Палата представителей Национального Собрания
Республики Беларусь
Совет Республики Национального Собрания
Республики Беларусь
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
по проекту Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности
В настоящее время в Минске для граждан существует большая проблема ознакомиться с градостроительными проектами. Несмотря на то, что декларируется право на благоприятную среду обитания при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, а также на достоверную, полную и своевременную информацию о состоянии среды обитания и ее предполагаемых изменениях, осуществить это право практически невозможно. Новый кодекс в целом повторяет старый закон по отношению к этой проблеме. И точно так же не определяет четко обязанности местных исполнительных и распорядительных органов для реализации этого права граждан. Поэтому если не исправить новый кодекс сейчас, то эта проблема останется и дальше.
1. Регламентируемый доступ к разрабатываемым и утвержденным градостроительным проектам
Согласно п. 4 ст. 12 проекта кодекса «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности»:
«4. Республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют информирование физических и юридических лиц об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности через средства массовой информации, а также путем обеспечения регламентируемого доступа к данным градостроительного кадастра, разрабатываемым и утвержденным градостроительным проектам, проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, организации экспозиций, выставок и осуществления иных мероприятий.»
Аналогичная норма содержится в п. 6 ст. 4 закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (только в кодексе почему-то пропали обязанности органов государственного строительного надзора):
«6. Республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, органы государственного строительного надзора осуществляют информирование физических и юридических лиц об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности через средства массовой информации, а также путем обеспечения регламентируемого доступа к данным градостроительного кадастра, разрабатываемым и утвержденным градостроительным проектам, проведения общественного обсуждения градостроительных проектов, организации экспозиций, выставок и осуществления иных мероприятий.»
Однако на практике получить доступ к разрабатываемым и утвержденным градостроительным проектам непросто. Я пыталась ознакомиться с пятью проектами детального планирования, но в результате мне удалось посмотреть хоть что-то только по двум. В администрации Октябрьского района по детальному плану ландшафтно-рекреационной зоны 160 ЛР (туда попадает склон от моего дома вниз к реке, но без самой реки) показали какой-то текст и две большие цветные карты. И по детальному плану Минск-Мира (туда уже попала река у моего дома) показали распечатанный текст, который выложен на право бай с пережатой недоступной для восприятия картой, а большую цветную карту показать отказались. Но по этому проекту мне прислали файл с хорошей картой из НЦПИ в ответ на электронное обращение. Все. Детальный план с моим домом у них секретный. Я живу на военной базе, да?
Посмотрите ответ администрации в приложениях. Это нормально, когда вместо утвержденного проекта пытаются подсунуть предварительные материалы с общественных обсуждений, какие-то фотки на телефон, обернутые в презентацию в pdf, или что это вообще? Хотя, как хорошо известно, градостроительные проекты обычно очень сильно меняются за время от общественных обсуждений к утверждению. Да и потом эти проекты неоднократно меняются только в путь безо всяких общественных обсуждений, как тот же проект Минск-Мира, например. И почему в администрации района большая цветная карта для проекта детального планирования, официально опубликованного на право бай, вдруг оказалась «для служебного пользования»? Что там тогда публикуется? Заведомо недостоверная информация?
Комитет архитектуры отказывает на все и всегда, у них вообще все «для служебного пользования», а для людей ничего. Где же тогда достоверная, полная и своевременная информация о состоянии среды обитания и ее предполагаемых изменениях? Почему я не могу ознакомиться с проектом Лошицкой водно-зеленой системы 2008 года (этот проект еще действующий)? Не потому ли, что архитекторы запланировали уничтожить парк возле реки у моего дома, и заменить его на насыпной вал с автомагистралью (в пойме реки!), потому что так захотелось застройщику Минск-Мира? И, вероятно, с другими парками Лошицкой водно-зеленой системы произошло нечто подобное, так что от этой системы парков уже ничего не осталось? Или почему я не могу ознакомиться с детальным планом с аэродромом 2008 года, который был до Минск-Мира, и в его составе с материалами научно-исследовательских работ, которые использовались при определении границ зон охраны здания старого аэровокзала? Да такое чуть ли не на самом этом здании печатать надо и всячески продвигать, а они скрывают. Насколько обоснованно такое засекречивание всего подряд? Что они скрывают? Свои коррупционные схемы? Не хотят, чтобы люди узнавали, что именно запланировано построить у них во дворе или возле дома до того, как приедет строительная техника? Посмотрите ответы комитета архитектуры, у них все направлено на то, чтобы скрыть от людей абсолютно все, особенно предполагаемые изменения и их обоснования.
Попытка выяснить, что же такое этот регламентируемый доступ, не увенчалась успехом. Судя по ответу министерства архитектуры, такого доступа не существует в природе. В ответе пишут обо всем чем угодно, но только не об этом доступе. (Ну, или должностное лицо Швец О.Д., подписавшее ответ, отнеслось халатно к составлению ответа и сокрыло от меня эту информацию.) Как тогда исполком должен обеспечить этот мифический доступ, если о нем не знают даже в министерстве архитектуры?
2. Официальное опубликование утвержденных градостроительных проектов детального планирования на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь
Согласно ч. 1 п. 4 Положения о Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. № 369:
«4. Включению в Национальный реестр подлежат:
...
технические нормативные правовые акты, являющиеся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь обязательными для соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
...
»
Согласно п. 2 ст. 26 закона «О нормативных правовых актах»:
«2. Техническими нормативными правовыми актами, не относящимися к области технического нормирования и стандартизации, являются:
…
проекты зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей, проекты водоохранных зон и прибрежных полос, градостроительные проекты детального планирования, схемы землеустройства;
…
»
И согласно п. 23 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденного Постановлением Совета Министров от 8 октября 2008 г. № 1476:
«23. Градостроительные проекты после их утверждения становятся обязательными для выполнения всеми юридическими и физическими лицами.»
Поэтому утвержденные градостроительные проекты детального планирования публикуются на право бай. Идея очень хорошая, но современная техническая реализация предполагает к ним переусложненный доступ. В pdf-файле, опубликованном на право бай, графические материалы обычно содержатся в очень плохом качестве, но при этом НЦПИ почему-то считает, что эта неразборчивая миниатюра находится в полном соответствии с подписанными подлинниками. Поэтому, чтобы получить графические материалы в хорошем качестве, нужно писать электронное обращение в НЦПИ. Догадаться о таком порядке доступа к официально опубликованным градостроительным проектам детального планирования не очень легко. Никто же не пишет на странице со ссылкой на pdf-файл большими красными буквами дисклеймер вроде такого «этот документ содержит большие картинки плохого качества, и если они вам таки нужны в хорошем качестве, то напишите нам по адресу … и мы вам вышлем». Вроде бы НЦПИ обещает это исправить, может, станет полегче.
Сейчас это единственный способ узнать хоть что-нибудь о новых утвержденных градостроительных проектах детального планирования.
Согласно результатам правового мониторинга закона «О нормативных правовых актах» (http://center.gov.by/pravovoj-monitoring-v-otnoshenii-zakona-resp ... vyh-aktah/) предложено:
«5.2.8. уточнить перечень технических нормативных правовых актов, не относящихся к области технического нормирования и стандартизации, изучив обоснованность их отнесения к данной категории актов законодательства (например, в отношении авиационных правил, нормативов расхода ресурсов в строительстве, статистических индексов стоимости и индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ, градостроительных проектов детального планирования)…»
Т. е. градостроительные проекты детального планирования могут перестать быть техническими нормативными правовыми актами, и соответственно, перестать включаться в Национальный реестр. В результате, у граждан вообще не будет никакой возможности ознакомиться с этими проектами. Поэтому нужен альтернативный способ официального опубликования градостроительных проектов детального планирования с учетом всех технических ошибок НЦПИ, чтобы не повторять их. Не должно у кодекса быть настолько сильной зависимости от изменений в закон «О нормативных правовых актах».
К тому же на право бай не публикуются градостроительные проекты общего и специального планирования, а они тоже обязательные для выполнения всеми юридическими и физическими лицами.
3. Размещение утвержденных градостроительных проектов в сети Интернет
Согласно п. 23-1 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденного Постановлением Совета Министров от 8 октября 2008 г. № 1476:
«23-1. Градостроительные проекты (утверждаемая часть), утвержденные местными Советами депутатов базового территориального уровня, местными исполнительными и распорядительными органами, а также решения об их утверждении подлежат обязательному размещению на интернет-сайтах органа, утвердившего соответствующий градостроительный проект, с графическими материалами, за исключением материалов, содержащих служебную информацию ограниченного распространения или государственные секреты.»
На сайте Мингорисполкома по проектам общего планирования есть какие-то материалы из генплана Минска, хотя генплан утверждает не Мингорисполком. По проектам детального планирования есть (уже неактуальный) список их названий за 2018 год (хотя они обещали обновить этот список в 2021 году). Сами детальные планы на сайте отсутствуют, ссылок на право бай тоже нет, будут ли оцифровываться и публиковаться детальные планы, утвержденные до 2019 года, не понятно. По проектам специального планирования на сайте есть решение об утверждении схем озелененных территорий общего пользования районов города, но вместо материалов этих проектов размещены только схемы в нечитаемом мелком масштабе. На той же странице с названием «Об утверждении градостроительных проектов специального планирования» лежит и нечитаемая карта очень мелкого масштаба от проекта водоохранных зон и прибрежных полос рек Минска, хотя это вообще не градостроительный проект. Как Мингорисполком может решать вопросы размещения объектов строительства на соответствующей территории, если у него такой бардак с градостроительными проектами?
Норма п. 23-1 больше относится к обязанностям местных исполнительных и распорядительных органов по реализации права граждан на информацию о состоянии среды обитания и ее предполагаемых изменениях при градостроительной деятельности, поэтому ее нужно перенести в ст. 12 кодекса с уточнением формулировки.
Тут упоминаются «материалы, содержащие служебную информацию ограниченного распространения или государственные секреты». Однако у Мингорисполкома, например, все материалы проектов детального планирования содержат служебную информацию. Поэтому в такой формулировке список материалов для размещения на сайте будет пустым. И сейчас Мингорисполком не публикует на своем сайте ничего из материалов проектов детального планирования, вероятно, пока чтобы не дублировать право бай, а может, и в полной уверенности, что если все засекретить, то больше ничего и делать не надо.
Между тем, «материалы» градостроительных проектов содержат «сведения», в т.ч. отнесенные в соответствии с законодательством к государственным секретам и служебной информации ограниченного распространения, что подтверждается ч. 2 п. 10 Положения о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, утвержденного Постановлением Совета Министров от 1 июня 2011 г. № 687:
«В состав экспозиции (выставки) и презентации проекта включаются графические и текстовые материалы в доступной для восприятия и обсуждения форме с основными технико-экономическими показателями по проекту, за исключением сведений, отнесенных в соответствии с законодательством к государственным секретам и служебной информации ограниченного распространения (с ограничительным грифом «Для служебного пользования»).»
Поэтому и исключать нужно только такие сведения, а не материалы целиком.
Также в этой норме предлагается публиковать только градостроительные проекты, утвержденные местными Советами депутатов базового территориального уровня, местными исполнительными и распорядительными органами. Однако для местных жителей важны все градостроительные проекты местного уровня.
Например, генплан Минска утверждается указом президента (после вступления в силу кодекса будет утверждается постановлением Совета Министров), так его что никто и публиковать не должен? И на сайте Мингорисполкома он упоминается из чистой благотворительности?
Согласно СН 3.01.02-2020 «Градостроительные проекты общего, детального и специального планирования»:
«3.1.1 генеральный план населенного пункта (генеральный план):
Градостроительный проект общего планирования местного уровня, определяющий
стратегию комплексного градостроительного развития населенного пункта,
планировочную структуру, функциональное зонирование и регламенты использования
территорий, основные параметры застройки, развития социальной инфраструктуры,
магистральной инженерной и транспортной инфраструктуры, а также условия
формирования безопасной и экологически благоприятной среды жизнедеятельности.
3.1.2 градостроительный проект детального планирования (детальный план):
Градостроительный проект местного уровня, разрабатываемый на основании
генерального плана, определяющий в своих границах размещение структурно-
планировочных элементов и параметры их планируемого развития, а также
устанавливающий градостроительные требования к застройке территорий.
3.1.3 градостроительный проект специального планирования:
Градостроительный проект специального планирования республиканского или местного
уровня, установленный в [1], а также разрабатываемый в целях обоснования, уточнения
и реализации градостроительных проектов общего и детального планирования.»
От всех этих планов зависит насколько и в какую сторону изменятся условия жизни местных жителей, экология, инфраструктура, цена недвижимости (или вообще ее снос) итп.
Реализация градостроительных проектов затрагивает не только право граждан на благоприятную среду обитания при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, но и право частной собственности на недвижимость, а также законный интерес в части пользования земельными участками, планируемыми под застройку. Ст. 34 Конституции гарантирует гражданину возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы.
Значит, и публиковаться они должны в полном объеме, а не только утверждаемая часть.
4. Состав официально опубликованных градостроительных проектов
Из того набора материалов, который сейчас публикуется на право бай по проектам детального планирования, невозможно точно понять, что в этих проектах предлагается, и как эти предложения были оценены экспертами. Например, там нет схемы опорного плана, хотя на общественных обсуждениях ее показывают. А эта схема как раз содержит информацию о состоянии среды обитания, которую должны предоставлять государственные органы.
В качестве примера можно рассмотреть решение исполкома 2015 года о смещении трассировки участка 3-го транспортного кольца между ул. Кижеватова и Южной магистралью в парк Лошицкой водно-зеленой системы по просьбе застройщика Минск-Мира и во вред жителям микрорайона Серова. Половина этой дороги попадает в проект детального планирования Минск-Мира, он опубликован здесь https://pravo.by/document/?guid=3961&p0=R920op101712 (да, тут надо попросить хорошую картинку у НЦПИ, чтобы что-то увидеть). На схеме детального плана река нарисована вообще в какой-то параллельной реальности, и по ней невозможно понять, что размещение дороги предполагает изменение русла реки возле детского садика. И в предлагаемом тексте также нигде ничего не написано ни о расстоянии 58.5м от планируемой автомагистрали городского значения до детского садика, ни об изменении русла реки. Хотя этот факт имеет последствие в виде проведения обязательной оценки воздействия на окружающую среду при разработке предпроектной документации. И это довольно существенная информация об этой дороге. А вот на схеме опорного плана уже можно увидеть, что между красными линиями дороги возле детского садика попадает река.
Также в этих документах стоило бы публиковать заключения всех экспертиз со всеми особыми условиями. Это тоже существенная информация о проекте.
5. Градостроительный кадастр
По описанию в ст. 48 можно понять, что градостроительный кадастр будет таким же засекреченным для граждан, как и градостроительные проекты сейчас. Однако информация, которая в нем размещается, затрагивает права и законные интересы граждан. Следовательно, стоит предусмотреть в этом кадастре какой-то гарантированный набор сведений в открытом доступе по каждому виду сведений, подлежащих учету из п. 4.
Например, недалеко от моего дома сейчас идет строительство дождевого коллектора от ул. Кижеватова до ул. Чижевских. Год назад, когда с одной стороны от наших домов (от ул. Кижеватова) вдруг начали строить ЛЭП, а с другой стороны (около Южной магистрали) начали закапывать речку, было совершенно не очевидно, что происходит, и что оба эти действа относятся к одной и той же стройке коллектора. Это навело шухер на весь район (ну и на администрацию района). Может там где-то и была табличка (например, в Чижовке), но у нас никто ее так и не нашел. Как можно было понять, что это?
Из ответа комитета строительства и инвестиций Мингорисполкома следует, что сейчас для граждан нет никакой возможности ознакомиться со списком объектов строительства в Минске, можно только написать обращение о конкретном объекте в Мингорисполком. А это важная информация, чтобы быстро понять, что происходит, насколько долго оно затянется, и как будет выглядеть после завершения. Поэтому к ней должен быть открытый доступ.
В связи с изложенным прошу:
1.1. Определить в кодексе термин «регламентируемый доступ» и порядок ознакомления граждан с материалами градостроительных проектов с грифом «для служебного пользования».
1.2. Вернуть обязанности органов государственного строительного надзора информировать физических и юридических лиц в п. 4 ст. 12 проекта кодекса, как это было в п. 6 ст. 4 закона.
2.1. Предусмотреть в кодексе необходимость официального опубликования градостроительных проектов всех видов (например, на сайте градостроительного кадастра).
2.2. Добавить в кодексе требование к графическим материалам официально опубликованных градостроительных проектов быть в виде схем в доступной для восприятия форме (читаемый масштаб, достаточное разрешение).
3. Добавить в ст. 12 кодекса норму похожую на п. 23-1 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, но со следующими изменениями:
3.1. на сайтах местных исполнительных и распорядительных органов должна размещаться информация обо всех градостроительных проектах всех видов местного уровня, а не только утвержденные ими;
3.2. должны публиковаться не только материалы утверждаемой части проекта, но и его обосновывающей части;
3.3. должны исключаться не целиком материалы, содержащие служебную информацию ограниченного распространения или государственные секреты, а только сведения, отнесенные в соответствии с законодательством к государственным секретам и служебной информации ограниченного распространения, из этих материалов;
3.4. сами материалы градостроительных проектов лучше размещать не на сайтах исполкомов, а на сайте градостроительного кадастра, что позволит унифицировать требования к полноте и качеству размещаемых материалов (а на сайтах исполкомов должны быть ссылки на материалы конкретных проектов в градостроительного кадастре).
4. Определить гарантированный список обязательных сведений, затрагивающих права и законные интересы граждан, которые нельзя засекречивать в градостроительных проектах каждого вида, и которые обязательно должны быть доступны всем. Материалы из этого списка должны обязательно входить в состав материалов для официального опубликования в интернете и храниться в бумажном виде в районных администрациях для посетителей. В частности, добавить в гарантированный список схему опорного плана, а также заключения экспертиз и все их особые условия.
5.1. Добавить в основные принципы ведения градостроительного кадастра п. 3 ст. 48 обеспечение своевременного информирования всех юридических и физических лиц об утвержденных градостроительных проектах, раз уж они являются обязательными для выполнения всеми юридическими и физическими лицами.
5.2. Добавить в ст. 48 требование, чтобы в градостроительном кадастре также хранились облегченные варианты всех сведений, подлежащих учету из списка п. 4, с исключенными секретными сведениями, но содержащие все сведения, затрагивающие права и законные интересы граждан, и которые были бы доступны всем посетителям сайта кадастра бесплатно, без регистрации и смс.
5.3. Добавить в ст. 12 обязанность местным исполнительным и распорядительным органам размещать информацию об объектах строительства, расположенных на их территории, на своих официальных сайтах со ссылками на подробное описание этих объектов на сайте градостроительного кадастра.
Приложения:
1. Обращение в администрацию района 26.05.22.
2. Ответ администрации района от 30.05.22 № 2-3-2/330/5/эл.
3. Обращение в комитет архитектуры 21.01.22.
4. Ответ комитета архитектуры от 07.02.22 № 14-7-2/06-38.
5. Обращение в комитет архитектуры 07.07.21.
6. Ответ комитета архитектуры от 19.07.21 № 14-7-2/06-5(24)(23).
7. Обращение в министерство архитектуры 21.06.22.
8. Ответ министерства архитектуры от 08.07.22 № 01-1-15/Р-822.
9. Обращение в мингорисполком 13.06.21.
10. Ответ комитета строительства и инвестиций от 22.06.21 № 27-1-21/р-25эл.