RET_FRAN, НЦЗПИ
В ответах просто процитированы нормы НПА. А что с последствиями такого подхода, содержащегося в этих нормах, которые были указаны в обращении? Хоть одно последствие опровергнуто?
Что касается СН, то проблема в этой норме Закона о НПА
3. Прекративший свое действие нормативный правовой акт (его структурный элемент) применяется к отношениям, возникшим в период его действия, до утраты им юридической силы, если иное не предусмотрено прекратившим его действие нормативным правовым актом.
Т.е. по общему правилу - применяется только "до утраты им юридической силы", а должно быть - "до прекращения отношений", т.е. продолжать действовать старый НПА.
Но это только в отношении СН, который имел предшественника, а также в отношении СанПиНа.
Этот вопрос можно "поднять" на личной встрече в Парламенте.
Dolphin1488, да, можно туда.
И в Совете Республики тоже есть такая же Комиссии - можно и туда.
Хорошо бы добавить аналогичный анализ НПА, не являющихся ТНПА. Например, Правила пользования жилыми помещениями. Изучите этот НПА, начиная с его предмета регулирования (п. 1) и затем - права и обязанности граждан и ЮЛ. Обратите внимание на это:
2. Министерству жилищно-коммунального хозяйства давать разъяснения по применению утвержденных настоящим постановлением Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений.
Можно подготовить в МЖКХ обращение с просьбой разъяснить: каким НПА в настоящее время регламенитуются отношения, связанные с «пользованием жилыми помещениями, содержанием жилых, подсобных и вспомогательных помещений, общего имущества совместного домовладения в жилых домах государственного и частного жилищных фондов (за исключением помещений в общежитиях и специальных жилых помещений)», возникшие до 21.05.2013 г. и продолжаемые в настоящее время?
RET_FRAN, не уверен, что успею попасть на ЛП, но поработать по этому вопросу безусловно надо.
Подготовлю проект заявления и выложу (на прием, даже если и попаду, не стоит ведь ехать с пустыми руками)
По обращению в МЖКХ - сегодня-завтра сделаю
RET_FRAN, по Правилам пользования:
1) п. 3
"3. Организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, уполномоченные лица по управлению общим имуществом, а также товарищества собственников и организации застройщиков, осуществляющие обслуживание жилых домов самостоятельно (далее, если не определено иное, – организации), обязаны обеспечивать сохранность, исправное и работоспособное состояние строительных конструкций и инженерных систем жилых домов и надлежащее их содержание в соответствии с законодательством........"
2) п.5
"5. Пользование и содержание жилых и вспомогательных помещений, конструктивных элементов и инженерных систем жилых домов осуществляются в соответствии с настоящими Правилами, другими нормативными правовыми актами, в том числе обязательными для соблюдения санитарными нормами и правилами, гигиеническими нормативами и иными обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами, содержащими требования, предъявляемые к жилым помещениям (далее – установленные для проживания санитарные и технические требования), а также договорами на оказание жилищно-коммунальных услуг, заключаемыми в установленном порядке с организациями".
3) п. 13.1
13. Организации обязаны выполнять следующие требования:
13.1. содержать жилой дом в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов, в том числе обеспечивать надлежащее содержание подъездов, других вспомогательных помещений, конструктивных элементов, инженерных систем и придомовой территории;
П. 16 (запреты для граждан).
Последствия - если разрешается, то, что запрещается жильцам и не соблюдаются требования для физ и юл (п. 7 и 13 Правил) - даже страшно предположить...
А данные Правила предусмотрены для гос и частного жилфондов.
И старых домов куча, они никуда не делись и не денутся.
Крайне интересная матрёшка получается, с учётом того, что у меня есть ответы, где привлекали за нарушения вот этих самых Правил (по мусора).
А дом и площадка, как мы помним, появились задолго до 2013 года.
"5. Пользование и содержание жилых и вспомогательных помещений, конструктивных элементов и инженерных систем жилых домов осуществляются в соответствии с настоящими Правилами, другими нормативными правовыми актами, в том числе обязательными для соблюдения санитарными нормами и правилами, гигиеническими нормативами и иными обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами, содержащими требования, предъявляемые к жилым помещениям (далее – установленные для проживания санитарные и технические требования),
А они действуют в отношении "старых" жильцов и ЖЭС?
Этот вопрос можно задать Минздраву.
Крайне интересная матрёшка получается
Вот поэтому целесообразно направить обращение в две палаты Парламента и в НЦЗПИ с этим предложением по корректировке п. 3 ст. 66 Закона о НПА
RET_FRAN, "Вот поэтому целесообразно направить обращение в две палаты Парламента и в НЦЗПИ с этим предложением по корректировке п. 3 ст. 66 Закона о НПА"
если честно, не знаю, на основании чего обосновать корректировку статьи. На основании Правил пользования жилыми помещениями?
Dolphin1488,
если честно, не знаю, на основании чего обосновать корректировку статьи
На основании последствий ее применения в отношении Правил пользования жилыми помещениями (см. выше) и СН (выше в обращении).
По ТКП - отдельный вопрос, т.к. у него нет предшественника. Но проблема есть все та же...
RET_FRAN:Вот поэтому целесообразно направить обращение в две палаты Парламента и в НЦЗПИ с этим предложением по корректировке п. 3 ст. 66 Закона о НПА
Черновик обращения (правда не было времени)
Заявителем ранее направлялось обращение в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь (далее – МЖКХ) по вопросу области применения технического кодекса установившейся практики 17.11-08-2020 «Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Правила обращения с коммунальными отходами», утвержденный постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 30 июня 2020 г. № 18/4-Т (далее – ТКП 17.11-08-2020).
В ответе заявителю, данном МЖКХ 22.08.2024 № 01-18/А-229, указано следующее:
«……
В части применения требований к оборудованию для сбора, хранения и сортировки коммунальных отходов и к контейнерным площадкам для сбора коммунальных отходов до введения в действие ТКП 17.11-08-2020 «Охрана окружающей среды и природопользования. Отходы. Правила обращения с коммунальными отходами» (далее – ТКП 17.11-08-2020) сообщаем.
В соответствии с нормами Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 № 130-З «О нормативных правовых актах», нормативный правовой акт (включая технический нормативный правовой акт в области технического нормирования и стандартизации), не имеет обратной силы, то есть не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан и юридических лиц (пункт 1 статьи 66 Закона).
По своему содержанию данные предписания устанавливают запрет на придание обратной силы нормативным правовым актам, если он предусматривает введение или усиление ответственности граждан и юридических лиц за действия, которые на момент их совершения не влекли указанную ответственность или влекли более мягкую ответственность.
Предлагаемое в обращении регулирование размещения контейнерных площадок повлечет ухудшение для юридических лиц технических условий оказания услуги по обращению с коммунальными отходами. Кроме того, последствия принятия такой нормы приведут к необходимости привлечения дополнительных финансовых средств для приведения в соответствие мест временного хранения.
……».
Последствия, исходя из вышеизложенного в ответе МЖКХ заявителю от 22.08.2024, будут иметь крайне негативный характер, т к. никакие действующие технические нормативные правовые акты (далее – ТНПА) не устанавливают требования к такому «оборудованию для сбора, хранения и сортировки коммунальных отходов», в т. Ч. К «контейнерным площадкам для сбора коммунальных отходов», которые были размещены (установлены) до введения в действие ТКП 17.11-08-2020, что подразумевает установку «оборудования» где и как угодно, хоть в 1 метре от окон жилых домов и т.д.Таким образом:
1) В ТКП 17.11-08-2020 содержатся «технические требования» к «процессам строительства, монтажа, эксплуатации (использования) или к выполнению работ, оказанию услуг», а не «правовые нормы», регулирующие «общественные отношения» между субъектами правоотношений (физические и юридические лица);
2) Отношения, возникающие при применении ТКП 17.11-08-2020 и другие связанные с ними отношения, регулируются Законом Республики Беларусь от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» (далее – Закон о технормировании) и иным «законодательством о техническом нормировании и стандартизации», а Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон о НПА) эти отношения регулируются лишь в части, не урегулированной «законодательством о техническом нормировании и стандартизации»;
3) Объектом «технического нормирования и стандартизации» ТКП 17.11-08-2020 являются «процессы обращения с коммунальными отходами», а не «общественные отношения».
Область применения ТКП 17.11-08-2020 определена в его разделе 1.
Если «требования к оборудованию для сбора, хранения и сортировки коммунальных отходов», в т. ч. разд. 13 «Требования к контейнерным площадкам для сбора коммунальных отходов» ТКП 17.11-08-2020 не применяются к «контейнерным площадкам», размещенным (установленным) до вступления в силу ТКП 17.11-08-2020, то тогда неясно, какие «технические требования к контейнерным площадкам для сбора коммунальных отходов» к ним применяются.Большинство ТНПА в сфере строительства устанавливают требования к проектированию объектов, но имеются также Строительные нормы Республики Беларусь СН 1.04.01-2020 «Техническое состояние зданий и сооружений», утвержденные и введенные в действие постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.10.2020 № 64 (далее - СН 1.04.01-2020), содержащие т.н. «эксплуатационные» требования к объектам строительства.
В области применения СН 1.04.01-2020 указано следующее:
«Настоящие строительные нормы устанавливают основные требования к техническому состоянию зданий и сооружений, строительных конструкций и инженерных систем (далее - здания) и оценке их пригодности к эксплуатации.
Требования настоящих строительных норм предназначены для применения при технической эксплуатации зданий различного назначения независимо от форм их собственности и ведомственной принадлежности»В предисловии к СН 1.04.01-2020 указано следующее:
«Введены впервые (с отменой ТКП 45-1.04-305-2016 (33020)».Соответственно, отношения, возникшие до вступления в силу СН 1.04.01-2020, регулировались техническим кодексом установившейся практики ТКП 45-1.04-305-2016 «Техническое состояние и техническое обслуживание зданий и сооружений. Основные требования» (далее - ТКП 45-1.04-305-2016). После вступления в силу СН 1.04.01-2020 требования ТКП 45-1.04-305-2016 утратили силу. Вопрос – чем в настоящее время регулируются отношения, возникшие до вступления в силу СН 1.04.01-2020 в случае, если требования СН 1.04.01-2020 на них не распространяются? Неужели ничем?
Эти СН 1.04.01-2020 устанавливают требования к обслуживающим капитальные строения (здания, сооружения) организациям и их деятельности по обслуживанию указанных объектов, в т.ч. жилого фонда. В частности, жилой дом 1993 г. постройки (по улице Калиновского, 24, г. Жодино Минской области) предположительно обслуживается ЖЭУ-2 Жодинского городского унитарного предприятия «Объединение жилищно-коммунального хозяйства» с 1993 г. Какие требования устанавливают действующие ТНПА к деятельности ЖЭУ-2 по обслуживанию жилого дома? Неужели никаких?
В п. 3 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2013 № 399 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений» (далее – Правила) указано следующее:
«Организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, уполномоченные лица по управлению общим имуществом, а также товарищества собственников и организации застройщиков, осуществляющие обслуживание жилых домов самостоятельно (далее, если не определено иное, – организации), обязаны обеспечивать сохранность, исправное и работоспособное состояние строительных конструкций и инженерных систем жилых домов и надлежащее их содержание в соответствии с законодательством, соблюдение собственниками жилых помещений, нанимателями, арендаторами, лизингополучателями жилых помещений, членами организации застройщиков, дольщиками, заключившими договоры, предусматривающие передачу им во владение и пользование объектов долевого строительства, иными лицами, имеющими право владения и пользования жилыми помещениями (далее, если не определено иное, – граждане), настоящих Правил.
Собственники жилых домов частного жилищного фонда обязаны обеспечивать сохранность жилых домов, принадлежащих им на праве собственности, в том числе конструктивных элементов и инженерных систем таких домов, а также надлежащее их содержание в соответствии с требованиями законодательства».В п. 5 Правил указано следующее:
«Пользование и содержание жилых и вспомогательных помещений, конструктивных элементов и инженерных систем жилых домов осуществляются в соответствии с настоящими Правилами, другими нормативными правовыми актами, в том числе обязательными для соблюдения санитарными нормами и правилами, гигиеническими нормативами и иными обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами, содержащими требования, предъявляемые к жилым помещениям (далее – установленные для проживания санитарные и технические требования), а также договорами на оказание жилищно-коммунальных услуг, заключаемыми в установленном порядке с организациями».В п. 13.1 Правил указано следующее:
«Организации обязаны выполнять следующие требования:
13.1. содержать жилой дом в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов, в том числе обеспечивать надлежащее содержание подъездов, других вспомогательных помещений, конструктивных элементов, инженерных систем и придомовой территории».В ответах на обращения заявителя, направленных в Министерство юстиции Республики Беларусь (далее – Минюст) и Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь (далее – НЦЗПИ) от 02.09.2024 и 06.09.2024 соответственно, просто процитированы нормы нормативных правовых актов (далее – НПА), но ни одно негативное последствие применения п. 3 ст. 66 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон о НПА) не опровергнуто.
Так, в п. 3 Закона о НПА указано следующее:
«Прекративший свое действие нормативный правовой акт (его структурный элемент) применяется к отношениям, возникшим в период его действия, до утраты им юридической силы, если иное не предусмотрено прекратившим его действие нормативным правовым актом».Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что на отношения, возникшие до 21.05.2013 (даты вступления в силу Правил), равно как и на жилые дома, вспомогательные помещения, конструктивные элементы и инженерные системы жилых домов, построенные (установленные) до вступления в силу Правил эти самые Правила не распространяются, что может иметь, исходя из содержания п.п. 3, 5, 7, 13, 16 самые негативные последствия.
В связи с вышеизложенным, предлагается следующая формулировка п. 3 ст. 66 Закона о НПА:
«Прекративший свое действие нормативный правовой акт (его структурный элемент) применяется к отношениям, возникшим в период его действия, до прекращения отношений, если иное не предусмотрено прекратившим его действие нормативным правовым актом».
1. Законодательство регулирует общественные отношения между субъектами права (ФЛ и ЮЛ), возникающие, продолжаемые и прекращающиеся в конкретный момент времени.
2. Какие-то общественные отношения могут быть не урегулированы законодательством по причинам, указанным далее. Нормальная ли это ситуация? Каковы последствия этого?
3. Обратная сила нормативного правового акта регламентирована ст. 66 НПА.
4. Случаи распространения действия НПА на отношения, возникшие до вступления его в силу, определены в ч.ч. 1 и 2 п. 1 ст. 66 Закона о НПА.
5. Случаи нераспространения действия НПА на отношения, возникшие до вступления его в силу, определены в ч.ч. 1 и 2 п. 2 ст. 66 Закона о НПА.
6. Применение прекратившего свое действие НПА к отношениям, возникшим в период его действия, регламентирует п. 3 ст. 66 Закона о НПА.
7. Соответственно, предлагается следующая структура обращения:
1) анализ области применения действующих в настоящий момент Правил пользования жилыми помещениями, имеющих предшественника, к отношениям, возникшим до их вступления в силу (п.п. 1-3 ст. 66 Закона о НПА)
2) анализ области применения СН, имеющих предшественника, к отношениям, возникшим до их вступления в силу (п.п. 1-3 ст. 66 Закона о НПА)
3) анализ области применения ТКП, не имеющих предшественника, к отношениям, возникшим до его вступления в силу (п. 3 ст. 66 Закона о НПА).
4) предложения о необходимости корректировки п.п. 1-2 ст. 66 Закона о НПА без конкретных формулировок и корректировки п. 3 ст. 66 Закона о НПА с конкретной формулировкой предлагаемой редакции.
Это
Таким образом:
1) В ТКП 17.11-08-2020 содержатся «технические требования» к «процессам строительства, монтажа, эксплуатации (использования) или к выполнению работ, оказанию услуг», а не «правовые нормы», регулирующие «общественные отношения» между субъектами правоотношений (физические и юридические лица);
2) Отношения, возникающие при применении ТКП 17.11-08-2020 и другие связанные с ними отношения, регулируются Законом Республики Беларусь от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» (далее – Закон о технормировании) и иным «законодательством о техническом нормировании и стандартизации», а Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон о НПА) эти отношения регулируются лишь в части, не урегулированной «законодательством о техническом нормировании и стандартизации»;
3) Объектом «технического нормирования и стандартизации» ТКП 17.11-08-2020 являются «процессы обращения с коммунальными отходами», а не «общественные отношения».
удалить
Вместо этого
В п. 3 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2013 № 399 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений» (далее – Правила) указано следующее:
«Организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, уполномоченные лица по управлению общим имуществом, а также товарищества собственников и организации застройщиков, осуществляющие обслуживание жилых домов самостоятельно (далее, если не определено иное, – организации), обязаны обеспечивать сохранность, исправное и работоспособное состояние строительных конструкций и инженерных систем жилых домов и надлежащее их содержание в соответствии с законодательством, соблюдение собственниками жилых помещений, нанимателями, арендаторами, лизингополучателями жилых помещений, членами организации застройщиков, дольщиками, заключившими договоры, предусматривающие передачу им во владение и пользование объектов долевого строительства, иными лицами, имеющими право владения и пользования жилыми помещениями (далее, если не определено иное, – граждане), настоящих Правил.
Собственники жилых домов частного жилищного фонда обязаны обеспечивать сохранность жилых домов, принадлежащих им на праве собственности, в том числе конструктивных элементов и инженерных систем таких домов, а также надлежащее их содержание в соответствии с требованиями законодательства».
В п. 5 Правил указано следующее:
«Пользование и содержание жилых и вспомогательных помещений, конструктивных элементов и инженерных систем жилых домов осуществляются в соответствии с настоящими Правилами, другими нормативными правовыми актами, в том числе обязательными для соблюдения санитарными нормами и правилами, гигиеническими нормативами и иными обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами, содержащими требования, предъявляемые к жилым помещениям (далее – установленные для проживания санитарные и технические требования), а также договорами на оказание жилищно-коммунальных услуг, заключаемыми в установленном порядке с организациями».
В п. 13.1 Правил указано следующее:
«Организации обязаны выполнять следующие требования:
13.1. содержать жилой дом в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов, в том числе обеспечивать надлежащее содержание подъездов, других вспомогательных помещений, конструктивных элементов, инженерных систем и придомовой территории».
указать пункты Правил, где содержаться обязанности обсл. организаций и жильцов, без расписывания их.
Добавить пункты, где содержатся запреты (например, по шуметь в ночное время), тоже без расписывания.
RET_FRAN,
В п.п. 3, 5, 7, 8, 13, 16, 17 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2013 № 399 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений» (далее – Правила), ясно указаны обязанности и запреты для физических и юридических лиц по пользованию жилыми, вспомогательными помещениями, также дворовыми территориями.
Так как данный Правила имели предшественника, то отношения, возникшие до вступления в законную силу данных Правил, регламентируются п.п. 1-3 ст. 66 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон о НПА), то есть при отсутствии исполнения норм Правил последствия будут крайне негативными.
Большинство технических нормативных правовых актов (далее – ТНПА) в сфере строительства устанавливают требования к проектированию объектов, но имеются также Строительные нормы Республики Беларусь СН 1.04.01-2020 «Техническое состояние зданий и сооружений», утвержденные и введенные в действие постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.10.2020 № 64 (далее - СН 1.04.01-2020), содержащие т.н. «эксплуатационные» требования к объектам строительства.
В области применения СН 1.04.01-2020 указано следующее:
«Настоящие строительные нормы устанавливают основные требования к техническому состоянию зданий и сооружений, строительных конструкций и инженерных систем (далее - здания) и оценке их пригодности к эксплуатации.
Требования настоящих строительных норм предназначены для применения при технической эксплуатации зданий различного назначения независимо от форм их собственности и ведомственной принадлежности»
В предисловии к СН 1.04.01-2020 указано следующее:
«Введены впервые (с отменой ТКП 45-1.04-305-2016 (33020)».
Соответственно, отношения, возникшие до вступления в силу СН 1.04.01-2020, регулировались техническим кодексом установившейся практики ТКП 45-1.04-305-2016 «Техническое состояние и техническое обслуживание зданий и сооружений. Основные требования» (далее - ТКП 45-1.04-305-2016). После вступления в силу СН 1.04.01-2020 требования ТКП 45-1.04-305-2016 утратили силу. Вопрос – чем в настоящее время регулируются отношения, возникшие до вступления в силу СН 1.04.01-2020 в случае, если требования СН 1.04.01-2020 на них не распространяются? Неужели ничем?
Эти СН 1.04.01-2020 устанавливают требования к обслуживающим капитальные строения (здания, сооружения) организациям и их деятельности по обслуживанию указанных объектов, в т.ч. жилого фонда. В частности, жилой дом 1993 г. постройки (по улице Калиновского, 24, г. Жодино Минской области) предположительно обслуживается ЖЭУ-2 Жодинского городского унитарного предприятия «Объединение жилищно-коммунального хозяйства» с 1993 г. Какие требования устанавливают действующие ТНПА к деятельности ЖЭУ-2 по обслуживанию жилого дома? Неужели никаких?
Последствия, исходя из вышеизложенного в ответе МЖКХ заявителю от 22.08.2024, будут иметь крайне негативный характер, т к. никакие действующие ТНПА не устанавливают требования к такому «оборудованию для сбора, хранения и сортировки коммунальных отходов», в т. Ч. К «контейнерным площадкам для сбора коммунальных отходов», которые были размещены (установлены) до введения в действие ТКП 17.11-08-2020, что подразумевает установку «оборудования» где и как угодно, хоть в 1 метре от окон жилых домов и т.д.
Область применения ТКП 17.11-08-2020 определена в его разделе 1.
Если «требования к оборудованию для сбора, хранения и сортировки коммунальных отходов», в т. ч. разд. 13 «Требования к контейнерным площадкам для сбора коммунальных отходов» ТКП 17.11-08-2020 не применяются к «контейнерным площадкам», размещенным (установленным) до вступления в силу ТКП 17.11-08-2020, то тогда неясно, какие «технические требования к контейнерным площадкам для сбора коммунальных отходов» к ним применяются.
В ответах на обращения заявителя, направленных в Министерство юстиции Республики Беларусь (далее – Минюст) и Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь (далее – НЦЗПИ) от 02.09.2024 и 06.09.2024 соответственно, просто процитированы нормы нормативных правовых актов (далее – НПА), но ни одно негативное последствие применения п.п. 1-3 ст. 66 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон о НПА) не опровергнуто.
Так, в п. 3 Закона о НПА указано следующее:
«Прекративший свое действие нормативный правовой акт (его структурный элемент) применяется к отношениям, возникшим в период его действия, до утраты им юридической силы, если иное не предусмотрено прекратившим его действие нормативным правовым актом».
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что на отношения, возникшие до 21.05.2013 (даты вступления в силу Правил), равно как и на жилые дома, вспомогательные помещения, конструктивные элементы и инженерные системы жилых домов, построенные (установленные) до вступления в силу Правил эти самые Правила не распространяются, что может иметь, исходя из содержания п.п. 3, 5, 7, 13, 16, 17 самые негативные последствия.
В связи с вышеизложенным, предлагается следующая формулировка п. 3 ст. 66 Закона о НПА:
«Прекративший свое действие нормативный правовой акт (его структурный элемент) применяется к отношениям, возникшим в период его действия, до прекращения отношений, если иное не предусмотрено прекратившим его действие нормативным правовым актом».
Также предлагается рассмотреть вопрос о корректировке п.п. 1-2 ст. 66 Закона о НПА.
с анализом относительно ст. 66 Закона о НПА крайне печально...
Начать с Правил. Возможно, следует подождать овета МЖКХ по ним.
В п.п. 3, 5, 7, 8, 13, 16, 17 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2013 № 399 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений» (далее – Правила), ясно указаны обязанности и запреты для физических и юридических лиц по пользованию жилыми, вспомогательными помещениями, также дворовыми территориями.
А обязанности обслуживающих организаций и ТС?
Так, в п. 3 Закона о НПА указано следующее:
«Прекративший свое действие нормативный правовой акт (его структурный элемент) применяется к отношениям, возникшим в период его действия, до утраты им юридической силы, если иное не предусмотрено прекратившим его действие нормативным правовым актом».
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что на отношения, возникшие до 21.05.2013 (даты вступления в силу Правил), равно как и на жилые дома, вспомогательные помещения, конструктивные элементы и инженерные системы жилых домов, построенные (установленные) до вступления в силу Правил эти самые Правила не распространяются, что может иметь, исходя из содержания п.п. 3, 5, 7, 13, 16, 17 самые негативные последствия.
Перенести в начало, где Правила.
Что такое "п. 3 Закона о НПА"? Указать номер статьи.
Правила регулируют общ. отношения, а не "жилые дома, вспомогательные помещения, конструктивные элементы и инженерные системы жилых домов" Это объекты отношений, возникших до вступлуения в силу Правил.
Правовые отношения состоят из:
- субъектов (участников)
- объектов (материального мира)
- содержания (права, обязанности, запреты для субъектов)
Соответственно, отношения возникают после заселения жилого дома.
Любопытный ответ
Соответствует ли такая позиция:
4. Случаи распространения действия НПА на отношения, возникшие до вступления его в силу, определены в ч.ч. 1 и 2 п. 1 ст. 66 Закона о НПА.
Проанализируйте эти нормы, сделайте вывод и можно готовить обращение в Парламент и НЦЗПИ.
Обратить внимание на то, что определяют Парвила: права и обязанности (в т.ч. запреты) субъектов, а не их ответственность.
В Постановлении Совмина об утверждении Правил указано, что оно распространяется на отношения, возникшие до его вступления в силу?
Из Жилищного кодекса:
Статья 188. Переходные положения
1. Настоящий Кодекс применяется к жилищным отношениям, возникшим после вступления его в силу. По жилищным отношениям, возникшим до вступления в силу настоящего Кодекса, он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникли после вступления его в силу.
А разве упоминаемые в Правилах "права и обязанности" возникли после вступления в силу ЖК? До этого они отсутствовали? Можно было шуметь ночью и т.п.?
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2013 № 399 "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений" аналогичные правила ("Переходные положения" ) не содержит
RET_FRAN, проект заявления
В п.п. 3, 5, 7, 8, 13, 16, 17 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2013 № 399 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений» (далее – Правила), ясно указаны обязанности и запреты для физических и юридических лиц, обслуживающих организаций и товариществ собственников жилых помещений по пользованию жилыми, вспомогательными помещениями, также дворовыми территориями.
Так как данный Правила имели предшественника, то отношения, возникшие до вступления в законную силу данных Правил, регламентируются п.п. 1-3 ст. 66 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон о НПА), то есть при отсутствии исполнения норм Правил последствия будут крайне негативными.
Так, в п. 3 ст. 66 Закона о НПА указано следующее:
«Прекративший свое действие нормативный правовой акт (его структурный элемент) применяется к отношениям, возникшим в период его действия, до утраты им юридической силы, если иное не предусмотрено прекратившим его действие нормативным правовым актом».
Большинство технических нормативных правовых актов (далее – ТНПА) в сфере строительства устанавливают требования к проектированию объектов, но имеются также Строительные нормы Республики Беларусь СН 1.04.01-2020 «Техническое состояние зданий и сооружений», утвержденные и введенные в действие постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.10.2020 № 64 (далее - СН 1.04.01-2020), содержащие т.н. «эксплуатационные» требования к объектам строительства.
В области применения СН 1.04.01-2020 указано следующее:
«Настоящие строительные нормы устанавливают основные требования к техническому состоянию зданий и сооружений, строительных конструкций и инженерных систем (далее - здания) и оценке их пригодности к эксплуатации.
Требования настоящих строительных норм предназначены для применения при технической эксплуатации зданий различного назначения независимо от форм их собственности и ведомственной принадлежности»
В предисловии к СН 1.04.01-2020 указано следующее:
«Введены впервые (с отменой ТКП 45-1.04-305-2016 (33020)».
Соответственно, отношения, возникшие до вступления в силу СН 1.04.01-2020, регулировались техническим кодексом установившейся практики ТКП 45-1.04-305-2016 «Техническое состояние и техническое обслуживание зданий и сооружений. Основные требования» (далее - ТКП 45-1.04-305-2016). После вступления в силу СН 1.04.01-2020 требования ТКП 45-1.04-305-2016 утратили силу. Вопрос – чем в настоящее время регулируются отношения, возникшие до вступления в силу СН 1.04.01-2020 в случае, если требования СН 1.04.01-2020 на них не распространяются? Неужели ничем?
Эти СН 1.04.01-2020 устанавливают требования к обслуживающим капитальные строения (здания, сооружения) организациям и их деятельности по обслуживанию указанных объектов, в т.ч. жилого фонда. В частности, жилой дом 1993 г. постройки (по улице Калиновского, 24, г. Жодино Минской области) предположительно обслуживается ЖЭУ-2 Жодинского городского унитарного предприятия «Объединение жилищно-коммунального хозяйства» с 1993 г. Какие требования устанавливают действующие ТНПА к деятельности ЖЭУ-2 по обслуживанию жилого дома? Неужели никаких?
Последствия, исходя из вышеизложенного в ответе МЖКХ заявителю от 22.08.2024, будут иметь крайне негативный характер, т к. никакие действующие ТНПА не устанавливают требования к такому «оборудованию для сбора, хранения и сортировки коммунальных отходов», в т. Ч. К «контейнерным площадкам для сбора коммунальных отходов», которые были размещены (установлены) до введения в действие ТКП 17.11-08-2020, что подразумевает установку «оборудования» где и как угодно, хоть в 1 метре от окон жилых домов и т.д.
Область применения ТКП 17.11-08-2020 определена в его разделе 1.
Если «требования к оборудованию для сбора, хранения и сортировки коммунальных отходов», в т. ч. разд. 13 «Требования к контейнерным площадкам для сбора коммунальных отходов» ТКП 17.11-08-2020 не применяются к «контейнерным площадкам», размещенным (установленным) до вступления в силу ТКП 17.11-08-2020, то тогда неясно, какие «технические требования к контейнерным площадкам для сбора коммунальных отходов» к ним применяются.
В ответах на обращения заявителя, направленных в Министерство юстиции Республики Беларусь (далее – Минюст) и Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь (далее – НЦЗПИ) от 02.09.2024 и 06.09.2024 соответственно, просто процитированы нормы нормативных правовых актов (далее – НПА), но ни одно негативное последствие применения п.п. 1-3 ст. 66 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон о НПА) не опровергнуто.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что на отношения, возникшие до 21.05.2013 (даты вступления в силу Правил), равно как и на объекты отношений (жилые дома, вспомогательные помещения, конструктивные элементы и инженерные системы жилых домов), построенные (установленные) до вступления в силу Правил эти самые Правила не распространяются, что может иметь, исходя из содержания п.п. 3, 5, 7, 13, 16, 17 самые негативные последствия.
Также заявителем 10.09.2024 было подано заявление в МЖКХ с просьбой разьяснить, каким нормативным правовым актом в настоящее время регламентируются отношения, связанные с «пользованием жилыми помещениями, содержанием жилых, подсобных и вспомогательных помещений, общего имущества совместного домовладения в жилых домах государственного и частного жилищных фондов (за исключением помещений в общежитиях и специальных жилых помещений)», возникшие до 21.05.2013 и продолжаемые в настоящее время.
В ответе заявителю, данном МЖКХ 30.09.2024 указано следующее:
«По состоянию на 01.10.2024 вопросы, связанные с пользованием жилыми помещениями, содержанием жилых, подсобных и вспомогательных помещений, общего имущества совместного домовладения в жилых домах государственного и частного жилищного фондов (за исключением помещений в общежитиях и специальных жилых помещений), в том числе возникшие до 21.05.2013 и продолжающиеся в настоящее время, регулируются Жилищным кодексом Республики Беларусь, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2013 № 399 «Об утверждении правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений»
Стоит отметить, что в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь об утверждении Правил не указано, что оно (постановление) распространяется на отношения, возникшие до его вступления в силу.
В п. 1 ст. 188 Жилищного Кодекса Республики Беларусь № 428-З от 28.08.2012 (далее – Жилищный кодекс), указано следующее:
«Настоящий Кодекс применяется к жилищным отношениям, возникшим после вступления его в силу. По жилищным отношениям, возникшим до вступления в силу настоящего Кодекса, он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникли после вступления его в силу»
Исходя из указанного в ст. 188 Жилищного Кодекса неясно, возникли ли упоминаемые в Правилах «права и обязанности для физических и юридических лиц, обслуживающих организаций и товариществ собственников жилых помещений по пользованию жилыми, вспомогательными помещениями, также дворовыми территориями» до вступления в силу Жилищного Кодекса или после такового. Если после вступления в силу Жилищного Кодекса, то «права и обязанности», указанные в Правилах отсутствовали?
В связи с вышеизложенным, предлагается следующая формулировка п. 3 ст. 66 Закона о НПА:
«Прекративший свое действие нормативный правовой акт (его структурный элемент) применяется к отношениям, возникшим в период его действия, до прекращения отношений, если иное не предусмотрено прекратившим его действие нормативным правовым актом».
Также предлагается рассмотреть вопрос о корректировке п.п. 1-2 ст. 66 Закона о НПА.
Также предлагается приведение законодательства в порядок??? Как сформулировать???
Приложения:
1) Копия ответа заявителю, данного МЖКХ 22.08.2024 на 2 л.
2) Копия ответа заявителю, данного НЦЗПИ 06.09.2024 на 3 л.
3) Копия ответа заявителю, данного Минюстом 02.09.2024 на 2 л.
4) Копия ответа заявителю, данного МЖКХ 30.09.2024 на 1 л.
Dolphin1488, еще раз: начинать с анализа Правил
1. Какой был вопрос по Правилам, какой получен ответ?
2. В п. 1 ст. 188 «Переходные положения» Жилищного Кодекса Республики Беларусь № 428-З от 28.08.2012 (далее – ЖК), указано следующее: «Настоящий Кодекс применяется к жилищным отношениям, возникшим после вступления его в силу. По жилищным отношениям, возникшим до вступления в силу настоящего Кодекса, он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникли после вступления его в силу».
Предшественник действующего ЖК утратил силу после вступления ЖК в силу. Возникает вопрос: какой законодательный акт применяется к «жилищным отношениям, возникшим до вступления в силу настоящего Кодекса» в отношении тех прав и обязанностей, которые возникли до вступления его в силу? Неужели никакой и «данные отношения в отношении тех прав и обязанностей, которые возникли до вступления его в силу» законодательными актами не регулируются?
3. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2013 № 399 были утверждены Правила пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений (далее – Постановление № 399 и Правила № 399 соответственно).
При этом Постановление № 399 и Правила № 399 не содержат «переходных положений», аналогичных п. 1 ст. 188 ЖК. Соответственно, «обратная сила» Правил № 399 регулируется общими нормами Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон о НПА).
Согласно ч. 1 п. 1 ст. 66 Закона о НПА «Нормативный правовой акт не имеет обратной силы, то есть не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан и юридических лиц». При этом Правила № 399 не регулируют «ответственность граждан и юридических лиц».
Согласно ч. 2 п. 1 ст. 66 Закона о НПА «Нормативный правовой акт, иным образом улучшающий положение граждан и юридических лиц, имеет обратную силу в случаях, предусмотренных законодательными актами, а также если в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до вступления его в силу». При этом:
1) Правила № 399 не содержат положений «иным образом улучшающих положение граждан и юридических лиц» по сравнению с их предшественником – Правилами пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений жилого дома в Республике Беларусь, утвержденные Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 07.12.1999 № 177 (далее – Правила № 177);
2) Постановление № 399 и Правила № 399 не содержат положений, которыми «прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до вступления его в силу».
Согласно ч. 2 п. 2 ст. 66 Закона о НПА «Нормативные правовые акты, иным образом ухудшающие положение граждан и юридических лиц (возлагающие дополнительные (увеличенные) по сравнению с ранее существовавшими обязанности или ограничивающие в правах либо лишающие имеющихся прав), не имеют обратной силы, если иное не предусмотрено законодательными актами». Возможно, что Правила № 399 содержат положения «иным образом ухудшающие положение граждан и юридических лиц (возлагающие дополнительные (увеличенные) по сравнению с ранее существовавшими обязанности или ограничивающие в правах либо лишающие имеющихся прав)».
4. С учетом вышеизложенного, Правила № 399 не имеют обратной силы, т.е не распространяются на отношения, возникшие до вступления их в силу и продолжаемые в настоящее время.
Предшественником Правил № 399 являлись Правила № 177, которые утратили силу согласно п. 1 Постановления Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 09.09.2013 № 14 «О признании утратившим силу приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 7 декабря 1999 г. № 177».
Возникает вопрос: какой акт законодательства, устанавливающий «порядок пользования жилыми помещениями, содержания жилых, подсобных и вспомогательных помещений, общего имущества совместного домовладения в жилых домах государственного и частного жилищных фондов (за исключением помещений в общежитиях и специальных жилых помещений)», применяется в настоящее время к «жилищным отношениям, возникшим до вступления в силу Правил № 399 и которые ранее регулировались Правилами № 177? Неужели никакой и данные отношения актами законодательства не регулируются?
Далее описать негативные последствия такого подхода (все есть выше).
RET_FRAN, так?
В ответе заявителю, данном МЖКХ 30.09.2024 указано следующее:
«По состоянию на 01.10.2024 вопросы, связанные с пользованием жилыми помещениями, содержанием жилых, подсобных и вспомогательных помещений, общего имущества совместного домовладения в жилых домах государственного и частного жилищного фондов (за исключением помещений в общежитиях и специальных жилых помещений), в том числе возникшие до 21.05.2013 и продолжающиеся в настоящее время, регулируются Жилищным кодексом Республики Беларусь, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2013 № 399 «Об утверждении правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений»
В п. 1 ст. 188 «Переходные положения» Жилищного Кодекса Республики Беларусь № 428-З от 28.08.2012 (далее – ЖК), указано следующее: «Настоящий Кодекс применяется к жилищным отношениям, возникшим после вступления его в силу. По жилищным отношениям, возникшим до вступления в силу настоящего Кодекса, он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникли после вступления его в силу».
Предшественник действующего ЖК утратил силу после вступления ЖК в силу. Возникает вопрос: какой законодательный акт применяется к «жилищным отношениям, возникшим до вступления в силу настоящего Кодекса» в отношении тех прав и обязанностей, которые возникли до вступления его в силу? Неужели никакой и «данные отношения в отношении тех прав и обязанностей, которые возникли до вступления его в силу» законодательными актами не регулируются?
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2013 № 399 были утверждены Правила пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений (далее – Постановление № 399 и Правила № 399 соответственно).
При этом Постановление № 399 и Правила № 399 не содержат «переходных положений», аналогичных п. 1 ст. 188 ЖК. Соответственно, «обратная сила» Правил № 399 регулируется общими нормами Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон о НПА).
Согласно ч. 1 п. 1 ст. 66 Закона о НПА «Нормативный правовой акт не имеет обратной силы, то есть не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан и юридических лиц». При этом Правила № 399 не регулируют «ответственность граждан и юридических лиц».
Согласно ч. 2 п. 1 ст. 66 Закона о НПА «Нормативный правовой акт, иным образом улучшающий положение граждан и юридических лиц, имеет обратную силу в случаях, предусмотренных законодательными актами, а также если в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до вступления его в силу».
При этом:
1) Правила № 399 не содержат положений «иным образом улучшающих положение граждан и юридических лиц» по сравнению с их предшественником – Правилами пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений жилого дома в Республике Беларусь, утвержденные Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 07.12.1999 № 177 (далее – Правила № 177);
2) Постановление № 399 и Правила № 399 не содержат положений, которыми «прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до вступления его в силу».
Согласно ч. 2 п. 2 ст. 66 Закона о НПА «Нормативные правовые акты, иным образом ухудшающие положение граждан и юридических лиц (возлагающие дополнительные (увеличенные) по сравнению с ранее существовавшими обязанности или ограничивающие в правах либо лишающие имеющихся прав), не имеют обратной силы, если иное не предусмотрено законодательными актами». Возможно, что Правила № 399 содержат положения «иным образом ухудшающие положение граждан и юридических лиц (возлагающие дополнительные (увеличенные) по сравнению с ранее существовавшими обязанности или ограничивающие в правах либо лишающие имеющихся прав)».
С учетом вышеизложенного, Правила № 399 не имеют обратной силы, т.е. не распространяются на отношения, возникшие до вступления их в силу и продолжаемые в настоящее время.
Предшественником Правил № 399 являлись Правила № 177, которые утратили силу согласно п. 1 Постановления Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 09.09.2013 № 14 «О признании утратившим силу приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 7 декабря 1999 г. № 177».
Возникает вопрос: какой акт законодательства, устанавливающий «порядок пользования жилыми помещениями, содержания жилых, подсобных и вспомогательных помещений, общего имущества совместного домовладения в жилых домах государственного и частного жилищных фондов (за исключением помещений в общежитиях и специальных жилых помещений)», применяется в настоящее время к «жилищным отношениям, возникшим до вступления в силу Правил № 399 и которые ранее регулировались Правилами № 177? Неужели никакой и данные отношения актами законодательства не регулируются?
Также заявителем ранее направлялось обращение в МЖКХ по вопросу области применения технического кодекса установившейся практики 17.11-08-2020 «Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Правила обращения с коммунальными отходами», утвержденный постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 30 июня 2020 г. № 18/4-Т (далее – ТКП 17.11-08-2020).
В ответе заявителю, данном МЖКХ 22.08.2024 № 01-18/А-229, указано следующее:
«……
В части применения требований к оборудованию для сбора, хранения и сортировки коммунальных отходов и к контейнерным площадкам для сбора коммунальных отходов до введения в действие ТКП 17.11-08-2020 «Охрана окружающей среды и природопользования. Отходы. Правила обращения с коммунальными отходами» (далее – ТКП 17.11-08-2020) сообщаем.
В соответствии с нормами Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 № 130-З «О нормативных правовых актах», нормативный правовой акт (включая технический нормативный правовой акт в области технического нормирования и стандартизации), не имеет обратной силы, то есть не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан и юридических лиц (пункт 1 статьи 66 Закона).
По своему содержанию данные предписания устанавливают запрет на придание обратной силы нормативным правовым актам, если он предусматривает введение или усиление ответственности граждан и юридических лиц за действия, которые на момент их совершения не влекли указанную ответственность или влекли более мягкую ответственность.
Предлагаемое в обращении регулирование размещения контейнерных площадок повлечет ухудшение для юридических лиц технических условий оказания услуги по обращению с коммунальными отходами. Кроме того, последствия принятия такой нормы приведут к необходимости привлечения дополнительных финансовых средств для приведения в соответствие мест временного хранения.
……».
В п.п. 3, 5, 7, 8, 13, 16, 17 Правил № 399 ясно указаны обязанности и запреты для физических и юридических лиц, обслуживающих организаций и товариществ собственников жилых помещений по пользованию жилыми, вспомогательными помещениями, также дворовыми территориями.
Так как Правила № 399 имели предшественника, то отношения, возникшие до вступления в законную силу данных Правил, регламентируются п.п. 1-3 ст. 66 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон о НПА), то есть при отсутствии исполнения норм Правил № 399 последствия будут крайне негативными.
Так, в п. 3 ст. 66 Закона о НПА указано следующее:
«Прекративший свое действие нормативный правовой акт (его структурный элемент) применяется к отношениям, возникшим в период его действия, до утраты им юридической силы, если иное не предусмотрено прекратившим его действие нормативным правовым актом».
Большинство технических нормативных правовых актов (далее – ТНПА) в сфере строительства устанавливают требования к проектированию объектов, но имеются также Строительные нормы Республики Беларусь СН 1.04.01-2020 «Техническое состояние зданий и сооружений», утвержденные и введенные в действие постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.10.2020 № 64 (далее – СН 1.04.01-2020), содержащие т.н. «эксплуатационные» требования к объектам строительства.
В области применения СН 1.04.01-2020 указано следующее:
«Настоящие строительные нормы устанавливают основные требования к техническому состоянию зданий и сооружений, строительных конструкций и инженерных систем (далее – здания) и оценке их пригодности к эксплуатации.
Требования настоящих строительных норм предназначены для применения при технической эксплуатации зданий различного назначения независимо от форм их собственности и ведомственной принадлежности»
В предисловии к СН 1.04.01-2020 указано следующее:
«Введены впервые (с отменой ТКП 45-1.04-305-2016 (33020)».
Соответственно, отношения, возникшие до вступления в силу СН 1.04.01-2020, регулировались техническим кодексом установившейся практики ТКП 45-1.04-305-2016 «Техническое состояние и техническое обслуживание зданий и сооружений. Основные требования» (далее – ТКП 45-1.04-305-2016). После вступления в силу СН 1.04.01-2020 требования ТКП 45-1.04-305-2016 утратили силу. Вопрос – чем в настоящее время регулируются отношения, возникшие до вступления в силу СН 1.04.01-2020 в случае, если требования СН 1.04.01-2020 на них не распространяются? Неужели ничем?
Эти СН 1.04.01-2020 устанавливают требования к обслуживающим капитальные строения (здания, сооружения) организациям и их деятельности по обслуживанию указанных объектов, в т.ч. жилого фонда. В частности, жилой дом 1993 г. Постройки (по улице Калиновского, 24, г. Жодино Минской области) предположительно обслуживается ЖЭУ-2 Жодинского городского унитарного предприятия «Объединение жилищно-коммунального хозяйства» с 1993 г. Какие требования устанавливают действующие ТНПА к деятельности ЖЭУ-2 по обслуживанию жилого дома? Неужели никаких?
Последствия, исходя из вышеизложенного в ответе МЖКХ заявителю от 22.08.2024, будут иметь крайне негативный характер, т к. никакие действующие ТНПА не устанавливают требования к такому «оборудованию для сбора, хранения и сортировки коммунальных отходов», в т. ч. к «контейнерным площадкам для сбора коммунальных отходов», которые были размещены (установлены) до введения в действие ТКП 17.11-08-2020, что подразумевает установку «оборудования» где и как угодно, хоть в 1 метре от окон жилых домов и т.д.
Область применения ТКП 17.11-08-2020 определена в его разделе 1.
Если «требования к оборудованию для сбора, хранения и сортировки коммунальных отходов», в т. Ч. Разд. 13 «Требования к контейнерным площадкам для сбора коммунальных отходов» ТКП 17.11-08-2020 не применяются к «контейнерным площадкам», размещенным (установленным) до вступления в силу ТКП 17.11-08-2020, то тогда неясно, какие «технические требования к контейнерным площадкам для сбора коммунальных отходов» к ним применяются.
В ответах на обращения заявителя, направленных в Министерство юстиции Республики Беларусь (далее – Минюст) и Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь (далее – НЦЗПИ) от 02.09.2024 и 06.09.2024 соответственно, просто процитированы нормы нормативных правовых актов (далее – НПА), но ни одно негативное последствие применения п.п. 1-3 ст. 66 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон о НПА) не опровергнуто.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что на отношения, возникшие до 21.05.2013 (даты вступления в силу Правил), равно как и на объекты отношений (жилые дома, вспомогательные помещения, конструктивные элементы и инженерные системы жилых домов), построенные (установленные) до вступления в силу Правил эти самые Правила не распространяются, что может иметь, исходя из содержания п.п. 3, 5, 7, 13, 16, 17 самые негативные последствия.
В связи с вышеизложенным, предлагается следующая формулировка п. 3 ст. 66 Закона о НПА:
«Прекративший свое действие нормативный правовой акт (его структурный элемент) применяется к отношениям, возникшим в период его действия, до прекращения отношений, если иное не предусмотрено прекратившим его действие нормативным правовым актом».
Также предлагается рассмотреть вопрос о корректировке п.п. 1-2 ст. 66 Закона о НПА.