АНАЛИЗ правового статуса заключения государственной экологической экспертизы
Согласно п. 31 Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы, в том числе требованиях к составу документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу, заключению государственной экологической экспертизы, порядку его утверждения и (или) отмены, особых условиях реализации проектных решений, а также требованиях к специалистам, осуществляющим проведение государственной экологической экспертизы, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.01.2017 № 47 (далее – Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы), заключение государственной экологической экспертизы (далее – заключение) должно содержать, в том числе, следующие сведения:
- характеристика объекта (производственная мощность, размер линейного сооружения и другое);
- о согласованиях и разрешительной документации, предусмотренных законодательством и представленных для проведения государственной экологической экспертизы;
- описание площадки, выбранной для осуществления планируемой хозяйственной и иной деятельности, место ее расположения;
- описание проектных решений, включая проектные решения по видам и объемам используемых природных ресурсов;
- описание возможного воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, включая количественные и качественные показатели, а также предполагаемых изменений окружающей среды;
- описание проектных решений, направленных на предотвращение (снижение) вредного воздействия на окружающую среду;
- результаты оценки воздействия на окружающую среду;
- результаты общественных обсуждений;
- соответствие наилучшим доступным техническим методам;
- результаты научно-исследовательских работ;
- сроки реализации проектных решений;
- соблюдение режимов охраны и использования природных территорий, подлежащих особой и (или) специальной охране;
- выполнение особых условий реализации проектных решений;
- выполнение требований экологической безопасности при выделении очередей, пусковых комплексов, этапов в проектной документации;
- выводы о соответствии или несоответствии документации требованиям законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов;
- особые условия реализации проектных решений (при необходимости).
К «особым условиям реализации проектных решений» относится «необходимость разработки и реализации дополнительных природоохранных мероприятий в случае превышения нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ и сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод в окружающую среду после выхода объекта на проектную мощность» и др. (п. 32 Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы).
Очевидно, что вышеуказанная информация, содержащаяся в заключении, напрямую затрагивает права и законные интересы граждан в сфере охраны окружающей среды и должна быть доступна гражданам.
Справочно: градостроительная и проектная документация является объектом авторского права (ст. 980, подп. 4 п. 2 ст. 992 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Автору в отношении его произведения принадлежат личные неимущественные права, в т.ч. и право на обнародование, то есть право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме, а также исключительное право на произведение (ст.ст. 15 и 16 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах»). Законодательство об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности не содержит порядка доступа граждан к утвержденной градостроительной и проектной документации без согласия ее правообладателя. Соответственно, граждане без согласия правообладателя могут ознакомиться только с паспортом объекта в период строительства объекта. В паспорте объекта указывается только наименование проекта. При этом законодательство не содержит конкретных требований к наименованию проекта – его наименование может иметь мало общего с содержанием и иметь абстрактный характер.
Сведения, включаемые в состав экологической информации, указаны в ч. 1 ст. 74 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды). Экологическая информация, предоставляемая или распространяемая обладателями экологической информации в соответствии с Законом об охране окружающей среды, формируется в результате в т.ч. «проведения экологической экспертизы» (ч. 2 ст. 74 Закона об охране окружающей среды). Таким образом, заключение государственной экологической экспертизы является источником экологической информации.
Экологическая информация, формируемая в результате осуществления деятельности, указанной в ч. 2 ст. 74 Закона об охране окружающей среды, подразделяется на экологическую информацию общего назначения и специализированную экологическую информацию (ч. 5 ст. 74 Закона об охране окружающей среды). Таким образом, информация, содержащаяся в заключении государственной экологической экспертизе, относится к одному из указанных видов экологической информации.
Согласно ст. 74-5 Закона об охране окружающей среды специализированная экологическая информация предоставляется гражданам за плату в сроки и на условиях, указанных в договоре о предоставлении специализированной экологической информации, при этом размер платы, взимаемой за предоставление такой информации, не может превышать экономически обоснованных затрат, связанных со сбором, обработкой и анализом специализированной экологической информации. Предоставление информации, содержащейся в заключении государственной экологической экспертизы не требует затрат, «связанных со сбором, обработкой и анализом специализированной экологической информации».
Анализ норм ч. 6 ст. 74 и ст. 74-5 Закона об охране окружающей среды, а также п.п. 31 и 32 Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы, позволяет сделать вывод, что информация, содержащаяся в заключении государственной экологической экспертизы, не может относиться к специализированной экологической информации – такая информация относится к экологической информации общего назначения.
В предоставлении экологической информации может быть отказано в случаях, указанных в ч.ч. 1 и 2 ст. 74-2 Закона об охране окружающей среды. При этом сведения, содержащиеся в заключении, и само заключение в указанных нормах не упоминаются.
Согласно ч. 5 ст. 13 Закона об охране окружающей среды право граждан на благоприятную окружающую среду обеспечивается «обжалованием решений и действий (бездействия) государственных органов, организаций и должностных лиц». Выдача заключения является решением государственной организации, подчиненной Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (п. 1 ст. 13 Закона Республики Беларусь от 18.07.2016 № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду»).
Для оценки необходимости обжалования и самого обжалования любого решения государственной организации необходимо иметь информацию, содержащуюся в самом решении (копия акта). Копия заключения может быть выдана гражданам для решения вопросов, касающихся их прав и (или) законных интересов, государственной организацией, которая проводила государственную экологическую экспертизу, на основании подп. 1.1 п. 1 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2012 № 1256 «О некоторых вопросах выдачи и свидетельствования копий документов, касающихся прав и (или) законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц».