Обещанный короткий отчет.
Туда Минск, Домачево, Люблин, Краков, Братислава Вена, Венеция, Чезенатико, Чезена, Рим.
Обратно Рим, Чивитавеккья, Ливорно, Пиза, Ла Специа, Рапалло, Генуя, Милан, Дервио(Комо), Сильваплана, Юльерпасс, Бивио, Шур, Вадуц, Фельдкирх, Латернс, Фуркайох, Ау, Ройттэ, Фуссен, Мюнхен, Герлиц, Вроцлав, Грожец, Брест, Минск.
По расстояниям проехали около 5500 км., всего наездили (с учетом поездок по городкам, в Риме, на море и пр.) больше 6000 км.
Все время поездки - с 16 по 2 июня. С 19 по 27 -жили в Риме.
Расходы - около 1600 ойро, в т.ч. жилье 7 дней - 250 ойро (аппарт. с кухней в пригороде), еда - окло 25 ойро в день на троих, топливо около 550 ойро (без учета полного бака и канистры на выезде из РБ). Расходы на покупки не учитываются.
Всего ехали - я и два моих сыночка.
Планирование расходов на топливо.
Цены на топливо в разных странах здорово отличаются. Предварительно посмотрели ценники (обычно они указываются для автобанов, где самое дорогое топливо):
Польша - 1,3 ойро, Словакия и Австрия - около 1,4 ойро, Италия - 1,56, Швейцария - 1,3, Германия - 1,5.
Соотв., при переезде в страну с большим ценником заправляем бак и канистру до пробки. Еще по опыту знаю, что самый дорогой бенз - на автобанах и больших дорогах. съехав же в какой-нибудь городок запросто отыскивается ценник гораздо ниже. Так Польшу мы проехали не заправляясь, залились только на выезде. Затем заправились на выезде из Австрии, съехав с автобана в Филлах, тоже полностью, по 1,35 евро. На этом бензине доехали до Рима. По дороге Виа Фламиниа, что после Витербо, в каком-то заштатном городке залили еще и полную канистру по 1,38 евро. Из этой канистры перелили бенз. в предпоследний день отдыха.
Бак - 90 литров, авто - Е34, 2л. Всего потратили около 550 евро.
На выезде из РБ -полный бак + канистра около 25 литров, в Домачево посмотрели, ничего не сказали и отпустили. Видать, поняли по визам, что топливо продавать в Польшу не везем, спалим сами.
Выбор дорог. Вопрос не только эстетический, но и денежный.
Сразу решили, что Польшу проедем не спеша, по обычным дорогам. Тем более, что роутер показал однозначную экономию топлива по дорогам внутренним. На карте -подробнее есть. По Словакии решили ехать по автобану. Т.е., тратимся на виньетку, 5 евро. Австрийская виньетка - около 8 евро, но оно того стоит. Кроме Вены никуда заезжать не планировалось, быстрее в Италию.
В Италии. Здесь конкретно выбирали маршрут только по бесплатным, начиная от Тарвизио. Экономия - около 12 евро. Обратный путь планировался так же, особеннно через Швейцарию. Там виньетка - только на год, около 40 евро. На день-полтора - неоправданные расходы. Поэтому там спланировали ехать тоже по бесплатным, то же в Австрии, а в Германии -уже не имело значения.
Выезд - вечером 15 июня. Перед выездом посмотрели сайт погранкомитета - в Бресте 75 машин, в Домачево - 0.
16 июня. В Домачево приехали - уже светло было, 4 утра. Очередь - около 8 машин, когда проходили таможню, то сзади очередь была уже машин около 20-ти, и еще подъезжали. Границу прошли без проблем, по зеленому. На наши вопли, что с собой 3 фотика и ноут нам сказали, чтоб по такой мелочи таможню больше не беспокоили. Поляков вообще прошли за 5 минут. Всего провели на границе меньше часа.
В Словатыче поехали налево, во Влодаву, по мелкой дороге, в Люблин приехали - еще 8 часов не было. Парканулись в самом центре, на рынке возле замка, гуляли часа полтора, с пробежкой по рынку. Город - старинный, красивый, как, впрочем, и все такие города в Польше.
В Краков ехали через Красник, Сандомеж. На обед останавливались в дороге где-то в районе Сандомежа, в дорожном кафе. В Краков приехали около 4 часов дня, и смотрели город до вечера. Особо рассказывать про город не буду, лучше его посмотреть живьем. Невероятный город, вообще-то. Краков был столицей Польши, в нем короновались все польские короли.
Поужинали в пиццерии на выезде из Кракова, уже в сумерках поехали в сторону Рабки.
Мои парни вырубились в машине, и где-то около полуночи я нашел площадку для ночевки, где и переночевали.
17 июня
Где-то около 4 утра выехали со стоянки, и в 6 утра въехали в Словакию. Купили словацкую виньетку (5 евро), чтобы можно было ехать по автобану. В Жилине остановились, часа два там погуляли, и двинули дальше. Перед Австрией купили виньетку австрийскую, т.к. планировали из Вены ехать в Италию по Зюдаутобан, по быстрому. В Вене были уже в 3 часа дня. Машину оставили возле метро Циппеерштрассе, это линия U3. Купили в паркомате билетик на 1 час за парковку.
Из особенностей парковки в городах. Главное - обеспечить видимость, купить паркшайне и положить под лобовое. Если ваше врмея закончилось, контролеры штрафовать не станут. Предполагается, что вы вернетесь и доплатите. Но если талончика нет - штрафная квитанция обеспечена на 98%.
На метро (1 ойро) доехали прямо в центр, на Штефанпляц. Не буду углубляться, скажу только, что блудили по городу часов до 9 вечера.
Выехали на Зюдавтобан, поужинали в каком-то автохофе в МакДаке, а заночевали не доезжая Граца, в автохофе в авто.
18 июня
Выезд - около полшестого утра. Скажем так, это я просыпался раньше всех. Пока парни чухаются, я еду. Перед Италией съехали с автобана в Филлах и залились дешевым (1,36)бензином по самые глаза. В Италию въехали около 9 утра, сразу заехали в Тарвизио. Это первый город в Италии, в котором я побывал, в 2000 году. Часа два с лишком там болтались по рынку и магазинчикам, старшенький приобрел себе кожаный пиджачок за 65 евро. Во как.
Поехали по бесплатной дороге SS13 до Удины, оттуда по автостраде А23 - до Местре (около половины четвертого дня). Этот участок обошелся в 3 евро. В Местре место для парковки приметил заранее, туда мы и причалили, на бесплатную парковку. Рядом - остановка автобуса №2, т.е., прямо в Венецию. В Венеции, ясное дело, мы гуляли заполночь, вернулись на автобусе, переночевали в авто.
19 июня.
Выезд - в 7 утра, поехали по бесплатной Е55, чтобы искупаться в Адриатике. В районе косы Комаккьо так и сделали - остановились в Лидо ди Спина. Погодка - супер, но в 8 утра море было прохладным. Побродили по воде, и поехали дальше - в Чезенатико. Хотелось еще раз побывать в этом городке, туда в 2000 мы первый раз ездили на авто отдыхать. Там же пообедали, искупались, погуляли, и в полпятого дня выехали. В Сан Марино решили не заезжать, т.к. нужно было к вечеру успеть поселиться - арендодатель нас ждал в этот день.
Ехали по бесплатной Е45/SS3, в районе Терни, естественно, плутанули, но нас вывели на путь истинный пожилая парочка на фиате. Ехать нам нужно было не в Рим, а в пригород - Ольжиата. К полуночи мы так и не успели, т.к. в дороге пришлось ремонтировать колесо. Пришлось еще ночь париться в машине на стоянке прямо в городке.
На сл. день утром созвонились с хозяйкой, и вселились в нашу квартирку.
Житье и катание в Риме, всякие особенности, общественный транспорт, море, покупки, еда, походы и поездки в город нужно описывать отдельно. Если отдельно кого-то интересует - с удовольстием отвечу.
27 июня
Выезд. Ехать обратно наметили по другому краю "сапога" - вдоль Тирренского моря, через Ливорно,Пизу, Специю, Геную, по бесплатной Виа Кассиа. Выехали не рано, около полудня. Не доезжая Ливорно купались в море - прелесть, а не вода. В Пизе были в 6 вечера. Чего там смотрели - думаю, сами догадаетесь. Заодно и пообедали, и уехали около 8 вечера. Где-то около Специи поужинали в МакДаке, и заночевали на бесплатной дороге в горах, над Специей, рядом с городок Карродано. Нашли площадку и там отлично пристроились.
28 июня
Выезжаем около 7 утра. Дорога и окружающая среда -слов нет, красота
, естественно, нечеловеческая, и все такое.
, в Рапалло останавливаемся прикупить еды в маркете, выезжаем на автостраду, и на площадке для отдыха останавливаемся пообедать. В Генуе были уже в половине одиннадцатого. Обходили центр пешком, переехали из центра на набережную, и еще час плюхались в море.
Вода - супер, правда, галечный пляж. Народу много, но свободных лежаков - сколько хочешь. Плаж платный, но) вход -бесплатный. Платить нужно за дополнительные услуги - бассейн, отдельная комнатка-раздевалка с душем, и проч. Лежаки -зонтики - бесплатно.
Выехали в 4 часа по автостраде, в Милане были в 5 вечера. Особо осматривать город не планировалось. Мы только проехали его с юга на север насквозь, кое-где останавливались пофоткаться, в кафе кофе попили, и улетели к озеру Комо. На выезде из Милана поужинали в кафе. Ехали по дороге через Монцу, к правой "ноге" озера Комо, через Лекко. Уже в темноте спустились с магистральной SS36 в городок Дервио, прямо на набережную Комо.
Дорога SS36 идет через горную цепь, и после Манделло дель Ларио начинается цепочка туннелей - Галерея Сомана. Туннель идет под горами, изгибается, в некоторых местах дорога выныривает на поверность на пару секунд, и опять убегает в туннель. Перед очередным таким разрывом видим указатель на Дервио, на выезде из туннеля резко тормозим и уезжаем по развязке к озеру.
Рядом с нами - какой-то молодежный лагерь, гульба, тут же кафе. Парни мои гуляют часов до полтретьего ночи. На бережку ночевать в машине вполне комфортно. И занятное дело - нет комаров. То ли они сюда не залетают, то ли с ними здесь успешно борются.
29 июня
Раннее утро. Завтракаем - чай с булочками и бутербродами. Едем по дороге вдоль озера, красотища невероятная, и все такое. В общем, есть чего пофоткать. Выезжаем в долину городка Колико, и чуть дальше видим еще одно озеро, помельче - Меццола. Тоже очень красивое место.
А дальше конкретно въезжаем в матерые Альпы.
Едем между гор, в ущелье, по SS36 в Кьявенну, где граница со Швейцарией. Показываю на пограничном пункте паспорта итальянскому таможеннику. Тот даже в руки их не берет, лениво машет - ехайте, товарищи. Подъезжаю к швейцарской будке. Никого не видно. Чисто для проформы показываю пустой будке три паспорта, и еду вперед. Километров через 15 видим, что впереди, в долине между гор, приземляется вертолет. Проезжаем мимо, и в зеркало я вижу, что какой-то то ли вояка, то ли караьинер, увешанный бронежилетами и оружием, машет нам рукой. Останавливаюсь, жду. Подбегает. Сначала осматривает машину, багажник, потом смотрит документы, спрашивает -куда едем. Куда-куда, домой едем. Через, то есть, Швейцарию и Мюнхен. Смотрит наш контракт Casa Vacanze, переговаривается по рации, и говорит - все норм, можете ехать. Вот так вот бывает.
Кстати, не мешало бы перекусить и заправиться. Останавливаемся в каком-то микрогородке с видом на водопад, заливаемся бензином по 1,35, в кафе завтракаем.
Не доезжая Сильвапланы совершенно неожиданно попадаем на перевал Малойя пасс. Кажись, просмотрел я его, когда маршрут составлял.
Поднялись вверх по крутому серпантину, а там на площадке - туристы, туристы, туристы, кафешки, отель и прочая. Пофоткались, побеседовали с каким-то пожилым дружелюбным австрияком, и двинули дальше. Следующий пункты - озеро Сильваплана и перевал Юльерпасс. Озеро посмотрели мельком, и поднлись на перевал. Высота на верхней точке - 2280 м. Кроме травы там уже ничего не растет. А при желании, если не лень, то можно пешком за час доползти по склонам до живого снега.
Но очень красиво, мои парни сказали -"очень круто!", взяли по банке колы, мне -кофе с мороженым. и мы отметили покорение перевала.
Тут же и небольшое, совершенно прозрачное, горное озерцо, и швейцарские коровы с колокольчиками и GPS-датчиками. В общем, интересно тут. Кстати, в Швейцарии коровы - почти такие же священные животные, как и в Индии. Только в Швейцарии коровы не толпятся абы где, перекрывая дороги и мешая проезду. Швейцарцы вывозят их высоко в горы, где животные пасутся, набирают вес и спокойно, без суеты, без нервов и автомобильных гудков дают молоко.
Спуск с перевала, дорога пологая, несколько пологих длинных серпантинов, городок Бивио. А дальше пошли названия, которые ни к немецким, ни к итальянским, ни к французским ну никак - Мулегн, Руегна, Триницонг, Тинцен, Руднал, Мот ла Креста, Сот Спондас... Изредка разбавленное названиями типа Савоньин или Тифенкастель. Дорога спокойная, между гор, без экстрима, но невероятной красоты.
Доезжаем до городка Райхенау, возле Таминса. Здесь два притока Рейна - Хинтеррайн и Райншлюхт, сливаются в Рейн. Райншлюхт начинается в ледниках, недалеко от Ронского ледника, истока Роны. Только текут они в разные стороны. Рона - в Женевское озеро и из него - во Францию и Средиземное море. А Великий Рейн - в Боденское озеро, откуда вытекает границей Германии и Швейцарии, изгибается, приближаясь к Роне и уходя от нее на север, и дальше - в Голландию и в Северное море. Такая вот интересная петля, понимаешь.
Впереди у нас - Шур, столица кантона Граубюнден, по которому мы и едем. Проезжаем сквозь Шур, кое-где фоткаемся, и мчимся дальше, в Лихтенштейн. Вадуз - микроскопический городок, и мы проезжаем его почти не ощутив. Собственно, сегодня мы должны добраться до Мюнхена.
Фельдкирх, и мы-в Австрии. Здесь я наметил ехать по бесплатной дороге L51, через горы. Далее мы должны попасть на 193 дорогу,потом на 200-ю, и выехать на 198 дорогу в Фюссен, в Германии. "А там уже поблизости прованс", т.е., Мюнхен.
Результат превзошел все ожидания - это горная дорога, с перевалом Фуркайох. Причем, в районе перевала дорога становится однополосной, с карманами в скалах для разъезда встречных машин. Облака на уровне глаз, и ниже нас в пропасти, облака, переползающие дорогу, опять же коровы на склонах, малюсенькие городки, горы, горы, повороты, подъемы и спуски... Несколько раз мы останавливались - уж шибко красивые и необычные виды виднелись...
Вот так вот, не спеша, удивляя своими белорусскими реквизитами стаи байкеров, мы добрались до границы с Германией. Собственно, граница только обозначена, никаких будок или шлагбаумов, само собой. До пригородов Мюнхена мы добирались уже в темноте, под проливным дождем. И решили таки поспать. Дождь был такой, что разметка частенько пропадала под слоем воды, и была реальная опасность наскочить на какой-нибудь бордюр на перекрестках. Выбрали подходящую площадку и переночевали. А утречком добрались по объездной до Гархинга и поселились в Этап-отеле, лучшем месте для автопутешественников - номер на троих - 60 евро.
30 июня.
Мюнхен. У нас - целый день для исследования города. За день можно осмотреть его только поверхностно - BMW Welt, BMW Museum, центр - Максимилианштрассе, Мариенпляц, Карлспляц, и все, что вокруг. В подробности не вдаюсь - поехали в город на авто.
Ну как не посидеть в новой машинке? Младший так увлекся, что оставил в одном экземпляре свои очки.
В BMW Welt оставили авто на подземной парковке (1 евро обошлось), осмотрели само здание, музей, и переехали на набережную Изара. Запарковались, купили паркшайн, и пехом по Максимилиан штрассе шли в центр. Обратно - таким же путем. Переночевали, и утром уехали по 9 дороге. В Польшу въезжали через Герлиц, до Вроцлава - роскошная дорога, после Вроцлава до Кепно - тоже супер. И к вечеру потихоньку доехали до Бреста. Машин было дофига, но нам сразу дали зеленый канал. Я, правда, заикнулся былот про вино в багажнике. Таможенник глянул на наши жалкие 4 бутылки импортного бухла, махнул рукой и подмахнул бумажку.
А утром мы уже были в Минске.
Это очень краткий отчет, если у кого будут вопросы - спрашивайте.
Да, про деньги. Доллары и чеки в баксах - не берите. Только евры и злотые, если есть возможность. Баксы поменять по нормальному курсу нигде нельзя - в Италии специальный курс для туристов, чтобы нормально поменять - нужно попросить кого-нибудь из знакомых местных. Наши 500 (из спецзагашника) нам меняла в банке дочка нашей хозяйки. В Польше и остальных странах - то же самое, только еще и с еврами такая же музыка - спец.курс. Во Фрянции, по опыту прошлой поездки - баксы поменять почти нереально, если вы заехали далеко от Парижу.