Отличные рецензии с "Кинопоиска":
Аватар - образ, перевоплощение
Этот фильм не оставит равнодушным.
Этот фильм великолепен по графике, сюжету, музыке, актерскому составу, главное -по идее.
Этот фильм очаровывает красотой нарисованного мира, привлекает своими возможностями, потрясает своей взаимосвязанностью.
Что я хочу сказать.
Первое: обнаружила для себя несколько главных идей. Это и идея несправедливой борьбы одной эгоистичной расы (нации), стремящейся только удовлетворить свои потребности, с другой — совершенно противоположной, благодарной окружающему миру, связанной с миром, в котором она живет, ментальной и духовной связью.
Это и идея единства нации, о которой в фильме говорится «народ».
Это и идея веры в отзывчивость мира, в котором обитаешь, в котором черпаешь свои силы, который готов защищать, несмотря ни на что.
Это и идея, которую нечасто встретишь в современном кино. А именно: твоя Родина не там, где ты родился и вырос, а там, где любимые и дорогие тебе люди, там, где абсолютно свободен и можешь быть собой. Там, где сбываются твои мечты. Твоя Родина не на той стороне, где сила и власть опираются и доказываются «стальными парнями» с оружием, а там, где тебе легко и спокойно, где ты знаешь, что ты нужен, где ты «свой». Где тебя могут принять, обучить своим обычаям, и ты сам готов принимать это, учиться жить, как живет народ, частью которого ты хочешь стать.
Второе: «Аватар» — притча о вечных ценностях. Очередной фильм «на вечную тему». Да, на вечную. Долг, забота, защита, любовь… Как ни крути, а все равно от этого не уйдешь.
Третье: вы запомните от этого фильма немного, по большей части то, что отвечает вашим жизненным ценностям, принципам, даже настроению. Герои — обычные люди, но я уверена, что главного героя специально сделали инвалидом, чтобы показать, как неполноценный человек меняет свои ориентиры, поддаваясь чувству, а не посулам, как человек может понять, чего ему не хватает, помимо восстановления потерянных ног, и как он осознает, что за свои поступки надо отвечать.
Финал — когда происходит так называемое «переселение душ» — это способ показать, что современный, «гуманный и высокоразвитый Homo Sapiens Sapiens» проигрывает представителю расы На`ви — существу, довольствующемуся тем, что есть, живущему, как дикарь в племени, но духовно более сильному, чем человек.
Это возвращение к истокам, предсказание, сделанное многими авторами фильмов и книг. Если человек научится относиться с уважением ко всему, что его окружает, ко всем, кто есть в этом мире помимо него, ему не придется терпеть потери. Он не будет проигрывать.
Воплощение мечты
14 лет назад Кэмерон написал черновой вариант сценария «Аватар». 12 лет назад он снял самый кассовый фильм всех времен и народов, получил 11 Оскаров, объявил себя «Королем мира» и заперся в батискафе. 4 года назад он начал подбор актеров на свой новый фильм «Проект-880». Полтора года назад я увидел первый постер фильма «Аватар» (голубая планета со слоганом «Believe it or not») и фотографию со съемок (огромный зеленый экран стоящий полукругом посреди съемочной площадки). Сегодня мое восприятие мира изменилось.
You should see your faces
Внешняя сторона картины вызывает одно лишь восхищение и трепет. Буйство красок не влечет за собой резь в глазах. Все настолько органично, что не вызывает чувства плакатности и переизбытка спецэффектов. Это, несомненно, является плюсом для картины, состоящей на 60% из компьютерной графики. Выбираются такие ракурсы, при которых можно охватить все величие природы на Пандоре и гигантский труд создателей картины. А иногда камеру умышленно «пускают вскачь», чтобы передать динамизм событий. Здесь нет эффектов ради эффектов, а все визуальные пиршества, происходящие на экране, ненавязчивы и воспринимаются как величественные декорации. Кэмерон решил поразить нас природной красотой, пред которой меркнут любые изощренные произведения искусства. И это ему удалось.
I`m there where I should be
С персонажами в картинах Кэмерона всегда полный порядок. Он тщательно продумывает идейную наполненность и поступки действующих лиц. Если помните, Сигурни Уивер за роль Эллен Рипли за фильм «Чужие», в столь нелюбимом киноакадемиками жанре фантастический боевик, получила номинацию на Оскар. Что касается данного фильма, то поведение всех героев вызывает понимание.
Куоритч. Ему поручена охрана жизней всех людей на Пандоре. Поэтому он лучше перебьет всех На’Ви и всю здешнюю популяцию живности, чем подвергнет своих подопечных хоть малейшей угрозе. Несмотря на крайнюю агрессивность, очень смел и харизматичен.
Паркер Селфридж. Простой винтик в корпоративной машине. От него требуют бесперебойную доставку ресурсов в необходимом объеме. Если он хоть на немного отклонится от выполнения поставленной перед ним задачи, то его просто сместят с должности и поставят другого начальника колонии.
Салли. Прекрасная разноплановая игра: от отчаявшегося инвалида до предводителя целого народа.
Грэйс. Ученый-идеалист. С сарказмом относится к Салли (вначале) и действиям военных (все время). Исследователь даже до самого конца.
Что касается Нейтири, да и всех персонажей На’Ви, то тут в первую очередь стоит отметить работу ответственных за визуальные эффекты за отличный перенос мимики и движения глаз актеров.
Fresh start in new world
Джейк Салли нашел в мире Пандоры то, чего ему так не хватало на Земле. Это не только любовь. Это отождествление себя, как составляющей части народа и общества. По моему мнению, на Земле, вследствие полученной инвалидности, Джейк был всеми забыт и оставлен наедине со своими проблемами. На Пандоре же существует не просто единый народ, а единая экосистема. Все виды флоры и фауны энергетически связаны между собой. Здесь он нашел и, так не достающую людям в последнее время, духовную основу. Будучи пехотинцем, Джейк просто выполнял чужие приказы и пытался доказать себе, что способен пройти через многое. А теперь он защищает вместилище духов усопших.
Сюжет, вы говорите, избит? Ну, допустим, сюжетная линия с двумя возлюбленными из разных социальных, расовых или мировоззренческих групп впервые была придумана еще задолго до Шекспира. А когда еще было показано столкновение людей с внеземной цивилизацией, где именно первые были в роли агрессоров? В голову приходит только недавние «Битва за планету Терру» и, отчасти, «Планета 51». А что касается глубины и уровня детализации созданного мира, то тут «Аватар» может дать фору любому научно-фантастическому произведению.
They can take whatever they want
Когда начали появляться первые ростки упадка человечества? Когда мы узнали, что уничтожить гораздо легче, чем понять? Что отобрать проще, чем одолжить? Мы перестали уважительно относится к дарам нашей природы и планеты, взамен оставляя лишь мусор и отходы. Мы воздвигли себя на вершину пищевой цепи и теперь убиваем ради удовольствия, а не ради пропитания.
Наше освоение космоса производится под миловидными предлогами вроде «Человечество всегда стремилось к неизведанному». Но за нашим гуманизмом всегда стояли практичные и материальные цели. В случае если мы найдем высокоразвитую цивилизацию — выведаем у них технологии и знания для улучшения своей жизни, если слаборазвитую — будем их использовать или просто вытесним и займем их ареал обитания. Сначала идет лозунг «Мы пришли с миром». Затем следуют люди с автоматами, бульдозеры, бурильные установки и грузовики, а надпись изменяется на «Нам нужны только Ваши ресурсы… пока».
Экспансия будет вестись, якобы «для блага человечества», «ради нашего выживания и преодоления кризиса». Но позвольте, кто довел нас до экологического и энергетического коллапса, кто поставил нас на грань вымирания? Чтобы найти ответ на этот вопрос достаточно просто взглянуть в зеркало. Мы — главные враги самих себя. Враги, которых не способны победить. Любой пересмотр стратегии нашего существования, предусматривающий уменьшение нагрузки на окружающую среду, провозглашается путем, ведущим к деградации и отбрасывается сразу.
Революционность сего фильма объясняется тем, что было доказано — теперь любое производство фильма ограничивается лишь фантазией режиссера. Границы привычного нам кинематографа были не просто раздвинуты, они были напрочь сметены. Годы простоя Кэмерона того стоили. Завышенные ожидания были полностью удовлетворены (в кои-то веки).
P.S. «Аватар» — лучший фильм 2009 года. Однозначно заслуживает «Золотой глобус» (в силу отсутствия достойных конкурентов) и Оскар (хватит киноакадемикам ворочать носом от жанра фантастики). А мы заслуживаем на преобразование данного фильма в трилогию.