Транзисторные усилители имеют множество преимуществ, среди которых: предельная надежность, низкие затраты в использовании и производстве, и, само собой, более продвинутый дизайн. Однако аудиофилы все равно отдают предпочтение старым добрым лампам. И на то есть веская причина, это качество звучания. Парадоксально, но новомодные транзисторы звучат хуже старых ламповых усилителей.
Объясняется это некоторыми физическими особенностями конструкций: звуковые каскады,на три ламповых последовательно включенных звена/каскада приходится примерно в семь раз больше транзисторных. И, учитывая то, что на выходное звучание усилителя влияет практически каждый элемент, находящийся на пути передачи звукового сигнала, вывод становится очевидным: чем меньше звеньев, тем чище звук.
Температура: лампы спокойно работают в условиях высокого температурного режима, поскольку это предусмотрено в их конструкциях, в то время как транзисторы работают на полупроводниковом кристалле, который ввиду своих миниатюрных размеров, просто не справляется с испытанием температурой, нет, он не выходит из строя и при перегреве просто передает ее радиатору, но именно в этот момент и происходит заметное искажение звука. Это объясняется эффектом тепловой инерции – кристалл просто физически не может быстро отдать температуру радиаторам в момент пикового нарастания звукового импульса.
Напряжение и ток: любой аудиофанат уверенно скажет, что усилитель лучше работает в условиях высокого напряжения и малого тока. А теперь голые цифры: ламповое устройство, мощностью 20 Ватт работает с напряжением в 300V, в то же время транзистор аналогичной мощности будет работать с напряжением всего в 30V.
Обратная связь: ее глубина напрямую связана с качеством выдаваемого усилителем звука, чем глубже обратная связь, тем сильнее ощущается ее коррекционная работа. В транзисторных аппаратах она обычно достигает 60 ДБ, тогда как в ламповых эту цифру можно спокойно делить на 3. Некоторые меломаны вообще отключают обратную связь, но, опять же, это возможно только в случае с ламповым усилителем.Транзистор просто не будет без нее работать. Сложность самой конструкции. Простая истина: чем меньше преград встретит на своем пути звук, тем чище он будет. В отличие от старых ламповых усилителей, конструкция транзисторных агрегатов гораздо сложнее.
Усилители нового поколения более надежны, имеют высокий КПД, они не нагреваются до высоких температур, что делает их эксплуатацию гораздо безопаснее, но!?…, -- в вопросе качества звучания пальма первенства бесспорно принадлежит лампам. Основным достоинством ламповых усилителей являются их более лучшие характеристики на низких басовых частотах. Именно поэтому многие рок-группы до сих пор используют ламповые усилители для бас гитар, и именно поэтому ламповые усилители любят меломаны. Басы в ламповых усилках звучат значительно солиднее и музыка получается более полной. Однако, что касается среднестатистических слушателей, то у большинства из них органы слуха вообще не воспринимают слишком низкие частоты , как впрочем и слишком высокие , а потому музыка, звучащая, например, из смартфона большинство людей вполне устраивает. А ещё в ламповых схемах гораздо меньше фонового шума поскольку в транзисторах есть обратный ток, а в лампах нет. Главное в отличии характеристик ламп и транзисторов. В усилителях на лампах отсутствуют искажения второго порядка. В современных транзисторных усилителях для уменьшения гармонических искажений вводят глубокую отрицательную связь, что приводит к интермодуляционным искажениям. Более приятное для слуха звучание ламового усилителя кроется не в количестве каскадов усиления и,тем более,не в количестве активных и пассивных элементов схемы,а исключительно в идеальном согласовании индуктивной нагрузки,коей является динамическая головка громкоговорителя и индуктивного же выхода усилителя-выходного трансформатора.Комплексное сопротивление головки меняется в разы в зависимости от частоты и напряжения подводимого сигнала и выходной трансформатор отслеживает и подгоняет свое выходное сопротивление под изменяющееся сопротивление нагрузки. Бестрансформаторные транзисторные усилители такой возможностью не обладают, их выходное сопротивление стремится к нулю,отсюда и феномен жесткого транзисторного звучания. Не все так просто с нелинейными искажениями, в теории чем меньше искажений вносит схема тем чище воспроизведение исходного сигнала. На практике, когда рассматриваешь цепочку от источника сигнала до приемника(уха) эти искажения оказываются востребованными.
Когда слушаем акустический инструмент , то слышим очень много дополнительных звуков которые этот инструмент запускает, дополнительные резонансы помещения, поверхностей и всего прочего, снять это все микрофоном или даже системой микрофонов – искусство в котором не так много мастеров.
По факту чаще всего записанный звук нуждается в принудительном насыщении гармониками.
В студиях побогаче используют ламповые схемы для внесения этих самых искажений в сигнал а студии победнее используют эмуляторы ламп. Разные девайсы внося искажения вносят в звучание дополнительные гармоники – насыщают спектр звукового сигнала. И это оказывается очень важным моментом в воссоздании звуковой картины. На слух это часто звучит как значительное улучшение разборчивости и яркости звучания. Так что нечего удивляться. На студиях, повторюсь, этим качеством нелинейности пользуются постоянно, хорошие плагины которые эмулируют эту нелинейность стоят дорого(за редким исключением) а ламповое оборудование с подобранными параметрами нелинейности еще дороже. А, после студий носитель, хорошо если не mp3, а дальше слушатель, в своей комнате, со своим оборудованием. Одни гонятся за циферками в паспорте прибора: хотят линейности, другие за ощущениями, новыми деталями в звуке, это именно то что появляется от нелинейных искажений, новые гармоники, звук становится более разборчивым, инструменты становятся осязаемыми локализуемыми. Так что, нелинейность схем не стоит рассматривать как абсолютное зло.