.
В Департаменте по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь рассмотрено Ваше обращение о разъяснении порядка трудоустройства в Республике Беларусь граждан Украины и Молдовы. В пределах своей компетенции сообщаем следующее.
Статьей 11 Конституции Республики Беларусь определено, что иностранные граждане и лица без гражданства (далее – иностранцы) на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.
В соответствии со статьей 11 Закона Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (далее – Закон о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь) постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранцы имеют право заниматься трудовой и предпринимательской деятельностью наравне с гражданами Республики Беларусь в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь, с учетом ограничений, предусмотренных указанным Законом.
Порядок занятия трудовой деятельностью иностранцами, временно пребывающими и временно проживающими в Республике Беларусь, определяется специальными законодательными актами Республики Беларусь.
Иностранцы, временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь, не вправе осуществлять в Республике Беларусь предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, если иное не определено законодательными актами(Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь)и международными договорами Республики Беларусь.
Иная деятельность осуществляется иностранцами в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Таким образом, иностранцы на территории Республики Беларусь имеют различный объем прав и обязанностей.
Такое разграничение прав иностранцев целесообразно разделить в зависимости от того, в каком правовом статусе они пребывают в Республике Беларусь, в частности:
- временно пребывающие;
- временно проживающие;
- постоянно проживающие.
На основании вышеизложенного, иностранцы:
временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь, имеют право осуществлять трудовую (определяется специальными законодательными актами), предпринимательскую (не допускается без образования юридического лица, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, декретами и указами Президента Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь)и иную (определяется законодательством Республики Беларусь) деятельность;
постоянно проживающие в Республике Беларусь имеют право осуществлять трудовую и предпринимательскую деятельностью наравне с гражданами Республики Беларусь (в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь, с учетом ограничений, предусмотренных Закон....
Осуществление иностранцами,временно пребывающими или временно проживающими в Республике Беларусь, иной деятельности возможно в случае, если иностранцы осуществляют деятельность, которую не представляется возможным квалифицировать, как трудовую и данная норма определена законодательством Республики Беларусь по отношению к данным иностранцам, например:
трудоустройство иностранцев, категории которых определены частью второй статьи 2 Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» (далее – Закон «О внешней трудовой миграции»);
въезд иностранцев осуществляется в соответствии с пунктом 20 Визовых правил Республики Беларусь, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2010 г. № 1065, в том числе в целях осуществления деловой поездки, по приглашению учебного заведения для прочтения курса лекций;
осуществление реализации на торговых местах на рынках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах не более пяти дней в календарном месяце произведенных, переработанных либо приобретенных физическими лицами для продажи товаров, согласно перечня видов деятельности, не относящихся к предпринимательской деятельности, определенным частью четвертой пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь, при наличии специального разрешения на право разовой реализации товаров на рынках, ярмарках и в местах осуществления выездной торговли на территории Республики Беларусь, выданного в соответствии с постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 20.07.2010 г. № 230 «Об установлении формы специального разрешения на право разовой реализации товаров на рынках, ярмарках и в местах осуществления выездной торговли на территории Республики Беларусь иностранному гражданину или лицу без гражданства, временно пребывающим или временно проживающим в Республике Беларусь».
Порядок осуществления деятельности по выращиванию сельскохозяйственной продукции, дроблению зерна и выпаса скота иностранцами, временно пребывающими или временно проживающими в Республике Беларусь, законодательством Республики Беларусь не определен.
Таким образом, данные виды услуг не представляется возможным квалифицировать как иную деятельность, осуществляемую иностранцем, временно пребывающим или временно проживающим в Республике Беларусь.
Согласно статье 4 Закона «О внешней трудовой миграции» одним из основных принципов осуществления внешней трудовой миграции является недопустимость подмены трудовых отношений, вытекающих из трудовых договоров, заключенных с трудящимися-иммигрантами, обязательствами, возникающими на основе договоров, предусмотренных гражданским законодательством Республики Беларусь
Осуществление иностранцами, временно пребывающими или временно проживающими в Республике Беларусь, трудовой деятельности в Республике Беларусь возможно при условии получения специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь (далее – специальное разрешение) и заключения трудового договора в порядке, предусмотренном Законом «О внешней трудовой миграции».
Таким образом, осуществление деятельности по выращиванию сельскохозяйственной продукции, дроблению зерна и выпаса скота иностранцами, временно пребывающими или временно проживающими в Республике Беларусь, возможно при условии получения специального разрешения и заключения с нанимателем Республики Беларусь трудового договора.
На основании вышеизложенного в соответствии с законодательством Республики Беларусь юридическое лицо – резидент Республики Беларусь не имеет право заключать гражданско-правовые договора с гражданами Украины и Молдовы на указанные виды деятельности.
Вопросы оплаты страховых взносов на государственное социальное страхование в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – ФСЗН) не относится к компетенции Департамента по гражданству и миграции. Вместе с тем, считаем необходимым отметить, что поскольку юридическое лицо – резидент Республики Беларусь не имеет право заключать гражданско-правовые договора с гражданами Украины и Молдовы на данные виды деятельности, то оплата соответствующих взносов в ФСЗН не является целесообразной.
Кроме того, считаем необходимым отметить, что использование иностранного гражданина или лица без гражданства для осуществления трудовой, предпринимательской или иной деятельности с нарушением установленного порядка влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин(п. 4 ст. 23.55 КоАП Республики Беларусь).
Начальник Департамента А.Ю. Бегун