ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
по объекту «Градостроительный проект детального планирования территории в границах: ул.Орловская – Старовиленский тракт – пер. Нововиленский (внесение изменений)»
1. Требования по формированию среды обитания при комплексной реконструкции территорий Согласно п. 1 ст. 11 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 г. № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности) в Республике Беларусь при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности должно обеспечиваться формирование полноценной и эстетически выразительной среды обитания путем соблюдения следующих особых требований к планировке и застройке населенных пунктов:
обеспечения функциональных и художественно-эстетических качеств населенных пунктов за счет органического сочетания архитектурных решений новых зданий и сооружений с существующей застройкой, памятниками архитектуры, градостроительства и природного ландшафта, использования национальных традиций и приемов застройки, ландшафтной архитектуры и иных архитектурных и художественных средств;
строительства учреждений культуры, спортивных сооружений и других объектов социально-культурного назначения при формировании застройки населенных пунктов и их территориальных зон с учетом интересов социально-демографических и профессиональных групп населения.
Во Введении Генерального плана г. Минска (корректировка) в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 15.09.2016 г. № 344 (далее – Генеральный план г. Минска) сказано: «Целью градостроительного развития г. Минска является создание благоприятной среды жизнедеятельности и обеспечение устойчивого развития города и Минской агломерации в интересах настоящего и будущего поколений».
Объект «Градостроительный проект детального планирования территории в границах: ул.Орловская – Старовиленский тракт – пер. Нововиленский (внесение изменений)» (далее – ПДП) разработан на застроенную территорию. Освоение проектируемой территории предусматривает изменение функциональных зон, снос морально и физически устаревшего фонда с его заменой, уплотнение застройки за счет размещения новых объектов строительства. Такие мероприятия означают проведение «комплексной градостроительной реконструкции: преобразование территории части населенного пункта, ведущее к коренному изменению функциональной и архитектурно-планировочной их организации» (п. 3.7 ТКП 45-3.01-116-2008 «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки»). При проведении комплексной градостроительной реконструкции должны предусматриваться мероприятия, указанные в разделе 5 ТКП 45-3.01-116-2008. Так, «комплексная градостроительная реконструкция» предполагает «преобразование территории населенного пункта или его части… направленное на повышение качества среды жизнедеятельности на всей территории населенного пункта или его отдельных структурно-планировочных элементов» (п. 3.7 ТКП 45-3.01-116), «Реконструкцию территорий функциональных зон следует осуществлять с целью приведения застройки жилых, общественных и производственно-деловых территорий в соответствие с требованиями действующих ТНПА…» (п. 5.2.1 ТКП 45-3.01-116), «Мероприятия по реконструкции и модернизации территорий функциональных зон должны отвечать требованиям повышения качества среды жизнедеятельности и увеличения предоставляемых населению услуг как на самой территории, так и на прилегающих к ней участках, при соблюдении экологических, санитарно-гигиенических и противопожарных требований» (п. 5.2.2 ТКП 45-3.01-116), «Расчетную численность населения на реконструируемых жилых территориях следует определять с учетом размещения социального и коммерческого жилья различных типов и объектов общественно-социального назначения» (п. 5.2.12 ТКП 45-3.01-116).
Таким образом, комплексная реконструкция территорий предполагает не банальное уплотнение сложившейся застройки, а «преобразование территории части населенного пункта, направленное на повышение качества среды жизнедеятельности на территории отдельных структурно-планировочных элементов населенного пункта», «комплексное формирование жилой среды в условиях реконструкции», «приведения застройки жилых территорий в соответствие с требованиями действующих ТНПА», «повышения качества среды жизнедеятельности и увеличения предоставляемых населению услуг».
2. Рост численности населенияПроектом предусматривается рост численности населения, проживающего в пределах ПДП, с существующих 2,9 тыс.чел. до 4,0 тыс.чел. к концу срока реализации ПДП.
На совещании по вопросам строительства на территории Минской области жилых районов для жителей Минска 17.01.2014 г. констатировалось, что «Минск является достаточно уплотненным городом, и это начинает сказываться не только на реализации программ жилищного строительства, но и ощущается на инженерно-транспортной инфраструктуре, автомобильной, на экологии города, социальных вопросах...» При этом «…во всех регионах страны отмечается отток трудовых ресурсов из села, происходит уменьшение численности средних и малых городов, сокращение их экономического потенциала»(
http://president.gov.by/ru/news_ru/view/aleksandr-lukashenko-prov ... orii-7862/).
Согласно данным Национального статистического комитета РБ, на 1 января 2016 года численность населения столицы составила 1 959,8 тыс. человек. В соответствии с Генеральным планом г. Минска в прогнозируемом периоде (до 2030 года) столица должна перейти к трудосберегающему типу экономического развития и существенно сократить прирост населения. Одним из направлений планирования территориального развития Минска (гл.2 Генерального плана г.Минска) является «ограничение чрезмерной концентрации демографического и экономического потенциала страны в ее центральном регионе», для реализации которого устанавливается возможное увеличение численности населения г. Минска до 1975 тыс. человек в 2020 году и до 2 млн. человек в 2030 году. Прогнозируемое же Генеральным планом увеличение средней жилищной обеспеченности общей жилой площадью населения города к 2030 году до 26,1 м2 на человека предполагается в значительной степени обеспечить за счет расселения в комплексно развиваемых городах-спутниках столицы до 120 тыс. чел., в том числе до 50 тыс. минчан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и до 70 тыс. потенциальных мигрантов из других регионов республики, которые в иных условиях могли бы переселиться в Минск на постоянное жительство.
Таким образом, ожидаемый прирост населения в границах ПДП – на 4,0–2,9=1,1 тыс.чел. или на 38% – не соответствует показателям Раздела IV «Основные технико-экономические показатели Генерального плана г.Минска» и не является обоснованным.
3. Плотность населенияВ настоящее время плотность населения в границах ПДП составляет 239 чел/га.
П.2.5 гл.3 «Планирование развития города. Общая территориально-функциональная организация Минска» Генерального плана г.Минска устанавливает т.н. планировочный каркас в форме зон с высоким градостроительным потенциалом вдоль основных радиальных городских проспектов и магистралей, в т.ч. второго транспортного кольца, в состав которого входит ул.Орловская. Величина градоформирующего потенциала зон планировочного каркаса определяется плотностью застройки, ее функциональным составом и развитостью пассажирского транспорта.
Показатели интенсивности градостроительного освоения в жилой застройки установлены в табл. 2.2.1 Системы регламентов Генерального плана г. Минска. Так, плотность населения для многоквартирной высокоплотной застройки должна составлять 231 – 290 чел/га. В условиях реконструкции территорий сложившейся жилой застройки допускается увеличивать или уменьшать расчетные параметры населения и жилого фонда, но не более 15%.
Следовательно, плотность населения в сложившейся жилой застройке в границах ПДП уже соответствует параметрам многоквартирной высокоплотной застройки (Жм-в). Однако по завершении реализации рассматриваемого ПДП плотность населения достигнет 315 чел/га, т.е. на 315 – 290 = 25 чел/га или на 9% выше показателя, установленного в табл. 2.2.1 Системы регламентов Генерального плана г. Минска. При этом применение «повышающего коэффициента» является допустимым, но не обязательным. Перспектива строительства 4-й линии метро не может служить единственным фактором, обуславливающим рост плотности населения. В ПДП нет информации, как при такой плотности населения возможно «осуществить оздоровление городской среды в зонах экологического дискомфорта: в производственных зонах, вдоль транспортных магистралей, в пределах санитарно-защитных зон и других зонах активной антропогенной нагрузки» (п. 4.3 гл. 12 Генерального плана г.Минска), а также реализовать мероприятия по стабилизации численности населения г.Минска.
4. Архитектурный проект застройки Улица Орловская относится к «важным городским магистралям» (п. 4.8 гл. 5 Генерального плана г. Минска). Таким образом, проектируемая территория характеризуется высокой градостроительной ценностью и коммерческой привлекательностью. Соответственно, с целью комплексного освоения территории реконструируемых кварталов, а также с целью недопущения типовой и невыразительной застройки территорий, утверждаемую часть ПДП предлагается дополнить следующим требованием: «Строительство объектов осуществлять после разработки и утверждения архитектурных проектов застройки территории (кварталов), выполненных с применением индивидуальных проектных решений для комплексного формирования жилой среды в условиях реконструкции и обеспечения эстетически выразительной среды обитания в целом. Запретить применение зданий типовой архитектуры из КПД». Данная мера также будет препятствовать росту численности населения г. Минска. Согласно Примечания к п. 3.10 ТКП 45-1.02-295-2014 «Строительство. Проектная документация. Состав и содержание» архитектурный проект застройки «содержит проектные решения по размещению объектов на территории, а также определяет участки, для которых разрабатывается проект благоустройства, и участки, для которых благоустройство выполняется в проекте конкретного объекта».
5. Обеспеченность населения объектами общественного социально-гарантированного обслуживания Согласно ч. 5 подп. 1.7 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 72 «О мерах по государственному регулированию отношений при размещении и организации строительства жилых домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры» (далее – Указ № 72) для районов (кварталов) жилой застройки объекты социальной инфраструктуры размещаются с учетом их основных технико-экономических параметров, установленных в градостроительной документации (в т.ч. и в Генеральном плане г. Минска) и в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов. Сеть социально гарантированных объектов обслуживания состоит из объектов повседневного, периодического и эпизодического обслуживания (п. 7.4.2 ТКП 45-3.01-116-2008 ).
5.1 Детские дошкольные учреждения Согласно ст. 8 Закона Республики Беларусь от 11.11.1999 г. № 322-З «О государственных минимальных социальных стандартах» государственными минимальными социальными стандартами в области образования являются нормы и нормативы обеспеченности населения бесплатными и общедоступными социальными услугами, наполняемости групп в государственных учреждениях образования при реализации образовательных программ. Согласно разд. IV «Основные технико-экономические показатели генерального плана г. Минска» Генерального плана г.Минска средняя обеспеченность населения детскими дошкольными учреждениями на 01.01.2014 г. составляла 47 мест/на 1 тыс. жит., а в 2020-2030 г.г. необходимо иметь 100% обеспеченность в зависимости от демографической структуры населения. Для г. Минска норматив обеспеченности детей раннего и дошкольного возраста местами в учреждениях дошкольного образования, учреждениях образования, организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, а также норматив охвата детей пятилетнего возраста подготовкой к обучению в учреждениях общего среднего образования, составляют 100 % (п.п. 10 и 11 Перечня государственных минимальных социальных стандартов по обслуживанию населения города Минска согласно приложению, утвержденного Решением Минского городского исполнительного комитета от 26.06.2003 № 1013). Наполняемость групп в детских дошкольных учреждениях не должна превышать показателей, установленных в п.п. 8-10 ст. 147 Кодекса Республики Беларусь об образовании. В городских поселениях радиус обслуживания детских дошкольных учреждений и начальных школ или классов следует принимать до 500 м. (подп. 7.4.5 ТКП 45-3.01-116).
В границах проектируемой территории находятся два детских дошкольных учреждения: санаторный ясли-сад№ 118 (ул.Нововиленская 9А) и ясли-сад №55 (ул.Нововиленская 5А). При этом прием детей в санаторный ясли-сад№ 118 осуществляется на основании заключения ВКК, это специализированное дошкольное учреждение для детей с различными заболеваниями.
Согласно таблицы «Основные технико-экономические показатели проекта» предполагается снижение обеспеченности населения детскими дошкольными учреждениями с текущих 45 мест/тыс.жит. до 33 мест/тыс.жит. к концу срока реализации ПДП.
В проекте отсутствует информация о том, будет ли достаточно имеющихся мощностей существующих детских дошкольных учреждений, расположенных в радиусе 500 м от границ ПДП для 100%-ой обеспеченности проектного населения (4,0 тыс.чел.) детскими дошкольными учреждениями с одновременным выполнением вышеуказанных требований п.п. 8-10 ст. 147 Кодекса Республики Беларусь об образовании, Генерального плана г. Минска и Решения Минского городского исполнительного комитета от 26.06.2003 № 1013.
5.2 Комплексные спортивные площадки К социально гарантированным объектам обслуживания в сфере физкультуры и спорта отнесены «спортзалы, бассейны, спортивные площадки» (п. 2.1 гл. 9 Генерального плана г. Минска). Для обеспечения целевых показателей социально гарантированных минимальных стандартов обслуживания населения в г. Минске необходимо в том числе продолжить развитие сети спортивных объектов в жилых районах с целью создания оптимальных условий для здорового образа жизни, увеличения ее продолжительности и снижения уровня заболеваемости минчан, а также создать в городе сеть наиболее востребованных в молодежной среде площадок для занятий современными видами спорта (п. 3.4 гл. 9 Генерального плана г. Минска).
Обязательное Приложение Г «Основные технико-экономические показатели детального плана» к ТКП 45-3.01-284-2014 «Градостроительство. Градостроительный проект детального планирования. Состав и порядок разработки» относит к перечню основных технико-экономических показателей Детального плана показатель обеспеченности населения спортивными сооружениями (м2; м2/1000 жит.), в т.ч. открытыми спортивными площадками (га; га/1000 жит.). Для физкультурно-оздоровительных занятий населения г. Минска в пределах жилых территорий следует принимать комплексные спортивные площадки из расчета от 0,05 до 0,10 га на 1000 жителей и 45 м2 площади пола помещений на 1000 жителей с радиусом доступности от 500 до 800 м. (п. 7.4.14 ТКП 45-3.01-116). Согласно разд. IV «Основные технико-экономические показатели генерального плана г. Минска» Генерального плана г.Минска обеспеченность населения спортплощадками определена на уровне 0,09 га/тыс.жит. – к 2020 г. и 0,1 га/тыс.жит. – к 2030 г.
Соответственно, для проектного населения 4,0 тыс.чел. необходимо размещение на жилых территориях комплексных спортивных площадок из расчета 0,1х4,0=0,4 га и 45х4,0=180 м2 площади пола помещений.
Согласно таблицы «Основные технико-экономические показатели» проектом предусмотрено размещение на территории в границах ПДП спортплощадок общей площадью 0,1 га, при обеспеченности проектного населения спортплощадками 0,025 га/тыс. жит. Представленный на обсуждение проект не раскрывает информации о том, где в пределах жилых территорий будут располагаться остальные необходимые комплексные спортивные площадки общей площадью 0,4-0,1=0,3 га и 180 м2 площади пола помещений, а также когда и за чьи средства они будут возводиться. Кроме того, запроектированная спортивная площадка будет частично размещаться на месте существующей охраняемой автомобильной стоянки возле дома №8 по ул.Нововиленской.
6. Улично-дорожная сеть Генеральный план г.Минска предусматривает дальнейшее формирование эффективной для моноцентрического компактного города Минска радиально-кольцевой структуры магистральных улиц и дорог (п.2.1.1 гл. 13 «Стратегия развития транспортной инфраструктуры»).
Согласно статистическим данным, в 2015 в Минске на 1000 человек населения приходилось 412 автомобилей. Такой высокий уровень автомобилизации в условиях, когда рост численности и плотности населения опережает развитие улично-дорожной сети, создает серьезные проблемы. Результаты обследований и анализ современного состояния транспортной системы города показали, что почти четверть улиц имеют нагрузку более 100 %.
Ситуация с транспортным потоком на ул. Нововиленской на участке от ул.Старовиленский тракт до ул. Оровской в час пик уже сейчас характеризуется высокой загрузкой. Следует также учитывать, что в соответствии с Генпланом начинается формирование района нового жилищного строительства на трансформируемых территориях птицефабрики им. Крупской, а также реконструкция территорий со сносом усадебной застройки под многоквартирное жилищное строительство вдоль улицы Орловской. На территории бывшей птицефабрики им. Крупской на 31 га будет возведен новый район ориентировочно на 8−10 тысяч жителей, а это около 3−4 тыс. автомобилей. Поскольку исторически сложившаяся улично-дорожная сеть г. Минска представляет собой радиально-кольцевую систему, одним из кратчайших путей к центру города для всего этого потока автомобилей станет улица Нововиленская, а также Старовиленский тракт.
Реконструкция ул. Нововиленской с увеличением числа полос предусмотрена только от второго кольца в сторону территории бывшей птицефабрики. Расширение участка ул. Нововиленской, находящейся в пределах рассматриваемого проекта, производиться не будет. Уплотнение застройки повлечет значительное увеличение населения и работников, занятых в объектах общественного назначения. Это создаст угрозу транспортного коллапса на узкой в настоящее время ул. Нововиленской на участке от ул.Старовиленский тракт до ул. Орловской. Пропускная способность улично-дорожной сети на указанном отрезке не рассчитана на такое количество транспортных средств, что приведет к пробкам в часы пик и ухудшению экологической обстановки (увеличению выбросов загрязняющих веществ и шумового воздействия).
7. Автомобильные стоянки и парковки Обязательное Приложение Г «Основные технико-экономические показатели детального плана» к ТКП 45-3.01-284-2014 относит к перечню основных технико-экономических показателей Детального плана следующие показатели:
«Автомобильные стоянки – Машино-мест;
в том числе:
размещаемые за пределами детального плана – То же
Автомобильные парковки – То же»
Эти показатели не были представлены в таблице «Основные технико-экономические показатели проекта» на сайте администрации Центрального района. В составе экспозиции (выставки) рассматриваемого ПДП таблица основных технико-экономических показателей проекта отсутствовала.
7.1 Размещение автомобильных стоянок и автомобильных парковок для хранения и стоянки автотранспорта, принадлежащего гражданамВ целях совершенствования планировочной организации и использования жилых территорий в соответствии с природно-ландшафтной структурой города и экологическими требованиями формирования городской среды требуется разработать и реализовать программу реконструкции, благоустройства и озеленения сложившихся районов многоквартирной жилой застройки с обеспечением необходимого количества автомобильных стоянок индивидуального легкового транспорта, а также с учетом повышения уровня автомобилизации (п.3.6 гл. 5 «Стратегия развития жилых территорий» Генерального плана г.Минска).
Согласно п. 11.6.1 ТКП 45-3.01-116 (с учетом Изменения № 2):
«При проектировании территорий многоквартирной жилой застройки должно быть предусмотрено размещение автомобильных стоянок и автомобильных парковок для хранения 125 % численности расчетного парка автомобилей, принадлежащих гражданам, из расчета одно машино-место на одну квартиру. Распределение численности расчетного парка между автомобильными стоянками и автомобильными парковками устанавливается в градостроительной документации. Пешеходная доступность автомобильных стоянок принимается по таблице 11.4.
На территориях многоквартирной жилой застройки с плотностью жилищного фонда 7000 м2 общ.пл./га и более должны быть предусмотрены только многоуровневые подземные, встроенные, пристроенные автомобильные стоянки для хранения 100 % численности расчетного парка автомобилей, принадлежащих гражданам».
Проектом предлагается разместить на территории в границах ПДП 1745 квартир к концу срока реализации ПДП. Средняя плотность жилищного фонда достигнет 8276 м2 общ.пл./га. Соответственно, необходимо обеспечить данные квартиры стоянками и парковками общей вместимостью не менее 1745х125%=2181 м/мест.
Обсуждаемый проект не предоставляет следующих данных:
а) автомобильные стоянки какой вместимости для обслуживания перспективного населения предусматривается разместить в границах ПДП (в экспликации к схеме «Архитектурно-планировочное решение. Детальный план» указаны подземные паркинги в общей сложности на 468 машино-мест и наземный паркинг на 135 машино-мест, итого 603 машино-мест, что не соответствует нормам п. 11.6.1 ТКП 45-3.01-116);
б) автомобильные стоянки какой вместимости размещаются за пределами ПДП;
в) где конкретно и в какие сроки будут возводиться недостающие автомобильные стоянки, размещаемые за пределами границ ПДП (с учетом того, что это возможно осуществить только в процессе реконструкции застроенных территорий со сносом различных объектов).
Ситуация, когда жилые здания строятся и вводятся в эксплуатацию, а недостающие для их обслуживания автомобильные стоянки «на территориях прилегающих коммунальных зон, подлежащих реконструкции» только «планируются» – недопустима ввиду угрозы возникновения транспортного коллапса в жилой застройке.
7.2 Обеспеченность парковочными местами объектов общественного назначенияСогласно п. 11.6.12 ТКП 45-3.01-116 «Требуемое для объекта количество парковочных мест устанавливается расчетом, но не менее расчетных показателей на одно парковочное место, принятых в таблице В.1 (приложение В)».
Между тем, проектом предусматривается размещение на территории в границах ПДП значительного количества разного рода объектов общественного назначения с большим количеством работающих в них (14,2 тыс.м2 с общим количеством работающих 0,5 тыс.чел.) и посетителей, в т.ч. из районов за пределами границ ПДП. Следует также учитывать, что на территории квартала 1 (в границах ул.Орловская – Нововиленская – пер.Нововиленский) в летний период паркуют транспорт посетители парка Победы.
Очевидно, что обеспечить такой значительный общественный фонд парковочными местами в соответствии с требованиями п. 11.6.6 ТКП 45-3.01-116 и показателями Приложения В к ТКП 45-3.01-116 не представляется возможным. Из предоставленных в ПДП данных не ясно, где предусматривается размещение необходимых для общественного фонда парковочных мест нормативной вместимости и имеется ли территориальный ресурс для размещения этих парковочных мест.
7.3 Размещение автомобильных стоянок и автомобильных парковок на территории жилой застройкиСогласно п. 20 Санитарных норм и правил «Требования к организации санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, являющихся объектами воздействия на здоровье человека и окружающую среду», утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 15.05.2014 № 35 (далее – СанПиН № 35) «выезд-въезд из автомобильных стоянок и автомобильных парковок, расположенных на территории жилой застройки, должны быть организованы на улично-дорожную сеть населенного пункта, исключая организацию движения автотранспорта по внутридворовым проездам…».
На территории жилой застройки могут размещаться паркинги. Паркинги (в т.ч. подземные и встроенные в жилые дома) являются объектом «гараж-стоянка (автомобильная стоянка)» (п. 3.1.4–3.1.16 ТКП 45-3.02-25-2006 «Гаражи-стоянки и стоянки автомобилей. Нормы проектирования»). Соответственно, для выполнения требований п. 20 СанПиН № 35 данные объекты должны располагаться либо вне пределов дворовых территорий либо иметь самостоятельные проезды, отдельные от внутридворовых проездов.
Согласно п. 5 СанПиНа № 35 для целей СанПиНа № 35 места стоянки автотранспорта, расположенные на территории жилой застройки (в т.ч. на дворовых территориях возле жилых домов) относятся к автомобильным парковкам.
Соответственно, уже на этапе разработки детальных планов необходимо:
а) резервировать территорию для обеспечения жилых домов местами стоянки автотранспорта (парковки) нормативной вместимости (п. 11.6.1 ТКП 45-3.01-116) за пределами дворовых территорий, соблюдая при этом требования п. 11.6.8 и табл. 11.6 ТКП 45-3.01-116 по пешеходной доступности (максимальное расстояние от жилых домов до парковок), либо
б) предусматривать отдельные проезды по дворовым территориям, используемые исключительно для выезда-въезда из автомобильных парковок, размещаемых на дворовой территории, что приводит к необходимости увеличения дворовых территорий и разрывов между жилыми домами.
Для подтверждения возможности выполнения требований п. 20 СанПиНа № 35 с одновременным выполнением требований п. 11.6.1 ТКП 45-3.01-116, п. 11.6.8 и табл. 11.6 ТКП 45-3.01-116 при размещении автомобильных парковок на территории жилой застройки, а также возможности размещения автомобильных стоянок (паркингов) на территории жилой застройки необходимо разработать в составе ПДП эскиз застройки и благоустройства территории в соответствии с п. 5 ст. 44 Закона об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности с обозначением на эскизе мест размещения жилых домов и основных элементов благоустройства придомовых территорий (проезды и парковки), а также автомобильных стоянок (паркингов). При этом «эскиз застройки», который входит в состав ПДП и «эскиз застройки и благоустройства территории» – не одно и то же.
8. Озелененность территории Регулирование застроенности и озелененности жилых территорий устанавливается в соответствии с таблицей 2.2.3 Системы регламентов Генерального плана г. Минска. Для жилой многоквартирной высокоплотной застройки (Жм-в) установлены следующие показатели освоения: застроенность 14–20%, поверхность с твердым покрытием 30–45%, озелененность 45–55%. При этом на жилых территориях возможно снижение установленных регламентами параметров озелененности при условии, что будет обеспечена установленная для г. Минска нормативная (ТКП) потребность озелененными участками в жилой застройке в расчете на одного жителя.
Проект разработан на застроенную территорию. Удельный вес озелененных территорий различного назначения (уровень озелененности) в пределах застроенных территорий поселений должен быть не менее 40 % (п. 9.2.1 ТКП 45-3.01-116).
Согласно таблицы «Основные технико-экономические показатели» проектом предусматривается:
1) уменьшение площади озелененных территорий с текущих 0,2 га до 0 га;
2) увеличение территорий улиц с текущих 4,5 га до 5 га;
4) уплотнение существующей застройки: общая площадь общественного фонда увеличивается с текущих 8,2 тыс.м2 до 14,2 тыс.м2; общая площадь жилищного многоквартирного фонда увеличивается с текущих 76,1 тыс.м2 общ.пл. до 104,7 тыс.м2 общ.пл.
При этом площадь жилых территорий в границах планировочных образований (кварталов) составит 65,2%, общественных – 3,7%, улиц – 31,1%. При таких планах достичь показателя «озелененность территории» на уровне 40% невозможно.
9. Реконструкция с надстройкой мансардного этажаПроектом предусматривается реконструкция с надстройкой мансардного этажа трехэтажных жилых домов 2, 4, 6, 8, 10, 12 по пер. Нововиленскому. При этом реконструкция запланирована на втором этапе реализации ПДП (после 2020 года). Эти дома были построены в 1957-1958 годах. В ПДП не содержится данных, проводилось ли какое-либо техническое обследование указанных домов. Очевидно, что этим домам давно уже требуется капитальный ремонт с заменой внутридомовых инженерных систем, ремонтом фасадов с устранением сырости и продуваемости отдельных их фрагментов и т.д. В соответствии с п.1.1 Указа Президента Республики Беларусь от 18 декабря 2007 г. № 657 «О некоторых вопросах реконструкции жилых домов», «надстройка и пристройка жилых и (или) нежилых помещений при реконструкции малоэтажных (не более трех этажей) и среднеэтажных (не более пяти этажей) многоквартирных жилых домов, эксплуатируемых коммунальными организациями, планируются … как правило, в домах, которые по техническому состоянию и нормативным срокам эксплуатации подлежат капитальному ремонту, и осуществляются заказчиком (застройщиком) одновременно с таким ремонтом». Для жильцов домов 2, 4, 6, 8, 10, 12 по пер. Нововиленскому это фактически означает, что капитальный ремонт их домов переносится на неопределенный срок после 2020 года. Неясно также, будет ли при реконструкции осуществляться временное отселение собственников жилых помещений и нанимателей таких помещений, членов их семей (и если будет, то на каких условиях). Эта неопределенность создает препятствия для собственников квартир при осуществлении права пользования и распоряжения своим имуществом.
10. Снос жилищного фондаВ связи с преобразованием существующей схемы диаметральных линий метрополитена в радиально-кольцевую, Генеральным планом г.Минска планируется зарезервировать на территории города коридор для прокладки линий перспективного развития метрополитена на период 25–30 лет (п. 3.2.3 гл.13). С учетом перспективы строительства 4-й линии метрополитена по ул.Орловской, в ПДП предусмотрен снос жилых домов по ул. Нововиленской, 14,15, пер. Нововиленскому, 14, ул. Орловской, 51,53,57,59, Старовиленскому тракту 75А и 77 и строительство жилых интегрированных домов в увязке со строительством линии метрополитена и транспортной развязки по ул. Орловской. Т.к. 4-я линия метрополитена находится в стадии проектирования, снос указанных жилых домов предусматривается на втором этапе реализации ПДП – после 2020 года (исходя из п. 3.2.3 гл.13 Генплана – в 2040-2050е годы).
Между тем, согласно п.6 Положения о порядке планирования, проведения и финансирования капитального ремонта жилищного фонда (утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.04.2016 № 324), «Необходимость проведения капитального ремонта жилых домов и включения их перспективные программы и текущие графики определяется на основании :.. генерального плана жилой застройки (улиц, кварталов, микрорайонов), в которой расположен жилой дом». Таким образом, жилищный фонд, подлежащий замене (сносу) – дома 1950х-1960х годов постройки – может быть исключен из графиков капитального ремонта, что приведет к ухудшению жилищных условий проживающих в этих домах граждан. Отсутствие конкретных сроков сноса повлечет за собой нарушение права владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями, принадлежащими гражданам на праве собственности (ст.25 Жилищного Кодекса РБ).
11. Реконструкция (модернизация) благоустройства придомовых территорий сохраняемых жилых домов Проект разработан на застроенную жилыми, в т.ч. и многоквартирными домами территорию.
Согласно п. 4 ст. 44 Закона об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Детальном плане определяются «параметры… благоустройства территорий» и «иные параметры и требования к территориям». Согласно п. 4.4 ТКП 45-3.01-284-2014 в Детальном плане устанавливают «характер обустройства территории». Согласно п. 3.3 ТКП 45-3.01-284-2014 «обустройство территории» включает «Проектные и строительные мероприятия по улучшению территории…».
Так как ПДП включает застроенную жилую территорию, то в нем необходимо определить «параметры благоустройства» и «иные параметры и требования», а также «характер обустройства» придомовых территорий жилых домов, в т.ч. и сохраняемых многоквартирных жилых домов.
В настоящее время элементы озеленения и благоустройства придомовых территорий сохраняемых по ПДП многоквартирных жилых домов не в полной мере соответствует требованиям действующих ТНПА (ширина проездов, количество мест стоянки возле жилых домов и др.). При этом «Реконструкцию территорий функциональных зон следует осуществлять с целью приведения застройки жилых, общественных и производственно-деловых территорий в соответствие с требованиями действующих ТНПА…» (п. 5.2.1 ТКП 45-3.01-116), «Мероприятия по реконструкции и модернизации территорий функциональных зон должны отвечать требованиям повышения качества среды жизнедеятельности и увеличения предоставляемых населению услуг как на самой территории, так и на прилегающих к ней участках, при соблюдении экологических, санитарно-гигиенических и противопожарных требований» (п. 5.2.2 ТКП 45-3.01-116),
Таким образом, в ПДП необходимо предусматривать комплексную градостроительную реконструкцию (модернизацию) всех придомовых территорий сохраняемых жилых домов (размещение проездов нормативной ширины и на нормативном расстоянии от жилых домов; размещение парковок в нормативном количестве и на нормативном расстоянии от жилых домов; оборудование придомовых территорий жилых домов инженерно-техническими устройствами для удаления ливневых вод и др.).
12. Эскиз застройки и благоустройства При реконструкции (модернизации) благоустройства придомовых территорий сохраняемых жилых домов необходимо одновременно:
а) разместить на нормативном расстоянии от жилых домов автомобильные парковки (п. 11.6.8 и табл. 11.6 ТКП 45-3.01-116) нормативной вместимости (п. 11.6.1 ТКП 45-3.01-116) и соблюсти при этом требования к функциональному использованию остающейся придомовой территории;
б) сохранить озелененные участки из расчета 9 м2 на 1 проживающего (п. 9.1.2 и табл. 9.1 ТКП 45-3.01-116);
в) привести к нормативным требованиям внутридворовые проезды, площадки для отдыха, игр и хозяйственных целей;
г) соблюсти градостроительные и санитарные нормы по расстоянию от указанных объектов до зданий и расстоянию между указанными объектами (от внутридворового проезда до фасада здания; от парковки до детской игровой площадки; от площадки для сбора мусора до окон жилых домов, детской игровой площадки).
Согласно п. 5.3.12 ТКП 45-3.03-227-2010 «Улицы населенных пунктов Строительные нормы проектирования» проезды на дворовых территориях в районах многоквартирной жилой застройки для крупных и крупнейших городов следует предусматривать кольцевыми для круглосуточного беспрепятственного проезда специального транспорта.
Согласно п. 20 СанПиН № 35 «Выезд-въезд из автомобильных стоянок и автомобильных парковок, расположенных на территории жилой застройки, должны быть организованы на улично-дорожную сеть населенного пункта, исключая организацию движения автотранспорта по внутридворовым проездам…».
Соответственно, необходимо резервирование в ПДП территориального ресурса для осуществления указанных мероприятий. При этом ПДП может включать в себя «эскиз застройки и благоустройства территории» (п. 5 ст. 44 Закона об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности).
Исходя из вышеуказанного и с целью выполнения требований п.п. 4 и 5 ст. 44 Закона об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, п. 4.4 ТКП 45-3.01-284-2014, п.п. 5.2.1 и 5.2.2 ТКП 45-3.01-116, п. 5.3.12 ТКП 45-3.03-227, п. 20 СанПиНа № 35 необходимо включить в состав ПДП эскиз застройки и благоустройства территории, на котором отразить основные элементы благоустройства придомовых территорий (проезды, автомобильные парковки, детские игровые, хозяйственные и физкультурные площадки, зоны отдыха взрослых) сохраняемых многоквартирных жилых домов.
13. Архитектурный проект застройки. Проект реконструкции (модернизации) благоустройства Предусмотреть в ПДП необходимые мероприятия по комплексной реконструкции (модернизации) благоустройства придомовых территорий сохраняемых жилых многоквартирных домов возможно двумя путями:
1) Согласно Примечания к п. 3.10 ТКП 45-1.02-295-2014 проект застройки разрабатывается в две стадии: архитектурный проект и строительный проект. Архитектурный проект «содержит проектные решения по размещению объектов на территории, а также определяет участки, для которых разрабатывается проект благоустройства, и участки, для которых благоустройство выполняется в проекте конкретного объекта». Архитектурный проект застройки территории подлежит государственной экспертизе и государственной экологической экспертизе.
Соответственно, возможна разработка архитектурного проекта застройки территории жилых кварталов с определением в нем участков, в т.ч. и придомовых территорий сохраняемых жилых домов, для которых разрабатывается проект реконструкции (модернизации) благоустройства. Такие участки должны включаться в границы работ по архитектурному проекту застройки.
В этом случае в утверждаемую часть ПДП необходимо включить следующее требование: «Разработать на 1-м этапе реализации Детального плана архитектурные проекты застройки территорий жилых кварталов с включением в границы работ придомовых территорий сохраняемых жилых домов. Определить в данных проектах участки, в том числе придомовые территории сохраняемых жилых домов, для которых разрабатываются проекты реконструкции (модернизации) благоустройства».
2) В соответствии с нормами п. 1 ст. 51 Закона об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности возможна разработка проектов реконструкции (модернизации) благоустройства придомовых территорий сохраняемых жилых домов напрямую, без разработки архитектурных проектов застройки территорий.
В данном случае необходимо включить в утверждаемую часть ПДП следующее требование: «Разработать на 1-м этапе реализации Детального плана проекты реконструкции (модернизации) благоустройства придомовых территорий сохраняемых жилых домов».
Исходя из вышеизложенного, при разработке ПДП необходимо учитывать, прежде всего, интересы существующего и перспективного населения, а не только интересы потенциальных инвесторов–застройщиков. С этой целью предлагается:
1. Уменьшить объемы жилого и общественного фонда, планирующегося к размещению на территории в границах ПДП.
2. Исключить из ПДП объект «Многоквартирный жилой дом с пристроенным фитнес-центром» (№ 44 по Детальному плану).
3. Заменить объект №44 (по Детальному плану) местами стоянки автотранспорта (парковками) нормативной вместимости или объектами общественного социально-гарантированного обслуживания.
4. Обеспечить реконструкцию ул. Нововиленская (на участке от ул. Старовиленский тракт до ул. Орловская) с расширением проезжей части.
5. Исходя из п.4, скорректировать планы по застройке ул. Нововиленской на указанном участке жилыми интегрированными домами.
6. Исключить планы по реконструкции путем надстройки жилых домов №№ 2, 4, 6, 8, 10, 12 по пер. Нововиленскому.
7. Сохранить обеспеченность проектного населения детскими дошкольными учреждениями на текущем уровне (45 мест/1000 жит.) на весь срок реализации ПДП.
8. Направить ПДП на доработку с учетом поступивших замечаний и предложений.