11 апреля 2024 года в интернет-версии газеты «Жодзiнскiя навiны» (zhodinonews.by) вышла статья под названием «Как прошел рейд по неблагополучным квартирам Жодино» (далее – источник), где было указано следующее:
«…
В очередной профилактический рейд с участковыми инспекторами милиции отправились заведующий отделением комплексной поддержки в кризисной ситуации ЖТЦСОН, инженер по благоустройству ЖКХ и инспектор сектора надзора и профилактики ГОЧС.
Специалисты посетили жилые помещения, состоящие на учете в отделе охраны правопорядка и профилактики милиции общественной безопасности отдела внутренних дел Жодинского горисполкома: (персональные данные скрыты в данном заявлении).
В ходе рейда, лицам, проживающим в жилых помещениях раздали листовки и еще раз напомнили об ответственности за совершение преступлений».
На момент подачи заявления вышеуказанная статья по ссылке источника уже отсутствовала, однако сохранилась копия статьи в веб-архиве (прилагается).
Исходя из вышеизложенного, заявитель обратился 03.05.2024 в горисполком и государственное учреждение «Редакция газеты «Жодзiнскiя навiны» и программа радиовещания «Радио Жодино» (далее – Редакция) с просьбой дать разъяснения по следующим вопросам:
1) Разъяснить, по каким причинам вышеуказанная статья, кем и когда (дата удаления) была удалена из интернет версии газеты «Жодзiнскiя навiны» ?
2) Какие меры поддержки и помощи были оказаны ответственными службами города Жодино в отношении жильцов квартир и одноквартирных жилых домов, указанных в статье от 11.04.2024 г.?
3) Является ли нарушением Закона Республики Беларусь от 07 мая 2021 г. номер 99-З «О защите персональных данных» публикация в статье от 11.04.2024 г. полных адресов, в которых проводился рейд ответственных служб города Жодино в средствах массовой информации?
В ответе заявителю, данном редакцией 10.05.2024, сказано следующее:
«Что касается вопроса персональных данных, то конкретно Ваши данные в статье не указаны и Ваши права не нарушены. А адреса неблагополучных семей публикуются в целях воспитательного (профилактического) воздействия на лиц, ведущих ассоциальный образ жизни, совершающих противоправные действия и представляющих угрозу для проживающих рядом людей»
В ответе заявителю, данном горисполкомом 18.05.2024, сказано следующее:
«Что касается вопроса о персональных данных, то в соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь от 7 мая 2021 г. N 99-З «О защите персональных данных» (далее – Закон) персональные данные – любая информация, относящаяся к идентифицированному физическому лицу или физическому лицу, которое может быть идентифицировано.
Вместе с тем, в статье указаны только адреса, которые посещались субьектами профилактики. По одному лишь адресу невозможно определить его принадлежность конкретному субъекту персональных данных без дополнительных сведений, что согласно Закону определяется как обезличивание персональных данных.
Однако, в вышеуказанной статье также выкладывались фотографии лиц – субъектов персональных данных, в отношении которых и писалась вышеуказанная статья.
В ст. 1 Закона Республики Беларусь от 7 мая 2021 N 99-З «О защите персональных данных» (далее – Закон N 99-З) указано следующее:
«Биометрические персональные данные – информация, характеризующая физиологические и биологические особенности человека, которая используется для его уникальной идентификации (отпечатки пальцев рук, ладоней, радужная оболочка глаза, характеристики лица и его изображение и другое);
………
Обезличивание персональных данных – действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;
Обработка персональных данных – любое действие или совокупность действий, совершаемые с персональными данными, включая сбор, систематизацию, хранение, изменение, использование, обезличивание, блокирование, распространение, предоставление, удаление персональных данных;
Оператор – государственный орган, юридическое лицо Республики Беларусь, иная организация, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (далее, если не определено иное, – физическое лицо), самостоятельно или совместно с иными указанными лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных;
Персональные данные – любая информация, относящаяся к идентифицированному физическому лицу или физическому лицу, которое может быть идентифицировано;
Предоставление персональных данных – действия, направленные на ознакомление с персональными данными определенных лица или круга лиц;
Распространение персональных данных – действия, направленные на ознакомление с персональными данными неопределенного круга лиц;
Специальные персональные данные – персональные данные, касающиеся расовой либо национальной принадлежности, политических взглядов, членства в профессиональных союзах, религиозных или других убеждений, здоровья или половой жизни, привлечения к административной или уголовной ответственности, а также биометрические и генетические персональные данные;
Субъект персональных данных – физическое лицо, в отношении которого осуществляется обработка персональных данных».
В п. 1-6 ст. 4 Закона N 99-З указано следующее:
«1. Обработка персональных данных осуществляется в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.
2. Обработка персональных данных должна быть соразмерна заявленным целям их обработки и обеспечивать на всех этапах такой обработки справедливое соотношение интересов всех заинтересованных лиц.
3. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами.
В случае обработки персональных данных без согласия субъекта персональных данных цели обработки персональных данных устанавливаются настоящим Законом и иными законодательными актами.
4. Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее заявленных законных целей. Не допускается обработка персональных данных, не совместимая с первоначально заявленными целями их обработки.
В случае необходимости изменения первоначально заявленных целей обработки персональных данных оператор обязан получить согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных (далее – согласие субъекта персональных данных) в соответствии с измененными целями обработки персональных данных при отсутствии иных оснований для такой обработки, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами.
5. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям их обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.
6. Обработка персональных данных должна носить прозрачный характер. В этих целях субъекту персональных данных в случаях, предусмотренных настоящим Законом, предоставляется соответствующая информация, касающаяся обработки его персональных данных»
В п. 1-2 и 4-7 ст. 5 Закона N 99-Зуказано следующее:
«1. Согласие субъекта персональных данных представляет собой свободное, однозначное, информированное выражение его воли, посредством которого он разрешает обработку своих персональных данных.
2. Согласие субъекта персональных данных может быть получено в письменной форме, в виде электронного документа или в иной электронной форме
………..
4. Законодательными актами может быть предусмотрена необходимость получения согласия субъекта персональных данных только в письменной форме или в виде электронного документа.
5. До получения согласия субъекта персональных данных оператор в письменной либо электронной форме, соответствующей форме выражения такого согласия, обязан предоставить субъекту персональных данных информацию, содержащую:
Наименование (фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется)) и место нахождения (адрес места жительства (места пребывания)) оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;
Цели обработки персональных данных;
Перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;
Срок, на который дается согласие субъекта персональных данных;
Информацию об уполномоченных лицах в случае, если обработка персональных данных будет осуществляться такими лицами;
Перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие субъекта персональных данных, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;
Иную информацию, необходимую для обеспечения прозрачности процесса обработки персональных данных.
До получения согласия субъекта персональных данных оператор обязан простым и ясным языком разъяснить субъекту персональных данных его права, связанные с обработкой персональных данных, механизм реализации таких прав, а также последствия дачи согласия субъекта персональных данных или отказа в даче такого согласия. Эта информация должна быть предоставлена оператором субъекту персональных данных в письменной либо электронной форме, соответствующей форме выражения его согласия, отдельно от иной предоставляемой ему информации.
6. Субъект персональных данных при даче своего согласия оператору указывает свои фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется), дату рождения, идентификационный номер, а в случае отсутствия такого номера – номер документа, удостоверяющего его личность, за исключением случая, предусмотренного частью второй настоящего пункта.
Если цели обработки персональных данных не требуют обработки информации, указанной в части первой настоящего пункта, эта информация не подлежит обработке оператором при получении согласия субъекта персональных данных.
7. Обязанность доказывания получения согласия субъекта персональных данных возлагается на оператора»
В абз. 1 ст. 6 Закона N 99-З указано следующее:
«Согласие субъекта персональных данных на обработку персональных данных, за исключением специальных персональных данных, порядок обработки которых установлен статьей 8 настоящего Закона, не требуется:
………».
В ст. 8 Закона N 99-З указано следующее:
«1. Обработка специальных персональных данных без согласия субъекта персональных данных запрещается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
2. Согласие субъекта персональных данных на обработку специальных персональных данных не требуется:
Если специальные персональные данные сделаны общедоступными персональными данными самим субъектом персональных данных;
При оформлении трудовых (служебных) отношений, а также в процессе трудовой (служебной) деятельности субъекта персональных данных в случаях, предусмотренных законодательством;
В целях назначения и выплаты пенсий, ежемесячного денежного содержания отдельным категориям государственных служащих;
При обработке общественными объединениями, политическими партиями, профессиональными союзами, религиозными организациями персональных данных их учредителей (членов) для достижения уставных целей при условии, что эти данные не подлежат распространению без согласия субъекта персональных данных;
В целях организации оказания медицинской помощи при условии, что такие персональные данные обрабатываются медицинским, фармацевтическим или иным работником здравоохранения, на которого возложены обязанности по обеспечению защиты персональных данных и в соответствии с законодательством распространяется обязанность сохранять врачебную тайну;
Для осуществления правосудия, исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов, совершения исполнительной надписи, оформления наследственных прав;
Для целей ведения административного и (или) уголовного процесса, осуществления оперативно-розыскной деятельности;
В случаях, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством, законодательством в области национальной безопасности, об обороне, о борьбе с коррупцией, о борьбе с терроризмом и противодействии экстремизму, о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, о Государственной границе Республики Беларусь, о гражданстве, о порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь, о статусе беженца, дополнительной защите, убежище и временной защите в Республике Беларусь;
В целях обеспечения функционирования единой государственной системы регистрации и учета правонарушений;
В целях ведения криминалистических учетов;
Для организации и проведения государственных статистических наблюдений, формирования официальной статистической информации;
Для осуществления административных процедур;
В связи с реализацией международных договоров Республики Беларусь о реадмиссии;
При документировании населения;
Для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных или иных лиц, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
В случаях, когда обработка специальных персональных данных является необходимой для выполнения обязанностей (полномочий), предусмотренных законодательными актами;
В случаях, когда настоящим Законом и иными законодательными актами прямо предусматривается обработка специальных персональных данных без согласия субъекта персональных данных.
3. Обработка специальных персональных данных допускается лишь при условии принятия комплекса мер, направленных на предупреждение рисков, которые могут возникнуть при обработке таких персональных данных для прав и свобод субъектов персональных данных».
Анализируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:
1) В ответах на обращения заявителя от 10.05.2024 и 18.05.2024 не упоминается о использовании (распространении в статье источника) биометрических персональных данных субъектов, указанных в статье, что не может считаться обезличиванием персональных данных.
2) В ответах на обращения заявителя от 10.05.2024 и 18.05.2024 не указано про получение согласия на обработку персональных данных, в том числе их распространение в статье источника, порядок получения которого предусмотрен ст. 5 Закона.
3) В ответах на обращения заявителя от 10.05.2024 и 18.05.2024 не указаны обоснованные и мотивированные причины законного распространения персональных данных, в том числе специальных, в статье источника, следовательно в действиях редакции и горисполкома, как вышестоящего государственного органа, могут усматриваться нарушения ст. 4-5 и ст. 8 Закона N 99-З.
В п.1 ст. 14 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 N 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон N 300-З) указано следующее:
«Письменные обращения считаются рассмотренными по существу, если рассмотрены все изложенные в них вопросы, приняты надлежащие меры по защите, обеспечению реализации, восстановлению прав, свобод и (или) законных интересов заявителей и им направлены письменные ответы».
В п. 1 ст. 18 Закона N 300-З указано следующее:
«Письменные ответы (уведомления) на письменные обращения излагаются на языке обращения. Письменные ответы должны быть обоснованными и мотивированными (при необходимости – со ссылками на нормы актов законодательства), содержать конкретные формулировки, опровергающие или подтверждающие доводы заявителей».
Согласно п. 1 ст. 4 Закона Республики Беларусь от 08.05.2007 г. № 220-3 «О прокуратуре Республики Беларусь» (далее – Закон о прокуратуре):
«Задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов.
В целях выполнения этих задач прокуратура осуществляет надзор за:
Точным и единообразным исполнением законов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее – надзор за исполнением законодательства)».
«В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями рассматриваются обращения граждан, содержащие сведения о нарушении законодательства, в порядке и сроки, установленные законодательными актами» (п. 1 ст. 14 Закона о прокуратуре).
«Прокурор осуществляет надзор за соблюдением порядка рассмотрения обращений граждан» (п. 2 ст. 14 Закона о прокуратуре).
«Прокурор «принимает меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан… привлечению нарушителей к установленной законодательными актами ответственности» (п. 3 ст. 14 Закона о прокуратуре).
«При установлении нарушений законодательства (в том числе приводящих к нарушению прав и законных интересов граждан), в зависимости от их характера прокурор в пределах своей компетенции принимает меры прокурорского реагирования», указанные в п. 4 ст. 27 Закона о прокуратуре».
Исходя из вышеизложенного, требую:
1) Проверить выполнение требований п.1 ст. 14 и п. 1 ст. 18 Закона N 300-З при рассмотрении обращений заявителя редакцией и горисполкомом с дачей ответов от 10.05.2024 и 18.05.2024.
2) Проверить возможные нарушения редакцией требований п. 1-6 ст. 4, п. 1-2, 5-7 ст. 5, ст. 8 Закона N 99-З при размещении в статье источника персональных данных, в том числе специальных, также игнорирование вышеуказанных требований горисполкомом, в том числе отсутствие их (специальных персональных данных) упоминания при рассмотрении обращения заявителя с дачей ответа 18.05.2024.
3) Принять меры прокурорского реагирования, указанные в п. 4 ст. 27 Закона Республики Беларусь от 08.05.2007 г. № 220-3 «О прокуратуре Республики Беларусь»
Приложение:
1) Ссылка на статью интернет-версии газеты «Жодзiнскiя навiны» (zhodinonews.by) «Как прошел рейд по неблагополучным квартирам Жодино?» - https://zhodinonews.by/2024/04/10/kak-proshel-rejd-po-neblagopolu ... m-zhodino/
2) Копия статьи от 11.04.2024 из веб-архива на 2 л.
3) Копия ответа горисполкома от 18.05.2024 на 2 л.
4) Копия ответа редакции от 10.05.2024 на 1 л.