Заявителем 10.09.2024 было подано заявление в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь (далее – МЖКХ) с просьбой разьяснить, каким нормативным правовым актом в настоящее время регламентируются отношения, связанные с «пользованием жилыми помещениями, содержанием жилых, подсобных и вспомогательных помещений, общего имущества совместного домовладения в жилых домах государственного и частного жилищных фондов (за исключением помещений в общежитиях и специальных жилых помещений)», возникшие до 21.05.2013 и продолжаемые в настоящее время.
В ответе заявителю, данном МЖКХ 30.09.2024 указано следующее:
«По состоянию на 01.10.2024 вопросы, связанные с пользованием жилыми помещениями, содержанием жилых, подсобных и вспомогательных помещений, общего имущества совместного домовладения в жилых домах государственного и частного жилищного фондов (за исключением помещений в общежитиях и специальных жилых помещений), в том числе возникшие до 21.05.2013 и продолжающиеся в настоящее время, регулируются Жилищным кодексом Республики Беларусь, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2013 № 399 «Об утверждении правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений»
В п. 1 ст. 188 «Переходные положения» Жилищного Кодекса Республики Беларусь № 428-З от 28.08.2012 (далее – ЖК), указано следующее: «Настоящий Кодекс применяется к жилищным отношениям, возникшим после вступления его в силу. По жилищным отношениям, возникшим до вступления в силу настоящего Кодекса, он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникли после вступления его в силу».
Предшественник действующего ЖК утратил силу после вступления ЖК в силу. Возникает вопрос: какой законодательный акт применяется к «жилищным отношениям, возникшим до вступления в силу настоящего Кодекса» в отношении тех прав и обязанностей, которые возникли до вступления его в силу? Неужели никакой и «данные отношения в отношении тех прав и обязанностей, которые возникли до вступления его в силу» законодательными актами не регулируются?
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2013 № 399 были утверждены Правила пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений (далее – Постановление № 399 и Правила № 399 соответственно).
При этом Постановление № 399 и Правила № 399 не содержат «переходных положений», аналогичных п. 1 ст. 188 ЖК. Соответственно, «обратная сила» Правил № 399 регулируется общими нормами Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон о НПА).
Согласно ч. 1 п. 1 ст. 66 Закона о НПА «Нормативный правовой акт не имеет обратной силы, то есть не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан и юридических лиц». При этом Правила № 399 не регулируют «ответственность граждан и юридических лиц».
Согласно ч. 2 п. 1 ст. 66 Закона о НПА «Нормативный правовой акт, иным образом улучшающий положение граждан и юридических лиц, имеет обратную силу в случаях, предусмотренных законодательными актами, а также если в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до вступления его в силу».
При этом:
1) Правила № 399 не содержат положений «иным образом улучшающих положение граждан и юридических лиц» по сравнению с их предшественником – Правилами пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений жилого дома в Республике Беларусь, утвержденные Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 07.12.1999 № 177 (далее – Правила № 177);
2) Постановление № 399 и Правила № 399 не содержат положений, которыми «прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до вступления его в силу».
Согласно ч. 2 п. 2 ст. 66 Закона о НПА «Нормативные правовые акты, иным образом ухудшающие положение граждан и юридических лиц (возлагающие дополнительные (увеличенные) по сравнению с ранее существовавшими обязанности или ограничивающие в правах либо лишающие имеющихся прав), не имеют обратной силы, если иное не предусмотрено законодательными актами». Возможно, что Правила № 399 содержат положения «иным образом ухудшающие положение граждан и юридических лиц (возлагающие дополнительные (увеличенные) по сравнению с ранее существовавшими обязанности или ограничивающие в правах либо лишающие имеющихся прав)».
С учетом вышеизложенного, Правила № 399 не имеют обратной силы, т.е. не распространяются на отношения, возникшие до вступления их в силу и продолжаемые в настоящее время.
Предшественником Правил № 399 являлись Правила № 177, которые утратили силу согласно п. 1 Постановления Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 09.09.2013 № 14 «О признании утратившим силу приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 7 декабря 1999 г. № 177».
Возникает вопрос: какой акт законодательства, устанавливающий «порядок пользования жилыми помещениями, содержания жилых, подсобных и вспомогательных помещений, общего имущества совместного домовладения в жилых домах государственного и частного жилищных фондов (за исключением помещений в общежитиях и специальных жилых помещений)», применяется в настоящее время к «жилищным отношениям, возникшим до вступления в силу Правил № 399 и которые ранее регулировались Правилами № 177? Неужели никакой и данные отношения актами законодательства не регулируются?
В п.п. 3, 5, 7, 8, 13, 16, 17 Правил № 399 указаны обязанности, в т.ч. запреты, для физических и юридических лиц, обслуживающих организаций и товариществ собственников жилых помещений по пользованию жилыми, вспомогательными помещениями, также дворовыми территориями. Соответственно, отсутствие действующего в настоящее время акта законодательства, содержащего указанные обязанности, в т.ч. запреты, для указанных лиц, являющихся участниками ранее возникших и продолжающихся в настоящее время отношений, имеет очевидные негативные последствия.
Указанные отношения, возникшие до вступления в силу Правил № 399, могли бы регулировать ранее действующие Правила № 177 (предшественник Правил № 399), но этому препятствует п. 3 ст. 66 Закона о НПА, где указано следующее: «Прекративший свое действие нормативный правовой акт (его структурный элемент) применяется к отношениям, возникшим в период его действия, до утраты им юридической силы, если иное не предусмотрено прекратившим его действие нормативным правовым актом».
Также заявителем ранее направлялось обращение в МЖКХ по вопросу области применения технического кодекса установившейся практики 17.11-08-2020 «Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Правила обращения с коммунальными отходами», утвержденный постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 30 июня 2020 г. № 18/4-Т (далее – ТКП 17.11-08-2020).
В ответе заявителю, данном МЖКХ 22.08.2024 № 01-18/А-229, указано следующее:
«……
В части применения требований к оборудованию для сбора, хранения и сортировки коммунальных отходов и к контейнерным площадкам для сбора коммунальных отходов до введения в действие ТКП 17.11-08-2020 «Охрана окружающей среды и природопользования. Отходы. Правила обращения с коммунальными отходами» (далее – ТКП 17.11-08-2020) сообщаем.
В соответствии с нормами Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 № 130-З «О нормативных правовых актах», нормативный правовой акт (включая технический нормативный правовой акт в области технического нормирования и стандартизации), не имеет обратной силы, то есть не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан и юридических лиц (пункт 1 статьи 66 Закона).
По своему содержанию данные предписания устанавливают запрет на придание обратной силы нормативным правовым актам, если он предусматривает введение или усиление ответственности граждан и юридических лиц за действия, которые на момент их совершения не влекли указанную ответственность или влекли более мягкую ответственность.
Предлагаемое в обращении регулирование размещения контейнерных площадок повлечет ухудшение для юридических лиц технических условий оказания услуги по обращению с коммунальными отходами. Кроме того, последствия принятия такой нормы приведут к необходимости привлечения дополнительных финансовых средств для приведения в соответствие мест временного хранения.
……».
Последствия, исходя из вышеизложенного в ответе МЖКХ заявителю от 22.08.2024, будут иметь крайне негативный характер, т к. никакие действующие ТНПА не устанавливают требования к такому «оборудованию для сбора, хранения и сортировки коммунальных отходов», в т. Ч. К «контейнерным площадкам для сбора коммунальных отходов», которые были размещены (установлены) до введения в действие ТКП 17.11-08-2020, что подразумевает установку «оборудования» где и как угодно, хоть в 1 метре от окон жилых домов и т.д.
Область применения ТКП 17.11-08-2020 определена в его разделе 1.
Если «требования к оборудованию для сбора, хранения и сортировки коммунальных отходов», в т. Ч. Разд. 13 «Требования к контейнерным площадкам для сбора коммунальных отходов» ТКП 17.11-08-2020 не применяются к «контейнерным площадкам», размещенным (установленным) до вступления в силу ТКП 17.11-08-2020, то тогда неясно, какие «технические требования к контейнерным площадкам для сбора коммунальных отходов» к ним применяются
Большинство технических нормативных правовых актов (далее – ТНПА) в сфере строительства устанавливают требования к проектированию объектов, но имеются также Строительные нормы Республики Беларусь СН 1.04.01-2020 «Техническое состояние зданий и сооружений», утвержденные и введенные в действие постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.10.2020 № 64 (далее – СН 1.04.01-2020), содержащие т.н. «эксплуатационные» требования к объектам строительства.
В области применения СН 1.04.01-2020 указано следующее:
«Настоящие строительные нормы устанавливают основные требования к техническому состоянию зданий и сооружений, строительных конструкций и инженерных систем (далее – здания) и оценке их пригодности к эксплуатации.
Требования настоящих строительных норм предназначены для применения при технической эксплуатации зданий различного назначения независимо от форм их собственности и ведомственной принадлежности»
В предисловии к СН 1.04.01-2020 указано следующее:
«Введены впервые (с отменой ТКП 45-1.04-305-2016 (33020)».
Соответственно, отношения, возникшие до вступления в силу СН 1.04.01-2020, регулировались техническим кодексом установившейся практики ТКП 45-1.04-305-2016 «Техническое состояние и техническое обслуживание зданий и сооружений. Основные требования» (далее – ТКП 45-1.04-305-2016). После вступления в силу СН 1.04.01-2020 требования ТКП 45-1.04-305-2016 утратили силу. Вопрос – чем в настоящее время регулируются отношения, возникшие до вступления в силу СН 1.04.01-2020 в случае, если требования СН 1.04.01-2020 на них не распространяются? Неужели ничем?
Эти СН 1.04.01-2020 устанавливают требования к обслуживающим капитальные строения (здания, сооружения) организациям и их деятельности по обслуживанию указанных объектов, в т.ч. жилого фонда. В частности, жилой дом 1993 г. Постройки (по улице Калиновского, 24, г. Жодино Минской области) предположительно обслуживается ЖЭУ-2 Жодинского городского унитарного предприятия «Объединение жилищно-коммунального хозяйства» с 1993 г. Какие требования устанавливают действующие ТНПА к деятельности ЖЭУ-2 по обслуживанию жилого дома? Неужели никаких?
В ответах на обращения заявителя, направленных в Министерство юстиции Республики Беларусь (далее – Минюст) и Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь (далее – НЦЗПИ) от 02.09.2024 и 06.09.2024 соответственно, просто процитированы нормы нормативных правовых актов (далее – НПА), но ни одно негативное последствие применения п.п. 1-3 ст. 66 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон о НПА) не опровергнуто.
Также заявителем 19.09.2024 направлялось обращение в Министерство здравоохранения Республики Беларусь (далее – Минздрав) с просьбой дать разъяснения по следующим вопросам:
1) Действуют ли обязательные для соблюдения санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы (как действующие, так и утратившие силу) в отношении многоквартирных жилых домов, вспомогательных помещений, конструктивных элементов и инженерных систем жилых домов, в том числе контейнерных площадок для сбора коммунальных отходов, построенных (установленных) до введения в действие Правил № 399?
2) Действуют ли настоящие Правила в отношении в отношении многоквартирных жилых домов, вспомогательных помещений, конструктивных элементов и инженерных систем жилых домов, в том числе контейнерных площадок для сбора коммунальных отходов, построенных (установленных) до введения в действие настоящих Правил № 399?
3) Являются ли обязательными к исполнению настоящие Правила для территориальных органов (предприятий) жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь в отношении жилых домов, вспомогательных помещений, конструктивных элементов и инженерных систем жилых домов, в том числе контейнерных площадок для сбора коммунальных отходов, построенных (установленных) до введения в действие настоящих Правил № 399?
В ответе заявителю, данном Минздравом 07.10.2024 предположительно просто процитированы нормы Закона о НПА, а не высказано мнение по поставленным вопросам, т.к. вопросы касались не только Правил № 399, но и обязательных для соблюдения санитарных норм и правил, гигиенических нормативов (как действующих, так и утративших силу) в отношении многоквартирных жилых домов, вспомогательных помещений, конструктивных элементов и инженерных систем жилых домов, в том числе контейнерных площадок для сбора коммунальных отходов, построенных (установленных) до введения в действие Правил № 399.
Также в вышеуказанном ответе Минздрава нет мнения по вопросу распространения действующего в настоящее время Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Требования к устройству, оборудованию и содержанию жилых домов», утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20 августа 2015 № 95 (далее – СанПиН № 95).
В связи с вышеизложенным, предлагается следующая формулировка п. 3 ст. 66 Закона о НПА:
«Прекративший свое действие нормативный правовой акт (его структурный элемент) применяется к отношениям, возникшим в период его действия, до прекращения отношений, если иное не предусмотрено прекратившим его действие нормативным правовым актом».
Также предлагается рассмотреть вопрос о корректировке п.п. 1-2 ст. 66 Закона о НПА.