НОВОЕ В РЕГУЛИРОВАНИИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
(КОММЕНТАРИЙ К ДЕКРЕТУ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ОТ 07.12.2012 N 9)
А.В.ЖУК,
юрист-лицензиат, магистр права
Материал подготовлен с использованием
правовых актов по состоянию
на 20 февраля 2013 г.
11 декабря 2012 г. вступил в силу Декрет Президента Республики Беларусь от 07.12.2012 N 9 "О дополнительных мерах по развитию деревообрабатывающей промышленности" (далее - Декрет N 9).
Декрет N 9 устанавливает обязанность нанимателя заключать контракты с работниками на период реализации инвестиционных проектов по созданию (строительству), техническому переоснащению, модернизации и реконструкции производств продукции деревообработки в следующих организациях: ОАО "Борисовдрев", ОАО "Витебскдрев", ОАО "Гомельдрев", ОАО "Ивацевичдрев", ОАО "Мостовдрев", ОАО "Речицадрев", ОАО "ФанДОК", ОАО "Могилевдрев", РУП "Мозырский деревообрабатывающий комбинат". Перечисленные организации согласно п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 18.10.2007 N 529 "О некоторых мерах по развитию деревообрабатывающей промышленности" являются базовыми организациями, производящими продукцию деревообработки (базовые организации).
Декрет N 9 не дает определение инвестиционного проекта. Представляется, что в этом случае можно применить аналогию закона и воспользоваться дефиницией, содержащейся в Инвестиционном кодексе Республики Беларусь (далее - ИК). Статья 14 ИК под инвестиционным проектом понимает "совокупность документов, характеризующих замысел о вложении и использовании инвестиций и его практическую реализацию до достижения заданного результата за определенный период времени".
Для реализации инвестиционных проектов могут предоставляться гарантии Правительства Республики Беларусь кредиторам в случаях привлечения иностранных кредитов или кредитов банков Республики Беларусь (ч. 2 ст. 18 ИК), при реализации отдельных инвестиционных проектов, имеющих важное значение для экономики Республики Беларусь, с инвестором может быть заключен инвестиционный договор (ст. 44 ИК).
Никаких минимальных и / или максимальных сроков реализации инвестиционных проектов Декрет N 9 не предусматривает.
Согласно ч. 2 подп. 1.1 п. 1 Декрета N 9 контракты, заключенные с работниками базовых организаций до вступления в силу Декрета N 9, по истечении срока их действия продлеваются в пределах максимального срока их действия, а по истечении максимального срока их действия заключаются новые контракты на период реализации инвестиционного проекта.
Максимальный срок действия контракта согласно п. 2 ч. 1 ст. 17 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) составляет 5 лет. В соответствии с п. 1-1 Указа Президента Республики Беларусь от 12.04.2000 N 180 "О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. N 29" (далее - Указ N 180) продление контракта в пределах максимального срока его действия осуществляется исключительно по соглашению сторон.
По истечении максимального срока действия контракта новый контракт также заключается исключительно по соглашению сторон, поскольку согласно абз. 4 ч. 1 ст. 1 ТК трудовой договор представляет собой соглашение между работником и нанимателем.
Таким образом, по истечении срока действия контракта работник базовой организации вправе отказаться от продления (заключения нового) контракта. И наниматель не вправе обязать работника продлевать (заключать новый) контракт.
Декрет N 9 не отменяет действия нормы ч. 3 п. 1-1 Указа N 180 о том, что каждая из сторон, заключивших контракт, не позднее чем за один месяц до истечения срока его действия письменно предупреждает другую сторону о решении продолжить или прекратить трудовые отношения.
Подпункт 1.2 п. 1 Декрета N 9, устанавливающий возможность расторжения контракта по инициативе работника базовой организации в период реализации инвестиционных проектов только с согласия нанимателя, повторяет нормы ст. 37 ТК, согласно которой для расторжения контракта требуется не только инициатива работника, но и согласие нанимателя.
При этом сохраняет свое действие ст. 41 ТК, в соответствии с которой контракт подлежит досрочному расторжению по требованию работника в случае его болезни или инвалидности, препятствующих выполнению работы либо в случае нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора и по другим уважительным причинам.
При расторжении срочного трудового договора в связи с нарушением нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора наниматель выплачивает уволенному работнику выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка.
Пунктом 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.1999 N 1180 "Об утверждении Примерной формы контракта нанимателя с работником" установлена минимальная компенсация в размере трех среднемесячных заработных плат за ухудшение правового положения работника в случае досрочного расторжения контракта из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения его условий по вине нанимателя.
В качестве дополнительной гарантии защиты трудовых прав работника подп. 1.3 п. 1 Декрета N 9 предусматривает возможность обжалования работником базовой организации отказа нанимателя в расторжении контракта председателю областного или Минского городского исполнительного комитета. При этом Декрет N 9 не устанавливает порядок обжалования и рассмотрения жалобы.
В качестве компенсации за работу на условиях контракта подп. 1.4 п. 1 Декрета N 9 предусматривает ежемесячные выплаты работнику базовой организации в размере, определяемом нанимателем, в сроки, установленные в базовых организациях для выплаты заработной платы. Указанные ежемесячные выплаты не включаются в состав заработной платы.
При расторжении контракта с работником базовой организации по инициативе нанимателя либо по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в соответствии с законодательством суммы ежемесячных выплат подлежат возврату указанным работником нанимателю в месячный срок со дня расторжения контракта, за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным в п. 1, 2 ст. 42 и п. 1, 2, 5, 6 ст. 44 ТК.
В случае невозврата работником базовой организации ежемесячной выплаты в указанный срок ее взыскание осуществляется базовой организацией в порядке, установленном в подп. 1.6 п. 1 Декрета N 9.
Базовая организация подает в суд по месту жительства работника заявление о взыскании в порядке приказного производства суммы ежемесячных выплат.
Определение о судебном приказе выносится судом в трехдневный срок со дня поступления заявления о взыскании суммы ежемесячных выплат. В случае удовлетворения судом требований базовой организации с работника дополнительно взыскивается государственная пошлина в размере одной базовой величины. Уведомление работника о вынесении в отношении его определения о судебном приказе о взыскании суммы ежемесячных выплат, направленное судом по последнему известному месту жительства работника, считается надлежащим уведомлением.
Анализ норм Декрета N 9 показывает, что в случае отказа работника базовой организации от продления контракта в пределах максимального срока его действия, а также от заключения нового контракта на период реализации инвестиционного проекта, суммы ежемесячных выплат возврату нанимателю не подлежат, поскольку в данных случаях нельзя вести речь о расторжении контракта по инициативе нанимателя.
Исчерпывающий перечень оснований расторжения контракта по инициативе нанимателя установлен в ст. 42 ТК. Случаи отказа работника от продления контракта в пределах максимального срока его действия, а также от заключения нового контракта в этом перечне не указаны.
Работники:
- трудоустроенные на день вынесения определения о судебном приказе, - возмещают сумму ежемесячных выплат из заработной платы, получаемой по новому месту работы;
- не трудоустроенные на день вынесения определения о судебном приказе, - по заявлению базовой организации, подаваемому вместе с заявлением о взыскании суммы ежемесячных выплат, подлежат трудоустройству в базовую организацию, осуществлявшую ежемесячные выплаты. Вопросы трудоустройства указанных лиц должны быть решены судом в определении о судебном приказе о взыскании суммы ежемесячных выплат. Указанные лица должны явиться в базовую организацию для трудоустройства и приступить к работе не позднее трех дней, следующих за днем вынесения определения о судебном приказе. С этими лицами заключаются контракты на условиях, предусмотренных Декретом N 9. Дополнительные ежемесячные выплаты данным лицам не производятся. Сумма ежемесячных выплат возмещается указанными лицами из заработной платы, получаемой в базовой организации.
Контроль за явкой на работу трудоустроенных по судебному определению в базовые организации лиц осуществляют наниматели совместно с органами внутренних дел.
Согласно подп. 1.7 п. 1 Декрета N 9 на проектировщиков и генеральные подрядные организации, работников этих организаций на период осуществления ими работ по реализации инвестиционных проектов распространяются требования подп. 1.1 - 1.6 п. 1 и п. 2 Декрета N 9.
Суммы ежемесячных выплат относятся базовыми организациями на себестоимость продукции, товаров (работ, услуг) и включаются в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении.
Пунктом 3 Декрета N 9 предусмотрено, что нарушение при реализации инвестиционных проектов подрядчиком (субподрядчиком, проектной организацией) сроков проектирования и строительства объектов (очередей строительства, пусковых комплексов), в том числе превышение нормативных сроков строительства, а также сроков выполнения отдельных видов строительно-монтажных и других работ, технического переоснащения производств продукции деревообработки, установленных договорами и (или) проектной документацией, влечет наложение штрафа в размере от десяти до ста базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от двадцати до трехсот базовых величин, а на юридическое лицо - от пятидесяти до пятисот базовых величин.
Право составлять протоколы о данных административных правонарушениях предоставлено уполномоченным должностным лицам органов Комитета государственного контроля, районных, городских и областных исполнительных комитетов, органов государственного управления архитектурной, градостроительной и строительной деятельностью, органов, осуществляющих государственный строительный надзор.
Право рассматривать дела о таких правонарушениях предоставлено органам Комитета государственного контроля (в случае составления протоколов уполномоченными должностными лицами этих органов), административной комиссии районного (городского) исполнительного комитета (в случае составления протоколов уполномоченными должностными лицами районных, городских и областных исполнительных комитетов, органов государственного управления архитектурной, градостроительной и строительной деятельностью, органов, осуществляющих государственный строительный надзор).
Следует отметить, что работника, работающего по трудовому договору в базовой организации, нельзя будет привлечь к ответственности по п. 3 Декрета N 9. Данный вид ответственности устанавливается исключительно для подрядчика инвестиционного проекта, которым может быть только лицо, заключившее гражданско-правовой договор подряда.