Прокурору г. Минска
Хмаруку Сергею Константиновичу
г. Минск, ул.Раковская, 38
ЖАЛОБА
Ранее мной заказным письмом была направлена жалоба о нарушениях законодательства, требующих непосредственного прокурорского реагирования.
Однако Прокуратура города Минска перенаправила жалобу письмом №7р-613 от 30.05.2016 за подписью начальника отдела, советника юстиции Д.А.Шапавалова в ту же организацию, на которую я жаловались: Минский городской исполнительный комитет. Так, решением № 562 от 03.03.2016 года Мингорисполком выдал разрешение на строительство ЗАО «Эриа» объекта «Физкультурно-оздоровительный комплекс с теннисными кортами в районе ул.Воропаевская-Мирошниченко», нарушив Регламенты Генерального плана города Минска, утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 23.04.2003 № 165.
Согласно п.1 Статьи 14 Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц»: «Письменные обращения считаются рассмотренными по существу, если рассмотрены все изложенные в них вопросы, приняты надлежащие меры по защите, обеспечению реализации, восстановлению прав, свобод и (или) законных интересов заявителей и им направлены письменные ответы».
Я полагаю, что Прокуратура города Минска не рассмотрела по существу мою жалобу и не приняла меры прокурорского реагирования, нарушив тем самым п.1 статьи 14 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь»: «В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями рассматриваются обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, содержащие сведения о нарушении законодательства, в порядке и сроки, установленные законодательными актами.» и п. 6 статьи 10 Закона от 18 июля 2011 г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц»: «Запрещается направлять жалобы в организации, действия (бездействие) которых обжалуются, за исключением случаев, когда рассмотрение такой категории обращений относится к исключительной компетенции этих организаций».
В соответствии со ст.4 Закона Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» физические лица имеют право на благоприятную среду обитания при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, на достоверную, полную и своевременную информацию о состоянии среды обитания и ее предполагаемых изменениях, если иное не установлено в соответствии с законодательными актами.
Строительство в данном месте затрагивает следующие права и законные интересы заявителя:
1. Право на благоприятную среду обитания при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности,
2. Возможность участвовать в:
- градостроительном планировании развития территорий, в том числе населенных пунктов;
- осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности
3. Возможность пользования данной территорией, относящейся к землям общего пользования.
Согласно ст. 34 Конституции Республики Беларусь гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.
Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы. Однако, информация о планируемом строительстве «Физкультурно-оздоровительного комплекса с теннисными кортами в р-не ул. Мирошниченко–Воропаевская» была размещена на официальном сайте Администрации Советского р-на г. Минска только 6 мая, то есть после начала проведения подготовительных работ для строительства указанного Объекта.
Согласно п. 7 Постановления Совета Министров РБ от 25.10.2011 №1426 "О некоторых вопросах обращения с объектами растительного мира" Администрация Советского р-на г. Минска должна была не позднее чем за 3 дня до удаления объектов растительного мира уведомить общественность о проведении таких мероприятий. Информация на официальном сайте http://sov.minsk.gov.by/ о вырубке, пересадке и компенсационных высадках появилась только 12 мая, то есть после начала подготовительных работ для строительства указанного Объекта
Согласно п.17 указанного Постановления Совета Министров №1426 в период с 16 апреля по 15 октября не допускается удаление деревьев с расположенными на них гнездами птиц. Однако вырубка деревьев была начата после 20 апреля и на части деревьев имелись гнезда птиц.
Указом Президента Республики Беларусь от 23.04.2003 № 165 был утвержден Генеральный план г. Минска с прилегающими территориями, являющийся градостроительным проектом общего планирования.
Так, согласно пункту 2.5.5 регламентов Генерального плана г. Минска «Регламент Б. Перечень объектов и сооружений для размещения в ландшафтно-рекреационных зонах, а также видов хозяйственной деятельности в них», п. 2.2 табл. 2.5.5 в функциональной подзоне ЛР-2 (к которой относится территория в р-не ул. Мирошниченко–Воропаевская) возможно размещение объектов физкультуры и спорта (стадионы, спортивные площадки, крытые спортивные сооружения, павильоны проката инвентаря и др.), объектов общественного питания (которые предусмотрены проектом Объекта) только по «специальному порядку», а именно - по градостроительному обоснованию размещения ландшафтно-рекреационного объекта (объектов) проектом стадии «Детальный план».
Cогласно п. 2 ст. 2 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», государственные органы, организации, физические лица, осуществляющие архитектурную, градостроительную и строительную деятельность, обязаны соблюдать требования градостроительной документации, утвержденной в установленном порядке. Согласно п. 23 Положения «О порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации», утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 г. № 1476 (далее – Положение № 1476), градостроительные проекты после их утверждения становятся обязательными для исполнения всеми юридическими и физическими лицами. Территория, где ведутся работы по подготовке участка к застройке, входит в разработанный, утвержденный и действующий по настоящее время проект детального планирования территории жилой усадебной застройки дер. Цна (далее ПДП), утвержденный решением Мингорисполкома от 19 января 2006 года №32.
В данном ПДП отсутствует участок в районе улиц Воропаевская-Мирошниченко, определенный под застройку «Физкультурно-оздоровительным комплексом с теннисными кортами в р-не ул. Мирошниченко–Воропаевская». При этом в текстовой части ПДП указано, что: «На базе ландшафтно-рекреационной зоны 47ЛР-3 в границах проектирования (за исключением принятых участков усадебной застройки) формируется зона отдыха у воды городского значения (ЛР-2). На данной территории намечено следующее функциональное использование: зона массового отдыха - у воды, зона тихого отдыха - на острове, зона парка жилого района - со стороны многоквартирной застройки, СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ - В РАЙОНЕ УЛИЦ 3 ГОРОДСКОЕ КОЛЬЦО и КАРАСТОЯНОВОЙ. Детализация функционального использования и застройки ландшафтно-рекреационной территории будет определена проектом застройки парка».
Следует отметить, что район улиц 3-е городское кольцо-Карастояновой находится на значительном удалении от территории ул.Воропаевская-Мирошниченко где ведутся подготовительные работы для строительства указанного Объекта и при этом под инвестиционный проект для строительства физкультурно-оздоровительного центра с теннисными кортами в ПДП заложен участок в районе ул. Мирошниченко, 3.
На мое обращение по вопросам наличия утвержденного ПДП, предусматривающего данный ФОК, и проведения общественного обсуждения строительства данного объекта Комитет Архитектуры и градостроительства Мингорисполкома в своем ответе от 17.05.2016 №14-2-3/06-387 сообщает следующее: «в 2015 была выполнена в установленном порядке корректировка указанного детального плана, которой учтено размещение указанного объекта. В 2016 году запланировано организовать и провести общественное обсуждение корректировки детального плана». Аналогичная информация о том, что общественное обсуждение корректировки детального плана еще только запланировано для проведения содержится в ответе Администрации Советского района г.Минска от 19.05.2016 №1-18/эл-1146.
Согласно ответу Инспекции Департамента по надзору и контролю за строительством по г. Минску от 11.05.2016 №01-05/1166 земельный участок для строительства Физкультурно-оздоровительного комплекса с теннисными кортами в р-не ул. Мирошниченко–Воропаевская выделен решением Мингорисполкома от 03.03.2016 №562 и этим же решением было разрешено строительство указанного объекта на выделенном земельном участке.
Таким образом, нарушаются нормы ст. 4 Закона Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», предусматривающие принятие решений местными исполнительными и распорядительными органами по вопросам планирования и застройки населенных пунктов, жилищного строительства только после проведения общественных обсуждений.
Также нарушаются нормы п. 16 Положения №1476, которым предусмотрено обязательное вынесение на общественное обсуждение разрабатываемых и изменяемых градостроительных проектов и п.19 Положения «О порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.06.2011 N 687.
Таким образом, откорректированный ПДП не был вынесен Администрацией Советского района г.Минска на общественное обсуждение, не был повторно утвержден Мингорисполкомом, не имеет юридической силы и не может служить основанием для начала строительства объекта «Физкультурно-оздоровительный комплекс с теннисными кортами в р-не ул. Мирошниченко–Воропаевская».
Однако, в настоящее время сложилась обратная ситуация, когда ведутся подготовительные работы для строительства Физкультурно-оздоровительного комплекса с теннисными кортами в р-не ул. Мирошниченко–Воропаевская в отсутствии утвержденных в установленном законодательстве порядке изменений в ПДП и тем самым нарушаются права заявителя и законодательство Республики Беларусь.
Согласно ст.34 Конституции гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений; о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.
Однако сложилась ситуация, когда в своих ответах представители государственных органов предоставляют информацию не соответствующую действительности. Так, в своем ответе от 17.05.2016 №14-2-3/06-387 Комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома, а также в ответе Мингрисполкома от 02.06.2016 №6-7-3423/2 сообщается следующее: «В целях реализации решений детального плана, в соответствии с поручением Главы государства, на ландшафтно-рекреационной территории в районе улиц Воропаевская-Мирошниченко предусмотрено размещение физкультурно-оздоровительного комплекса с теннисными кортами ЗАО «ЭРИА». В 2015 была выполнена в установленном порядке корректировка указанного детального плана, которой учтено размещение указанного объекта. В 2016 году запланировано организовать и провести общественное обсуждение корректировки детального плана. … Учитывая изложенное, размещение физкультурно-оздоровительного комплекса с теннисными кортами в районе ул. Воропаевская-Мирошниченко осуществляется в рамках действующего законодательства.»
Вместе с тем, с учетом информации изложенной выше, утверждение Мингорисполкома и Комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома о законности размещения данного ФОК не соответствует действительности.
Согласно ответу Землеустроительной службы Мингорисполкома от 01.06.2016 №05-04/260 «…Главой государства (24 июня 2015 г. 09/94П887) было согласовано предоставление земельного участка ЗАО «ЭРИА» без аукциона и внесения платы за право заключения договора аренды для строительства объекта «Физкультурно-оздоровительный комплекс с теннисными кортами в районе ул. Воропаевская-Мирошниченко».
В месте с тем согласно информации, размещенной на сайте БТН БЕЛТЕХНАДЗОР (http://www.btn.by/#!court/ckqo2) «Поручением Президента Республики Беларусь от 24.06.2014 №09/94П887 было поручено Минскому городскому исполнительному комитету выделить земельный участок нашей организации для проектирования и реализации объекта «Многофункциональный спортивно-развлекательный теннисный центр по ул. Мирошниченко в г. Минске». Решением Минского городского исполнительного комитета №1/2-18/2781-3 нашей организации поручено осуществить сбор технических условий. В настоящее время ведётся разработка предпроектной документации. Проектом предусматривается строительство крытых теннисных кортов».
На эскизах, расположенных на указанном сайте, многофункциональный спортивно-развлекательный теннисный центр по ул. Мирошниченко расположен в непосредственной близости от здания по адресу ул.Мирошниченко, 3, что находится на некотором удалении от места строительства физкультурно-оздоровительного комплекса с теннисными кортами в районе ул. Воропаевская-Мирошниченко.
Весьма сомнительно, что одним и тем же поручением Главы государства от 24.06.2014 №09/94П887 было дано поручение Мингорисполкому о выделении двух земельных участков под сходные по функционалу и наполнению физкульнурно-оздоровительный комплексы, расположенные в пределах 1,3 километра один от другого разным организациям.
Причем, следует отметить, что в настоящее время действуют открытые теннисные корты, расположенные в сквере по ул.Гамарника (на расстоянии 1,5 км от строящегося ЗАО «ЭРИА» ФОКа) и целый комплекс, включающий в себя открытые и закрытые теннисные корты, сауну и бассейн, площадки для волейбола и детского отдыха, а также бар и парковку для автомобилей, расположенные по ул. Кольцова,112 (на расстоянии 1,4 км от строящегося ЗАО «ЭРИА» ФОКа).
Таким образом, сложилась ситуация когда ведутся подготовительные работы для строительства Физкультурно-оздоровительного комплекса с теннисными кортами в р-не ул. Мирошниченко–Воропаевская в отсутствии утвержденных в установленном законодательстве порядке изменений в ПДП. Согласно статьи 223 Гражданского кодекса Республики Беларусь самовольное строительство – деятельность лица по созданию или изменению недвижимого имущества путем строительства, реконструкции (пристройки, надстройки, перестройки) капитального строения (здания, сооружения), если она осуществлена:….с существенными нарушениями градостроительных и строительных норм и правил.
В соответствии со ст. 204 УК РБ (так как в деяниях работников Мингорисполкома имеется состав преступления) предоставление гражданину неполной или умышленно искаженной информации, повлекшие причинение существенного вреда правам, свободам и законным интересам гражданина наказываются штрафом или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Согласно п. 1 ст. 4 Закона Республики Беларусь от 08.05.2007 № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь» прокуратура осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов органами государственного управления, организациями и должностными лицами.
Прокурор «принимает меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан… привлечению нарушителей к установленной законодательными актами ответственности» (п. 3 ст. 14 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь»).
При установлении нарушений законодательства (в том числе приводящих к нарушению прав и законных интересов граждан), в зависимости от их характера прокурор в пределах своей компетенции принимает меры прокурорского реагирования, указанные в п. 4 ст. 27 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь».
На основании вышеизложенного ПРОШУ:
1. Провести проверку по изложенным фактам нарушения законодательства при выдаче Мингорисполкомом разрешения ЗАО «Эриа» на строительство объекта «Физкультурно-оздоровительный комплекс с теннисными кортами в районе уд.Воропаевская-Мирошниченко».
2. Применить меры прокурорского реагирования по фактам выявленных нарушений.
3. Привлечь должностных лиц, допустивших нарушения, предусмотренные ст.204УК РБ, к уголовной ответственности.
4. Вынести представление Мингорисполкому об отзыве решения № 562 от 03.03.2016 года до проведения общественного обсуждения откорректированного ПДП и утверждения его в установлено порядке.
5. Обязать администрацию Советского района г. Минска провести общественное обсуждение откорректированного ПДП в соответствии с нормами действующего законодательства.
6. Установить организацию, которой поручением Главы государства от 24.06.2014 №09/94П887 было поручено Минскому городскому исполнительному комитету выделить земельный участок, размер земельного участка, его функциональное использование и месторасположение.
Приложения на ___ листах:
1. Информация с официального сайта Администрации Советского р-на г. Минска.
2. Копия ответа Комитета Архитектуры и градостроительства Мингорисполкома от 17.05.2016 №14-2-3/06-387.
3. Копия ответа Администрации Советского района г.Минска от 19.05.2016 №1-18/эл-1146.
4. Копия ответа Инспекции Департамента по надзору и контролю за строительством по г. Минску от 11.05.2016 №01-05/1166.
5. Копия ответа Мингорисполкома от 02.06.2016 №6-7-3423/2.
6. Копия ответа Землеустроительной службы Мингорисполкома от 01.06.2016 №05-04/260.
7. Информация с сайта БТН БЕЛТЕХНАДЗОР.
8. Копия ответа Прокуратуры г.Минска от 30.05.2016 №7р-613.
9. Копия ответа Мингорисполкома от 13.06.2016 №6-7-3423/4