Ответить
  • Dolphin1488 Member
    офлайн
    Dolphin1488 Member

    451

    12 лет на сайте
    пользователь #616037

    Профиль
    Написать сообщение

    451
    # 16 ноября 2023 18:27

    "Ну и честно, чешутся руки поспрашивать у ЖКХ (для начала) по этой статье:
    https://zhodinonews.by/2023/10/31/chto-stanet-so-stihijnoj-svalko ... priyanova/
    А именно:
    1) есть ли данная площадка в схеме?
    2) почему она не убиралась целый месяц? (Согласно статье)
    3) как скоро после написания статьи она была убрана полностью (статья от 31 октября, написано,что на днях уберут)?
    4) понес ли кто ответственность за данные действия/бездействие

    А потом отдельно ЦГЭ вопрос - почему не осуществлялся контроль санитарного состояния данного объекта больше месяца."

    Я так понимаю, решили оправдаться, я же задавал вопросы ЖКХ и ГЦГЭ

    Ссылка на новую статью (если интересно)
    https://zhodinonews.by/2023/11/16/a-zadumyvalis-li-vy-skolko-kilo ... to-prihot/

    Мы мирные люди, но наш бронепоезд...
  • Dolphin1488 Member
    офлайн
    Dolphin1488 Member

    451

    12 лет на сайте
    пользователь #616037

    Профиль
    Написать сообщение

    451
    # 17 ноября 2023 17:33 Редактировалось Dolphin1488, 1 раз.

    RET_FRAN, ответ прокуратуры по жалобе по теме Правил благоустройства и Кодекса о земле

    И вопрос - является ли оборудование "навесом" вышеуказанной площадки работами по благоустройству? (Эти вопросы будут ещё заданы, меня интересует Ваше мнение, если оно будет аргументированным, вообще отлично)

    Мы мирные люди, но наш бронепоезд...
  • RET_FRAN Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    RET_FRAN Senior Member Автор темы

    23632

    14 лет на сайте
    пользователь #220835

    Профиль
    Написать сообщение

    23632
    # 18 ноября 2023 12:01

    Dolphin1488,

    ответ прокуратуры по жалобе по теме Правил благоустройства и Кодекса о земле

    В Кодексе о земле, действовавшем в 2000 г., аналогичной нормы не было. Соответственно, тема с Кодексом о земле не актуальна...

    И вопрос - является ли оборудование "навесом" вышеуказанной площадки работами по благоустройству?

    Ранее уже отвечал на этом вопрос.
    1. Термин "благоустройство" законодательством не определен, состав "работ по благоустройству" также законодательством не определен.
    2. Если "плащадка" - капитальное сооружение, то устройство навеса над ней с креплением навеса к ней (к стенам ограждения) является реконструкцией "площадки". Если навес устанавливается самостоятельно, а не крепится к "плащадке", то все зависит от "капитальности" навеса.
    Как идут дела с доработкой проекта "группы граждан" по ТКП? :-?
    Там есть не очевидные и дискуссионные вопросы :znaika: Например, по п. 13.4 ТКП возможны следующие варианты размещения "площадки" относительно прилегающей дороги:
    1) в одном уровне с дорожным покрытием дороги
    2) приподнята над дорожным покрытием дороги
    3) приподнята над дорожным покрытием дороги с устройством пониженного борта проезжей части в соответствии с Приложением Б «Фрагменты устройства пониженного борта проезжей части» СН 3.03.06-2022
    Разберитесь с этими 3 вариантами, их достоинствами и недостатками. Рекомендуется пройтись по городу и обратить внимание на то, какие из 3 вариантов используются на практике, сделать фото.
    Разберитесь, что такое "устройство пониженного борта проезжей части в соответствии с Приложением Б «Фрагменты устройства пониженного борта проезжей части» СН 3.03.06-2022"? Обратите внимание на понижение уровня тротуаров в местах пересечания с проезжей частью после выполнения работ по созданию "безбарьерной среды".

    Не тормози – включай мозги
  • Dolphin1488 Member
    офлайн
    Dolphin1488 Member

    451

    12 лет на сайте
    пользователь #616037

    Профиль
    Написать сообщение

    451
    # 18 ноября 2023 21:22 Редактировалось Dolphin1488, 1 раз.

    RET_FRAN,
    "Термин "благоустройство" законодательством не определен, состав "работ по благоустройству" также законодательством не определен." - то есть, "Правила благоустройства" есть, а термина "благоустройство" нет? Думаю, по этому поводу надо сформулировать вопросы нашему многострадальному ЖКХ.

    "Если "плащадка" - капитальное сооружение, то устройство навеса над ней с креплением навеса к ней (к стенам ограждения) является реконструкцией "площадки". Если навес устанавливается самостоятельно, а не крепится к "плащадке", то все зависит от "капитальности" навеса" - каркас навеса вмурован в бетонное основание "площадки". Есть ли резон спросить по поводу "капитальности" навеса?

    Дела с проработкой медленно, но идут (есть ещё пара своих вопросов)

    Насчёт размещения площадок относительно приленающих элементов дороги могу сказать так - большинство площадок города построены по пути варианта 2 (приподняты над уровнем дорожного покрытия - бордюрный камень, у камня забетонирован скат для удобного выкатывания контейнеров на колесиках (нового образца, которые 1.1 м³) за пределы площадки для их очистки мусоровозом.
    Именно пониженный уровень борта проезжей части я не встречал

    Мы мирные люди, но наш бронепоезд...
  • RET_FRAN Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    RET_FRAN Senior Member Автор темы

    23632

    14 лет на сайте
    пользователь #220835

    Профиль
    Написать сообщение

    23632
    # 18 ноября 2023 23:10

    Dolphin1488, термин "благоустройство" используется в различном отраслевом законодательстве (включая Кодекс о земле), но нигде не определен.
    Также следует понимать, какой именно объект благоустройства подразумевается в каждом случае. Например, отсюда

    СП Благоустройство территорий 30.10.2023
    ...
    Текст 1Р

    Хотя Текст 1Р и называется "Благоустройство территорий", но термин "Благоустройство территорий" там не определен. Соответственно, не ясно о каком именно "благоустройстве" идет речь...

    Насчёт размещения площадок относительно приленающих элементов дороги могу сказать так - большинство площадок города построены по пути варианта 2 (приподняты над уровнем дорожного покрытия - бордюрный камень, у камня забетонирован скат для удобного выкатывания контейнеров на колесиках (нового образца, которые 1.1 м³) за пределы площадки для их очистки мусоровозом.

    Тоже вариант. Но сомневаюсь, что такой вариант предусмотрен в СН "Улицы населенных пунктов", которыми следует руководствоваться при проектировании "площадки". А если проектная документация не разрабатывалась, то этими СН никто и не руководствовался...
    Соответственно, следует разделять площадки, по которым разрабатывалась ПСД и по которым не разрабатывалсь ПСД.

    Не тормози – включай мозги
  • Dolphin1488 Member
    офлайн
    Dolphin1488 Member

    451

    12 лет на сайте
    пользователь #616037

    Профиль
    Написать сообщение

    451
    # 19 ноября 2023 00:08 Редактировалось Dolphin1488, 6 раз(а).

    RET_FRAN,
    "Соответственно, следует разделять площадки, по которым разрабатывалась ПСД и по которым не разрабатывалсь ПСД." - как и какой практический смысл несёт в себе это разделение?
    Термина "благоустройство территории" или просто "благоустройство" как такового нет, раньше ставили площадки без проекта, без норм (абы поставить). Вот и вопрос - какой в этом практический смысл? Хоть убейтеч пока не могу понять...
    По сути, если разобраться, можно и сейчас поставить площадку, абы где (определить, как некапитальную, так как банально разработать ПСД - долго и дорого), ТКП ещё не в силе, понятие "благоустройство" не определено (как и "элемент благоустройства", как я понимаю)....
    Я думаю, стоит спросить за прошедший "навес" у ЖКХ города

    Да и п.13.4 ТКП - пока сложновато для моего понимания (строительные ньюансы).
    А в целом да, лучше делать пониженный борт бордюрного камня (разделения территории площадки и проезжей части, элемента дороги), чем "колхозные дорожки, самодельные скаты из бетона", которые имеют свойство быстро разрушаться. И лучше такие "пониженные борта" делать на всей протяженности "площадки", а не частично - чтобы можно было переставить контейнеры внутри площадки, с учётом логистических способностей подьезджающего спецтранспорта и "пространственного мышления" и "уровня подготовленности, в том числе и мозгов" работников ЖКХ (не люблю понятие "обслуживающий персонал";).

    Пока так.
    Технически тексты проектов проработал, недочёты исправил.

    По фото видно, почему (фото старое) - контейнеры для пластика ещё старые, без колес. Как их выкатить /закатить обратно в площадку? Если они будут все время стоят под навесом - мусоровоз с верхним захватом контейнеров не заберёт с них отходы (а у нас такой мусоровоз и ездит за пластиком)
    И это я уже здесь освещал.

    Ну и на этом фото виден способ постановки навеса (тоже об этом говорил, недавно)

    Мы мирные люди, но наш бронепоезд...
  • RET_FRAN Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    RET_FRAN Senior Member Автор темы

    23632

    14 лет на сайте
    пользователь #220835

    Профиль
    Написать сообщение

    23632
    # 20 ноября 2023 13:59 Редактировалось RET_FRAN, 2 раз(а).

    Dolphin1488, решение ваших проблем на 90% будет зависеть от содержания "актуализированного" ТКП :znaika: Поэтому предлагается еще раз изучить сообщения выше и понять их содержание 8) В частности:

    В целом предлагается разобраться:
    1) какие проблемы возникают на практике?
    2) что является причиной этих проблем: недостатки законодательства и(или) практика его применения?

    Разобрались? :-?
    Особое внимание предлагается обратить на "площадки" в новостройках и их 3 фото, присланные "группой граждан". Они размещены и устроены согласно разработанной проектной документации, в отличие от вашей и др. Как говорится, "найди отличия".
    Если имеется желание "навести порядок" более глобально, в пределах дворовой территории, то рекомендую изучить эту тему
    Наводим порядок во дворах (игровые площадки, озеленение)

    Не тормози – включай мозги
  • Dolphin1488 Member
    офлайн
    Dolphin1488 Member

    451

    12 лет на сайте
    пользователь #616037

    Профиль
    Написать сообщение

    451
    # 22 ноября 2023 11:15

    RET_FRAN, ответ МАиС

    Мы мирные люди, но наш бронепоезд...
  • RET_FRAN Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    RET_FRAN Senior Member Автор темы

    23632

    14 лет на сайте
    пользователь #220835

    Профиль
    Написать сообщение

    23632
    # 22 ноября 2023 12:15

    А кто и в каком порядке определяет необходимость наличия "заказика и разработчика проектной документации" для проведения конкретных строительных работ? :D
    Вопрос все тот же: кто и в каком порядке относит конкретные работы к строительным при отсутствии изначально заказчика в строительстве? Для проведения строительных работ нужен заказчик в строительстве. Соответственно, необходимо сначала определятся с необходимостью проведения строительных работ и только потом может появится (а может и не появиться) "заказчик в строительстве", который будет заказчиком строительных работ.

    Не тормози – включай мозги
  • Dolphin1488 Member
    офлайн
    Dolphin1488 Member

    451

    12 лет на сайте
    пользователь #616037

    Профиль
    Написать сообщение

    451
    # 22 ноября 2023 13:01

    RET_FRAN, Вы намекаете на повторные вопросы в МАиС?
    Согласен, ответ ни о чем

    Мы мирные люди, но наш бронепоезд...
  • RET_FRAN Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    RET_FRAN Senior Member Автор темы

    23632

    14 лет на сайте
    пользователь #220835

    Профиль
    Написать сообщение

    23632
    # 23 ноября 2023 10:36

    Dolphin1488, писать то можно, но смысла нет.
    Определяет заказчик работ. Кто осуществляет контроль за деятельностью заказчика по этому вопросу? Исполком. А надзорный орган (стройнадзор) такими вопросами не занимается. Еще остается прокуратура как надзорный орган, но пример ответа оттуда - см. выше.
    Вывод все тот же: займитесь ТКП :znaika:

    Не тормози – включай мозги
  • RET_FRAN Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    RET_FRAN Senior Member Автор темы

    23632

    14 лет на сайте
    пользователь #220835

    Профиль
    Написать сообщение

    23632
    # 23 ноября 2023 22:36

    Законопроект принят во втором чтении
    https://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti ... ber/76004/

    Проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами»

    Далее - утверждение Советом Республики, подписание и официальное опубликование. Суммарно - примерно через 3 недели.
    Далее - пойдет работа над "актуализацией" ТКП.
    Dolphin1488, занимаетесь ТКП? :-?

    Не тормози – включай мозги
  • Dolphin1488 Member
    офлайн
    Dolphin1488 Member

    451

    12 лет на сайте
    пользователь #616037

    Профиль
    Написать сообщение

    451
    # 24 ноября 2023 14:58 Редактировалось Dolphin1488, 4 раз(а).

    RET_FRAN, да, пытаюсь вникать.
    Технически текст предложений по п.13.4 ТКП исправил, тексты предложений в МЖКХ и белжилпроектт подготовил.
    Надо не забыть вставить ссылку на статью в приложение к предложениям.
    По строительным нормам - честно, отнюдь не силен. Но по мне, оптимальный вариант - установка пониженного борта по всей территории площадки (на практике последствия очень даже видны на моей площадке - контейнеры для пластика стоят на проезжей части дороги (а является ли это проезжей частью???)
    В принципе, на сайте днях (за выходные ) можно перепроверить и отправлять адресатам. Могу выслать текстовые файлы для корректировки
    Как-то так

    И по статье - интересно, если ли возможность ознакомиться с переправленным проектом? (Думаю, его переправляли, и не один раз, об этом мне четко давали понять на приеме в Палате)?

    Мы мирные люди, но наш бронепоезд...
  • RET_FRAN Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    RET_FRAN Senior Member Автор темы

    23632

    14 лет на сайте
    пользователь #220835

    Профиль
    Написать сообщение

    23632
    # 24 ноября 2023 19:28

    Dolphin1488,

    Надо не забыть вставить ссылку на статью в приложение к предложениям.

    Что за статья?

    По строительным нормам - честно, отнюдь не силен.

    Вообще-то, речь идет о предложениях в ТКП по коммунальным отходам. А предложения по СН - это по ходу дела.

    Но по мне, оптимальный вариант - установка пониженного борта по всей территории площадки

    Это невозможно в принципе и лишено смысла.
    В Проекте граждан предлагался такой вариант:

    Для решения данной проблемы в некоторых случаях для «выкатывания контейнеров» предусматривается «локальное» понижение бортового камня проезда в месте примыкания к нему «контейнерной площадки».
    ...
    «13.4 Контейнерные площадки, примыкающие к проезжей части дорог, должны быть приподняты на 0,15 м над уровнем проезжей части дорог путем установки бортовых камней. Места выкатывания контейнеров к транспорту выполняют в одном уровне с проезжей частью дороги путем устройства пониженного борта проезжей части [в соответствии с Приложением Б «Фрагменты устройства пониженного борта проезжей части» СН 3.03.06-2022] c уклоном не более 100 ‰.

    Это невозможно реализовать на практике - будут желоба.
    Возможен только такой вариант:

    Места примыкания контейнерных площадок к проезжей части дороги выполняют в одном уровне с проезжей частью дороги путем устройства пониженного борта проезжей части...

    т.е. "устройство пониженного борта проезжей части" выполняется по всей стороне площадки, которая примыкает к проезжей части дороги.
    Нарисуйте чертеж площадки вид сверху: прямогольник, примыкающий одной стороной (длинной) к проезжей части дороги. По всей длине этой стороны площадки надо выполнять "устройство пониженного борта проезжей части дороги".

    контейнеры для пластика стоят на проезжей части дороги (а является ли это проезжей частью???)

    Если там могут передвигаться автомобили, то это - дорога. Соответсвественно, ее покрытие в границах бордюра - проезжая часть.

    Могу выслать текстовые файлы для корректировки

    Сюда выкаладвайте. Изменения выделите шрифтом и цветом по примеру выше.

    И по статье - интересно, если ли возможность ознакомиться с переправленным проектом?

    После официального опубликования.
    А что с разд. 11 ТКП?

    11 Требования к контейнерам для сбора коммунальных отходов
    11.1 Контейнеры для сбора КО, в том числе для сбора вторичных материальных ресурсов, должны находиться в технически исправном состоянии и соответствовать требованиям, установленным в приложении В

    11.3 Контейнеры для сбора вторичных материальных ресурсов, оборудованные крышкой, могут устанавливаться на твердое основание без устройства контейнерной площадки.

    11.4 Контейнеры для сбора отходов устанавливаются таким образом, чтобы они не мешали движению транспорта, пешеходов и чтобы выгрузка отходов из контейнеров осуществлялась беспрепятственно.
    Запрещается устанавливать контейнеры для сбора отходов на газонах а на проезжей части дороги?.

    11.10 Выгрузка отходов из контейнеров осуществляется только с применением специальной техники, оборудованной подъемными устройствами с цапфовой и (или) гребенчатой системой захвата.

    Все устраивает? :-?

    Не тормози – включай мозги
  • Dolphin1488 Member
    офлайн
    Dolphin1488 Member

    451

    12 лет на сайте
    пользователь #616037

    Профиль
    Написать сообщение

    451
    # 24 ноября 2023 20:05 Редактировалось Dolphin1488, 12 раз(а).

    RET_FRAN,
    "Что за статья?" - статья про модульные площадки, которую ранее при присылали

    "Места примыкания контейнерных площадок к проезжей части дороги выполняют в одном уровне с проезжей частью дороги путем устройства пониженного борта проезжей части..." - да, это я оговорился, я имел в виду по протяженности) (со стороны, примыкающей к проезжей части, к примеру) -
    "Если там могут передвигаться автомобили, то это - дорога. Соответсвественно, ее покрытие в границах бордюра - проезжая часть." - то есть, допустим, место, где мусоровоз подъезжает к площадке, является проезжей частью (фото для примера)? то есть сюда заезжает мусоровоз, очищает контейнеры, разворачивается и уезжает. (Кроме площадки в этих границах ещё размещен теплопункт)

    По разделу 11:

    "Контейнеры для сбора КО, в том числе для сбора вторичных материальных ресурсов, должны находиться в технически исправном состоянии и соответствовать требованиям, установленным в приложении В" - если честно, не понимаю, в чем вопрос? Пластиковые контейнеры для ТКО повсеместно (почти везде) стоят в нашем городе. Для пластика тоже начали менять (для ТКО черные, для пластика красные). Объем 1.1м³
    Пункт 11.3 я бы исключил (но это спорно)

    П.11.4 я бы изложил так :
    "Контейнеры для сбора отходов устанавливаются таким образом, чтобы они не мешали движению транспорта, пешеходов и чтобы выгрузка отходов из контейнеров осуществлялась беспрепятственно.
    Установка и размещение контейнеров для сбора отходов, вторичных материальных ресурсов, оборудованных крышками, вне территории контейнерных площадок не допускается"

    А что с п.11.10 (читаю про системы захвата)?

    То есть, я так понял, цапфа - боковая загрузка, Гребёнка - верхняя. Или не так?

    Мы мирные люди, но наш бронепоезд...
  • Dolphin1488 Member
    офлайн
    Dolphin1488 Member

    451

    12 лет на сайте
    пользователь #616037

    Профиль
    Написать сообщение

    451
    # 25 ноября 2023 03:36 Редактировалось Dolphin1488, 10 раз(а).

    RET_FRAN, белжилпроект

    Пункт 3.4

    «контейнерная площадка: Специально оборудованное место (площадка), с твердым основанием и ограждением, предназначенное для временного хранения отходов в установленных на ней контейнерах».

    1. Из определения данного термина не ясно, чем именно является «контейнерная площадка»: абстрактным «местом» либо «площадкой»?
    Что такое «место»? Что именно может использоваться в качестве «места»?
    Действующее законодательство Республики Беларусь не содержит определение термина «площадка». При этом в ранее действующих СНиП 2.09.02 содержалось следующее определение термина: «площадка (производственные здания): одноярусное сооружение (без стен)…, опирающееся на самостоятельные опоры… и предназначенное для установки, обслуживания и ремонта оборудования».

    2. Что такое «твердое основание»? Какое «основание» является «твердым»?
    В подп. 2.43 п. 2 Инструкции об основаниях назначения и порядке технической инвентаризации недвижимого имущества, а также проверки характеристик недвижимого имущества при совершении регистрационных действий, утвержденной Постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 24.03.2015 № 11 (далее – Инструкция № 11) содержится следующее определение термина: «основание строения – массив грунта, иных специально подготовленных материалов, находящихся в силовом взаимодействии со строением или с подземной его частью».

    3. В подп. 2.67 п. 2 Инструкции № 11 содержится определение следующего термина: «сооружение – объемная, высотная, плоскостная, линейная или комплексная строительная система, прочно связанная с землей, состоящая из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих конструкций и предназначенная для выполнения производственных процессов различного вида, хранения материалов, изделий, оборудования, для временного пребывания и перемещения людей, грузов и иных потребительских функций». Очевидно, что в качестве «контейнерной площадки» следует признавать только «плоскостную строительную систему, прочно связанную с землей путем использования основания, состоящую из несущих строительных конструкций», а не «грунт с насыпанным на него слоем щебня».

    4. Согласно п. 13.3 ТКП 17.11-08-2020 «Контейнерные площадки для сбора КО должны… быть оборудованы твердым водонепроницаемым покрытием». Соответственно, «контейнерная площадка» должна иметь «твердое водонепроницаемое покрытие», а не «твердое основание».

    5. Данное определение термина не учитывает указанные в п. 13.3 ТКП 17.11-08-2020 случаи, когда «ограждение контейнерных площадок… может не сооружаться». Соответственно, слова «и ограждением» из определения термина следует исключить.

    6. В статье «В столице реализовали первый этап по установке модульных контейнерных площадок», размещенной 04.01.2021 г. на сайте агентства «Минск-новости», сказано, что «…в минских дворах установили 389 модульных площадок для сбора отходов. Каждая конструкция изготовлена из перфорированных металлических листов и состоит из модулей: один на три контейнера для ВМР (стекла, пластика и бумаги), три варианта модулей – на один, два и три контейнера для ТКО и модуль представляющий собой отсек для крупногабаритного мусора, также с ограждением и навесом… модульные площадки имеют ряд преимуществ по сравнению со стационарными. Это функциональность, удобство в эксплуатации, эстетичность, быстрота сборки и возможность перемещения в другое место. При этом не нужны ни проект, ни фундамент…». С тем, что были установлены «модульные площадки для сбора отходов» согласится нельзя – на «контейнерные площадки» были установлены «закрытые модульные конструкции» для нахождения внутри них «контейнеров».

    Указанный «передовой столичный опыт» в последнее время широко распространился не только в г. Минске, но и в регионах. Между тем, определение данного термина, а также содержание разд. 13 ТКП 17.11-08-2020 не учитывает указанный «передовой опыт». Так, при установке на «контейнерной площадке» таких «закрытых модульных конструкций с навесом» ограждение «контейнерной площадки» не требуется.
    7. С учетом вышеизложенного, предлагается следующее определение данного термина:
    «3.4 контейнерная площадка: Специально оборудованное сооружение, предназначенное для временного хранения отходов в установленных на нем контейнерах.
    Примечание – К оборудованию контейнерной площадки относятся устанавливаемые на ней закрытые модульные конструкции с навесом, ограждение».

    Пункт 13.2

    «13.2 Контейнерные площадки для сбора КО должны быть удалены на расстояние не менее 20 м от:
    окон жилых домов, площадок для игр детей и отдыха населения;
    окон учреждений образования, организаций здравоохранения, торговых объектов общественного питания, физкультурно-оздоровительных сооружений».

    Обоснование по недопустимости какой-либо корректировки либо исключения требований п. 13.2 ТКП 17.11-08-2020.
    1. Строительные нормы "Планировка и застройка населенных пунктов", утвержденные Постановлением Министерства архитектуры и строительства № 94 от 27 ноября 2020 года (далее - СН 3.01.03-2020) не содержат конкретных требований к местам размещения площадок, а в п. 6.2.10 указанных СН 3.01.03-2020 имеется только отсылка к ТКП 17.11-08-2020 и не более того.

    2. Действующие санитарные нормы и правила «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации территорий», утвержденные Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 02.02.2023 г. № 22 (далее – Постановление МЗ РБ №22) не содержат каких-либо требований к местам размещения контейнерных площадок для сбора коммунальных отходов.

    3. Соответственно, содержащееся в п. 13.2 ТКП 17.11-08-2020 требования к местам размещения контейнерных площадок для сбора коммунальных отходов являются единственными требованиями законодательства и их корректировка либо исключение приведет на практике к ряду негативных результатов (см. п.4).

    4. Одной из возможных корректировок требований п. 13.2 ТКП 17.11-08-2020 к местам размещения контейнерных площадок для сбора коммунальных отходов является его дополнение исключением из общего правила к местам размещения контейнерных площадок для сбора коммунальных отходов, предусматривающего возможность сокращения указанного в п. 13.2 ТКП 17.11-08-2020 (33040\33140) минимального расстояния в 20 м от контейнерных площадок для сбора коммунальных отходов до окон жилых домов и иных объектов в случаях «существующей застройки», «ликвидации мусоропровода в существующей застройке» и т.п.

    5. Подобные исключения из общего правила на практике вызывают и далее будут вызывать ряд негативных последствий. Так, например, в городе Жодино имеется ряд известных контейнерных площадок для сбора коммунальных отходов, расположенных менее чем в 20 метрах от окон жилых домов: 2 площадки в районе дома 4\1 по улице Сырокваша, район дома 9 по улице 8-го Марта, площадка между домами номер 27 по улице 50 лет Октября и номер 2 по улице Гагарина, площадка между домами 21 и 15В по улице Логойская, в районе дома 15 по улице Логойская, в районе дома 24 по улице Калиновского – и это только известные адреса. С учетом того, что согласно действующей Схеме обращения с коммунальными отходами, образующимися на территории города Жодино № 1373 всего контейнерных площадок 365 и принимая во внимание тот факт, что большую часть жилого фонда составляют дома старше 1995 года постройки, таких проблемных контейнерных площадок может быть гораздо больше.

    6. Cледовательно, жильцы близлежащих домов испытывают ряд неудобств: шум спецтехники (мусоровозы МАЗ модели 590425-012 и аналогичные им) с работающей роторной дробилкой-измельчителем коммунальных отходов; наличие на контейнерных площадках животных (собаки, кошки, грызуны), птиц; людей маргинального вида, копающихся в мусорных контейнерах; неприятные запахи в летний период времени; шум от процесса сбора на контейнерных площадках крупногабаритных и строительных отходов, также транспорта для их перевозки. А шумовой фактор прямо зависит от расстояния расположения контейнерных площадок для сбора коммунальных отходов от жилых домов. А с учетом того, что разные виды отходов с контейнерных площадок забирает разная техника (мусоровозы, тракторы с прицепами), то уровень и длительность шума увеличивается многократно. А согласно ст. 46 Конституции Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 27 февраля 2022 года) «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права»

    7. Тем более, исходя из п.1-6, указанных выше, недопустимо полное исключение требований к местам размещения контейнерных площадок из п. 13.2 ТКП 17.11-08-2020.

    С учетом вышеизложенного, предлагается п.13.2 ТКП 17.11-08-2020 оставить без изменений.

    Пункт 13.3
    13.3 Контейнерные площадки для сбора КО должны соответствовать следующим требованиям:
    быть оборудованы твердым водонепроницаемым покрытием;

    Между тем, «твердое водонепроницаемое покрытие» является элементом (частью) «контейнерной площадки», а не ее «оборудованием». Так, согласно абз. 3 ч. 1 п. 9 Постановления МЗ РБ №22 «Площадки и иные места для временного хранения отходов (далее, если не определено иное, - площадки), если иное не определено актами законодательства, должны иметь… твердое водонепроницаемое покрытие».
    Предлагается слова «быть оборудованы» заменить на слово «иметь».
    «Ограждение контейнерных площадок для сбора КО при устройстве контейнеров заглубленного типа и (или) установке на площадке закрытых контейнеров, имеющих конструкцию «крышка в крышке», может не сооружаться
    При установке на контейнерной площадке «закрытых модульных конструкций с навесом» ограждение «контейнерной площадки» также не требуется.»

    Соответственно, предлагается после слов «конструкцию «крышка в крышке» добавить слова «, либо закрытых модульных конструкций с навесом» и далее по тексту.

    Пункт 13.4
    «Твердое основание рекомендуется обустраивать на одном уровне с дорожным покрытием.
    Если уровень твердого основания выше, чем уровень дорожного покрытия, то от твердого основания до проезжей части дороги сооружается дорожка для выкатывания контейнеров к транспорту».

    1. В целом требование абз. 1 п. 13.4 ТКП 17.11-08-2020 не ясно. О «дорожном покрытии» чего именно идет речь?

    2. Согласно п. 13.3 ТКП 17.11-08-2020 «Контейнерные площадки для сбора КО должны… быть оборудованы твердым водонепроницаемым покрытием». В подстрочной сноске 1 к п. 9 Постановления МЗ РБ № 22 сказано следующее: «Под твердым водонепроницаемым покрытием понимается покрытие, выполненное из различных уплотненных минеральных смесей или других материалов (асфальт, бетон и другое)».
    Таким образом, «контейнерные площадки» помимо «твердого основания» также должны иметь «твердое водонепроницаемое покрытие, выполненное из различных уплотненных минеральных смесей или других материалов (асфальт, бетон и другое)». Высота (толщина) «твердого водонепроницаемого покрытия» не регламентируется ТНПА, но в любом случае при обустройстве «твердого основания на одном уровне с дорожным покрытием» проезжей части ближайшей к «контейнерной площадке» дороги (в т.ч. улицы и проезда) уровень «твердого водонепроницаемого покрытия» контейнерной площадки всегда будет выше, чем уровень «дорожного покрытия» проезжей части ближайшей к «контейнерной площадке» дороги (в т.ч. улицы и проезда). Соответственно, во всех перечисленных в абз. 1 и 2 п. 13.4 ТКП 17.11-08-2020 случаях необходимо «сооружение дорожки для выкатывания контейнеров к транспорту».

    3. Что такое «дорожка для выкатывания контейнеров к транспорту»? В Строительных нормах Республики Беларусь «Улицы населенных пунктов», утвержденных Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь № 39 от 25 марта 2022 года (далее - СН 3.03.06-2022) и др. ТНПА указанный термин не используется. Соответственно, требования к проектированию и устройству таких «дорожек» не определены. В частности, не определены требования к основанию, ширине, допустимому уклону и покрытию такой «дорожки», что на практике создает проблемы. Представляется, что в данном случае следует размещать «тротуар», требования к проектированию и устройству которых установлены в СН 3.03.06-2022 и др. ТНПА.

    4. На практике «контейнерные площадки» примыкают к дорогам (в населенных пунктах – к улицам либо к проездам). При этом возможны следующие варианты уровня размещения «контейнерной площадки» и «дорожки для выкатывания контейнеров к транспорту» относительно примыкающей к ним проезжей части дороги:
    1) примыкание к улицам.
    Согласно абз. 1 п. 5.2.10 СН 3.03.06-2022 «Боковые разделительные полосы, отделяющие проезжую часть улиц от других элементов поперечного профиля, тротуары…, примыкающие к проезжей части (за исключением мест пересечений пешеходных путей с проезжей частью)… должны быть приподняты на 0,15 м над уровнем проезжей части путем установки бортовых камней».

    Согласно п. 3.4 СН 3.03.06-2022 «боковая разделительная полоса: Конструктивно выделенный элемент улицы, разделяющий между собой другие элементы поперечного профиля: основную проезжую часть, тротуар, боковой (местный) проезд, велосипедные дорожки, стояночные площадки и т.д.». На практике имеются случаи примыкания «контейнерных площадок» к «проезжей части» улиц. В этом случае «контейнерные площадки» являются «элементом поперечного профиля» улицы, но не являются «пешеходными путями» и место примыкания указанных объектов не является «местом пересечений пешеходных путей с проезжей частью». Соответственно, в этом случае согласно требований абз. 1 п. 5.2.10 СН 3.03.06-2022 «контейнерные площадки» должны быть «приподняты на 0,15 м над уровнем проезжей части путем установки бортовых камней»;
    Также возможно примыкание «дорожки для выкатывания контейнеров к транспорту» к «проезжей части» улиц. И в этом случае «дорожки для выкатывания контейнеров к транспорту»» являются «элементом поперечного профиля» улицы, но не являются «пешеходными путями» и место примыкания указанных объектов не является «местом пересечений пешеходных путей с проезжей частью». Соответственно, и в таком случае «дорожки для выкатывания контейнеров к транспорту» должны «быть приподняты на 0,15 м над уровнем проезжей части путем установки бортовых камней» в месте их примыкания к «проезжей части» улицы.

    2) примыкание к проездам.
    На практике часто «контейнерные площадки» примыкают к «проезжей части» проездов. Так, в указанной выше статье было сказано, что разместить «модульную закрытую конструкцию» можно «возле самого бордюра дворового проезда».
    В этом случае, «боковая разделительная полоса» отсутствует (т.к. «проезд» – не «улица»), а в п. абз. 1 5.2.10 СН 3.03.06-2022 «контейнерные площадки» не упоминаются. Соответственно, в этом случае «контейнерные площадки» не должны «быть приподняты на 0,15 м над уровнем проезжей части путем установки бортовых камней». Между тем, на практике в таких случаях часто «контейнерные площадки» приподымают «на 0,15 м над уровнем проезжей части [проезда] путем установки бортовых камней». При этом бордюр дворового проезда явно мешает «выкатыванию контейнеров к транспорту» и в еще большей степени «обратному вкатыванию контейнеров на контейнерную площадку», в результате чего на практике работники, загружающие мусор из тяжелых контейнеров в мусоровоз, перемещают все контейнеры из «контейнерной площадки» за ее пределы (через бордюр) и там оставляют, в данном случае – на проезжей части дворового проезда.
    Для решения данной проблемы в некоторых случаях для «выкатывания контейнеров» предусматривается «локальное» понижение бортового камня проезда в месте примыкания к нему «контейнерной площадки». Между тем, согласно абз. 1 п. 5.4.8 СН 3.03.06-2022 только «Места пересечений пешеходных путей с проезжей частью выполняют в одном уровне» путем «устройства пониженного борта проезжей части», а для мест пересечений иных объектов с «проезжей частью» такую возможность СН 3.03.06-2022 не предусматривает. Соответственно, такие проектные решения не соответствуют требованиям абз. 1 п. 5.4.8 СН 3.03.06-2022.
    В некоторых случаях «контейнерная площадка» размещается в одном уровне с «дорожным покрытием проезжей части» дворового проезда, к которому она примыкает, при этом «контейнерная площадка» и «проезжая часть» проезда разделяется бортовым камнем высотой 0,15 м. Так, на фото из указанной статьи видно, что «твердое водонепроницаемое покрытие контейнерной площадки» обустроено на одном уровне с «дорожным покрытием проезжей части» дворового проезда, к которому примыкает «площадка», а находящийся между ними бордюр дворового проезда явно мешает «выкатыванию контейнеров к транспорту» и «закатыванию контейнеров» на контейнерную площадку. На практике для решения данной проблемы на дорожное покрытие проезжей части проезда вблизи бортового камня устанавливают разного рода изготовленные кустарным способом «наклонные заезды/съезды», «накладки» и т.п.
    Также возможно примыкание «дорожки для выкатывания контейнеров к транспорту» к «проезжей части» проезда. Соответственно, в этом случае «дорожки для выкатывания контейнеров к транспорту» не должны «быть приподняты на 0,15 м над уровнем проезжей части путем установки бортовых камней».

    5. Согласно абз. 1 п. 13.3 ТКП 17.11-08-2020 «контейнерные площадки» должны «содержатся в чистоте».
    Для защиты «контейнерной площадки» от поверхностных вод, заполняющих «проезжую часть дороги» после атмосферных осадков, замерзания их в холодное время года, а также исключения наноса с поверхностными водами мусора и грязи, необходимо ее «приподнимать» над уровнем проезжей части дороги, к которой она примыкает.

    6. С учетом вышеизложенного, предлагается:

    1) изложить п. 13.4 ТКП 17.11-08-2020 в следующей редакции:

    «13.4 Контейнерные площадки, примыкающие к проезжей части дорог, должны быть приподняты на 0,15 м над уровнем проезжей части дорог путем установки бортовых камней. Места примыкания контейнерных площадок к проезжей части дороги выполняют в одном уровне с проезжей частью дороги путем устройства пониженного борта проезжей части [в соответствии с Приложением Б «Фрагменты устройства пониженного борта проезжей части» СН 3.03.06-2022] c уклоном не более 100 ‰.
    В случае размещения контейнерной площадки без ее примыкания к проезжей части дороги следует предусматривать устройство дорожки для выкатывания контейнеров к транспорту от контейнерной площадки до проезжей части дороги c уклоном не более 100 ‰. Место примыкания [пересечения] дорожки для выкатывания контейнеров с проезжей частью дороги выполняют в одном уровне с проезжей частью дороги.»;

    2) подготовить и направить в Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь письмо с обоснованием необходимости корректировки СН 3.03.06-2022 и иных ТНПА в части:
    а) дополнения разд. 3 СН 3.03.06-2022 определением термина «дорожка для выкатывания контейнеров к транспорту»;
    б) дополнения подразд. 5.4 СН 3.03.06-2022 и иных ТНПА требованиями к проектированию и устройству «дорожек для выкатывания контейнеров к транспорту»;
    в) замены в абз. 1 п. 5.2.10 СН 3.03.06-2022 «тротуары и пешеходные дорожки» на «тротуары, пешеходные дорожки и дорожки для выкатывания контейнеров к транспорту»;
    г) дополнения в абз. 1 п. 5.4.8 СН 3.03.06-2022 после слов «пешеходных путей» текстом «и дорожек для выкатывания контейнеров к транспорту».

    Пункт 13.5
    «На контейнерной площадке:
    организуется сбор крупногабаритных и строительных отходов, изношенных шин;
    устанавливаются контейнеры для сбора смешанных КО, вторичных материальных ресурсов и иных отходов».

    Предлагается добавить «устанавливаются закрытые модульные конструкции с навесом для размещения в них контейнеров».

    В предложениях в МЖКХ то же самое, но без п.13.2 ТКП

    по своим мыслям по поводу раздела 11 ТКП жду Ваших комментариев

    Мы мирные люди, но наш бронепоезд...
  • RET_FRAN Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    RET_FRAN Senior Member Автор темы

    23632

    14 лет на сайте
    пользователь #220835

    Профиль
    Написать сообщение

    23632
    # 25 ноября 2023 12:04 Редактировалось RET_FRAN, 2 раз(а).

    Dolphin1488,

    "Что за статья?" - статья про модульные площадки, которую ранее при присылали

    В тексте приведено название статьи и цитата из нее, относящаяся к проблеме. Этого достаточно - полный текст статьи ни к чему.

    то есть, допустим, место, где мусоровоз подъезжает к площадке, является проезжей частью (фото для примера)? то есть сюда заезжает мусоровоз, очищает контейнеры, разворачивается и уезжает. (Кроме площадки в этих границах ещё размещен теплопункт)

    Из ПДД:

    2.15. дорога - комплекс инженерных сооружений либо полоса земли, предназначенные и используемые для движения в установленном порядке транспортных средств и пешеходов;

    Соответственно, это дорога. А т.к. это не "полоса земли", то она имеет проезжую часть.
    Контейнерные площадки на практике примыкают не только к улицам и проездам (как пишет группа граждан), но и к иным площадкам, в т.ч. "разворотным площадкам". Из СН:

    5.3.7 В конце проезжей части тупиковых улиц устраивают разворотные площадки с радиусом разворота не менее 10 м по оси проезда, в стесненных условиях – площадки размерами в плане 20 x 20 м.
    На территориях сложившейся усадебной застройки разворотные площадки можно не устраивать.
    ...
    5.3.10 На однополосных проездах предусматривают разъездные площадки общей шириной 6 м и длиной 15 м с отгонами уширений длиной 6 м. Расстояние между разъездными площадками принимается не более 75 м.
    5.3.11 Тупиковые проезды заканчивают кольцом с радиусом закругления по оси проезда не менее 8 м, в стесненных условиях – не менее 5 м. При соответствующем обосновании тупиковые проезды возможно заканчивать разворотной площадкой размерами 15 x 15 м, в стесненных условиях – размерами 12 x 12 м.

    Это надо учесть в тексте (см. далее).

    по своим мыслям по поводу раздела 11 ТКП жду Ваших комментариев

    По разд. 11 ТКП - выше обращено внимание на некоторые требования разд. 11 ТКП, которые на практике могут вызывать проблемы. А могут и не вызывать - вам решать 8)

    П.11.4 я бы изложил так :
    "Контейнеры для сбора отходов устанавливаются таким образом, чтобы они не мешали движению транспорта, пешеходов и чтобы выгрузка отходов из контейнеров осуществлялась беспрепятственно.
    Установка и размещение контейнеров для сбора отходов, вторичных материальных ресурсов, оборудованных крышками, вне территории контейнерных площадок не допускается"

    Такие предложения надо обосновывать проблемами на практике. Есть проблемы с размещением таких контейнеров "вне площадок"? Какие проблемы?
    По тексту замечаний.
    1. Неверное обозначение наименование ТНПА. Должно быть указано полное наименование ТНПА, а затем - сокращенное:

    1. Строительные нормы СН 3.01.03-2020 "Планировка и застройка населенных пунктов", утвержденные Постановлением Министерства архитектуры и строительства № 94 от 27 ноября 2020 года (далее - СН 3.01.03-2020) не содержат конкретных требований...

    3. Что такое «дорожка для выкатывания контейнеров к транспорту»? В строительных нормах Республики Беларусь СН 3.03.06-2022 «Улицы населенных пунктов», утвержденных Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь № 39 от 25 марта 2022 года (далее - СН 3.03.06-2022) и др. ТНПА указанный термин не используется.

    По п. 13.4 ТКП:

    4. На практике «контейнерные площадки» примыкают к дорогам (в населенных пунктах – к улицам, либо к проездам либо к иным площадкам, в т.ч. к «разворотным площадкам», упоминаемым в п. 5.3.7, 5.3.10 и 5.3.11 СН 3.03.06-2022).

    В конце п. 4, перед п. 5, предлагается добавить такой текст:

    3) примыкание к иным площадкам.
    На практике «контейнерные площадки» часто примыкают к иным площадкам, в т.ч. к «разворотным площадкам».
    При примыкании «контейнерных площадок» к иным площадкам, их взаимный уровень и устройство места примыкания СН 3.03.06-2022 и иными ТНПА не регламентируется.
    При этом «разворотные площадки», упоминаемые в п. 5.3.7, 5.3.10 и 5.3.11 СН 3.03.06-2022, являются частью соответствующей улицы либо проезда. Соответственно, в этом случае взаимный уровень примыкающих площадок и устройство места примыкания регламентируется СН 3.03.06-2022 и иными ТНПА (см. выше).

    Не тормози – включай мозги
  • Dolphin1488 Member
    офлайн
    Dolphin1488 Member

    451

    12 лет на сайте
    пользователь #616037

    Профиль
    Написать сообщение

    451
    # 25 ноября 2023 14:22 Редактировалось Dolphin1488, 2 раз(а).

    RET_FRAN,
    1) "В тексте приведено название статьи и цитата из нее, относящаяся к проблеме. Этого достаточно - полный текст статьи ни к чему." - ну, я посчитал, что гиперссылка на статью будет не лишней.
    2) "Соответственно, это дорога" - я так тоже понимаю, но для ещё факультатива я спрошу по этому поводу у ГАИ.
    3) "По разд. 11 ТКП - выше обращено внимание на некоторые требования разд. 11 ТКП, которые на практике могут вызывать проблемы. А могут и не вызывать - вам решать 8)
    П.11.4 я бы изложил так :
    "Контейнеры для сбора отходов устанавливаются таким образом, чтобы они не мешали движению транспорта, пешеходов и чтобы выгрузка отходов из контейнеров осуществлялась беспрепятственно.
    Установка и размещение контейнеров для сбора отходов, вторичных материальных ресурсов, оборудованных крышками, вне территории контейнерных площадок не допускается"

    Такие предложения надо обосновывать проблемами на практике. Есть проблемы с размещением таких контейнеров "вне площадок"? Какие проблемы?" - насчёт раздела 11 я попробую написать обоснование, выложу сюда для оценки отдельным текстом.
    4) "По тексту замечаний.
    1. Неверное обозначение наименование ТНПА. Должно быть указано полное наименование ТНПА, а затем - сокращенное:" - напутал скорее всего при объединении текстов, пересмотрю, исправлю.
    5) "В конце п. 4, перед п. 5, предлагается добавить такой текст" - сделаю

    Мы мирные люди, но наш бронепоезд...
  • Dolphin1488 Member
    офлайн
    Dolphin1488 Member

    451

    12 лет на сайте
    пользователь #616037

    Профиль
    Написать сообщение

    451
    # 26 ноября 2023 03:36 Редактировалось Dolphin1488, 3 раз(а).

    RET_FRAN, по разделу 11 ТКП - чем дальше лезу, тем больше каша в голове (Хьюстон, у нас проблема)
    Тексты предложений переправил, дополнения внес.
    Слегка попробую:
    "11.2 Контейнеры для сбора смешанных КО должны размещаться на контейнерных
    площадках" - предложить редакцию - "11.2 Контейнеры для сбора смешанных КО, вторичных материальных ресурсов должны размещаться на контейнерных площадках"

    "11.3 Контейнеры для сбора вторичных материальных ресурсов, оборудованные крышкой,
    могут устанавливаться на твердое основание без устройства контейнерной площадки" - соответственно исключить

    "11.4 Контейнеры для сбора отходов устанавливаются таким образом, чтобы они не мешали
    движению транспорта, пешеходов и чтобы выгрузка отходов из контейнеров осуществлялась
    беспрепятственно" - предложить редакцию "11.4 Контейнеры для сбора отходов, вторичных материальных ресурсов устанавливаются таким образом, чтобы они не мешали
    движению транспорта, пешеходов и чтобы выгрузка отходов из контейнеров осуществлялась
    беспрепятственно
    Запрещается устанавливать контейнеры для сбора отходов на газонах, проезжей части дороги"

    А вот ОБОСНОВАНИЕ... :molotok:

    по п.11.1 и 11.10 пока мыслей, увы, нет...

    Очень жду Ваших комментариев

    Мы мирные люди, но наш бронепоезд...
  • RET_FRAN Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    RET_FRAN Senior Member Автор темы

    23632

    14 лет на сайте
    пользователь #220835

    Профиль
    Написать сообщение

    23632
    # 26 ноября 2023 10:08 Редактировалось RET_FRAN, 2 раз(а).

    Dolphin1488,

    А вот ОБОСНОВАНИЕ... :molotok:

    Без обоснования нет смысла что-либо предлагать :znaika:
    Вероятность принятия предложений типа «Я так хочу» нулевая 8)

    11.3 Контейнеры для сбора вторичных материальных ресурсов, оборудованные крышкой, могут устанавливаться на твердое основание без устройства контейнерной площадки» - соответственно исключить

    Обратите внимание на «оборудованные крышкой». Таким контейнерам площадка не нужна.
    Но тут есть серьезный вопрос:
    1) что такое «твердое основание», каковы критерии его «твердости»?
    2) устанавливают ли ТНПА какие-либо требования к устройству «твердого основания»?
    И соответствующие предложения:
    1) указать в п. 11.3 ТКП, что такое «твердое основание» и критерии его «твердости»
    2) дополнить п. 11.3 ТКП ссылкой на ТНПА, которые устанавливают требования к устройству «твердого основания».
    Вот вам готовые «замечания и предложения» по п. 11.3 ТКП.
    И это серьезный вопрос - обязательно надо его включить :znaika:

    Добавлено спустя 10 минут 44 секунды

    По п. 11.4 ТКП:

    Запрещается устанавливать контейнеры для сбора отходов на газонах, проезжей части дороги"

    В качестве обоснования можно привести такое:

    Статья 18.29 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) устанавливает административную ответственность за «... загрязнение либо загромождение автомобильной дороги..., а равно погрузка и выгрузка груза на проезжей части». Нахождение любых контейнеров на проезжей части дороги создает благоприятные условия для совершения правонарушения, предусмотренного ст. 18.29 КоАП.

    Не тормози – включай мозги