Никто не заметил, что все радостные восклицания "Не нужна!!!!" относятся только к процедуре прохождения границы? Большинство оптимистов даже не подозревают, что погранцам или полицаям на дороге ваши доверенность и техосмотр, в принципе, по барабану. Хотя их иногда и спрашивают и поляки и литовцы. Особо обнаглевшие погранцы могут и колеса проверить на предмет протектора, а в случае трещины на лобовом или фаре/поворотнике легко развернут домой.(некоторые шибко оптимисты про это еще не знают, ибо сами не сталкивались).
Так я хотел бы подобных оптимистов слегка разочаровать. Доверенность нужна для поездки, а не для пересечения границы.
Доверенность нужна (внимание!) вам самим на случай какого-либо ЧП.
Рассмотрим только один простейший случай.
Дано:
исправное ТС с техпаспортом и действующим ТО (последнее время импортные погранцы частенько интересуются).
Зеленая карта (ЗК), оформленная на владельца ТС.
Водитель, использующий ТС без оформления доверенности (наш водитель, НВ).
Найти:
Варианты событий, возникающие при ДТП за границей.
============================================
Рассмотрим самый плохой вариант. ДТП произошло по вине нашего водителя.
Итак, полицейский требует полисы ЗК. Варианты:
1. Экзотический вариант - полицейский видит, что ЗК оформлена не на водителя, использующего ТС, а на владельца ТС. По факту получается, что гражданская ответственность нашего водителя не застрахована. В итоге полицейский принимает решение о полной материальной ответственности нашего водителя и его задержании до оценки и возмещения ущерба.
2. Юридический вариант - то же, что в п.1, полицейский определил, что ЗК есть в наличии. Согласно инструкции, при ДТП необходимо тут же связаться со страховой, выдавшей полис. Наш водитель звонит в РБ и разговаривает со страховой. Там ему задают простейший вопрос - полис ЗК оформлен на вас? Не на вас? Тогда разбирайтесь сами, мы тут не при делах. Как вариант - страховая оплачивает ущерб с выставлением регрессивного иска виновнику ДТП либо владельцу ТС.
3. Импортный полицай и бел.страховая безропотно соглашаются с тем, что любой человек в РБ может взять абсолютно любое ТС с документами без согласия владельца, свалить за рубеж и безнаказанно совершать противоправные действия, причиняя ущерб окружающим. Беспокоиться не о чем, т.к. весь ущерб оплатит страховая в РБ.
Надеюсь, что все уже поняли, что вариант намбер трэ не прокатит по вполне понятным причинам. Значит, остаются только варианты уно и дуо. Из них более вероятен №2.
Всяких таких острых случаев пока не было (за исключением служебных поездок, где для служебных и грузовых авто ЗК оформляется особым образом, а доверенностью служат командировочные, накладные и т.п. документы строгого учета). Но уже есть случаи регрессивных исков к владельцам.
Я знаком с возражениями, которые обычно предлагаются в подобных спорах. Перечислю их и отвечу.
1. Для управления ТС в РБ и ЕС доверенность не требуется.
2. Для пересечения границы доверенность не требуется.
3. Для полицаев, погранцов и прочих нотариальная доверенность на русском - филькина грамота.
Отвечаю:
1. Все верно, право управления любым ТС предоставляется водительским удостоверением. Но водительское удостоверение не дает прав владения или пользования чужим ТС.
2. Повторюсь - ихним и нашим таможенникам, погранцам и полицейским абсолютно наплевать на ваши проблемы, которые у вас могут возникнуть, если у вас нет доверенности.
Да, вы спокойно пересечете границу. Тут все нормально, если основное ваше занятие в этой жизни - не поездка куда-то там, а пересекать границу туда-сюда.
3. Юридическая сила документа не зависит от языка, на котором он составлен. При этом сама-то доверенность в случае (тьфу-тьфу) ДТП понадобится не полицаям и прочим, а именно нашей страховой, выдавшей ЗК. Уверяю вас, наши страховщики вполне себе владеют русским и безоговорочно признают нотариальные документы РБ. В случае начала административного процесса там доверенность будет легко переведена переводчиком, который предоставляется иностранцу бесплатно.
Вид доверенности.
В РБ имеется вид доверенности - "С выездом за пределы РБ". Ее и нужно оформлять. Для близкого родственника - 1 базовая, для неблизкого - 3 базовых.
Для тех, кто хочет посмеяться и потыкать в автора поста пальцем - "мол, да я, да он, да мы да тыщу и один раз катались без доверенности....." отвечу - верю! Но тут же предложу этим смехунам пойти в страховую компанию и оформить ЗК на чужой автомобиль. Так вот фиг вам, ребята. Только на владельца, в его личном присутствии и с паспортом (случаи многолетнего оформления документов в одной страховой и личном доверии, когда данного клиента знают много лет, не рассматриваем).
Но!! ЗК на вас относительно чужого авто легко оформят при наличии доверенности вида "С выездом за пределы РБ", без присутствия владельца ТС. При оформлении доверенности права на использование ТС передаются юридически. В т.ч. передается право оформления страховых документов типа ЗК относительно данного ТС.
Резюме (с повтором).
Полицаям, таможенникам, погранцам, нашим или импортным, - всем им абсолютно начхать на наличие у вас доверенности и на проблемы, которые у вас могут приключиться. Думайте не о том, как бы и чем их порадовать. Думайте в первую очередь о себе и о своих интересах.
Надеюсь, компрэнэ?