220010, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Советская, 11
Депутату от округа Чкаловского № 96, г. Минска
Климович Наталье Анатольевне
Коллектив жителей
округа Чкаловского № 96
Адрес для корреспонденции
ЖАЛОБА
(о нарушении требований законодательства Республики Беларусь в сфере охраны здоровья при разработке градостроительного проекта детального планирования территории в границах ул. Кирова – ул. Свердлова – ул. Ульяновской – ул. Бобруйской (внесение изменений))
Сокращения:
КАиГ: Комитет архитектуры и градостроительства Минского горисполкома
СанПиН: Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы, утвержденные Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь
Уважаемая Наталья Анатольевна!
Согласно требованиям Закона республики Беларусь от 4 ноября 1998 г. № 196-З «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» (в редакции от 1 января 2015 г. № 232-З) (далее – Закон о статусе депутата),
депутаты Палаты представителей:
Статья 24: «принимают меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов своих избирателей, населения соответствующей административно-территориальной единицы: рассматривают поступившие от них обращения, способствуют в пределах своих полномочий надлежащему решению содержащихся в них вопросов».
Статья 25: «осуществляют контроль за рассмотрением полученных ими обращений граждан и юридических лиц в государственных органах, органах общественных объединений, иных организациях, принимают личное участие в их рассмотрении и контроле за реализацией принятых по обращениям граждан и юридических лиц решений»
УП «Минскградо», КАиГ разработали объект «Градостроительный проект детального планирования территории в границах ул. Кирова – ул. Свердлова – ул. Ульяновской – ул. Бобруйской (внесение изменений)» (далее – детальный план) и проводят процедуру его утверждения и согласования. Администрацией Октябрьского района г.Минска в период с 26.06.2017 по 20.07.2017 проводилось его общественное обсуждение.
Решения детального плана не соответствуют требованиям Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов:
– «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206 (далее СанПиН №206)
– «Требования к организации санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, являющихся объектами воздействия на здоровье человека и окружающую среду», утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 15.05.2014 № 35 (далее СанПиН №35)
Согласно детальному плану на внутридворовой территории предложено разместить:
Гимназию (начальная школа) на 144 учащихся (отмечена на схеме прямоугольником)
подземную гараж-стоянку для автомобилей жителей прилегающих домов на 120 м/мест (С1) – в зоне предназначенной для размещения учреждений образования и воспитания (отмечена на схеме штриховкой)
парковки (П), в том числе парковку на 12 м/мест (П1), парковку на 14 м/мест (П6) – рядом с зоной предназначенной для размещения учреждений образования и воспитания
Размер земельного участка для гимназии (начальной школы) определяется требованиями законодательства и зависит от проектной мощности учреждения образования. Он не может быть уменьшен (либо увеличен) произвольно.
В то же время подземная гараж-стоянка на 120 м/мест, рассчитанная на пользование жителями располагается на земельном участке гимназии (начальной школы).
Глава 1 «Общие положения» СанПиН-ов определяет сферу их применения:
«Требования настоящих Санитарных норм и правил обязательны для соблюдения государственными органами, иными организациями, физическими лицами».
1. Нарушение объектом «подземный гараж-стоянка» требований СанПиНа № 206 для территории планируемого к размещению учреждения образования
Согласно п. 15 СанПиНа № 206 «Через территорию учреждения образования не должны проходить инженерные коммуникации (водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения), не предназначенные для санитарно-технического благоустройства и электроснабжения учреждения образования.
Расположение на территории учреждения образования зданий и сооружений, функционально не связанных с образовательным процессом, не допускается.»
В то же время согласно схеме функционального зонирования, детальный план предусматривает размещение на участке «предназначенном для размещения учреждения образования и воспитания» объекта «подземный гараж-стоянка (на 120м/мест)», рассчитанного на пользование жителями прилегающих домов, что является нарушением требования п. 15 СанПиНа № 206.
2. Нарушение объектом «подземный гараж-стоянка» требований СанПиНа № 35 для территории планируемого к размещению учреждения образования
Санитарный разрыв от автомобильных стоянок и автомобильных парковок до объектов различного назначения (фасады жилых домов и торцы с окнами; торцы жилых домов без окон; границы территорий учреждений дошкольного образования, общего школьного образования, площадки (зоны) отдыха, детские площадки и др.) следует принимать в соответствии с п.п. 17 и 18 СанПиН № 35.
Согласно Таблицы «Границы территорий учреждений дошкольного образования, общего школьного образования, площадки (зоны) отдыха, детские площадки» стоянки вместимостью 11-50 должны располагаться на расстоянии не менее, чем 25 м., парковки вместимостью до 20 машин – на расстоянии не менее, чем в 15 м.
В то же время
подземная стоянка С1 размещена непосредственно под территорий учреждения общего школьного образования
парковка П1 на 12 м/мест размещена менее, чем в 15 м от территории учреждения общего школьного образования
парковка П6 размещена менее, чем в 15 м от территории учреждения общего школьного образования,
В соответствии с требованиями СанПиН № 35 следует исключить размещение стоянок и парковок на данных участках территории.
Так же возникает и вопрос куда будут выходить вентиляционные шахты подземной стоянки, расположенной в границах территории школьного учреждения?
3. Предписания положений и требования Системы регламентов Генерального плана г.Минска
Требования к количеству машино-мест для хранения автотранспорта определены Генеральным планом г. Минска (корректировка) в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 15.09.2016 г. № 344 (далее – Генплан г. Минска).
Генпланом предписано: «Принять в условиях реконструкции для населения, проживающего в центральной зоне города – 60-процентную ...обеспеченность местами хранения автомобилей (автостоянками)» (п. 3.6.5 Основные положения, Глава 13 «Стратегия развития транспортной инфраструктуры»).
Согласно Генплану г. Минска:
«Действие установленных генеральным планом регламентов не распространяется на территориях в зонах исторической застройки и зонах специального назначения.» (Система регламентов, 1. «Цели регламентов, Статус регламентов и область действия»)
1.3 «Подробное функциональное зонирование территории города с выделением участков подзон и определение их параметров (тип и подтип функциональных зон, их границы, интенсивность освоения и др.) установить градостроительными проектами стадии «Детальный план»» (Основные положения, Глава 16 «Градостроительное зонирование. Система регламентов»)
Таким образом Генплан г.Минска не накладывает жёстких требований на количество машино-мест для хранения автомобилей в данном квартале.
Так же Генпланом г.Минска предписана организация мероприятий по разгрузке от транспорта территорий в границах Привокзальной площади:
«Осуществить реконструкцию южной привокзальной площади станции Минск-Пассажирский с созданием на ней необходимых сооружений и устройств, включая разноуровневые парковки автомобилей, с целью разгрузки от транспорта северной площади и эффективного функционирования всего вокзального комплекса.» (Глава 13 п 1.2.6)
В пределах 50 м от границ ПДП в здании по ул. Бобруйской 6 (ТРЦ «Галилео»), находится автостоянка (владелец ИООО «Миатон»).
Согласно ответу ИООО «Миатон» №471 от 18.07.2017 г ТРЦ «Галилео» имеет в будние дни резерв в 150 м/мест и дополнительную пропускную способность 800 единиц автотранспорта,
4. Экология в границах детального плана
Согласно 46 статьи Конституции Республики Беларусь «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно Закону Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 300-З Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь (в редакции от 31 декабря 2014 г. № 229-З).
«Физические лица имеют право на благоприятную среду обитания при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» (Статья 4).
Размещение объекта «подземный гараж-стоянка» нарушает право на благоприятную среду жителей близлежащих домов, детей в планируемой к открытию школе.
На Схеме зон наиболее неблагоприятных экологических условий г. Минска, входящей в состав Генерального плана г. Минска, территория в границах детального плана относится к «неблагоприятной зоне».
Согласно действующему детальному плану:
«При южном направлении ветра отмечается довольно высокий уровень загрязнения атмосферы приземных слоев суммарными показателями аммиака и формальдегида, превышающий ПДК в 1,114 раза.
Примыкающие мощные коммунально-общественные объекты (оба вокзала) и транспортные потоки на окаймляющих улицах формируют значительные локальные поля загрязнения атмосферы на проектируемой территории.
Согласно схеме существующего состояния окружающей среды территория квартала входит в зону, экологическая ситуация которой на сегодняшний день носит статус «неблагоприятная».
Автотранспортными потоками формируются локальные зоны шумового дискомфорта, в которых находятся все жилые дома квартала, этажностью 4-5-6 этажей.
Плотная периметральная квартальная застройка территории препятствует проникновению на внутридворовое пространство «очищающих» санирующих потоков, что обуславливает создание на данной территории неблагоприятных условий аэрации и проветриваемости.
Согласно схеме условий аэрации (схема 2), продолжительность адвекции загрязнений на данной территории составляет более 200 дней, а аэрация (самовосстановление и санирование территорий) полностью отсутствует. ...внутри квартала происходит своеобразный застой этих масс».
Экологическая ситуация такова, что «требует дополнительного озеленения»
(см. Приложение, п.3, п.4 «Оценка экологического состояния квартала согласно ПДП (ПДП, лист 22, 26, 27, 28)»);
Таким образом двор представляет собой непроветриваемый «колодец», в котором застаиваются воздушные массы.
Вместе с тем детальный план предусматривает размещения объекта «подземный гараж-стоянка (на 120 м/мест)» внутри квартала, где «продолжительность адвекции загрязнений ...составляет более 200 дней, аэрация (самовосстановление и санирование территорий) полностью отсутствует», что будет ухудшать экологическую обстановку внутри границ квартала.
5. Результаты общественного обсуждения детального плана
1. Администрацией Октябрьского района г. Минска с 23.06.2015 г. по 11.07.2015 г. проводилось общественное обсуждение указанного детального плана.
Согласно протоколу общественного обсуждения организатору поступило:
«коллективное обращение от граждан, выступающих за утверждение проекта детальной планировки и исключение из его состава объекта «подземная гараж-стоянка (на 120 м/мест)» (170 подписавшихся)».
Протокол включает следующее особое мнение членов комиссии по проведению общественного обсуждения: «в связи с нарушениями законодательства Республики Беларусь возражаем против размещения паркинга и рекомендуем отправить проект на доработку. Особое мнение на 42 листах приложено».
Особое мнение касается размещения указанного подземного паркинга в границах квартала и непосредственно под территорией учреждений общего среднего образования, и содержит перечень нарушений требований Законодательства Республики Беларусь в случае размещения данной стоянки.
ПРОСИМ:
1. Согласно требованиям Закона о статусе депутата, депутаты Палаты представителей:
Статья 22. «В случае обнаружения нарушения законности депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе направить представление должностному лицу правоохранительных или контролирующих (надзорных) органов, других государственных органов, органов общественных объединений, иных организаций.
Должностные лица правоохранительных или контролирующих (надзорных) органов, других государственных органов, органов общественных объединений, иных организаций, которым направлено представление депутата Палаты представителей, члена Совета Республики, принимают меры к устранению нарушения, а при необходимости – к привлечению виновных к ответственности с последующим информированием об этом депутата Палаты представителей, члена Совета Республики.»
С целью соблюдения требований законодательства в сфере охраны здоровья и экологии, в том числе обязательных
«Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206 (далее СанПиН №206)
«Требования к организации санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, являющихся объектами воздействия на здоровье человека и окружающую среду», утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 15.05.2014 № 35 (далее СанПиН №35)
принять меры по исключению из указанного детального плана объекта: «подземная гараж-стоянка на 120 м/мест», как не соответствующего требованиям законодательства Республики и нарушающего права населения административно-территориальной единицы.
В том числе направить представление депутата Палаты представителей в Минский горисполком, ГУ «Минский городской центр гигиены и эпидемиологии», Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья для исключения из указанного детального плана объекта: «подземная гараж-стоянка на 120 м/мест», как не соответствующего требованиям законодательства Республики Беларусь в сфере охраны здоровья.
2. Статья 28. «Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе участвовать с правом совещательного голоса в заседаниях органов местного управления и самоуправления».
Согласно ответу от 10.08.2017 №01-06-2/1233 УП «Минскградо»:
«в настоящее время Комитетом архитектуры и градостроительства Мингорисполкома рассматривается вопрос о возможности перераспределения необходимого для обеспечения жителей квартала автомобильными стоянками количества машино-мест с целью исключения подземного гаража-стоянки из объектов возможного размещения на территории детального плана».
Принять участие в заседаниях Минского горисполкома, Комитета архитектуры и градостроительства Минского горисполкома, по вопросу исключения подземного гаража-стоянки из объектов возможного размещения на территории в границах детального плана.
Приложения:
1. Копия ответа от 10.08.2017 №01-06-2/1233 УП «Минскградо» (на 1-м листе)
2. Копия ответа ИООО «Миатон» №471 от 18.07.2017 г (наполняемость паркинга ТРЦ «Галилео») (на 1-м листе)
3. Копия особого мнения членов комиссии по проведению общественного обсуждения объекта «Градостроительный проект детального планирования территории в границах ул. Кирова – ул. Свердлова – ул. Ульяновской – ул. Бобруйской (внесение изменений)» (извлечение в части сферы охраны здоровья и экологии) (на 24-х листах).
4. Копия подписей 170 жителей квартала, участников общественного обсуждения детального плана, высказавшихся против размещения в квартале объекта «подземная гараж-стоянка» (на 6-ти листах).
Коллектив жителей
округа Чкаловского № 96