Заявитель 16.06 2024 обратился в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь (далее – МЖКХ) с просьбой разъяснить следующие вопросы:
«1. Устанавливает ли ТКП 17.11-08-2020 «требования к оборудованию для сбора, хранения и сортировки коммунальных отходов», которое было размещено (установлено) до введения в действие ТКП 17.11-08-2020?
2. Следует ли применять требования разд. 13 «Требования к контейнерным площадкам для сбора коммунальных отходов» ТКП 17.11-08-2020 в отношении «контейнерных площадок для сбора коммунальных отходов», которые были размещены (установлены) до введения в действие ТКП 17.11-08-2020?
3. Если ТКП 17.11-08-2020 не устанавливает «требования к оборудованию для сбора, хранения и сортировки коммунальных отходов», которое было размещено (установлено) до введения в действие ТКП 17.11-08-2020, то какие действующие технические нормативные правовые акты устанавливают требования к такому «оборудованию для сбора, хранения и сортировки коммунальных отходов», в т. ч. к «контейнерным площадкам для сбора коммунальных отходов», которые были размещены (установлены) до введение в действие ТКП 17.11-08-2020?»
1) В ответе МЖКХ заявителю от 05.07.2024, данном по вышеуказанному заявлению, содержатся отрицательные ответы на вопросы №№ 1 и 2 без каких-либо обоснований.
2) Последствия, при даче отрицательных ответов на вопросы 1 и 2 вышеуказанного заявления будут иметь крайне негативный характер, т.к. в таком случае требования технического кодекса установившейся практики 17.11-08-2020 «Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Правила обращения с коммунальными отходами», утвержденный постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 30 июня 2020 г. № 18/4-Т (далее – ТКП 17.11-08-2020) не будут распространяться на «процессы обращения с коммунальными отходами» осуществляемые на размещенных до вступления в силу ТКП 17.11-08-2020 контейнерных площадок, коих на сегодняшний день является большинство, также следует учитывать то, что В ТКП 17.11-08-2020 содержатся требования далеко не только к площадкам, но и к иным объектам (которые тоже могли размещаться ранее) и процессам.
В предисловии ТКП 17.11-08-2020 указано следующее:
«Введен впервые».
Последствия, при даче отрицательного ответа на вопрос 3 вышеуказанного заявления, будут иметь крайне негативный характер, т к. никакие действующие технические нормативные правовые акты (далее – ТНПА) не устанавливают требования к такому «оборудованию для сбора, хранения и сортировки коммунальных отходов», в т. ч. к «контейнерным площадкам для сбора коммунальных отходов», которые были размещены (установлены) до введение в действие ТКП 17.11-08-2020, что подразумевает установку «оборудования» где и как угодно, хоть в 1 метре от окон жилых домов и т.д.
Согласно п. 2 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон о НПА) «Настоящий Закон не распространяется на… технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации в части, урегулированной законодательством о техническом нормировании и стандартизации».
Согласно п. 2 ст. 24 Закона о НПА «Технические нормативные правовые акты… закрепляют количественные и (или) качественные требования (словесные и (или) цифровые показатели, нормативы, характеристики, правила, методики, классификации, словесные и графические описания) к объектам материального мира (в том числе к продукции (товарам), сырью и материалам (ресурсам), зданиям и сооружениям, транспортным средствам, оборудованию и иным вещам (имуществу), объектам окружающей среды), производственным, технологическим и другим аналогичным процессам (операциям) (в том числе по воздействию на объекты материального мира, заключающемуся в их разработке, преобразовании, проектировании, изыскании, обработке, переработке, производстве, строительстве, монтаже (установке), наладке, эксплуатации (использовании), хранении, перемещении (перевозке, транспортировании), реализации, утилизации (ликвидации), по технологиям выполнения работ, оказания услуг), системам управления (менеджмента), порядку (процедурам, методикам, методам) проведения (выполнения) испытаний, исследований и измерений, отбора проб и образцов, символике, упаковке, маркировке, этикеткам и их нанесению, компетентности граждан и юридических лиц в выполнении определенных работ, оказании определенных услуг».
Согласно преамбулы Закона Республики Беларусь от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» (далее – Закон о технормировании) «Настоящий Закон направлен на регулирование отношений, возникающих при разработке, установлении и применении технических требований к продукции, иным объектам технического нормирования и объектам стандартизации, других связанных с ними отношений, а также на определение правовых и организационных основ технического нормирования и стандартизации, единой государственной политики в этой области».
Согласно подп. 1.27 п. 1 ст. 1 Закона о технормировании «технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации» включают «технические кодексы установившейся практики» (далее – ТКП).
Согласно подп. 1.30 п. 1 ст. 1 Закона о технормировании «технический кодекс установившейся практики – технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, утвержденный республиканским органом государственного управления или Национальным банком и содержащий основанные на результатах установившейся практики технические требования к процессам разработки, проектирования, изысканий, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации продукции или к выполнению работ, оказанию услуг», а «технические требования – количественные и (или) качественные требования (словесные и (или) цифровые показатели, нормативы, характеристики, правила, методики, классификации, словесные и графические описания) к объектам технического нормирования или объектам стандартизации, носящие технический характер» (подп. 1.28 п. 1 ст. 1 Закона о технормировании).
В частности, объектом «технического нормирования и стандартизации» ТКП 17.11-08-2020 являются «процессы обращения с коммунальными отходами», а не «общественные отношения».
Таким образом:
1) в ТКП 17.11-08-2020 содержатся «технические требования» к «процессам строительства, монтажа, эксплуатации (использования) или к выполнению работ, оказанию услуг», а не «правовые нормы», регулирующие «общественные отношения» между субъектами правоотношений (физические и юридические лица);
2) отношения, возникающие при применении ТКП 17.11-08-2020 и другие связанные с ними отношения, регулируются Законом технормировании и иным «законодательством о техническом нормировании и стандартизации», а Законом о НПА эти отношения регулируются лишь в части, не урегулированной «законодательством о техническом нормировании и стандартизации»;
3) объектом «технического нормирования и стандартизации» ТКП 17.11-08-2020 являются «процессы обращения с коммунальными отходами», а не «общественные отношения».
Область применения ТКП 17.11-08-2020 определена в его разделе 1.
Если «требования к оборудованию для сбора, хранения и сортировки коммунальных отходов», в т. ч. разд. 13 «Требования к контейнерным площадкам для сбора коммунальных отходов» ТКП 17.11-08-2020 не применяются к «контейнерным площадкам», размещенным (установленным) до вступления в силу ТКП 17.11-08-2020, то тогда неясно, какие «технические требования к контейнерным площадкам для сбора коммунальных отходов» к ним применяются.
Большинство технических нормативных правовых актов (далее – ТНПА) в сфере строительства устанавливают требования к проектированию объектов, но имеются также Строительные нормы Республики Беларусь СН 1.04.01-2020 «Техническое состояние зданий и сооружений», утвержденные и введенные в действие постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.10.2020 № 64 (далее - СН 1.04.01-2020), содержащие т.н. «эксплуатационные» требования к объектам строительства.
В области применения СН 1.04.01-2020 указано следующее:
«Настоящие строительные нормы устанавливают основные требования к техническому состоянию зданий и сооружений, строительных конструкций и инженерных систем (далее - здания) и оценке их пригодности к эксплуатации.
Требования настоящих строительных норм предназначены для применения при технической эксплуатации зданий различного назначения независимо от форм их собственности и ведомственной принадлежности»
В п. 9.3.1. СН 1.04.01-2020 указан пример требований при «технической эксплуатации», а именно:
«Системы внутренней канализации зданий должны соответствовать требованиям СН 4.01.03, СП 1.03.02 и обеспечивать бесперебойный прием и отведение сточных вод от установленных санитарно-технических приборов и технологического оборудования».
К примеру, зданию может быть 100 лет и его системы не соответствуют требованиям действующим в настоящее время СН 4.01.03, СП 1.03.02. В таком случае неясно, что делать с данным зданием – проводить реконструкцию? За чей счет?
Также, в п. 8.1.2. СН 1.04.01-2020 указано следующее:
« При эксплуатации зданий не допускается без наличия проектной документации, разработанной в соответствии с требованиями ТНПА, а также без согласования со службой технической эксплуатации производить:
...
- изменение планировки и благоустройства прилегающей к зданию территории;»
На практике же при заваривании мусоропровода мы имеем следующее (как пример):
В ответе на обращение заявителя, данном Жодинским городским исполнительным комитетом (далее – горисполком) 02.06.2023 № 02-03\53\1 (копия ответа прилагается), указано следующее:
«Устройство контейнерной площадки, указанной в обращении, было выполнено в рамках строительства многоквартирного жилого дома № 24 по ул. Калиновского в г. Жодино в соответствии с проектной документацией, прошедшей государственную экспертизу, и данная контейнерная площадка была включена в схему обращения с твердыми коммунальными отходами г. Жодино в 2000 году, утвержденную решением горисполкома, согласованным с районной инспекцией природных ресурсов и охраны окружающей среды.
После ввода в эксплуатацию вышеуказанного жилого дома проектная документация была передана в ГУП «ОЖКХ». Жодинский горисполком не располагает сведениями о поименном составе должностных лиц, принимавших участие в согласовании и утверждении вышеуказанной проектной документации.
Разрешение на размещение контейнерной площадки, как отдельного объекта строительства, не выдавалось, а проектная документация по объекту не согласовывалась».
В ответе на обращение заявителя, данном Жодинским городским унитарным предприятием «Объединение жилищно-коммунального хозяйства» (далее – ОЖКХ) 12.06.2023 № 01-07\48\2 (копия ответа прилагается), указано следующее:
«Проектная документация на жилой дом №24 по ул. Калиновского в г. Жодино в архиве предприятия отсутствует, соответственно предоставить Вам ее для ознакомления не представляется возможным».
Согласно Правилам благоустройства и содержания населенных пунктов, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2012 № 1087 оборудованные контейнерные площадки являются элементом благоустройства.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что оборудование контейнерной площадки для сбора коммунальных отходов, как элемента благоустройства, недопустимо без наличия проектной документации, разработанной в соответствии с требованиями ТНПА, а также без согласования со службой технической эксплуатации (пример описан выше), что прямо противоречит п. 8.1.2. СН 1.04.01-2020. И таких примеров может быть множество по всей республике.
Просьба учитывать вышеизложенное при участии в доработке проекта ТКП.
Приложения:
1) Анализ требований ТНПА различного отраслевого законодательства к «контейнерным площадкам» на 5 л.
2) Копия ответа заявителю, данного МЖКХ 05.07.2024 на 2 л.
3) Копия ответа заявителю, данного горисполкомом 02.06.2023 на 1 л.
4) Копия ответа заявителю, данного ОЖКХ 12.06.2023 на 1 л.