица, осуществляющие архитектурную, градостроительную и строительную деятельность, обязаны соблюдать требования градостроительной документации (в т.ч. и генеральных планов), утвержденной в установленном порядке?
Содержит ли законодательство какие-либо требования к проведению «специальных технико-экономических и градостроительных обоснований»? Если не содержит, то можно «обосновать» много чего.
2. РегламентыВ п. 1 Части II «Система регламентов» при определении статуса регламентов и область их действия сказано: «Действие установленных генеральным планом регламентов не распространяется на территориях в зонах исторической застройки и зонах специального назначения». При этом:
1) Термин «зоны исторической застройки» законодательством не определен. Соответственно, неизвестно, о каких именно «территориях в зонах исторической застройки» идет речь.
Согласно регламента Д «Обосновывающий – Система планировочных ограничений» в регулирующих зонах могут выделятся «Зоны охраны историко-культурного наследия» (ЗР8 ), которые устанавливаются «в границах зон исторических районов, комплексов исторической застройки, объектов садово-паркового искусства, объектов археологии, охранных зонах и зонах регулирования застройки» и «Представлены на чертеже «Историко-градостроительный опорный план» (п. 2.1 и табл. 2.1.1 Системы регламентов). Однако, «зоны исторической застройки» и «Зоны охраны историко-культурного наследия» – не одно и тоже.
2) Если на «территории в зонах исторической застройки» не распространяются установленных генеральным планом регламенты, то какие распространяются? Что именно является нормативной базой развития данных территорий? При этом в Примечании к табл. 2.5.5 Системы регламентов сказано: «Размещение объектов и сооружений на особо охраняемых территориях в зонах историко-культурных ценностей (исторический город и др.) устанавливается с соблюдением регламентов историко-архитектурного опорного плана г. Минска»
Соответственно, необходимо:
1) определить в Генеральном плане, что именно понимается под «зоны исторической застройки», а также соотношение данных зон с «Зонами охраны историко-культурного наследия» (ЗР8 ).
2) определить, что именно является нормативной базой развития «зон исторической застройки» – «регламенты историко-архитектурного опорного плана г. Минска» либо какие-то иные регламенты.
3. Регламенты историко-архитектурного опорного плана г. МинскаВ Примечании к табл. 2.5.5 Системы регламентов сказано: «Размещение объектов и сооружений на особо охраняемых территориях в зонах историко-культурных ценностей (исторический город и др.) устанавливается с соблюдением регламентов историко-архитектурного опорного плана г. Минска».
Действительно ли Генеральный план г.Минска содержит «регламенты историко-архитектурного опорного плана г. Минска»? Если не содержит, то необходимо определить данные регламенты.
4. Водно-зеленый диаметр г.МинскаВ тексте Генерального плана многократно используется термин «водно-зеленый диаметр», при этом не определены объекты, которые в него входят (его составные части). Соответственно, необходимо указать все объекты (территории), которые составляют водно-зеленый диаметр г.Минска.
5. Правила застройки г. МинскаВ п. 2.1 Часть II «Система регламентов» сказано: «Порядок регулирования архитектурно-градостроительной деятельности по «общему» и «специальному» регламентам устанавливается «Правилами застройки г. Минска», которые отсутствуют. Соответственно, в Генеральном плане г.Минска необходимо определить сроки разработки и утверждения Правил застройки г. Минска
6. Наименование объектов, разрешенных и запрещенных к размещению в определенных зонах Система регламентов Генерального плана содержит таблицы с перечнем объектов, разрешенных и запрещенных к размещению в определенных зонах. Некоторые термины, используемые для обозначения объектов, являются неопределенными и многозначными. Например, «специализированные клубы» и «центры досуга по интересам» (п. 3.2 табл. 2.4.6), «клубы по интересам открытого типа» (п. 2.7 табл. 2.5.5) – чем именно отличаются между собой данные объекты?
Соответственно, необходимо для данных регламентов в качестве терминов, обозначающих объекты строительства, использовать исключительно однозначно понимаемые термины, либо термины, определенные законодательством. Так, номенклатура организаций здравоохранения утверждена Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.09.2005 № 35, номенклатура организаций образования определена Кодексом Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 № 243-З, термин «Клубная установа» определен Постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 02.11.2004 № 23 и т.д.
7. Использование термина «семья» для расчета уровня автомобилизацииВ подп. 1.3.1 п. 1.3 гл. 10 «Стратегия развития транспортной инфраструктуры» сказано: «Принять расчетный уровень автомобилизации на 2015 год – 315 машин на 1000 жителей и установить оптимальный уровень автомобилизации на 2030 год исходя из расчета 1 автомобиль на семью, или 380 машин на 1000 жителей…»
Согласно ст. 59 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье от 09.07.1999 № 278-З «Семья – это объединение лиц, связанных между собой моральной и материальной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, вытекающими из брака, близкого родства, усыновления. Другие родственники супругов, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны в судебном порядке членами семьи, если они проживают совместно и ведут общее хозяйство». Таким образом, состав конкретной семьи в общем случае определяется в судебном порядке. Соответственно, использование термина «семья» в градостроительстве для расчета уровня автомобилизации необоснованно и на практике трудноприменимо.
Необходимо заменить «из расчета 1 автомобиль на семью» на «из расчета 1 автомобиль на квартиру».
8. Программы, связанные с ростом уровня автомобилизацииРаздел I «Основные направления градостроительного развития г. Минска» предусматривает:
а) «Принять расчетный уровень автомобилизации на 2015 год – 315 машин на 1000 жителей и установить оптимальный уровень автомобилизации на 2030 год исходя из расчета 1 автомобиль на семью, или 380 машин на 1000 жителей. Разработать программу организационных, экономических и технологических мероприятий для реализации и политики регулирования и умеренного сдерживания уровня автомобилизации после 2015 года» (подп. 1.3.1 п. 1.3 гл. 10 «Стратегия развития транспортной инфраструктуры»);
б) «Разработать и реализовать программу мероприятий, стимулирующих выбор горожан в пользу повседневного использования общественного пассажирского транспорта и эпизодического использования легкового индивидуального транспорта» (подп. 3.1.2 п. 3.1 гл. 10 «Стратегия развития транспортной инфраструктуры»)
в) «Разработать и реализовать программу градостроительной реконструкции всех сложившихся районов многоквартирной жилой застройки с инженерным обустройством автомобильных парковок индивидуального легкового транспорта на придомовых территориях. Исключить угрозу загрязнения почвы и подземных вод на озелененных территориях придомовых участков жилых домов и других гражданских объектов в микрорайонах и жилых районах» (п. 3.6 гл. 2 «Стратегия развития жилых территорий»).
До настоящего времени вышеуказанные программы даже не разработаны. Между тем, реальный уровень автомобилизации в г. Минске уже превышает установленный Генеральным планом оптимальный уровень автомобилизации на 2030 год. В результате стихийные парковки автотранспорта в Минске приобрели массовый характер и стали ощутимой проблемой. Припаркованные на проездах автомобили затрудняют проезд спецтехники (пожарных и скорой медицинской помощи) в экстренных ситуациях. Также припаркованными автомобилями повреждаются газоны.
Соответственно, необходимо внести в Генеральный план следующие изменения и дополнения:
а) установить срок разработки и реализации вышеуказанных 3-х программ;
б) заменить в подп. 1.3.1 п. 1.3 гл. 10 загадочные «технологические мероприятия» на эффективные «административные меры»;
в) слово «умеренного» в подп. 1.3.1 п. 1.3 гл. 10 исключить. При текущем уровне автомобилизации об его «умеренном» сдерживании не может быть и речи.
9. Проектная численность населенияПроектом корректировки Генерального плана г.Минска предусматривается:
1. Численность населения на расчетный срок реализации проекта (2030 г.) _____ тыс. чел., в т.ч. на 2020 г. ______ тыс. чел.
2. «размещение нового жилищного фонда» в размере _____ тыс. кв.м. к 2030 г., в т.ч. _____ тыс. кв.м. к 2020 г.
3. «Жилищный фонд, подлежащий выбытию» _____тыс. кв.м. к 2030 г., в т.ч. _____ тыс. кв.м. к 2020 г.
4. Расчетная «средняя обеспеченность населения общей площадью» в ____кв.м./чел. к 2030 г., в т.ч. ____кв.м./чел. к 2020 г.
Соответственно, прирост общей площади жилищного фонда составит: («размещение нового жилищного фонда») – («жилищный фонд, подлежащий выбытию) = _____ тыс. кв.м. к 2030 г., в т.ч. _____ тыс. кв.м. к 2020 г.
Расчет привести по 2030 г. и 2020 г..
При этом «прирост общей площади жилищного фонда» в размере _____ тыс. кв.м. к 2030 г., в т.ч. _____ тыс. кв.м. к 2020 г., при расчетной «средней обеспеченности населения общей площадью» в ____кв.м./чел. к 2030 г. (в т.ч. ____кв.м./чел. к 2020 г.), означает размещение дополнительного к существующему жилого фонда для проживания ______чел. к 2030 г. (в т.ч. ______чел. к 2020 г.) *
Примечание* – данную величину рассчитать по 2030 и 2020 гг. соответственно следующим образом:
Количество проживающих в дополнительном жилом фонде (тыс.чел.) = («размещение нового жилищного фонда» – «жилищный фонд, подлежащий выбытию») / «средняя обеспеченность населения общей площадью» или (п.2 – п.3) / п.4
Расчет привести по 2030 г. и 2020 г.
Возникает вопрос: для проживания какого населения предназначен дополнительный к существующему жилой фонд? Только для населения г.Минска (улучшение жилищных условий) либо также для жителей иных населенных пунктов Беларуси (миграция в г.Минск)? Если население г.Минска улучшает свои жилищные условия за счет переселения в построенное «новое» жилье, то не занимают ли их места в «старом» жилье «мигранты» из других населенных пунктов Беларуси?
Какое влияние оказывает объемы строительства жилья на миграционные потоки в г.Минск? Имеется ли такие расчеты?
Проанализировать статистические данные по росту численности населения и объемам строительства жилья в г. Минске за последние годы
http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/naselenie/ – разделы «Демография» и «Жилищные условия». Привести данные о численности населения на 01.07.2015 г.
Проанализировать естественный прирост населения (соотношение рожденных и умерших) г.Минска. Если естественный прирост населения практически отсутствует, то за счет кого происходит рост населения города?
Исходя из вышеизложенного, реален ли показатель численности населения на расчетный срок реализации проекта (2030 г.) _____ тыс. чел., в т.ч. на 2020 г. ______ тыс. чел.?
Превышение реальной численности населения над проектной (расчетной) приведет к невыполнению многих показателей Генерального плана, которые зависят от проектной численности населения: вместимость и пропускная способность объектов общественного социально-гарантированного обслуживания, обеспеченность населения озелененными территориями общего пользования (кв.м./чел.) и др.
На совещании по вопросам строительства на территории Минской области жилых районов для жителей Минска 17.01.2014 г. констатировалось, что «Минск является достаточно уплотненным городом, и это начинает сказываться не только на реализации программ жилищного строительства, но и ощущается на инженерно-транспортной инфраструктуре, автомобильной, на экологии города, социальных вопросах...» При этом «…во всех регионах страны отмечается отток трудовых ресурсов из села, происходит уменьшение численности средних и малых городов, сокращение их экономического потенциала» (
http://president.gov.by/ru/news_ru/view/aleksandr-lukashenko-prov ... orii-7862/).
10. Развитие жилых территорийС помощью Схемы функционального зонирования определить, все ли территории, указанные в «Направление 2 Развитие жилых территорий» относятся к жилым территориям (зоны Жм, Жсм, Жу, Жсп). Особенно актуально для территорий, расположенным в планировочном ядре (I пояс).
Если территория относится к общественной зоне (О), то ее развитие должно быть отражено в «Направление 2 Развитие общественных территорий»
11. Обеспеченность населения предприятиями торговлиНорматив обеспеченности населения торговой площадью для г. Минска составляет 600 кв.м. на 1000 населения (п. 32 Перечня государственных минимальных социальных стандартов по обслуживанию населения города Минска согласно приложению, утвержденного Решением Минского городского исполнительного комитета от 26.06.2003 № 1013). В настоящее время установленный норматив выполняется.
Между тем, проектом корректировки Генерального плана г.Минска планируется увеличить показатель обеспеченности населения «предприятиями торговли» до ___кв.м./тыс.жит к 2020 г. и до ___кв.м./тыс.жит к 2030 г. Возникают вопросы:
1) с какой целью планируется превысить к 2030 г. указанный социальный норматив на __%?
2) за счет каких объектов торговли планируется достичь такого уровня к 2030? За счет крупных торговых объектов?
3) неужели такая «забота о населении» вызвана острой нехваткой торговых объектов в г.Минске? Особенно этот вопрос актуален в отношении разного рода «торгово-выставочных центров» и т.п. подобных объектов.
4) имеется ли территориальных резерв для реализации подобных грандиозных планов по строительству торговых объектов?
12. СпортплощадкиСогласно таблицы «Основные технико-экономические показатели генерального плана г. Минска с прилегающими территориями в пределах перспективной городской черты» в действующей в настоящее время редакции обеспеченность населения спортплощадками на срок реализации проекта (2030 г.) и первый этап реализации (2015 г.) предусматривается на уровне 0,3 га/тыс.жит.
Согласно таблицы «Основные технико-экономические показатели генерального плана г. Минска» проекта корректировки Генерального плана данный показатель составляет ___ га/тыс.жит. на срок реализации проекта (2030 г.), в т.ч. ___ га/тыс.жит. на I этап реализации проекта (2020 г.).
13. Уровень автомобилизацииВ подп. 1.3.1 п. 1.3 гл. 10 «Стратегия развития транспортной инфраструктуры» действующего в настоящее время Генерального плана г.Минска сказано: «Принять расчетный уровень автомобилизации на 2015 год – 315 машин на 1000 жителей и установить оптимальный уровень автомобилизации на 2030 год исходя из расчета 1 автомобиль на семью, или 380 машин на 1000 жителей…»
В настоящее время уровень автомобилизации 380/1000 уже превышен и продолжает расти.
В __________ проекта корректировки уровень автомобилизации определен следующим образом: «________________».
Согласно п. 11.6.1 ТКП 45-3.01-116-2008 «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки» при проектировании территорий многоквартирной жилой застройки необходимо предусматривать автомобильные стоянки (паркинги, гаражи) для хранения легковых автомобилей, микроавтобусов и других транспортных средств, принадлежащих гражданам, а их вместимость принимается по расчетному уровню автомобилизации на расчетный срок действия генерального плана населенного пункта. Для районов новой жилой застройки обеспеченность местами стоянки автомобилей следует принимать не менее 25 % от расчетного уровня обеспеченности автомобилями (п. 11.6.6 ТКП 45-3.01-116).
Согласно п. 11.6.12 ТКП 45-3.01-116 для объектов общественного и производственного назначения вместимость автомобильных парковок следует определять по расчету для конкретного объекта, исходя из его посещаемости, уровня автомобилизации населения, количества персонала, работающего на объекте, и других факторов, а при отсутствии расчетов следует ориентироваться на показатели, приведенные в Приложении В к ТКП 45-3.01-116, при этом согласно Примечания 1 к Приложении В данные показатели зависят от уровня автомобилизации в конкретном населенном пункте.
Таким образом, обеспеченность любого объекта строительства местами хранения (стоянки, паркинги) и местами стоянки (парковки) зависят от уровня автомобилизации конкретного населенного пункта, установленном в его Генеральном плане.
Заниженное значение проектного (расчетного) уровня автомобилизации в Генеральном плане населенного пункта по сравнению с реальным уровнем автомобилизации на расчетный срок реализации проекта приводит к недостаточной обеспеченности объектов строительства местами хранения и стоянки автотранспорта. Это приводит к заполнению улиц, проездов и дворовых территорий автотранспортом, что создает угрозу транспортного коллапса на отдельных участках территории населенного пункта.
Соответственно, расчетный уровень автомобилизации на расчетный срок реализации Генерального плана должен учитывать реально сложившийся в настоящее время уровень автомобилизации в конкретном населенном пункте и тенденции его изменения (постоянный рост).
14. Обеспеченность населения озелененными территориями общего пользованияВ СМИ сообщалось: «По действующему Генплану норма обеспеченности горожан зелеными насаждениями составляет 21 кв.м на человека. В новом Генплане этот показатель сокращается на 20% – до 17 кв.м. Для Московского и Фрунзенского района делается исключение – здесь норма составит 10 кв.м. зеленых насаждений на одного жителя… К сожалению, мы вынуждены констатировать: микрорайоны, расположенные в западной части города, уже настолько застроены, что обеспечить их 20-ю метрами зелени на человека у нас не получится. Зато рядом с ними расположена уникальная территория – юго-восточный берег Минского моря, которую мы внесем в черту города и за счет которой компенсируем этот недостаток. Там будут обустраиваться пляжи, прогулочные парки, и мы считаем, что включение этой территории в городскую черту будет правильным».
Правильно ли это – включать в городскую черту пригородную зону с целью соблюсти норматив?
15. Охрана атмосферного воздухаСогласно п. 2 ст. 22 Закона Республики Беларусь от 16.12.2008 № 2-З «Об охране атмосферного воздуха» в генеральных населенных пунктов должен быть предусмотрен комплекс мероприятий по сокращению и (или) предотвращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включающий:1. информацию о качестве атмосферного воздуха и прогноз изменения качества атмосферного воздуха при размещении планируемых объектов хозяйственной и иной деятельности, связанных с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
2. мероприятия, направленные на оптимизацию размещения существующих и планируемых объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих наибольшее воздействие на качество атмосферного воздуха, в том числе объектов тяготения мобильных источников выбросов;
3. иные мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов.
16. Обращение с отходамиСогласно п. 2 ст. 23 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» в градостроительных проектах общего планирования (к которым относятся и Генеральные планы населенных пунктов) должен предусматриваться комплекс мероприятий по обращению с отходами, включающий в себя «определение количественных и качественных (химический состав, агрегатное состояние, степень опасности и т.д.) показателей образующихся отходов»
17. Количественные и качественные показатели выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду Согласно ст. 15 Закона Республики Беларусь от 09.11.2009 № 54-З «О государственной экологической экспертизе» заключение государственной экологической экспертизы должно содержать сведения, в т.ч. «количественные и качественные показатели выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду».
Соответственно, данные показатели должны содержаться в Генеральном плане населенного пункта.