Администрация Советского района г. Минска
ФИО (заявителя полностью)
почтовый индекс, адрес.
ОБРАЩЕНИЕ
Администрацией Советского района г.Минска в период с 11 апреля по 5 мая 2018 года проводится общественное обсуждение архитектурно-планировочной концепции объекта «Строительство жилого дома со встроенными помещениями и гаражом-стоянкой со сносом общежития по ул. Гикало 22а». Заказчиком выступает ОАО «Амкодор»-управляющая компания холдинга. (далее – Концепция).
Направляем замечания и предложения по Концепции.
В соответствии с п. 16 Положения о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.06.2011 г. № 687, «Организатор общественного обсуждения в 15-дневный срок после его завершения обеспечивает размещение информации о результатах проведения общественного обсуждения на официальном сайте местного исполнительного и распорядительного органа в глобальной компьютерной сети Интернет...»
Соответственно, прошу разместить на официальном интернет-сайте Администрации Советского района г. Минска в разделе «Общественные обсуждения» Протокол общественного обсуждения Концепции.
Приложения:
1. Замечания по порядку проведения общественного обсуждения Концепции.
2. Замечания и предложения по Концепции.
3. Список ____участников общественного обсуждения, выступающих_______ (указать «за» либо «против») утверждение(я) и реализации Концепции на ___ листах.
«____»___________2018 г. __________(подпись заявителя)
Приложение 1. Замечания по порядку проведения общественного обсуждения
1.1 Территория, на которой планируется разместить Объект, находится в границах «Детального плана реконструкции жилого квартала «Золотая горка»», утвержденного решением Мингорисполкома от 27.03.1997 № 270.
Согласно указанного документа, на территории, о которой идет речь, планировалось возведение жилого дома на 27 квартир.
Также по имеющейся информации, в 2016 году в установленном законодательством порядке разработан детальный план территории в границах улиц Козлова, Платонова, Гикало, просп. Независимости (внесение изменений в ПДП реконструкции жилого квартала «Золотая горка»), который в настоящее время направлен в Министерство культуры Республики Беларусь для рассмотрения и согласования).
Согласно п.12 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 08.10.2008 № 1476 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь 01.06.2011 № 687):
«В период разработки градостроительных проектов общего и детального планирования решения о размещении всех видов строительства на территории объекта проектирования должны согласовываться с разработчиком градостроительных проектов общего и детального планирования соответственно, а в период разработки градостроительного проекта специального планирования решения о размещении объектов строительства на территории объекта проектирования – с разработчиком градостроительного проекта специального планирования.»
Согласно Положению о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 01.06.2011 № 687 (в редакции Совета Министров Республики Беларусь 10.02.2014 № 109) (далее – Положение):
"19. Общественные обсуждения в форме информирования физических и юридических лиц и анализа общественного мнения проводятся для:
…
Архитектурно-планировочных концепций объектов строительства (при отсутствии детальных планов).
… "
Согласно информации из Комитета архитектуры и градостроительства, детальный план обсуждаемой территории утвержден в установленном порядке. В то же время, в Положении отсутствуют пункты о возможности проведения общественного обсуждения в форме информирования при наличии детальных планов.
Согласно п. 4 ст. 44 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон об архитектурной деятельности) в ПДП определяется:
- размещение «объектов общего пользования, социально-культурного назначения и коммунально-бытового обслуживания
- параметры транспортных сооружений, улиц, проездов, пешеходных зон, магистральных сооружений и коммуникаций связи, инженерного оборудования, благоустройства территорий
-иные параметры и требования к территории и их застройке
Жилое двухсекционное 63-квартирное здание по Концепции предполагает наличие встроенных административно-общественных помещений и гаража стоянки. Соответственно, размещение указанного здания должно быть предусмотрено в ПДП. Однако, как было упомянуто выше, ПДП предусматривает строительство односекционного, 27-квартирного жилого дома, указания о встроенном гараже-стоянке и помещениях административного назначения в ПДП отсутствуют. Между тем, согласно п. 2 ст. 2 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» государственные органы, организации, физические лица, осуществляющие архитектурную, градостроительную и строительную деятельность, обязаны соблюдать требования градостроительной документации, утвержденной в установленном порядке. Согласно п. 23 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 г. № 1476, градостроительные проекты после их утверждения становятся обязательными для исполнения всеми юридическими и физическими лицами.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что в случае наличия утвержденного ПДП на данную территорию, единственным объектом, который мог быть вынесен на общественное обсуждение в соответствии с Положением, является проект корректировки ПДП, предусматривающий общественное обсуждение в форме работы комиссии.
1.2 Согласно Приложения Б «Состав и содержание архитектурно-планировочной концепции» ТКП 45-1.02-298-2014 «Предпроектная (предынвестиционная) документация. Состав, порядок разработки и утверждения», утвержденного и введенного в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 14 июля 2014г. № 196., архитектурно-планировочная концепция должна содержать:
«Б.1 Пояснительная записка
В пояснительной записке приводят:
а) основание для разработки эскиза (эскизного предложения);
б) исходные данные для выполнения предпроектных проработок;
) принципиальные градостроительные, архитектурно-планировочные, технологические и другие решения, формирующие состав и облик объекта;
г) основные технико-экономические показатели (предполагаемая мощность (вместимость, пропускная способность), строительный объем, строительная и общая площадь, общая площадь квартир и площадь жилого здания, показатели по генеральному плану, потребности по инженерному обеспечению работы объекта и т. п.).
Б.2 Основные чертежи (схемы)
Комплект чертежей включает:
а)ситуационный план
б) схему генерального плана;
…
г) поэтажное функциональное зонирование…»
Однако, Пояснительная записка к обсуждаемой Концепции отсутствует.
В описательной части к обсуждаемой концепции, отсутствуют:
-основание для разработки эскиза (эскизного предложения)
-основание для выполнения предпроектных проработок;
а также следующие технико-экономические показатели:
-вместимость, наполняемость, пропускная способность встроенных помещений и гаража-стоянки,
-строительный объем,
-площадь жилого здания,
-показатели по генеральному плану,
-потребности по инженерному обеспечению работы объекта.
В графической части представленной экспозиции:
- не представлена схема типового этажа,
- схема генерального плана расположена на устаревшей подоснове, не отражающей истинное положение застройки района,
- ситуационный план не соответствует действительности и не отражает истинное положение застройки района.
Также, необходимо отметить несоответствие графической части представленным технико-экономическим показателям и описательной части. В частности в описательной части говорится о том, что здание 7-ми этажное, в то время, как в графических материалах (перспективные изображения, разрез) насчитывается 8 надземных этажей, не считая цокольного и технического.
Отсутствие либо недостоверность данных пунктов не позволяет участникам Общественного Обсуждения получить комплексное представление об объекте.
В связи с этим, Концепция должна быть доработана с включением всей информации, требуемой согласно Приложения Б «Состав и содержание архитектурно-планировочной концепции» ТКП 45-1.02-298-2014, и устранением несоответствий до начала Общественного Обсуждения.
Приложение 2. Замечания по архитектурно-планировочной концепции объекта строительства
2.1 Проект детального планирования
Застройка населенных пунктов осуществляется в соответствии с ТКП 45-3.01-116-2008 «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки».
Так, согласно п. 4.1.1 ТКП 45-3.01-116 «…застройку населенных пунктов следует осуществлять на основе… проектов… детального… градостроительного планирования...». Согласно п. 4.1.7 ТКП 45-3.01-116 «Застройка поселений осуществляется на основе градостроительной документации детального планирования конкретных структурно-планировочных элементов – район, микрорайон, квартал, градостроительный комплекс – территорий предполагаемой инвестиционной деятельности».
В соответствии с п. 4 ст. 44 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности) в градостроительной документации детального планирования (детальный план) определяются:
- красные линии и линии регулирования застройки;
- территориальные зоны по преимущественному функциональному использованию;
- размещение объектов общего пользования, социально-культурного назначения и коммунально-бытового обслуживания;
- градостроительные требования к застройке территорий;
- параметры транспортных сооружений, улиц, проездов, пешеходных зон, магистральных сооружений и коммуникаций связи, инженерного оборудования, благоустройства территорий.
Согласно ТКП 45-3.01-284-2014 «Градостроительство. Градостроительный проект детального планирования. Состав и порядок разработки» в ПДП осуществляется расчет: параметров градостроительного освоения территории; баланс застроенной и озелененной территории; плотности жилого фонда и численности проектного населения; необходимой мощности (вместимости) объектов общественного социально-гарантированного обслуживания для обеспечения ими проектного населения и определяются места их размещения; обеспеченности объектов строительства местами хранения и стоянки автотранспорта; экологическая оценка окружающей среды и мероприятия по защите населения от вредного воздействия; озелененности территории и обеспеченности проектного населения озелененными территориями; необходимых (резервных) мощностей электро-, газо-, водоснабжения и бытовой канализации для строительства предусмотренных в ПДП объектов.
В ПДП также определяется доля территорий, занимаемых жилой застройкой, участками учреждений воспитания и образования, предприятиями общественного обслуживания, озелененными территориями, автостоянками и парковками автотранспортных средств в зависимости от принятой в ПДП плотности жилищного фонда, размещения объектов социально-гарантированного обслуживания и других факторов.
Согласно п. 6.2.1 ТКП 45-3.01-116 «Потребность в строительстве жилых домов различных типов должна определяться на основе планов социально-экономического развития населенных пунктов, а также дополнительных исследований, включающих: анализ фактических и прогнозируемых показателей развития жилищного и общественного фондов, семейного состава населения (с учетом одиноко проживающих граждан с ограниченными физическими возможностями и семей, в которых они проживают), среднего уровня доходов населения, существующей и перспективной жилищной обеспеченности населения с учетом социальной нормы общей площади жилья (кв.м./чел.)». Данный анализ осуществляется в ПДП.
В ПДП также определяются требования к благоустройству территории.
Между тем, утвержденным в установленном порядке ПДП на территорию, где размещается испрашиваемый под застройку земельный участок, предполагается размещение жилого здания, не предполагающего наличие встроенных помещений административного назначения и гаража-стоянки, параметры которого по вместимости жилой части ниже предлагаемого Концепцией более чем в два раза. Таким образом, представленный на общественное обсуждение «проект» предусматривает «точечную застройку», т.е. строительство объекта без утверждения в установленном порядке изменений в градостроительной документации детального планирования (ПДП) для данной территории. Соответственно, расчеты выполнения нормативов (параметры градостроительного освоения территории, обеспеченность объектами общественного социально-гарантированного обслуживания, балансы застроенной и озелененной территории, обеспеченность местами стоянки и хранения автотранспорта и др.) и проверка данных расчетов органами и организациями, уполномоченными выдавать государственные экспертные заключения по «проекту», отсутствует.
Согласно п. 1 ст. 11 Закона об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности должно обеспечиваться формирование полноценной и эстетически выразительной среды обитания путем соблюдения следующих особых требований к планировке и застройке населенных пунктов: «строительства учреждений культуры, спортивных сооружений и других объектов социально-культурного назначения при формировании застройки населенных пунктов и их территориальных зон с учетом интересов социально-демографических и профессиональных групп населения».
В главе 1 Основных направлений государственной градостроительной политики Республики Беларусь на 2016-2020 годы, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 05.09.2016 № 334, сказано: «Градостроительная политика позволит решить имеющиеся градостроительные проблемы и эффективно регулировать вопросы… комплексного развития среды жизнедеятельности населения и обеспечения экологической безопасности населенных пунктов». Комплексное развитие среды жизнедеятельности населения (в т.ч. комплексная застройка жилых территорий) возможно только при застройке жилых территорий в соответствии с разработанным и утвержденным ПДП, а не путем «точечной застройки» (уплотнение существующей застройки жилыми домами) без разработки ПДП и без обеспечения перспективного населения общественными социально-гарантированными объектами и дополнительными мощностями сетей.
Таким образом, необходимо утвердить изменения в ПДП в установленном порядке и лишь затем проектировать объекты, которые будут предусмотрены к размещению в ПДП.
3. Автомобильные стоянки и автомобильные парковки
3.1 Обеспеченность населения местами хранения и стоянки автотранспорта.
В настоящий момент в квартале, ограниченном ул. Гикало– ул. Краснозвездная – ул. Берестянская, условия движения автотранспорта и пешеходов характеризуются следующим.
Парковки для автотранспорта, проезды и пешеходные дорожки на придомовой территории домов №№ 22, 24, 24/2, 26 по ул. Гикало, №№ 24, 17 по ул. Берестянской, №№ 33, 33/2, 35/2 размещены с нарушением норм ТКП 45-3.01-116-2008 «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки», утвержденного и введенного в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 439 и ТКП 45-3.03-227-2010 «Улицы населенных пунктов. Строительные нормы проектирования», утвержденного и введенного в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 17 декабря 2010 г. № 485.
Стоит отдельно заметить, что ситуация в районе характеризуется острой нехваткой парковочных мест.
В описательной части обсуждаемой архитектурно-планировочной концепции заявлено, что проектом предлагается благоустройство территории за пределами земельного участка Заказчика для обеспечения жителей близлежащих домов парковочными местами.При этом, расчет потребности Объекта в машино-местах не приведен, назначение, пропускная способность и вместимость встроенных помещений не уточнены. Согласно приведенным технико-экономическим показателям, количество парковочных мест, предусмотренных проектом, составляет 75 машиномест. При этом, проектное количество квартир в доме – 63, а площадь встроенных административных помещений 400 м2. Согласно п.11.6.1 ТКП 45-3.01-116-2008 «при проектировании многоквартирной жилой застройки, должно быть предусмотрено размещение автомобильных стоянок и автомобильных парковок для хранения 100% численности расчетного количества автомобилей, принадлежащих гражданам, из расчета 1 машино-место на одну квартиру». Таким образом, 63 машиноместа необходимо только для покрытия нужд жилой части дома. Расчет машино-мест для встроенной части административного назначения производится согласно табл.В1, Приложения В, ТКП 45-3.01-116-2008. Согласно указанной таблице, требуемое количество машиномест для административных помещений составляет, например, для контор (офисов) одно машино-место на 14м2 общей площади. Итого для обеспечения встроенных помещений потребовалось бы 29 машиномест. Суммируя рассчитанные данные, получаем, что потребность объекта в машиноместах по самым грубым расчетам составляет 92 машиноместа.
Таким образом, утверждение, что существующая Концепция предполагает улучшение обеспеченности населения квартала местами хранения и стоянки автотранспорта, ставится под сомнение, поскольку, исходя из вышеуказанных расчетов, планируемое количество машиномест (75) не будет достаточно для потребностей самого проектируемого объекта.
Для разъяснения этого вопроса необходимо уточнение разработчиком Концепции назначения, вместимости, пропускной способности встроенных помещений, а также расчет потребности объекта в машино-местах исходя из указанных параметров.
3.2 Размещение автомобильных стоянок и автомобильных парковок на территории жилой застройки
Для обеспечения парковочными местами Концепцией предлагается устройство открытой стоянки с эксплуатируемой кровлей, частично размещенной под объемом дома и занимающей практически всю территорию участка. Вместимость указанной стоянки разработчиками концепции не уточняется, однако, согласно чертежу Плана цокольного этажа с автостоянкой, насчитывается 72 машино-места. Данный объект (стоянка) согласно п.п. 3.1.4 и 3.1.13 ТКП 45-3.02-25-2006 «Гаражи-стоянки и стоянки автомобилей. Нормы проектирования» и п. 2 Санитарных норм и правил «Требования к санитарно-защитным зонам организаций, сооружений и иных объектов, оказывающих воздействие на здоровье человека и окружающую среду», утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 11.10.2017 № 91 (далее – СанПиН № 91), относится к объектам «гараж-стоянка (автомобильная стоянка) открытого типа». При этом согласно п. 21 СанПиНа № 91 «Выезд-въезд из автомобильных стоянок, размещаемых на территории жилой застройки, должны быть организованы на улично-дорожную сеть», а не на внутридворовые проезды существующих жилых домов. Предлагаемая организация въезда-выезда по территории жилой застройки неизбежно приведет к увеличению аварийности и риску для здоровья и жизни пешеходов и других участников дорожного движения.
Кроме того, согласно Приложению 2 СанПиН № 91, расстояние от стоянки (парковки) вместимостью 51-100 машино-мест до границ территорий учреждений дошкольного образования должно составлять не менее 30м. По чертежам, представленным на обсуждение, очевидно, что указанный разрыв до территории расположенного рядом с объектом детского сада №111 не выдержан.
4. Охрана окружающей среды
4.1 Обеспеченность населения озеленными территориями.
В соответствии с пп. 3.8.8 экологических норм и правил ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 «Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности», утвержденных Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 18.07.2017 № 5-Т (далее – ЭкоНиП) «При разработке градостроительной и проектной документации, размещении и проектировании объектов благоустройства и озеленения населенных пунктов, объектов озеленения, благоустройстве озелененных территорий не допускается уменьшение площади озелененных территорий общего пользования, в том числе путем размещения на них объектов строительства, зеленых зон городов, если в городе, районе в городе (при делении города на районы), на участке застройки, в зеленой зоне города не выполняются нормативы в области озеленения либо если это приведет к невыполнению таких нормативов.».
В соответствии с п.3.8.4 ЭкоНиП «При разработке градостроительной и проектной документации, размещении и проектировании объектов благоустройства и озеленения населенных пунктов, объектов озеленения, благоустройстве озелененных территорий необходимо обеспечить:
- соблюдение нормативов озелененности территорий в населенных пунктах согласно таблице Б.4;
- соблюдение нормативов обеспеченности населения озелененными территориями в населенных пунктах согласно таблице Б.6.
Нормативы обеспеченности населения озелененными территориями в населенных пунктах в зависимости от типа населенного пункта регламентирует таблица Б.6 ЭкоНиП. В соответствии с п. 4.1.2 ТКП 45-3.01-116 г. Минск, с численностью населения свыше 500 тыс. человек относится к крупнейшим городам.
Согласно таблицы Б.6 ЭкоНиП норматив обеспеченности населения озелененными территориями в жилой застройке для крупнейших городов составляет 9 кв.м./чел. Согласно Примечания к таблице Б.6 ЭкоНиП:
«1. В состав озелененных территорий в жилой застройке включаются придомовые, дворовые и внутриквартальные насаждения, за исключением озелененных участков школьных, дошкольных учреждений и других, имеющих ограничения в доступе.
2 В состав озелененных территорий в жилой застройке включаются игровые, спортивные площадки для физкультурно-оздоровительных занятий, прогулок, игр детей».
Будут ли выполняться данные требования таблицы Б.6 ЭкоНиП для квартала жилой застройки после строительства объекта, предусмотренного Концепцией? Возможно ли выполнить данные требования с одновременным выполнением требования по размещению парковок нормативной вместимости на нормативном расстоянии от жилых домов, в том числе от запланированного к строительству дома?
Для проверки выполнения требований п.3.8.4 и таблицы Б.6 ЭкоНиП требуется разработка ПДП, в котором проводится расчет обеспеченности населения микрорайона озелененными участками в жилой застройке.
4.2 Озелененность территории
Удельный вес озелененных территорий различного назначения (уровень озелененности) в пределах застроенных территорий поселений должен быть не менее 25 % (табл.Б4 ЭкоНиП 17.01.06-001-2017).
Будут ли выполняться данные требования после строительства объекта, предусмотренного Концепцией? Возможно ли выполнить данные требования с одновременным выполнением требования по размещению парковок и стоянок нормативной вместимости на нормативном расстоянии от жилых домов?
Для проверки выполнения требований п. 9.2.1 ТКП 45-3.01-116 требуется разработка ПДП, в котором проводится расчет озелененности территории.
4.3. Стандарт жилой среды устанавливает п. 2.2.2.4 Системы регламентов Генерального плана г.Минска, согласно которому «Для создания удовлетворительных жилищных условий необходимо иметь полноценную жилую среду. При расчете потребных территорий для жилой застройки должен приниматься средний стандарт жилой среды на одного человека, включающий… придомовую территорию жилой многоквартирной и смешанной многоквартирной застройки (не включая площадь подошвы застройки)».
Показатели стандарта жилой среды приводятся в табл. 2.2.4 регламентов, согласно которой средний показатель придомовых территорий многоквартирной и смешанной многоквартирной застройки составляет 13,0 кв.м./чел. Согласно Примечания к табл. 2.2.4 регламентов «На придомовой территории располагаются следующие элементы: подходы и подъезды к дому, гостевые парковки, озелененные территории с площадками для игр и отдыха». Увеличить размер земельного участка для строительства данного объекта с одновременным сохранением стандарта жилой среды (табл. 2.2.4 регламентов) для проживающих в данном квартале невозможно.
Таким образом, необходимо утвердить в установленном порядке изменения в ПДП на территорию квартала, в котором определить подробное функциональное зонирование территории квартала с выделением участков подзон и определить их параметры (тип и подтип функциональных зон, их границы, границы земельных участков, интенсивность освоения, основные технико-экономические показатели каждого объекта строительства, архитектурно-пространственная организация, выполнение требований стандартов жилой среды и др.). И только после утверждения в установленном порядке изменений в ПДП возможна застройка данного участка.
Учитывая вышеизложенное, ТРЕБУЕМ:
1. Не рекомендовать к дальнейшей разработке и реализации представленную на общественное обсуждение Концепцию.
2. Благоустроить испрашиваемый под застройку участок
3. При необходимости уплотнения застройки – утвердить в установленном порядке изменения в ПДП на данную территорию и лишь затем проектировать объекты, которые будут предусмотрены к размещению.
ШАПКА подписного листа
Список жильцов дома № ___ по ул.______________ в гор._______, выступающих _________ (указать «за» либо «против») утверждение(я) и реализации архитектурно-планировочной концепции объекта строительства «___________________________».
Ниже – таблица из трех колонок: № квартиры, ФИО (полностью), подпись.