Вопрос касается проекта зон охраны историко-культурной ценности «Здание аэровокзала по ул. Чкалова, 38/1 в г. Минске», утвержденного постановлением Министерства культуры от 16.06.2008 № 21 (далее – проект зон охраны).
Мне стало известно, что «Градостроительный проект детального планирования территории в границах ул. Аэродромной – полосы отвода железной дороги – 3-го городского кольца – ул. Кижеватова – ул. Брилевской (внесение изменений)» (далее – детальный план) в этом году уже разработан и проходит процедуру согласований. Однако в его составе корректировка проекта зон охраны не выполнялась.
Согласно п. 4 проекта зон охраны:
«Границы историко-культурной ценности, зоны охраны, режимы их содержания и использования, устанавливаемые проектом зон охраны, определены на основании анализа существующей градостроительной ситуации, историко-архитектурного опорного плана и плана ландшафтного анализа с учетом результатов историко-архивных и библиографических изысканий.»
А «существующая градостроительная ситуация» в 2006-2008 году это действующий аэродром за зданием аэровокзала. То есть на данный момент зоны охраны определены, исходя из предположения, что прямо сейчас все еще существует действующий аэродром, и, соответственно, не может быть никакой застройки в зоне визуального восприятия историко-культурной ценности. Следовательно, в проекте зон охраны используются недостоверные (на данный момент) исходные данные на проектирование для обоснования принятых проектных решений.
Согласно п. 29 инструкции о порядке разработки проектов зон охраны:
«29. Тэрыторыя гісторыка-культурнай каштоўнасці, у тым ліку помнікаў археалогіі,
зоны аховы, рэжымы іх утрымання і выкарыстання вызначаюцца зыходзячы з аналізу
архіўна-бібліяграфічных матэрыялаў гісторыка-культурнай каштоўнасці і яе гістарычнай
тэрыторыі (навуковых даследаванняў), аналізу існуючага палажэння з улікам
горадабудаўнічага, антрапагеннага ўплыву на тэрыторыю, асаблівасцей лакалізацыі
гісторыка-культурнай каштоўнасці, аналізу існуючых зон аховы (пры іх наяўнасці).»
Но, естественно, в устаревшем проекте зон охраны не учитывается существующее положение 2023 года после сноса аэродрома. Например, современная симметрия квартала 24 и существование (планируемой) высотной застройки в зоне визуального восприятия историко-культурной ценности. В результате, полностью проигнорированы требования о зоне регулирования застройки (пп. 35-37), которые должны бы препятствовать созданию неблагоприятного для восприятия историко-культурной ценности фона.
Согласно ст. 26 закона о нормативных правовых актах, проекты зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей являются техническими нормативными правовыми актами, не относящимися к области технического нормирования и стандартизации. Поэтому на них распространяется закон о нормативных правовых актах.
То же самое следует и из инструкции о порядке разработки проектов зон охраны:
«46. Змяненні і (або) дапаўненні ў зацверджаны праект зон аховы ўносяцца ў парадку,
устаноўленым заканадаўствам аб нарматворчай дзейнасці.»
Согласно п. 2 ст. 73 закона о нормативных правовых актах:
«Статья 73. Обеспечение реализации нормативных правовых актов
2. При выявлении пробелов в законодательстве (правовом регулировании), несоответствия нормативных правовых актов актам большей юридической силы, а также внутренних противоречий в нормативном правовом акте либо иных недостатков, создающих правовую неопределенность, соответствующий нормотворческий орган (должностное лицо) обязан их устранить, а другие уполномоченные государственные органы (организации) – внести в установленном порядке предложения об изменении либо прекращении действия соответствующих нормативных правовых актов.»
Полагаю, что игнорирование планируемой высотной застройки из 2023 года в зоне визуального восприятия историко-культурной ценности является пробелом в проекте зон охраны 2006-2008 года, а использование градостроительной ситуации 2006-2008 года с действующим аэродромом для определения зон охраны при современной ситуации высотной застройки в зоне визуального восприятия историко-культурной ценности (использование недостоверных исходных данных) это «иной недостаток, создающий правовую неопределенность». Т. к. использование устаревшего проекта зон охраны не в полной мере обеспечивает сохранность историко-культурной ценности, что противоречит цели разработки проектов зон охраны (ст. 105 кодекса о культуре), и может привести к научно не обоснованному ухудшению условий ее восприятия, запрещенному в ст. 104 кодекса о культуре.
«Артыкул 104. Забеспячэнне захавання нерухомых матэрыяльных гiсторыка-культурных каштоўнасцей
1. Для забеспячэння захавання нерухомых матэрыяльных гiсторыка-культурных каштоўнасцей забараняюцца (за выключэннем выпадкаў, прадугледжаных пунктамі 2 і 3 гэтага артыкула) знос нерухомых матэрыяльных гісторыка-культурных каштоўнасцей, у тым ліку дэмантаж іх частак і (або) гістарычных канструкцый, знiшчэнне нерухомых матэрыяльных гiсторыка-культурных каштоўнасцей або стварэнне пагрозы іх знiшчэння, прычыненне ім шкоды або стварэнне пагрозы яе прычынення, пагаршэнне іх тэхнiчнага стану або стварэнне пагрозы яго пагаршэння, а таксама навукова не абгрунтаванае змяненне, перамяшчэнне і пагаршэнне ўмоў успрымання нерухомых матэрыяльных гiсторыка-культурных каштоўнасцей.»
Просто потому, что никаких научных исследований влияния высотной застройки на условия восприятия историко-культурной ценности не проводилось, любая застройка рядом с историко-культурной ценностью будет ухудшать условия ее восприятия научно не обосновано.
Поэтому министерство культуры (как соответствующий нормотворческий орган) обязано устранить эти недостатки.
В таких условиях по логике необходимо провести все научные исследования, описанные в инструкции о порядке разработки проектов зон охраны, чтобы определить и заменить устаревшие проектные решения.
Согласно арт. 13 «Кодэкса Рэспублікі Беларусь аб культуры» Міністэрства культуры ў сферы культуры арганізуе і садзейнічае правядзенню мерапрыемстваў па ахове гісторыка-культурнай і археалагічнай спадчыны.
Согласно п. 2 арт. 82 «Кодэкса Рэспублікі Беларусь аб культуры» ахова гісторыка-культурнай спадчыны – напрамак культурнай дзейнасці, які ўключае сістэму арганізацыйных, прававых, эканамічных, матэрыяльна-тэхнічных, навуковых, інфармацыйных i (або) іншых мер, накіраваных на вылучэнне культурных каштоўнасцей для надання статусу гісторыка-культурнай каштоўнасці, наданне культурным каштоўнасцям статусу гісторыка-культурнай каштоўнасці, улік, захаванне, аднаўленне, утрыманне i выкарыстанне гiсторыка-культурных каштоўнасцей, што ажыццяўляюцца ў мэтах зберажэння і памнажэння гiсторыка-культурнай спадчыны і стварэння ўмоў для яе перадачы наступным пакаленням.
Согласно п. 1.1 арт. 103 «Кодэкса Рэспублікі Беларусь аб культуры» захаванне гiсторыка-культурных каштоўнасцей уключае ў сябе сiстэму арганiзацыйных, прававых, эканамiчных, матэрыяльна-тэхнiчных, навуковых, інфармацыйных i (або) iншых мер, накiраваных на недапушчэнне пагаршэння ўмоў успрымання нерухомых матэрыяльных гiсторыка-культурных каштоўнасцей.
В связи с изложенным прошу:
1. Принять все возможные меры для недопущения ухудшения условий восприятия здания аэровокзала.
2. Устранить недостатки проекта зон охраны в порядке п. 2 ст. 73 закона о нормативных правовых актах.
3. Не согласовывать детальный план, пока проект зон охраны в его составе не будет откорректирован, и в него не будет добавлена зона регулирования застройки, регламентирующая высоту, габариты и архитектурный стиль новой застройки в зоне визуального восприятия историко-культурной ценности, чтобы учесть современную градостроительную ситуацию вместо устаревшей.
4. Если детальный план уже согласован министерством культуры, то аннулировать согласование.