Соблюдение государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения в отношении населения микрорайона «Зеленый Луг-6»
Строительство объекта «Два многоквартирных жилых дома по ул. Мирошниченко в микрорайоне «Зеленый Луг-6» приведет к увеличению численности населения в этом микрорайоне, что ухудшит обеспеченность проживающих на данной территории общественными социально-гарантированными объектами обслуживания. Одним из видов общественных социально-гарантированными объектов обслуживания являются поликлиники.
1. Взрослые поликлиники
Обеспеченность учреждениями и предприятиями социально-гарантированного обслуживания регламентирует п. 7.4 ТКП 45-3.01-116-2008 «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки». В частности, радиус обслуживания (зона обслуживания) амбулаторно-поликлинических учреждений – до 1000 м. (п. 7.4.11 ТКП 45-3.01-116). В радиусе до 1000 м от планируемого размещения объекта расположены взрослая поликлиника № 30 и детская поликлиника № 17.
1.1 Взрослая поликлиника № 30.
УЗ «Городская поликлиника № 30»: плановая мощность – 850 посещений в смену, утвержденная комитетом по здравоохранению Мингорисполкома численность обслуживаемого населения по состоянию на 2013 г. – 44000 человек, фактическая численность обслуживаемого населения на 11.06.2013 г. – 47457 человек.
1.1.1 Градостроительные нормативы
Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений для городов следует определять исходя из 23 посещений в смену на 1000 чел. (п. 7.4.8 ТКП 45-3.01-116). При нормативе 23/1000 для обслуживания закрепленного населения необходимо иметь поликлинику на (44000х23)/1000=1012 посещений в смену, а с учетом дополнительно закрепленного населения (47457х23)/1000=1092 посещения в смену.
Таким образом, для обеспечения норматива обеспеченности поликлиниками взрослого населения (23/1000) в настоящее время (без учета планируемого уплотнения микрорайона!) требуется строительство еще одной поликлиники мощностью не менее 1012-850=162 посещения в смену, а с учетом дополнительно закрепленного населения 1092-850=242 посещения в смену.
Основные технико-экономические показатели Генерального плана г. Минска предусматривают обеспечение населения поликлиниками исходя из повышенного стандарта на 1000 человек: 30,2 посещений в смену к 2015 г. и 30,3 посещений в смену – к 2030 году. Соответственно, для обеспечения норматива Генерального плана г. Минска (30,2/1000) требуется строительство дополнительной поликлиники еще большей мощности.
1.1.2 Норматив обеспеченности населения врачами
Норматив обеспеченности населения участковыми врачами-терапевтами составляет 1 врач на 1,7 тыс. взрослого населения (п. 37 Системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2003 № 724). При этом данный норматив определяется показателем числа обслуживаемого населения в расчете на одного участкового врача-терапевта по занятым должностям. Соответственно, для 44000 обслуживаемого поликлиникой населения требуется 44000:1700=26 участковых врача-терапевта по занятым должностям. Имеется ли такое количество участковых врачей-терапевтов по занятым должностям для обслуживания «закрепленного» за поликлиникой № 30 населения?
1.1.3 Норматив кадрового обеспечения государственных учреждениях здравоохранения
Нормы и нормативы кадрового обеспечения в государственных учреждениях здравоохранения различных типов и видов являются государственными минимальными социальными стандартами в области здравоохранения (абз. 4 ст. 9 Закона «О государственных минимальных социальных стандартах»)
Штатные нормативы должностей врачей для оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению в государственных организациях здравоохранения системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь, финансируемых за счет средств бюджета, установлены в Приложении 2 к Приказу Министерства здравоохранения Республики Беларусь 24.04.2003 № 76 «Об утверждении нормативов кадрового обеспечения и штатных нормативов должностей врачей для оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению в государственных организациях здравоохранения системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь, финансируемых за счет средств бюджета».
Штатная численность должностей врачей для оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению (обеспечение приема взрослого и детского населения, включая консультативный прием в областных организациях здравоохранения; оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи в дошкольных учреждениях, учреждениях, обеспечивающих получение начального, базового, общего среднего, профессионально-технического образования, на дому, в дневных стационарах, в медицинских комиссиях при военкоматах и др.) определяется исходя из штатных нормативов в расчете на 1000 жителей (взрослое и детское население). В частности, норматив по г. Минску:
врач-терапевт участковый, врач общей практики, врач-терапевт, врач-гериатр (суммарно) - 0,69 на 1000 взрослого населения;
врач-невролог – 0,07 на 1000 взрослого населения;
и др.
Соответственно, для 44000 обслуживаемого поликлиникой населения требуется (44000х0,69):1000=30,4 должности врачей-терапевтов участковых, врачей общей практики, врачей-терапевтов, врачей-гериатров (суммарно), (44000х0,07):1000=3,1 должности врача-невролога и т.д. Имеется ли такое количество должностей врачей для обслуживания «закрепленного» за поликлиникой № 8 населения? Если имеется, то в каких учреждениях при том, что необходимая мощность учреждений для обслуживания населения недостаточна?
1.1.4 Нормативы объемов медицинской помощи
Нормативы объемов медицинской помощи населению г. Минска на 2013 год (в расчете на 1000 жителей) установлены в Приложении к Территориальной программе государственных гарантий по обеспечению медицинским обслуживанием населения г. Минска на 2013 год, утвержденной Решением Минского городского совета депутатов от 6 февраля 2013 г. № 298. Так, медицинская помощь в амбулаторных условиях в учреждениях здравоохранения, подчиненных Комитету по здравоохранению Минского городского исполнительного комитета – 11140 посещений в год на 1000 человек (подп. 1.2 п. 1 Приложения).
Соответственно, для выполнения норматива 11140/1000 для населения в количестве 47457 человек требуется оказать медицинскую помощь в объеме (11140х47457)/1000=528671 посещения поликлиник и посещений на дому в год.
Проектная мощность поликлиники № 30 составляет 850 посещений в смену. В 2013 г. – 252 рабочих дня. Соответственно, поликлиника № 30 теоретически может оказать в 2013 г. медицинскую помощь в объеме 850х2х252=428400 посещений поликлиники. Практически такой объем медицинской помощи поликлиника № 30 оказать не сможет из-за:
а) неполной укомплектованности штатов;
б) ухода персонала в отпуск, на больничные и т.д.
Для выполнения норматива в 528671 посещений в год даже с учетом посещений на дому и оказания иных медицинских услуг в амбулаторных условиях в учреждениях здравоохранения, подчиненных комитету по здравоохранению Минского городского исполнительного комитета, требуется строительство дополнительной поликлиники.
2. Детская поликлиника № 17
УЗ «17-ая городская детская поликлиника»: плановая мощность – 480 посещений в смену, утвержденная численность обслуживаемого населения на 2013 г. – 14200 человек, фактическая численность обслуживаемого поликлиникой населения на 11.06.2013 г. – 15058 человек.
2.1 Градостроительные нормативы
При нормативе 23/1000 необходимо иметь детскую поликлинику на (14200х23)/1000=327 посещений в смену, а с учетом дополнительно закрепленного населения (15058х23)/1000=346 посещений в смену. Для выполнения показателя Генерального плана г. Минска (30,2/1000 к 2015 г.) резерв мощности детской поликлиники № 17 отсутствует.
2.1.2 Норматив обеспеченности населения врачами
Норматив обеспеченности населения участковыми врачами-педиатрами составляет 1 врач на 0,8 тыс. детского населения (п. 37 Системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2003 № 724). При этом данный норматив определяется показателем числа обслуживаемого населения в расчете на одного участкового врача-педиатра по занятым должностям. Соответственно, для 14200 обслуживаемого поликлиникой детского населения требуется 14200:800=18 участковых врачей-педиатров по занятым должностям. Имеется ли такое количество участковых врачей-педиатров по занятым должностям для обслуживания «закрепленного» за детской поликлиникой № 17 населения?
2.1.3 Норматив кадрового обеспечения в государственных учреждениях здравоохранения
Штатная численность должностей врачей для оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению согласно Приложения 2 к Приказу Министерства здравоохранения Республики Беларусь 24.04.2003 № 76 по г. Минску:
врач-педиатр участковый, врач-подростковый (суммарно) – 1,25 на 1000 детей;
врач-педиатр – 0,616 на 1000 детей;
врач-невролог – 0,07 на 1000 детей
и др.
Соответственно, для 14200 обслуживаемых поликлиникой детей требуется:
(14200х1,25):1000=17,75 должностей врачей-педиатров участковых, врачей-подростковых (суммарно);
(14200х0,616):1000=8,74 должностей врачей-педиатров;
(14200х0,07):1000=0,99 должности врача-невролога.
Имеется ли такое количество должностей врачей для обслуживания «закрепленного» за поликлиникой № 17 количества детей? Если имеется, то в каких учреждениях при том, что необходимая мощность учреждений для обслуживания детей недостаточна?
2.1.4 Нормативы объемов медицинской помощи
Для выполнения норматива 11140/1000 для 15058 детей требуется оказать медицинскую помощь в объеме (11140х15058)/1000=167746 посещений поликлиник и посещений на дому в год.
Проектная мощность поликлиники № 17 составляет 480 посещений в смену. В 2013 г. – 252 рабочих дней. Соответственно, поликлиника № 17 теоретически может оказать в 2013 г. медицинскую помощь в объеме 480х2х252=241920 посещений поликлиники. Практически такой объем медицинской помощи поликлиника № 17 оказать не сможет из-за:
а) неполной укомплектованности штатов;
б) ухода персонала в отпуск, на больничные и т.д.
Для выполнения норматива 167746 посещений, даже с учетом посещений на дому и оказания иных медицинских услуг в амбулаторных условиях в учреждениях здравоохранения, подчиненных комитету по здравоохранению Минского городского исполнительного комитета, требуется строительство дополнительной детской поликлиники.
3. Прирост населения в результате уплотнения микрорайона
Помимо предполагаемого строительства объекта «Два многоквартирных жилых дома по ул. Мирошниченко в микрорайоне «Зеленый Луг-6» необходимо учесть прирост населения в ближайшее время, связанный с осуществляемым и планируемым строительством жилых домов в радиусе до 1000 м от взрослой поликлиники № 30 и детской поликлиники № 17:
Строящиеся жилые дома:
- Группа многоквартирных жилых домов по ул.Лукьяновича со встроенными административными и торговыми помещениями, пристроенным магазином, гаражом-стоянкой открытого типа со сносом зданий и сооружений филиала треста ДСУ № 12 (заказчик: ОАО «Дорожно-строительный трест №5)
- 10-18 этажный трёхсекционный многоквартирный жилой дом с административными помещениями и подземным гаражом-стоянкой по улице Кольцова. (Застройщик: ООО "Принком-Строй" )
- Жилой дом повышенной этажности по Логойскому тракту, 21
- Трехсекционный жилой дом по ул. Широкая 3,5,7 (144 квартиры)
-19 этажный панельный дом серии М 111-90 (113 квартир) на пересечении ул. Кольцова – Восточная (Застройщик ООО «Карпович»).
- Жилой дом повышенной этажности на 101 квартиру «Династия» (застройщик – «ОлКи»)
Планируемые к строительству жилые дома:
- Группа многоквартирных жилых домов по ул. Олешева со встроенными помещениями общественного назначения для обслуживания населения со сносом административных, производственных, складских зданий и сооружений по ул.Олешева, 5 (заказчик: ЗАО «СовавтоИнвест»)
- «Комплекс многоквартирных жилых домов со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения и подземной гараж - стоянкой в границах улиц Кольцова – Восточной – переулка 4-го Полиграфического в г. Минске»: семь жилых домов повышенной этажности (шесть 25-ти этажных и один 17-ти этажный) общей площадью квартир 95,6 тыс. кв. м. с общим количеством квартир 1311 единиц.
Таким образом, для обеспечения норматива обеспеченности взрослого населения поликлиниками с учетом уплотнения требуется строительство взрослой поликлиники мощностью в тысячи посещений в смену и детской поликлиники мощностью в сотни посещений в смену.
При этом в настоящее время строительство каких-либо амбулаторно-поликлинических учреждений вблизи микрорайона «Зеленый Луг-6» не осуществляется и не планируется.
Между тем, планировка и застройка территории населенных пунктов должны предусматривать создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения, комплексное благоустройство городов и других населенных пунктов, предотвращение и устранение неблагоприятного воздействия факторов среды обитания человека на его здоровье (п. 6 Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к проектированию, строительству, реконструкции и вводу объектов в эксплуатацию», утв. Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10.02.2011 № 12). О каких «благоприятных условиях для жизни и здоровья населения» может идти речь при безудержном уплотнении жилыми домами уже существующей застройки?