Дебилизация населения, как выразился топикстартер, имеет место, но она связана с развитием общества потребления и с улучшением потребительского уровня. Тот же пример с приправами, со временем белорусы будут так же не уметь готовить, как американцы, ибо дешевле по времени и усилиям будет купить замороженный фабрикат и разогреть по инструкции, и подобные умения отпадут по мере их не надобности, которая проистечет из предоставления потребительских товаров и услуг нового уровня.
Аналогично и с информационным пространством - люди используют принцип использования информации "по надобности", чему очень способствует Интернет. Поэтому никто не запасается информацией зарание, - это не то, что в СССР, если ты не почитал какую-то специализированную книжку, инфы нигде не достанешь. С худлитературой процесс тоже имеет место - есть более легкий способ добычи информации - сборники сочинений и критики, или кино и аудиокниги. Но даже тут этому способствовали потребительские товары и услуги нового уровня (в СССР книг с критикой было не достать, а уж сборников сочинений и не существовало даже, интернета тоже не было). Касательно сочинений, помню еще из советской школы, что преподу по руслиту нравилось, чтобы сочинение было по мыслям близко к критике, со всякими там, красными рабочими руками Базарова, а преподу по беллиту - свои собственный мысли в сочинении. Думаю, и сейчас сочинения оцениваются так же субъективно.
Без сомнения, уровень образования падает в замкнутом кругу - с каждым выпуском требования к ученику все снижаются и снижаются, в чем есть в том числе и заслуга нынешней системы образования, в которой большинстов учеников притворяются, что учатся, большинство учителей, что преподают, а большинство чиновников МинОбра, что они это контролируют и что все на уровне, ведь цифры красивые по статистике. Пока сама система образования нацелена на выполнение прогнозных показателей, пользы и улучшения образовательного уровня не стоит ждать.
Модель потребительского общества по сути нацелена на то, чтобы потребители потребляли и пользовались услугами, а следовательно не нужен такой потребитель, который все сам умеет и знает, иначе как развивать сферу услуг? Сервис по выбору телевизора, катеринг-сервис и т.п. услуги тогда бы никогда не были нужны. Кроме того, понятие "времени" оценивается по-другому - время как деньги, которое можно потратить на зарабатывание денег для траты на потрбеление или же потребить готовую услугу, заплатив за нее, чтобы потратить сэкономленное время на на другое потребление.
Соответственно общественные институты приспосабливаются к homo simplificanti - они тоже упрощаются - СМИ, система образования, и т.д. - замкнутый круг. Переход от сложного к простому - легок, обратно - в этой модели - не возможен.