Вот, коллеги, свежий материал по теме нашей беседы. С одной стороны, должен успокоить тех (меня в т.ч.), кто волновался за сохранность Стругацких, с другой - утешить любителей всевозможного пулялова. Кроме этого о преемственности и таланте Бондарчуков говорит сам Бондарчук
Источник РГ, 21 октября 2008
РГ: Федор Сергеевич, давайте перенесемся на "Обитаемый остров". У вас был громкий фильм "9 рота", где как раз соединилось то, что требуется широкому зрителю: зрелищность, спецэффекты, но нанизанные на очень важную идею. И там было ваше послание, которое большинство зрителей внятно ощутили. Поэтому картина пользовалась успехом. Сейчас у вас спецэффектов будет на порядок больше. Скажите, уцелеет Стругацкий?
Бондарчук: В "9 роте" главным было то, что, хотя страна свою войну в Афганистане проиграла, но каждый из наших героев, бойцов, которые сражались на забытой всеми высоте, свою личную войну выиграл. Вот в этом было мое послание зрителю. То, что мальчишки остались героями.
"Обитаемый остров" - фильм другой. С одной стороны, очень увлекательное и интересное зрелище. Там есть все, что нужно жанровому кино: мутанты, батальные сцены, белые субмарины, ядерная бомбардировка во время танковой атаки… C другой - фильм по сильной книге Стругацких. Мы 28 раз переделывали сценарий! Первый вариант написал Эдуард Володарский, но это должен был быть только один фильм, а мы не смогли с этим смириться. Потому что в один фильм это произведение не вместить. А мы хотели точной и бережной экранизации. Тогда мы позвали работать над сценарием Марину и Сергея Дяченко. И разбили наш фильм на два.
Так вот, я известен тем, что работаю по сценарию. Снимаю строго по нему, экранизирую не только "дух", но и "букву". Если в сценарии написано "на небе висела тучка", у меня будет на небе висеть тучка. Поэтому книга Стругацких не утратила своей актуальности. Я снимал фильм по ней.
РГ: Есть ли импровизация?
Бондарчук: Импровизация входит только в актерскую игру. Если актеры преподносят что-то интересное во время разбора сцены, можно сделать вариацию на тему. Например, Аня Михалкова очень много предложила в своей роли. Сергей Леонидович Гармаш корректировал текст под себя. Даже не сам текст, а его связки: буквы, предложения. Но, в основном, вся импровизация нанизана на текст и диалоги Стругацких.
РГ: Когда в редакцию автор приносит материал, хороший редактор спрашивает: "Про что?". Если автор отвечает, второй вопрос: "Чтобы что"? Мы не смотрели фильм, но знаем, что вы готовитесь представить стране уникальный проект, у которого будут миллионы зрителей. Про что ваш фильм? И - чтобы что?
Бондарчук: Фильм про свободу выбора, про силу человека, которая ему дана, и как ей распорядиться. Про тоталитарное государство. Про сегодняшний день. Потому что произведение Стругацких "Обитаемый остров" - очень злободневное. Оно не потеряло актуальности ни на йоту.
Чтобы что? Зачем? Затем, чтобы показать мир сегодняшнего Саракша (планета, которую находит главный герой. - Прим. ред.), мир, в чем-то похожий на наш. И чтобы обратить внимание на проблемы сегодняшнего мира.
Осадчий: У меня как у оператора была очень сложная задача. Потому что с такими объемами, сложными объектами, серьезными сценами, с которыми нам приходилось сталкиваться, мне нужно было максимально выразительно и эффектно, с большой долей художественной правды донести все до зрителя. Картина сейчас находится в процессе доработки, так что мы сами еще целиком произведения, как такового, не видели. Для меня очень важно увидеть картину с музыкой, с полным звучанием, со всеми спецэффектами. И посмотреть, получилось ли то, про что сказал Федор.
Роднянский: Для меня основная миссия картины точно сформулирована двумя принципиально важными соображениями. Первое - это все, что связано с границами человеческой свободы, тоталитаризмом и подавлением личности. Второе - ответственность. Это история о том, как благими намерениями, как сказано в одной великой книге, вымощена дорога известно куда. И каким образом поступки человека, даже продиктованные самыми справедливыми и искренними соображениями, могут привести к плачевным результатам.
Бондарчук: Когда произведение вышло в 60-е годы, мотивация героя была понятна. Он прилетел на планету Саракш из коммунистического завтра. Его система координат заложена утопическим будущим. Поэтому он не соглашается с этим несправедливым жестоким миром и хочет его изменить. Сейчас это так не работает. Поэтому мы несколько изменили мотивацию Максима. И добавили в картину личную историю.
РГ: Алексей Юрьевич Герман сейчас завершил картину, снятую по роману братьев Стругацких "Трудно быть богом". Главный герой - Румата приходит на другую планету, в среду Босха, где на смену серой заступает черная диктатура, в которой человеку невозможно жить. И оказывается, что только миром, любовью и словом невозможно улучшить человечество. Поэтому нам интересен ответ: к чему стремиться? Идеал вашего героя - Максима, он его к свету выводит?
Бондарчук: Финал фильма выводит к свету. Герой будет бороться с инфляцией (смеется). Пока ничего больше не скажу - придете в кино, сами увидите…
Роднянский: Это история об опасности принятия простых решений: когда думаешь, что мир прост, начинаешь пытаться влиять на него. И вот эта самодовольная уверенность приводит к крушению одной иллюзии за другой. И когда герой растерян и ему в лицо брошены упреки в полном непонимании этого мира, всех его обстоятельств: войны, инфляции (поэтому Федор пошутил), голода, эпидемий, - только тогда герой поймет, что он часть этого мира.
Бондарчук: … и что он остается здесь.
Роднянский:… и что угодно он будет делать только для того, чтобы быть вместе с этими людьми, жителями Саракша. И уже понимаешь, что он - другой человек. Не бог! Что в бога можно верить, но рассчитывать надо на себя.
РГ: А идея внутренней свободы ставится при этом под сомнение?
Роднянский: Да. И она разрешается. Как и в книге. Но произведение Стругацких заканчивается более мягко, комфортно, что ли… Наш фильм более жесткий и современный, чем книга. Мир другой. И герои другие. Все начинается легко и красиво, потом становится страшнее. Если Джеймс Бонд сегодня другой - убивает на глазах. И у нас - фильм сегодняшнего дня.
РГ: Мы посмотрели перед встречей отрывок из фильма. Главный герой гламурный, как сейчас принято говорить. Он накачанный, красивый, что уже не совсем вяжется со Стругацкими.
Бондарчук: Нет! У Стругацких это был бог, сверхчеловек. Он отличался от всего мира! Он был высокого роста, мощный, белозубый красавец, наделенный уникальными способностями. Именно поэтому мы искали такого героя. И нашли. Исполнитель главной роли Василий Степанов - дебютант. Он первый раз увидел камеру на съемочной площадке. Только поступил в театральное училище и к началу съемок не отучился ни дня.
РГ: Вы говорили, что были ему как нянька.
Бондарчук: Да, мы нянчились с ним. Постижение профессии происходило во время съемок. Но он рос. У него есть серьезное развитие роли, характера. Он вырос к концу фильма в совершенно другого человека. Как и его герой.
Роднянский: Слово "гламурный" всегда сильно режет мне слух. Наш герой не гламурный, он физически совершенен. Это условие игры. Приезжает юный бог из мира зрелого человечества. Мира полдня. Мы допустили, вслед за Стругацкими, что новые люди и выглядят подобно богам. Но герой сталкивается со страшной реальностью чужой жизни. И превращается в человека, которому может быть больно. В какой-то момент он начинает что-то испытывать, а не отстраненно, как в начале фильма, наблюдает за жизнью других. Он "врастает" в их жизнь, она становится и его жизнью.
Бондарчук: Кастинг проходил три месяца. Мы искали такого героя, который производит впечатление аховое. Когда Василий Степанов пришел в студию и повернулся спиной, то я увидел громадного человека с осиной талией. Я попросил его развернуться - фантастическое лицо! Попросил сесть на стул и улыбнуться. И… сам съехал со стула.
РГ: Сколько ему лет?
Бондарчук: Сейчас - 20, а тогда было 18.
РГ: Его уже называют русским Брэдом Питтом?
Бондарчук: Именно так и называют.
Роднянский: Важное обстоятельство: четыре часа идет фильм. Главный герой практически не исчезает из кадра. И постепенно он меняется. Радикально.
Осадчий: Ему физически было очень тяжело выдержать такой съемочный период. У него были сцены, где он сидел по нескольку часов в холодной воде, дрожал, но продолжал играть.
Бондарчук: Разрывал себе руки.
Осадчий: Да. Его бросали с шестиметровой высоты на каких-то канатах, что вряд ли вообще физически приятно. То есть он прошел очень тяжелый путь, год сложной нагрузки, которая реально его изменила.
РГ: Федор Сергеевич, сейчас в прокат вышел фильм "Адмиралъ", где вы играете своего отца - режиссера Сергея Бондарчука. Трудно было?
Бондарчук: Я немного моложе выгляжу, хотя этот же возраст. Но когда на меня надели парик, все встало на свои места.
РГ: Сергей Бондарчук - выдающийся режиссер-монументалист, достаточно вспомнить "Войну и мир". Проект, который вы делаете сейчас, тоже масштабен. Это гены?
Бондарчук: Первый фильм отца был "Судьба человека" - военная картина. Первый мой фильм "9 рота" - тоже о войне. Второй фильм отца был "Война и мир", а у меня "Обитаемый остров". Я даже боюсь об этом говорить. О таких совпадениях судьбы.
РГ: В фильме "Обитаемый остров" произошел какой-то технологический прорыв по сравнению с тем, что было в нашем кинематографе прежде?
Бондарчук: Появилась планета Саракш. Мы ее полностью построили и дорисовали. Появились имперская столица и город мутантов. Появились космические корабли, цепеллины. Многое - компьютерная графика. Но мы построили 63 объекта декораций. Совершенно разные фактуры. В разных местах. Снимали, в основном, на Южном побережье Крыма. Это и Новороссийск, и Балаклава, и Керчь…
Роднянский: Борис Натанович Стругацкий, доверяя нам "Обитаемый остров", сказал: "В фантастике главное - убедительность. Не должно быть ощущения, что создан некий фанерный псевдомир". Поэтому мы пытались делать все всерьез.
Бондарчук: Это реальные машины, танки, велорикши, три тысячи костюмов, 400 пар обуви…
РГ: Мы периодически пишем о новых фильмах, и в приложениях к большинству из них говорится, как, скажем, к "Хроникам Нарнии": создано две тысячи заклепок на каждой кольчуге. В ожидании вашей картины возникает опасение: многие коммерческие высокобюджетные фильмы в последнее время сделаны, как клипы. Может, это расчет на новое поколение, которое так легче воспринимает историю?
Бондарчук: У меня был разговор с Дмитрием Быковым, который одним из первых посмотрел "Обитаемый остров" целиком. Он сказал мне: "Этот фильм не похож на "9 роту", которая склеена очень часто". То есть, вот этот "клиповый монтаж", который был мне нужен в "9 роте", его нет в "Обитаемом острове".
Роднянский: Это проза Стругацких: внятная история, содержательное высказывание. Здесь нет попытки сделать аттракцион в чистом виде. Современный киноязык используется для диалога с молодой аудиторией. С той, которая ходит в кинотеатры, видела "Матрицу", "Гарри Поттера", "Властелина колец"… Этот язык для них является языком жанра. Фантастика - жанр удивительно кинематографичный. Он позволяет управлять временем и пространством. А клиповость - это характер энергетики в кадре. Нужна была Федору в "9 роте" рубленая динамичная система изложения, такая энергетика, - он это сделал. А в "Острове" иначе. И то, что Федор говорил про масштаб производства, про машины, это не самоцель. Это желание построить убедительный мир.
Бондарчук: Да, именно поэтому мы не акцентируем внимание на огромном бюджете. Для нас не это главное. То есть, это важно с точки зрения продюсерской, но мы не выходим к аудитории с тем, что это самый дорогой проект российской киноиндустрии.
РГ: Но это реально так?
Бондарчук: Один из двух. Второй - у Никиты Сергеевича Михалкова. Для нас средства - это инструмент для того, чтобы воплотить наши желания в действительность.
РГ: Каков процент господдержки в бюджете вашей картины?
Бондарчук: Один миллион долларов из сорока.
РГ: Значит, бюджет уже 40 миллионов, а не 36, как говорили прежде?
Роднянский: Нет. Будет, наверное, 39.
РГ: Вам тяжело осваивать такой бюджет?
Бондарчук: Осваивают - это когда дают деньги. А мы рискуем сами. Вы поймите логику. Надо построить город, где каждый человек ходит в индивидуальной одежде. У каждого рода войск свои эмблемы. У каждого звания свои нашивки. У каждого Департамента специфические, очень внятные различия. Вплоть до красок. Департамент Странника серый, Прокурора - черный. Декорации у Прокурора вишневые и богатые, а у Странника аскетичные и строгие.
РГ: Вы играете Прокурора. И в какой-то момент на вас было техническое устройство весом 104 килограмма. Как играли с такой ношей? И зачем это было нужно?
Бондарчук: Это специальное приспособление, которое позволяло достичь эффекта "вштыривания".
Роднянский: Переведу на русский язык. "Вштыривание" - сеанс излучения. Для того чтобы влиять на сознание жителей Саракша, их подвергают специальному излучению. Малая часть людей при этом испытывает чудовищную боль. Их называют выродками. Федор играет одного из выродков - Прокурора, члена политической элиты по кличке Умник. Чтобы снять лицо Прокурора в момент сеанса излучения, на Федоре закрепляли приспособление весом в 104 килограмма.
РГ: Федор Сергеевич, а вы сами сколько весите?
Бондарчук: 70 килограммов.
РГ: Федор, вы в данном случае выступили в редком качестве, в котором выступали только немногие режиссеры уровня Лукаса - создавали свой мир. Что для вас было самым трудным в сотворении мира?
Бондарчук: Не быть похожим на все, что было до этого. У нас было много примеров: "Бегущий по лезвию бритвы", "Гаттака", "Дитя человеческое", "Эквилибриум". Мне кажется, что нам удалось создать свой мир. Он не похож ни на что. Есть цитаты, есть угадываемые "приветы" любимым фильмам. Но они открытые. Это сделано специально.