ОБРАЩЕНИЕ в горисполком
____________ городской
исполнительный комитет
ФИО (заявителя полностью)
почтовый индекс, адрес.
ОБРАЩЕНИЕ
Администрацией Советского района в период с 21 марта 2018 года по 4 апреля 2018 года проводилось общественное обсуждение архитектурно-планировочной концепции объекта строительства «Возведение административного здания на месте сносимого нежилого по адресу ул. Смолячкова, 14а в г. Минске» (далее – Концепция).
Направляем замечания и предложения по Концепции.
В соответствии с п. 16 Положения о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.06.2011 г. № 687, «Организатор общественного обсуждения в 15-дневный срок после его завершения обеспечивает размещение информации о результатах проведения общественного обсуждения на официальном сайте местного исполнительного и распорядительного органа в глобальной компьютерной сети Интернет...»
Соответственно, прошу разместить на официальном интернет-сайте Администрации Советского района г. Минска в разделе «Общественные обсуждения» Протокол общественного обсуждения Концепции.
Приложения:
1. Замечания по порядку проведения общественного обсуждения Концепции.
2. Замечания и предложения по Концепции.
3. Список ____участников общественного обсуждения, выступающих_______ (указать «за» либо «против») утверждение(я) и реализации Концепции на ___ листах.
«____»___________2018 г. __________(подпись заявителя)
Приложение 1. Замечания по порядку проведения общественного обсуждения
Согласно Приложения Б «Состав и содержание архитектурно-планировочной концепции» ТКП 45-1.02-298-2014 «Предпроектная (предынвестиционная) документация. Состав, порядок разработки и утверждения», утвержденного и введенного в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 14 июля 2014г. № 196., архитектурно-планировочная концепция должна содержать:
«Б.1 Пояснительная записка
В пояснительной записке приводят:
…
в) принципиальные градостроительные, архитектурно-планировочные, технологические и другие решения, формирующие состав и облик объекта;
г) основные технико-экономические показатели (предполагаемая мощность (вместимость, пропускная способность), строительный объем, строительная и общая площадь, общая площадь квартир и площадь жилого здания, показатели по генеральному плану, потребности по инженерному обеспечению работы объекта и т. п.).
Б.2 Основные чертежи (схемы)
Комплект чертежей включает:
…
б) схему генерального плана;
…
г) поэтажное функциональное зонирование…»
Согласно Приложения Г «Основные технико-экономические и финансовые показатели, включаемые в распорядительный документ об утверждении (одобрении) обоснования инвестиций» ТКП 45-1.02-298-2014, утвержденного и введенного в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 14 июля 2014г. № 196, распорядительный документ об утверждении (одобрении) обоснования инвестиций для общественных зданий и сооружений должен содержать:
«1.1 Характеристики объекта (вместимость, наполняемость, пропускная способность и др.)
1.2 Общая площадь земельного участка
1.3 Общая площадь зданий и сооружений…»
В пояснительной записке к обсуждаемой Концепции отсутствуют:
вместимость, наполняемость, пропускная способность,
строительный объем,
строительная площадь,
проектное количество работающих,
показатели по генеральному плану,
потребности по инженерному обеспечению работы объекта.
Согласно Приложению Б ТКП 45-3.02-290-2013 «Общественные здания и сооружения строительные нормы проектирования», утвержденного и введенного в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 11 октября 2013 г. № 389,
Б.3 Полезную площадь общественных зданий определяют как сумму площадей всех размещаемых в нем помещений, а также балконов и антресолей в залах, фойе и т.п., за исключением лестничных клеток, лифтовых шахт, внутренних открытых лестниц и пандусов
Б.4 Расчетную площадь общественных зданий определяют как сумму площадей всех размещаемых в нем помещений, за исключением коридоров, тамбуров, переходов, лестничных клеток, лифтовых шахт, внутренних открытых лестниц, а также помещений, предназначенных для размещения инженерного оборудования и инженерных сетей. В расчетную площадь здания включается площадь коридоров, используемых в качестве рекреационных помещений в зданиях учебных заведений, больниц, санаториев, домов отдыха, кинотеатров и клубов и других учреждений, а также коридоров, предназначенных для отдыха и ожидания.
Б.7 Площадь застройки общественных зданий определяют как площадь горизонтального сечения по внешнему обводу здания на уровне цоколя, включая выступающие части. В площадь застройки включают площадь под зданием, расположенным на опорах, а также проезды под зданием
В пояснительной записке к Концепции указана полезная площадь только офисной части объекта. Расчетная площадь и площадь застройки объекта отсуствуют вообще.
Отсутствие вышеуказанных пунктов не позволяет участникам Общественного Обсуждения получить комплексное представление об объекте.
В связи с этим, пояснительная записка к Концепции должна быть доработана с включением всей информации, требуемой согласно Приложения Б «Состав и содержание архитектурно-планировочной концепции» ТКП 45-1.02-298-2014 и Приложения Б ТКП 45-3.02-290-2013 до начала Общественного Обсуждения.
Приложение 2. Замечания по архитектурно-планировочной концепции объекта строительства
1. Проект детального планирования
Застройка населенных пунктов осуществляется в соответствии с ТКП 45-3.01-116-2008 «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки».
Так, согласно п. 4.1.1 ТКП 45-3.01-116 «…застройку населенных пунктов следует осуществлять на основе… проектов… детального… градостроительного планирования...». Согласно п. 4.1.7 ТКП 45-3.01-116 «Застройка поселений осуществляется на основе градостроительной документации детального планирования конкретных структурно-планировочных элементов – район, микрорайон, квартал, градостроительный комплекс – территорий предполагаемой инвестиционной деятельности».
В соответствии с п. 4 ст. 44 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности) в градостроительной документации детального планирования (детальный план) определяются:
- красные линии и линии регулирования застройки;
- территориальные зоны по преимущественному функциональному использованию;
- размещение объектов общего пользования, социально-культурного назначения и коммунально-бытового обслуживания;
- градостроительные требования к застройке территорий;
- параметры транспортных сооружений, улиц, проездов, пешеходных зон, магистральных сооружений и коммуникаций связи, инженерного оборудования, благоустройства территорий.
Согласно ТКП 45-3.01-284-2014 «Градостроительство. Градостроительный проект детального планирования. Состав и порядок разработки» в ПДП осуществляется расчет: параметров градостроительного освоения территории; баланс застроенной и озелененной территории; плотности жилого фонда и численности проектного населения; необходимой мощности (вместимости) объектов общественного социально-гарантированного обслуживания для обеспечения ими проектного населения и определяются места их размещения; обеспеченности объектов строительства местами хранения и стоянки автотранспорта; экологическая оценка окружающей среды и мероприятия по защите населения от вредного воздействия; озелененности территории и обеспеченности проектного населения озелененными территориями; необходимых (резервных) мощностей электро-, газо-, водоснабжения и бытовой канализации для строительства предусмотренных в ПДП объектов.
В ПДП также определяется доля территорий, занимаемых жилой застройкой, участками учреждений воспитания и образования, предприятиями общественного обслуживания, озелененными территориями, автостоянками и парковками автотранспортных средств в зависимости от принятой в ПДП плотности жилищного фонда, размещения объектов социально-гарантированного обслуживания и других факторов.
Согласно п. 6.2.1 ТКП 45-3.01-116 «Потребность в строительстве жилых домов различных типов должна определяться на основе планов социально-экономического развития населенных пунктов, а также дополнительных исследований, включающих: анализ фактических и прогнозируемых показателей развития жилищного и общественного фондов, семейного состава населения (с учетом одиноко проживающих граждан с ограниченными физическими возможностями и семей, в которых они проживают), среднего уровня доходов населения, существующей и перспективной жилищной обеспеченности населения с учетом социальной нормы общей площади жилья (кв.м./чел.)». Данный анализ осуществляется в ПДП.
В ПДП также определяются требования к благоустройству территории.
Между тем, утвержденный в установленном порядке ПДП на территорию, где размещается испрашиваемый под застройку земельный участок, отсутствует. Таким образом, представленный на общественное обсуждение «проект» предусматривает «точечную застройку», т.е. строительство объекта без разработки градостроительной документации детального планирования (ПДП) для данной территории. Соответственно, расчеты выполнения нормативов (параметры градостроительного освоения территории, обеспеченность объектами общественного социально-гарантированного обслуживания, балансы застроенной и озелененной территории, обеспеченность местами стоянки и хранения автотранспорта и др.) и проверка данных расчетов органами и организациями, уполномоченными выдавать государственные экспертные заключения по «проекту», отсутствует.
Согласно п. 1 ст. 11 Закона об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности должно обеспечиваться формирование полноценной и эстетически выразительной среды обитания путем соблюдения следующих особых требований к планировке и застройке населенных пунктов: «строительства учреждений культуры, спортивных сооружений и других объектов социально-культурного назначения при формировании застройки населенных пунктов и их территориальных зон с учетом интересов социально-демографических и профессиональных групп населения».
В главе 1 Основных направлений государственной градостроительной политики Республики Беларусь на 2016-2020 годы, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 05.09.2016 № 334, сказано: «Градостроительная политика позволит решить имеющиеся градостроительные проблемы и эффективно регулировать вопросы… комплексного развития среды жизнедеятельности населения и обеспечения экологической безопасности населенных пунктов». Комплексное развитие среды жизнедеятельности населения (в т.ч. комплексная застройка жилых территорий) возможно только при застройке жилых территорий в соответствии с разработанным и утвержденным ПДП, а не путем «точечной застройки» (уплотнение существующей застройки жилыми домами) без разработки ПДП и без обеспечения перспективного населения общественными социально-гарантированными объектами и дополнительными мощностями сетей.
Таким образом, необходимо разработать ПДП на данную территорию, утвердить его в установленном порядке и лишь затем проектировать объекты, которые будут предусмотрены к размещению в ПДП.
2. Порядок застройки функциональной зоны 20О1
Согласно Плана функционального зонирования г. Минска испрашиваемый под застройку участок находится в зоне 20О1 (20 – номер, О – общественная, О1 – тип зоны).
Соласно следующим пунктам Основных положений Генерального плана г. Минска, утвержденного Указом Президента
Республики Беларусь 23.04.2003 № 165 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь 15.09.2016 № 344)
Согласно Пункту 1.6 главы 7:
О1 – общественная зона многофункциональной застройки с преимущественным размещением объектов международного, национального и регионального уровней с максимальной для городского ядра интенсивностью застройки
Согласно Пункту 2.21 главы 3:
установить для функциональных зон «О1», отличающихся уникальным характером планировки и застройки, особый порядок градостроительного проектирования на стадии «Детальный план» с включением предпроектных исследований для изучения потенциала развития территории, достижений отечественного и зарубежного градостроительного опыта и научного обоснования проектных решений.
Согласно Пункту 4.4 главы 3:
установить для достижения столичного уровня городской среды в общественных зонах 20О1, 22О1, 80О1, 155О1 и 214О1 особый порядок определения всех параметров планировки и застройки территории путем выполнения комплекса предпроектных исследований и разработки градостроительного проекта «Детальный план».
Согласно Пункту 1.2 главы 11:
обеспечить безусловное сохранение на территории г. Минска историкокультурных ценностей, а также сохранение важных в послевоенной истории развития столицы в ХХ веке фрагментов исторической планировки и застройки с воссозданием элементов средового обустройства и духа времени их возведения;
Согласно Главе 17:
2.1 Организация процесса комплексного развития жилых территорий в соответствии с государственными программами наращивания жилищного строительства, для чего:
2.1.1. Осуществить приоритетное развитие сферы жилищного строительства с учетом сложившейся инженерной и транспортной инфраструктуры и в зависимости от размещения жилой застройки в планировочных зонах г. Минска:
…
– в центральной планировочной зоне (II пояс):
– реконструкция кварталов низкоплотной и среднеплотной многоквартирной жилой застройки послевоенного (1950-1960 годы) строительства, в том числе в районе Золотая Горка…
4.2. Развитие сферы туризма.
4.2.1. Продолжить формирование туристических комплексов… «Золотая Горка»…
Строительство масштабного объекта, предусмотренного Концепцией, нарушит ансамбль послевоенной застройки улиц Смолячкова и Краснозведной и переулка Горного, важной в истории развития г. Минска в ХХ веке, снизит туристический потенциал района Золотая Горка. Нет никаких данных об отношении проектируемого объекта у международному, национальному или региональному уровню, а также о проведении предпроектных исследований для изучения потенциала развития территории, достижений отечественного и зарубежного градостроительного опыта и научного обоснования проектных решений. Вышеперечисленное противоречит предназначению зоны О1 согласно Основным Положениям Генерального плана г. Минска.
Согласно п. 2 ст. 2 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» государственные органы, организации, физические лица, осуществляющие архитектурную, градостроительную и строительную деятельность, обязаны соблюдать требования градостроительной документации утвержденной в установленном порядке. Согласно п. 2 ст. 41 указанного Закона генеральные планы городов являются градостроительной документацией, а именно градостроительными проектами общего планирования. Соответственно, указанные выше требования Генерального плана г. Минска по порядку застройки функциональной зоны 20О1 обязательны для государственных органов, организаций, физических лиц, осуществляющих архитектурную, градостроительную и строительную деятельность.
Таким образом, для выполнения указанных выше требований Генерального плана г. Минска относительно порядка застройки функциональной зоны 20О1, включая «особый порядок определения всех параметров планировки и застройки территории путем выполнения комплекса предпроектных исследований и разработки градостроительного проекта «Детальный план», «организацию процесса комплексного развития жилых территорий», предусматривающую «реконструкцию кварталов низкоплотной и среднеплотной многоквартирной жилой застройки» и «формирование туристических комплексов» необходимо разработать и утвердить ПДП на данную территорию и только затем осуществлять застройку данной территории.
3. Автомобильные стоянки и автомобильные парковки
3.1 Обеспеченность населения местами хранения и стоянки автотранспорта.
В настоящий момент в квартале, ограниченном ул. Смолячкова – ул. Краснозвездная – ул. Берестянская, условия движения автотранспорта и пешеходов характеризуются следующим.
Парковки для автотранспорта, проезды и пешеходные дорожки на придомовой территории домов №№ 11, 15, 17, 19, 21, 23/9 по ул. Краснозвездная, №№ 12, 14 по ул. Смолячкова, №№ 1, 4, 6, 7 по пер. Горному, №№ 9/23, 11, 13 по улице Берестянская, размещены с нарушением норм ТКП 45-3.01-116-2008 «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки», утвержденного и введенного в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 439 и ТКП 45-3.03-227-2010 «Улицы населенных пунктов. Строительные нормы проектирования», утвержденного и введенного в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 17 декабря 2010 г. № 485.
Так, в вышеперечисленных домах находится 434 квартиры, а также множество учреждений различного предназначения. При этом число парковочных мест составляет 50.
Существующая Концепция не предполагает какого-либо улучшения обеспеченности населения квартала местами хранения и стоянки автотранспорта, поскольку, исходя из расчетов, приведенных в пояснительной записке, планируемое количество машиномест в паркинге (30) будет достаточно лишь для потребностей самого проектируемого объекта. При этом, для строительства проезда к объекту необходимо будет ликвидировать 4 парковочных места вблизи дома по ул. Смолячкова 14, что еще более снизит обеспеченность ими населения квартала.
3.2 Размещение автомобильных стоянок и автомобильных парковок на территории жилой застройки
Для обеспечения парковочными местами под зданием и на первом этаже здания запроектирован паркинг вместимостью 30 машиномест. Данный объект (паркинг) согласно п.п. 3.1.4 и 3.1.6 ТКП 45-3.02-25-2006 «Гаражи-стоянки и стоянки автомобилей. Нормы проектирования» и п. 2 Санитарных норм и правил «Требования к санитарно-защитным зонам организаций, сооружений и иных объектов, оказывающих воздействие на здоровье человека и окружающую среду», утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 11.10.2017 № 91 (далее – СанПиН № 91), относится к объектам «гараж-стоянка (автомобильная стоянка)». При этом согласно п. 21 СанПиНа № 91 «Выезд-въезд из автомобильных стоянок, размещаемых на территории жилой застройки, должны быть организованы на улично-дорожную сеть», а не на внутридворовые проезды существующих жилых домов. Предлагаемая организация въезда-выезда по территории жилой застройки неизбежно приведет к увеличению аварийности и риску для здоровья и жизни пешеходов и других участников дорожного движения.
4. Соответствие физических параметров здания размерам земельного участка
В Извещении об общественном обсуждении было сказано: «Земельный участок площадью – 0,086 га, расположен в глубине существующей застройки… Проектом предусматривается возведение 6-ти этажного административного здания на месте сносимого нежилого, с мансардой, размерами в плане – 25,8х20,0 м с площадью застройки 495,2 м2, общей площадью 3390м2. Административное здание запроектировано для размещения обучающего центра и офисных помещений компании-владельца».
Параметры застройки территорий г. Минска определяет Система регламентов Генерального плана г. Минска (далее – регламенты).
Показатели застроенности и озелененности территорий устанавливаются в соответствии с п. 2.4.2.3 и табл. 2.4.3 регламентов, согласно которой показатели освоения общественных зон составляют:
- Админстративно-деловые центры: застроенность – до 50%, поверхность с твердым покрытием – до 40%, озелененность – до 25%;
- Научно-образовательные центры: застроенность – до 40%, поверхность с твердым покрытием – до 40%, озелененность – 55-60%.
Исходя из чертежа, представленного в Извещении об общественном обсуждении, застроенность земельного участка составляет более 58%. Следовательно требования табл. 2.4.1 и 2.4.3 для данного объекта не выполняются.
Данный объект содержит помещения с двумя функциями: административно-деловая (офисные помещения) и образовательная (обучающий центр). Соответственно, для земельного участка показатели интенсивности градостроительного освоения (Кин), а также показателей застроенности и озелененности должны быть установлены в градостроительной документации исходя из указанных 2-х функций планируемого к строительству объекта.
На чертеже «План функционального зонирования Минска» Генерального плана г. Минска обозначены границы функциональных зон города (в данном случае – зона О1), а подробное функциональное зонирование территории города с выделением участков подзон и определение их параметров (тип и подтип функциональных зон, их границы, интенсивность освоения и др.) устанавливается градостроительными проектами стадии «Детальный план», т.е. в ПДП (п. 1.3 гл. 16 Генерального плана г. Минска). Так, подробно физические параметры планировки и застройки общественных территорий (границы участков, интенсивность использования территорий, суммарная емкость объектов, соотношение открытых и застроенных территорий, архитектурно-пространственная организация и другое) устанавливаются при разработке градостроительных проектов стадии «Детальный план» (п. 2.4.2.6 регламентов).
В п. 5.3.12 ТКП 45-3.03-227-2010 «Улицы населенных пунктов. Строительные нормы проектирования» установлены следующие требования к размещению проездов:
«При проектировании местных проездов, пешеходных путей (тротуаров, пешеходных дорожек и т. п.) следует предусматривать возможность проезда по ним специальных транспортных средств (пожарных, милиции, обслуживающих транспортных средств и т. п.) к жилым и общественным зданиям. Проезды на дворовых территориях в районах многоквартирной жилой застройки следует предусматривать с учетом обеспечения возможности сквозного проезда для круглосуточного беспрепятственного проезда специального транспорта. Расстояния от края проезда (тротуаров, пешеходных дорожек и т. п.) до стены здания, как правило, следует принимать не менее 5 м – для зданий высотой до 30 м включ. и не менее 8 м – для зданий высотой более 30 м. В этой зоне не допускается размещать ограждения, воздушные линии электропередач и осуществлять рядовую посадку деревьев.
Минимальная ширина проезда для пожарной техники должна составлять 3,5 м.
Вдоль фасадов зданий, не имеющих входов, допускается предусматривать полосы шириной 6 м, пригодные для проезда пожарных машин с учетом их допустимой нагрузки на покрытие или грунт.
Проезды или пригодные для проезда полосы следует предусматривать с двух продольных сторон многосекционных зданий и со всех сторон односекционных многоэтажных зданий».
Соответственно, со всех сторон данного здания на расстоянии не менее 5 м. от стены здания необходимо предусмотреть проезды шириной не менее 3,5 м. (проезд вокруг здания). Данное требование не выполняется, т.к. на расстоянии менее 5 метров от северо-восточной и юго-восточной стен находятся ограждения.
Для выполнения указанных выше требований регламентов (интенсивность использования участка (Кин), его застроенность и озелененность) и п. 5.3.12 ТКП 45-3.03-227-2010 необходимо увеличить размер земельного участка, что приведет к снижению размеров придомовых территорий расположенных в данном квартале многоквартирных жилых домов.
Стандарт жилой среды устанавливает п. 2.2.2.4 регламентов, согласно которому «Для создания удовлетворительных жилищных условий необходимо иметь полноценную жилую среду. При расчете потребных территорий для жилой застройки должен приниматься средний стандарт жилой среды на одного человека, включающий… придомовую территорию жилой многоквартирной и смешанной многоквартирной застройки (не включая площадь подошвы застройки)».
Показатели стандарта жилой среды приводятся в табл. 2.2.4 регламентов, согласно которой средний показатель придомовых территорий многоквартирной и смешанной многоквартирной застройки составляет 13,0 кв.м./чел. Согласно Примечания к табл. 2.2.4 регламентов «На придомовой территории располагаются следующие элементы: подходы и подъезды к дому, гостевые парковки, озелененные территории с площадками для игр и отдыха». Возможно ли увеличить размер земельного участка для строительства данного объекта с одновременным сохранением стандарта жилой среды (табл. 2.2.4 регламентов) для проживающих в данном квартале?
Таким образом, необходимо разработать ПДП на территорию квартала, в котором определить подробное функциональное зонирование территории квартала с выделением участков подзон и определить их параметры (тип и подтип функциональных зон, их границы, границы земельных участков, интенсивность освоения, основные технико-экономические показатели каждого объекта строительства, архитектурно-пространственная организация, выполнение требований стандартов жилой среды и др.). И только после утверждения в установленном порядке ПДП возможна застройка данного участка.
Учитывая вышеизложенное, ТРЕБУЕМ:
1. Не рекомендовать к дальнейшей разработке и реализации представленную на общественное обсуждение Концепцию.
2. Благоустроить испрашиваемый под застройку участок и вернуть его __________
3. При необходимости уплотнения застройки – разработать ПДП на данную территорию, утвердить его в установленном порядке и лишь затем проектировать объекты, которые будут предусмотрены к размещению в ПДП.
ШАПКА подписного листа
Список жильцов дома № ___ по ул.______________ в гор._______, выступающих _________ (указать «за» либо «против») утверждение(я) и реализации архитектурно-планировочной концепции объекта строительства «___________________________».
Ниже – таблица из трех колонок: № квартиры, ФИО (полностью), подпись.