Фото в студию
Прогуливаясь по Москве , по улице Новодмитровской наверное все видели здание построенное из красного кирпича с надписью FLAKON во весь фасад. Москвичи конечно же знают про грандиозный и некогда активно раскручиваемый дизайн проект, территорию свободного творчества . Но как это все связано с дореволюционными бутылочками
История места, известного сегодня как дизайн-завод «Флакон», началась в середине ХIX века. На протяжении 150 лет здесь действовал хрустально-стекольный завод по производству флаконов для духов, поставляемых на первую в России парфюмерную фабрику. Завершив свою славную историю, завод по производству стекла был превращен в «дизайн-завод», а основным производством в нем стали креативные индустрии.
История места начинается еще в ХVII-ХVIII веках. В то время здесь располагались земли Бутырской солдатской слободы, от которой до нас дошли названия улиц: Бутырская, Писцовая, Полковая и Стрелецкая. При солдатской слободе в 1646 году появилась деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, которая вскоре была заменена кирпичной, сохранившейся до нашего времени. Здесь же селились пленные поляки и литовцы, которые называли себя панами, в честь которых до 1936-го года Большая Новодмитровская улица носила название Большой Панской. В 1767 году военное ведомство передало эти земли московской полиции, и местность стала превращаться в промышленную окраину Москвы.
История начинается в 1841 году, когда в Москву приехали два француза. Один — 22-летний Альфонс Ралле, второй — 19-летний Жозеф Фредерик Дютфуа. Через два года, в 1843-м, как мы уже знаем, Альфонс Ралле основал небольшую косметическую фабрику «А. Ралле и Ко», а Фредерик Дютфуа принял в этом непосредственное участие, став членом правления.
В начале 1850-х к парфюмерному бизнесу Альфонса Ралле решил присоединиться Эжен Ралле — старший брат Альфонса Антоновича. Тем временем «А. Ралле и Ко» открыли магазин в Харькове, и в 1853-м году Фредерик Дютфуа переехал туда как представитель компании.
В октябре 1853 года началась Крымская война, и Российская империя с Францией оказались непримиримыми противниками. Фредерику Дютфуа предстоял выбор, на чьей он стороне, и в 1854 году он принял российское гражданство. До 1861 года Дютфуа оставался в Харькове, потом переехал в Санкт-Петербург, а в 1862-м вернулся в Москву, где фактически возглавил бизнес Ралле. И хотя юридически фабрикой управлял директорат во главе с Эдуардом Бо, семья Дютфуа сохраняла контроль над предприятием до самой смерти Фредерика в 1897 году.
Растущее производство духов Ралле требовало соответствующей упаковки. В 1864 году Фредерик Дютфуа купил у Рождественской церкви на Большой Панской (нынешней Большой Новодмитровской) улице 2,2 га земли.
В 1865 году на купленных землях вырос хрустально-стекольный завод Дютфуа, производивший, среди прочего, флаконы для парфюмерного производства Ралле.
Большую часть продукции предприятия занимали флаконы для духов, однако этим дело не ограничивалось – на заводе создавались так же лампады, аптекарское, строительное и промышленное стекло.
В 1872 году сын Фредерика Дютфуа – Арман открывает на углу Большого Златоустинского переулка и Маросейки хрустально-стекольный магазин для продажи продукции фабрики. На фасаде здания до сих пор можно видеть затейливые мозаики с фамилией владельца.
Фасады магазина были очень красивы. Межоконные проемы были украшены керамическими панно с растительным орнаментом в стиле модерн, объемные картуши с буквой «D» указывали на принадлежность магазина семье Dutfoy.
Такую же литеру мы видим на клейме продукции этого стекольно хрустального завода.
Оригинальные вывески и панно были некогда изготовлены по заказу Дютфуа в смальтовой и керамических мастерских Строгановского художественно-промышленного училища. Одним из создателей вывески был тогдашний ученик Строгановки Федор Федорович Федоровский, позднее ставший знаменитым театральным художником, известным своими работами в Большом театре, участием в «Русских сезонах» Дягилева и созданием проекта рубиновых звезд московского Кремля. К сожалению, в советское время все панно были закрыты вывесками овощного магазина.
К огромному счастью красный период в нашей истории был закончен и все понемногу возвращается на круги своя . Отходит общество от насилия красных в течении десятков лет понемногу. Возвращаются былые культурные и общечеловеческие ценности .
Вот что мы увидели когда столь дорогие площади , представляющие кроме всего прочего историческую ценность были освобождены от совковой вывески
Сейчас на месте керамических панно сделаны мозаики, которые и повторяют рисунок, и сделаны довольно аккуратно, но исторической ценности, увы, не имеют.
Вывеска в межэтажном пространстве при реставрации пострадала меньше – были утрачены объемные элементы изготовленные из поделочных камней, таких как янтарь, оникс, яшма и сердолик
Но вернемся к самому заводу. В 1880-90-е года на фабрике были 3 плавильные печи, 29 шлифовальных станков, 1 паровая машина в 8 лошадиных сил.
В 1899 году на Вятской улице в Бутырской слободе — прямо напротив хрустального завода Дютфуа — стали появляться корпуса фабрики «А.Ралле и Ко». К тому времени Фредерик Дютфуа уже скончался, и в 1897 году дело перешло к его сыну, Арману Дютфуа. Арман тоже расширял производство, и почти одновременно с новой фабрикой Ралле появились и новые корпуса фабрики Дютфуа.
В справочнике "Вся Москва" за 1901 год завод Дютфуа числится на Большой Панской улице, а магазин - на Маросейке.
в 1914 году во "Всей торгово-промышленной Москве" фабрика указана там же, а вот магазин переехал на угол Лубянской площади.
В 1890-х годах фирма Дютфуа была поставщиком призматических и конвексных стекол для иллюминаторов Верхних торговых рядов. Такие стекла, благодаря преломлениям света, позволяли освещать подвалы дневным светом.
В 1917 году завод Дютфуа был национализирован и переименован в Московский хрустальный завод имени Калинина. В 1930 году все парфюмерное производство с фабрики «Свобода» было передано основным конкурентам Ралле - фабрике «Новая Заря», бывшему производству «Брокар и Ко», и завод имени Калинина работал уже на них.
Вот что вспоминают старожилы об этих местах: "Мы в детстве ходили туда бракованные пузырьки и стеклянные крышечки собирать, разной формы для духов и одеколонов. А за пластиковыми крышечками ходили в другую сторону - на Башиловку, к тубному заводу (у нас в этой округе вообще несколько предприятий, обслуживавших парфюмерно-косметическую промышленность: "стекляшка" делала флаконы, тубный завод - тюбики)."
А потом была война. В эти годы женщины, оставшиеся на производстве, создавали продукцию для нужд фронта. И несмотря на то, что местность в самом начале Великой Отечественной не раз подвергалась бомбежкам с воздуха, производство на заводе продолжалось, и после окончания военного лихолетья предприятие вновь вернулось к выпуску флаконов для парфюмерии. Следующий этап модернизации ждал завод в 1977 году: благодаря автоматизации здесь за одни сутки начали выпускать до 100 тонн продукции.
Как и для многих других государственных предприятий, после 1991 года и распада СССР для завода настали тяжелые времена. Без дотаций со стороны государства он оказался на грани банкротства, а больше чем полтысячи сотрудников рисковали потерять работу. Ситуацию спасло создание компании со смешанным капиталом под названием «Флакон: Москва-Париж», инициаторами которого стали акционерное общество закрытого типа «Парфюмфлакон» и французская компания Comptoir de Parfum. Но и в начале нового тысячелетия у завода ничего не получилось, из-за чего производство окончательно остановилось, и полтора века существования предприятия стали историей.
Новую жизнь в завод вдохнула компания Realogic под руководством предпринимателя Николая Матушевского, которая в 2007 году провела тотальную реконструкцию территории полуразрушенного предприятия и вывезла устаревшее оборудование. В результате на карте Москвы появился торгово-выставочный комплекс «Дизайн-завод „Флакон“», взявший курс на предоставление рабочего пространства людям творческих профессий. Изначально присутствовала идея сохранить простор бывших заводских помещений в первозданном виде для тех, кто стремится работать в условиях полной свободы.
Вот эта постройка еще 1929 года .
Если повнимательнее присмотреться к архитектуре то можно найти следы перестроек . например жаложеные окна первого этажа.
Советские цеха
59 год
и 64
Ничего необычного не замечаете на последнем фото? .Это потрудились флаконные креативщики .
общий вид настоящего
Почти пять лет назад студенты Британской высшей школы дизайна завершили разработку айдентики нового «Флакона», взяв за основу неиспользованные стеклянные флаконы, которые остались после закрытия завода. Сейчас на дизайн-заводе «Флакон» прописались разнообразные творческие компании, магазины дизайнерских вещей, студии, шоурумы, мастерские, кафе и даже первый и единственный в Москве антикинотеатр. Постояльцев здесь ласково называют жителями. Кроме того, «Флакон» предлагает пространство для воркшопов и проведения мероприятий. Сам дизайн-завод регулярно участвует в разного рода коллаборациях — например, прошлым летом совместно с дизайнером Кириллом Сафоновым выпустил капсульную коллекцию футболок с принтами, напоминающими о прошлом нынешнего современного арт-кластера. Средства от продажи футболок были направлены в Благотворительный Фонд Константина Хабенского, который помогает детям с онкологическими заболеваниями.
Это радует . Место не умерло как многие другие . Креативщики вдохнули в него жизнь. И оно жило ,живет и будет жить даря людям гораздо больше позитива , пользы,света , эмоций , чем все вечно молодые и вечно живые вожди .
И в завершение повествования о заводе А .Дютфуа подборка стеклянной аптечной посуды произведенной на нем.
На многих флаконах,бутылках, упаковке,документах дореволюционного времени мы видим изображение орла ,герба Российской Империи . Чего стоило производителям заиметь разрешение на возможность помещать этот знак качества на свои товары далее
Погодка сегодня опять не очень . Как будто на зло . Как я еду искать стекло то она портится . Сегодня рано утром будильник поднял меня . И я собрался в путь . Проделать его хочу на горнке . Еду за одной редкой бутылкой по которой переговоры длились несколько недель . Да заодно заскочу в прилегающую деревню . Закинутые удочки приносят результат . Какой то очень прибыльный на стекло этот сезон . Его начало . Я уже в пути . Первых 20 км пройдено . Едем дальше . Надеюсь сделка не сорвется .
Сочетаю все виды поиска . Любые возможности пополнить собрание . Начиная от поиска в земле и заканчивая визитками строителям . Мое утро иногда начинается с велопробега по объектам . Либо после рабочего дня это снова горник и в путь . Офисная работа требует активного отдыха . Многие пишут мне на почту с просьбой помочь в идентификации стекла , пишут что не хотят вклиниваться в тему , в середины тем о чем либо . Хочу по этому поводу отметить . Пишите . Добавляйте , предлагайте . Всем отвечу . Не важно где будет ваше сообщение . В середине повествования или в конце . Я отредактирую свое . Жду фото ваших находок , вопросов по ним . Помогу сделать адекватную оценку того или иного стеклянного предмета
Сочетаю все виды поиска . Любые возможности пополнить собрание . Начиная от поиска в земле и заканчивая визитками строителям . Мое утро иногда начинается с велопробега по объектам . Либо после рабочего дня это снова горник и в путь . Офисная работа требует активного отдыха . Многие пишут мне на почту с просьбой помочь в идентификации стекла , пишут что не хотят вклиниваться в тему , в середины тем о чем либо . Хочу по этому поводу отметить . Пишите . Добавляйте , предлагайте . Всем отвечу . Не важно где будет ваше сообщение . В середине повествования или в конце . Я отредактирую свое . Жду фото ваших находок , вопросов по ним . Помогу сделать адекватную оценку того или иного стеклянного предмета
Орластые флаконы Российской империи . Что значили они , были просто украшением? Данью моде ? или чем то большим
Огромного труда стоило промышленнику что бы добиться разрешения на использование на своей таре ,упаковке,документации гербового орла.Можно сказать что птица на товарах была Знаком Качества России
Для России качество товаров с давних времен играло важную роль. С XVIII века свидетельством высокого качества товара было право поставлять его ко Двору Его Императорского Величества. Начиная с 1742 года выла введена должность придворного фактора, который должен был определять качественные и достойные товары и выписывать их из-за границы. С 1824 года купцы, получившие право постоянно поставлять свою продукцию ко двору, получали диплом и звание "Поставщик Двора Его Императорского Величества", а также могли украшать свои торговые щиты императорским гербом.
После учреждения в 1829 году и успешной работы первых выставок российских мануфактурных изделий стало возможным создание объективного механизма отбора лучших товаров, которые награждались золотыми, серебряными, бронзовыми медалями, а также почетными дипломами. Высшей наградой являлось право изображать на продукции государственный герб России. Купцам и промышленникам награды присуждались "за состояние производства и влияние на жизнь страны", а их качественным товарам - "за весьма чистую отделку, новейший фасон, доступные цены".
Получить такой титул, а это был именно титул, и титул чрезвычайно почитаемый, было очень непросто. Достаточно сказать, что к началу XX века им обладали немногим более тридцати российских и зарубежных предпринимателей. Для того, чтобы получить право ставить на этикетках и упаковках герб Российской империи и именоваться "Поставщиком Двора Его Императорского Величества" (именно так, все слова с большой буквы, иначе - оскорбление царствующей династии), претенденты должны были в течение как минимум восьми лет участвовать во всех губернских выставках, утвержденных Министерством финансов России и императором лично. И не просто участвовать, а попадать в официальный "Список экспонатов, удостоенных похвальной грамоты". Но и это еще не все: за весь отчетный период (восемь лет) предприятие не должно было получить ни единой рекламации от потребителей.
Неудивительно, что многие производители ждали присвоения титула десятилетиями. Так, знаменитой фирме Смирнова на это потребовалось 68 лет. Зато полученный титул ценился предпринимателями выше сословного звания и не только печатался на товаре и упаковке, но и помещался на вывески, на все бланки фирмы, на визитные карточки, ибо он означал, что с данным человеком дела вести можно и нужно, он не грешит против качества, не старается заработать сиюминутную копейку, думает о будущем и работает на перспективу.
Можно сказать еще больше . Это звание настолько было серьезным гарантом качества что некоторые торговые дома до сих пор в рекламных целях используют и по наше время. Все тот же дом наследников Смирновых например
С присвоением этого почетнейшего титула связано несколько легенд. Когда промышленники казалось делали невозможное . От радости что ли. Заслужив уже право размещать орла.
Так например известен случай с Львом Шустовым. Производителем коньяков и прочих спиртных напитков высокаго качества.когда в 1913 году долгожданный титул был присвоен фирме "Шустов и Сыновья". Знаменитый купец не просто в один день поменял все бланки и визитки и уничтожил старые запасы этикеток, но и приказал содрать этикетки ос всех подготовленных к продаже, но еще не проданных бутылок с тем, чтобы уже на следующий день выпустить продукцию с этим высоким знаком.
Есть одна легенда о гениальном можно сказать и русском парфюмере (который еще был и гениальнейшим предпринимателем ,правда направляемый своей второй половиной).
Генрих Броккар, который к началу XX века владел одной из самых известных в мире компаний – «Империей Броккара», имел нескончаемое количество наград и дипломов победителя на различных международных конкурсах, но мечтал он об одном – звании «Поставщика высочайшего двора Его Императорского Величества». Эта идея настолько захватила его, что, как говорит легенда, аромат приснился ему во сне. Обдумав все, он на трехсотлетие празднования Дома Романовых (в 1913 году) преподносит Императрице Марии Федоровне (матери Николая II) уникальный подарок – вырезанные из воска цветы (розы, фиалки и жасмин), каждый из которых источал свой аромат. Соединяясь воедино, ноты пряных трав, женственной розы и романтичного жасмина создавали неповторимый аромат – аромат первых в мире русских духов, которые вошли в историю не только российской парфюмерии, но и мировой. Запах настолько понравился Марии Федоровне, что Броккар получил такой вожделенный титул, а духи начали называть «Букет Императрицы». За такой оригинальный подарок Генрих Брокар был пожалован званием поставщика Высочайшего двора Его Императорского Величества.
И с тех пор его флаконы стал украшать,гордо заявлять о высочайшем качестве гордый имперский орел
Поэтому сейчас когда из земли, либо со старинных домов доходят до нас флаконы с изображением гордой птицы ,мы знаем что это не просто украшательство .это дело жизни гениальных промышленников умеющих распоряжаться своим имуществом,управлять и выпускать продукцию высочайшего качества достойного царствующих особ. И этими товарами могли пользоваться и с некоторой натяжкой обычные люди. Менеджменту дореволюционных производств, тому уровню можно было бы поучиться и сегодняшним деятелям. Что бы потребители не плевались и не кидали оземь низкосортные изделия ,которые изготовлены только ради прибыли .
Далее расскажу о редчайших бутылках .Одну из которых копари и коллекционеры стекла ищут годами. Стараются изо всех сил добавить ее в коллекцию.Все обличено в художественный рассказ одного копаря по стеклу , который роет в Белокаменной (Москве).Человека с огромным собранием старинного стекла по Российской империи .Расскажу о бутылке, точнее о производителе парфюмерии о котором не сохранилось практически никаких сведений. В интернете. И пришлось полазить по архивам что бы установить возраст ее и принадлежность. Даже в каталогах по старинному стеклу она была не атрибутирована .будет поездка в обветшалую белорусскую деревню. Точнее она уже была .Но материал нужно хоть как то подготовить. Находки не фееричные .Но не каждый день это клев как на черных камнях(как говорят рыбаки) .Главное искать и ни в коем случае не останавливаться. И по частицам в руки будет приходить ЕЕ Величество История заключенная в стекле.
И конечно бы хотелось больше вести разговор об имперском стекле .но это большая редкость и роскошь. По этому и не только по этому Германия обоих войн .
Хочу отметить что последнее время было богато не только на стеклянные находки .Оно было богато на интеллектуальные находки .Копанием в архивах а не в интернете .И из небытия была поднята информация об одном парфюмерном производстве .И чисто случайно был атрибутирован флакон в виде пенька который появился у меня еще в 2012 году . Но информация эксклюзивная выложена в первую очередь была не в этой теме .Так что и я внес какой то вклад в подъем из небытия .
А теперь Рассказ одного копаря,в котором упоминается редчайший флакон который ищут десятилетиями . У меня он когда то тоже появился волею случая
Добрый вечер. На днях в неожиданном месте, среди нескольких лысых бутылочек, попалась вот такая красотулька.
Надпись TEUSSER - SPRUDEL
LEIHFLASCHE K.KUHNLE
TEUSSERBAD/WTTBG
lesovikk, приветствую . Классная стеклянная находка . А механизм пробки сгнил ? Или развалился когда открывали ? . Надпись не типичная . Долговая бутылка . Обычно пишут или пфандфляш или унверкауфлишь . Такого обозначения не встречал . Этим интересна . Ранее я писал об обозначениях которые говорили о вторичном их использовании . Разные варианты есть . Такого еще не видел . Полезная информация
LEIHFLASHE - бутылка которую дали потребителю в долг . Который обязан после использования ее вернуть владельцу . Но интересен принцип . Был ли включен в стоимость залог . Как это популярно в Германии . Формулировка несколько другая . Все это буду выяснять . И информацию по вашим бутылкам тоже дам . Вижу у вас там и со слоном бутылка стоит . Карл Мампe . И мармеладницы . Кстати фото крышек от них нет случайно ? Все мной копаные были без . Или в хлам гнилые
Пивная ваша, смотрю в нее даже корни было проросли . Видно по стенкам ее узор сформированый корнями . А еще по пивной тематике что нибудь попадалось ? . Чуть позже свои новые поступления покажу . Из под Волковысска пришли .
Цвет интересный . Сейчас совершенно другие стекломассы . Покажу фото на котором расписана технология производства пивных бутылок . Но не современный процесс . А так как их делали до ПМВ .
Цвет интересный . Сейчас совершенно другие стекломассы . Покажу фото на котором расписана технология производства пивных бутылок . Но не современный процесс . А так как их делали до ПМВ .
Вашему вниманию пошаговый процесс .так делали немецкие пивные бутылки в 1907 году.
Сначала рабочие перемешивали материалы для будущей стекломассы .Рядом изображены работники с инструментами и приспособлениями применяемыми в процессе производства
Когда стекломасса расплавлена и имеет рабочую для начала с ней работы температуру ,рабочий набирал на конец стеклодувной трубки определенное количество стекла ,необходимое для формирования одной бутылки . Опыт ,опыт и еще раз опыт нужен был для такой работы.А еще недюжиное здоровье,но это совсем другая тема. Когда стеклодув набрал стекломассу то он немножечко раздувал этот раскаленный комочек до подобия мяча для американского футбола .Затем трубка стеклодувная размещалась рабочим вертикально и пузырь немного сдувался и ему давали немножко потечь. Он приобретал вытянутую форму .Такую форму стеклянного пузыря можно было внести в пределы формы в которой формируется сама бутылка
Растянутая стеклянная ,мягкая и тягучая заготовка помещалась между половин выдувной формы
Далее стеклодув силой своих легких раздувал внутри формы вязкую стеклянную заготовку .она прижималась к стенкам формы плотно и на ней(заготовке) отпечатывались надписи несущие всю необходимую информацию
Бутылка после раздувания вынималась из формы удерживаемая на выдувной трубке .район горлышка бутылки гладили ледышкой..
Это нужно было что бы можно было осуществить следующий этап -отделение бутылки от стеклодувной трубки путем откалывания
В этих фото процесс несколько упрощен .Что бы не было видно скола его оплавляли в пламени .Либо еще формировали венчик путем накручивания стеклянного жгутика с последующим оплавнением .Но чаще всего так формировали аптечные и парфюмерные флаконы. И была еще одна особенность . После откалывания горлышка трубка приплавлялась ко дну .И флакон был закреплен на трубке за дно .При ээтом горлышко можно было погрузить в область высокой температуры , и сформировать венчик .На дне оставались потом шероховатости .Следы от понтии .Кстати такие флаконы считаются самыми старыми.Метод характерен для семнадцатого-восемнадцатого века .Для пивных бутылок этап был где на горлышке продавливались два не сквозных отверстия для крепления бугельной пробки
И далее уаля .Мы получаем подписной боттл
К примеру вот такой . Он кстати сделан по точно такой технологии .
Добрый вечер. Механизм, к сожалению, сгнил - очень агресивная почва. Узор от корней действительно шикарный, даже мыть не хочется. Само стекло похоже белое, прозрачное.
Часть тех бутылочек я выставлял уже, если не ошибаюсь на 15 странице. На одной крышечке еле еле проступает рисунок, правда совсем не большой элемент. Попробую сфоткать.
Да, конкретно эта бутылочка по событиям 1944 года. Пивных бутылок попадается много, но в основной массе они все голые
А . Так она прозрачная . Я думал светло светло коричневая . А она прозрачная . Если прозрачная то это скорее всего минеральная вода . Пиво редко лили в прозрачную тару . Для сохранения напитка пенного губителен свет .
Крышки от стаканчиков по моему вы не выкладывали . Хотелось бы очень взглянуть . Может что то будет возможно разобрать .
Крышки от стаканчиков по моему вы не выкладывали . Хотелось бы очень взглянуть . Может что то будет возможно разобрать .
Да, я тоже склоняюсь к минеральной воде. Надо порыть по надписе на крышке, она же дублируется по центру бутылочки.
По поводу корней внутри бутылки . Мне как то попалась бутылочка из под уксуса из блиндажа .ESG.Тут показывал их неоднократно .Еще она с горлышком с узким дозатором .так корешок какого то растения проник в то узкое отверстие и сформировал внутри бутылки корневую систему. Их мыть одно мучение . Когда помыл немного то было видно как корни на внутренней поверхности стекла сформировали сеточку .Похожую на прожилки листа . Клена например ,если смотреть на просвет .К сожалению химия сожрала этот узор. лучще бы грязноватой оставил
А вот фото как корень пророс через колотую бутылку .пролез через горлышко
lesovikk, минеральная вода TEUSSER - SPRUDEL выпускается в Германии и по сей день .Можно сказать даже больше о ней. Она очень популярна .Это как для нас Минская или Дарида.
немцы отходнячки заливают как раз этой минералочкой очень часто .Вообще немцы пьют много .В том числе и минеральной воды .на неделю многие семьи берут минералку упаковками. Это у них как у нас например в холодильнике должно быть молоко . Хоть молоко и не берут упаковками. я имею ввиду что сравнимая важность продукта .Белорусы,насколько я знаю,такого значения минеральной воде не уделяют .
От как мои стекляшки закончатся то я подробно напишу и про вашу ранее найденную бутылку из Хагенау и про эту тоже . Ваша бутылка -артефакт истории . Интересно иметь такие предметы. Особенно если бренды не умерли.А выпускают продукцию веками . Как например TEUSSER - SPRUDEL
Да, корешки создают неповторимый антураж. Даже не знаю стоит ли отмывать некоторые особенно затейливые экспонаты. Стеклом я начал интересоваться относительно недавно, спасибо камраду - подсадил на первушные мусорки. И как оказалось тема запредельно интересная.
Да . Тема очень интересная . По ПМВ попадаются очень классные стеклянные ништяки . Но уже этот источник иссякает понемногу . Ранее с лысых пивных забирал фарфоровы е пробки . Сейчас смотрю стали брать и не подписное стекло . Считай все военные помойки перенесли по коллекциям . Смотрю что забирают даже зубные щетки из кости . А если еще есть надпись то она точно не останется там лежать .
Стекло старинное , у нас это в основном немцы военных лет ищу не только в земле . Разговариваю с людьми из деревень . И достают пивные немецкие бутылки . Дед один рассказывал что не гнушались во время войны пить немецкое пиво русские солдаты . И отмечал что оно в разы было вкуснее чем отечественное . Точно так и с крепким алкоголем . А тару кстати от пива с плотно закрывающимися пробками население активно использовало не смотря на немецкие слова . Для медицинских настоек , напитки хранили , медикаменты , различную химию . Так как было очень удобно ими пользоваться . Закрывать , открывать . Даже зажимы которые развалились или были утеряны сами восстанавливали и годами пользовались
Собирательство стекла это не простое стяжательство старинной стеклотары и выставление ее на вид . Это еще и изучение истории . По большей части крупных производителей можно найти информацию и в интернете . В этом самом интернете всплывало несколько бутылок , предположительно парфюмерно медицинских с надписью "Форнарина Москва"
Добавлено спустя 4 минуты 41 секунду
На нескольких форумах задавались вопросы по возрасту и производителю того что было налито . Вопрос был и в том , что же там было . Интернет ответов не давал . Туда информацию просто не поместили . Не слабых усилий и времени стоило определить , узнать что же это за производитель Форнарина . Но кто ищет тот найдет . И еще раз я удивляюсь как большевики прийдя к власти всеми методами выжигали любые воспоминания о прошлом . Но к счастью истина установлена . Далее расскажу об этом более подробно и ближе к теме
И так вот этот большой флакон .
Какую исходную информацию мы имели по нему . То что производство находилось естественно в Москве . Но становился вопрос в какое время он был произведен. Некоторую наводку дала сопутка ( сопутствующие находки вместе с этим флаконом ).По всей видимости это дореволюционное время .Но что же скажут копатели стекла из из города Москва?. Один из уважаемых копарей у которого огромное количество дореволюционной стеклянной упаковки на одном из форумов оставил коментарий ,смысл которого сводился к тому что он не находил такой бутылки даже в осколках при поисках на территории города Москвы .В одном из каталогов бутылок есть фото двух экземпляров .Один точно такой емкости как и мой а другой чуть меньше и на обоих содержалась эта загадочная надпись "Форнарина". то фото немножечко опустило завесу тайны.так как на меньшем флаконе содержалась надпись латиницей "perfumery".Это дало зацепу о роде производства .Парфюмерное .Но ясности о заводе не было ни какой
На форумах стали гадать о возрасте .До революции произведен флакон или после . Но тут нам помогло знание технологии производства стеклянных изделий .Глянув на горлышко
,способ формирования венчика
,характер шва
( который почти рудиментарен и будто обплавлен
Мы со значительной долей уверенности могли сказать что изделие изготовлено до 1917 года . У некоторрых любителей стекла возникли сомнения .Проскакивали мысли и о пятидесятых годах ,которые я отверг сразу же за изначальной некомпетентностью .были предположения что это двадцатые годы . Но мы мыслили таким образом ...
После прихода большевиков к власти со всей упаковки каленым железом выжигались символы буржуазности .Все должно было быть или белое или черное .без оттенков. Тоесть я имею ввиду полную примитивизацию. А так же само название не соответствовало молодому красному государству где символом были такие бабы кони лишенные какой либо утонченности .По этому такого названия не могло существовать.А так же в центре флакона изображен логотип. ОООООчень не удовлетворяющий советским стандартам .И что дал мой флакон для развязки этой тайны .ранее найденные флаконы имели плохо пропечатаный рисунок .И там предполагалось что изображена корона .даже это предположение -уже невозможность быть произведенной даже в раннесоветское время .но при ближайшем детальном рассмотрении этого логотипа мы понимаем что это вовсе не корона . Это изображение некой вазы ,внутри которой расположено дерево с раскидистой кроной и корнями
На фото сложновато передать.Но вживую все отчетливо видно .Итак мы определили что это было что то парфюмерное . нечто дореволюционное и заводик возможно не был большим.Так как не был удостоен звания Поставщика Его Величества .
И все .Казалось бы на этом нить оборвалась совершенно .Было перерыто огромное количество дореволюционных рекламм. И ни где я не встретил ни какого упоминания о таком таинственном производстве с названием Форнарина .Даже рыл в сторону одной известной музы одного величайшего художника -Рафаэля .Была у него злая муза .Думал проследится там какая то аналогия. Все тщетно .
В архиве по Российской Империи ,в одном из справочников была выискана все таки информация
В 1910 году работало "Т-во парфюмерии Форнарина". Само предприятие было основано в 1906 году .заведующим был некий Васерманъ.Главными изделиями было туалетное мыло ,духи.Годовой оборот предприятия был 400 тыс рублей. Работало 180 рабочих. был установлен один паровой двигатель на 30 лошадиных сил.Это до революции.
Первоначальное место расположения Местн. Варшавск. у., д. Сельце, Мокословск. гмины, бл. ст. Бельведеръ
1923г. в Москве: "Мыльно-косметич. з-д, б.Форнарина - 1-й Шинковский пер., 6"
Была найдена даже рекламка
Надпись на рекламе гласит ."Фабрика бывш.ФОРНАРИНА артели номер 200 МОСГИКО парфюмерно косметического производства продает :туалетные мыла,одеколоны ,кремы,пасты , пудру,зубной порошок и проч.Покупает :жиры и эфирные масла .Москва ,первый Щиповский ,дом номер 26.Тел 4-92-63.
Рекламка возможно уже после революционная .Так как есть приложение "БЫВШ".Потом возможно предприятие упразднили ,либо перепрофилировали
и вот это слово Бывш.-дает понять что флакон сто процентов дореволюционный.так как писали и Бывш Брокара и Бывш Келлера .Все прихватизированные мануфактуры были подмяты но у потребителей огромным авторитетом пользовались .и как это не удивительно но был период,совсем не долгий .Сразу после революции когда имена фабрикантов,не обеленных конечно в глазах пролетариата ,являющимися все равно эксплуататорами и катами,не были преданы забвению. так как являлись лучшей рекламой качества .да и вообще привычного товара. но этот период ,повторюсь был совсем не долог
Но архивный коп не был закончен на том этапе. Он продолжался. Но результат не жирен. Что еще удалось раскопать так это имена владельцев завода .
Френдзель Я., Гамбургеръ А., и Клигеръ.
Чисто русские судя по фамилиям. .Но даже для каталога старинного стекла это большой шаг вперед к опознанию очередного предмета .дело не в стекляшке как таковой. Дело в истории . Про этот завод возможно не вспомнили бы вообще никогда .А благодаря находке из города Волковысск было установлено еще одно парфюмерное производство существовавшее в Подмосковье .Эту информацию взял для размещения в своей экспозиции (точнее ее дополнения )один из музеев Москвы. Казалось бы информации то кот наплакал но для музейщиков и нас,коллекционеров истории и эти крохи очень важны .Форнарина
Что касается опознания неопознанного. Совершенно случайно был опознан один интересный флакон который простоял в моем собрании несколько лет без какой либо удобоваримой информации о нем.
Вот тот самый флакон который оставался загадкой до недавнего времени
выполнен он был стилизовано под обрубок поленца.. Имитация корявости коры в стекле .Причем сам флакон выполнен на высоком технологическом уровне .тем более для того периода времени .Это дореволюционный предмет . Шел в слоях по Первой Мировой Войне .Пробка правда на нем не родная. От российского какого то парфюма. Горло притертое. Есть небольшое гладкое место куда клеилась наклейка с названием. Это характерно для парфюмов того времени. Маленький этикет и узнаваемая тара .Была надпись FR PULSE.Ни какие поиски и консультации ответа не дали .он так и стоял не известный .
Некоторое время назад на одном сайте посвященному коллекционированию стекла был выложен флакон http://steclub.ru/forum/54-4568-1 . И все стало ясно
Изначально были предположения что он произведен во Франции и название этого парфюма в переводе было вроде "Пульс Франции" .Это была окончательная версия. Но оказалось что..
Флакон выпущен для фабрики основанной в 1862 году Фридрихом Пульсом .Основная направленность производства- туалетное мыло ,духи и другие косметические изделия .Как я уже писал год производства точно определить не удалось но можно предположить что он времен первой мировой войны. Что он делал на военных позициях Российской императорской Армии одному черту известно . можно было предположить что его везли в подарок какой то женщине .Но он явно был опустошен и распакован.Но мало представляется как кто то из воинов душился таким одеколоном. Хотя женщины в армии были и в то время. В общем в какой то мере разгадка была найдена. Хоть и спустя значительное время .
Хотелось бы отметить что флаконы для парфюмерной продукции Фридриха пульса отличаются индивидуальностью и качеством как производства так и стекла из которого они выполнены. Стилизация под суковатое бревно моего флакона визуально дает оценить это. А по ссылке ,которую я дал выше , интересный флакон времен ПМВ. в форме шрапнельного снаряда прошедшего канал ствола. Я думаю дизайн сыграл свою роль в его популярности среди военнослужащих. креативная,интересная идея и направленность на определенный круг потребителей , на который делается ставка , давали хорошие прибыли хозяину. Умение делать деньги и при этом работать без раздутых рекламных отделов это было чертой того времени. И креативщиком, и технологом и маркетологом часто выступали владельцы производств.
Поиск стекла конечно же продолжается . Состоялось несколько поездок ,где я обследовал старые дома, был коп по помойкам ПМВ.Были покупки найденных бутылок на стройках города Минска .Всем спасибо за внимание.Кто пишет в личку и оставляет мне наводки где можно приобрести интересное стекло .не из каждой поездки приводится целый рюкзак находок .так не бывает.да и не слишком интересно было бы .Если бы с двух поездок можно было захламить три комнаты. интерес именно в поиске стеклянных редкостей.
Сегодня я расскажу об одной из последних поездок в глухомань .Итак в Добрый путь камрады
Есть у нас в республике и благополучные еще пока хозяйства и поселения сельского типа.где и коттеджы стоят и дома добротные. где живут кулаки .В хорошем смысле этого слова. Но такие места нас не интересуют особо. Чем современнее общий жилой фонд тем меньше шансов найти интересное. .Раннее утро ранневесеннего, но уже теплого дня .Отмахав энное количество километров от городской цивилизации мы попадаем в несколько другой мир. не совсем привычный столичным горожанам. Немного пугающий своей безысходностью.Вкручиваем с десяточек километров по непонятной трассе ,которая толи является гравейкой с частицами ,плямами ,остатками какого то гудрона перемешаного с камнями .толи асфальтовой дорогой которая превратилась в полугравейку. под слезшим асфальтом . С каких лет не проводился там ямочный даже ремонт история умалчивает
само следование к месту предполагаемого поиска сопровождалось осмотром местных достопримечательностей. на поле сбоку стонала антикварная техника ,которая достойна уважения .Есть две причины. Она старше меня -это первое. Второе -достойна уважения живучесть сего транспорта .И удивительно как он остается на ходу. поравнявшись мы заметили лица людей.....бурого цвета находящихся в кабине. Видимо весеннее солнце наложило свой отпечаток на тружеников села
Еще удивлялись как не отваливается кабина от рамы .Либо в конструкцию внесены какие то супер амортизаторы которые позволяют кабине жить самостоятельной жизнью и раскачиваться в разные стороны по пути следования ветерана российского автопрома
Следующая остановка на попить водички была около некогда видимо песочницы .Которая хлопала на не холодном апрельском ветру крыльями обшивки
Обратили внимание на то что столб практически сгнил и его структура похожа на уголь. Интересна геометрия крыши .Выгнутые доски . Жизнь выгибает не только людей. На подходе нарисовалась компания не совсем трезвых людей. Которыее направлялись к месту своего обычного нахождения как мы поняли . мы отправились в дальнейший путь
В голове стояло только одно .Слава богу что это не наша лично реальность . И мы не живем в столь возможно богатых на находки по старине местах. С некоторым замешательством в мыслях о том как нас пронесло родиться и жить в совсем других местах мы отправились далее
Большая часть домов была в как говорят модные дизайнеры оформители "Винтажно кракелюрном состоянии".Черные покосившиеся сараи . Прогнувшиеся по середине крыши .Но под ними,под большинством их теплилась еще жизнь.
Обилие черного .Черные грязные лужи на дороге,пятна черного дегтя видимо вытекшие из трансмиссий тракторов,а может быть и того самого газона встреченого ранее. Черные дома
,черные сараи ,черные заборы .Черные деревья. Но к счастью с уже набухшими почками .Глядя на это понимаешь что умрет деревня ,уйдет в землю чернота развалившихся домов и память о тех кто тут жил. Все поглотит природа .Мы не вечны. И когда то это место будет просто зеленым лесом
Однако там где живут люди всегда теплится надежда на лучшее .мы увидели пару домов ,которые смотрели на этот мир свежевыкрашеными окнами .Сами стены и крыша чернели синели и зеленели лишайником и грибками .Но в этом доме не все пропито.
Дальше было хуже . Но для нас наоборот . мы поисковики живем этой чернухой которая может вогнать в уныние любого оптимиста . мы затормозили около той постройки собственно с которой мы и хотели начать поиск
Заййдя в него мы увидели следы бытования местных выпивох. Выкладывать на обозрение это я не буду . В голове вертелась мысль .Грязно даже для бомжей .И как человеческое существо может докатиться до такого и гадить там где оно питается чернилами.Хотя наверное мало человеческого осталось в постоянных посетителях этого злачного "Рэсторана ".Дом был не такой уж и старый .Бегло его обследовав мы решили лучше отправиться дальше. так как не было возможности ни пол вскрыть, ни залезть на чердак.Все было покрыто слоем"ужаса".Поэтому какие сокровища мог сожержать подпол для нас осталось загадкой.Товарищь спросилчто не умрем ли мы если заразимся чем то от пребывания тут .Причем в его словах не было какой то иронии.Может он хотел ее вложить в свой вопрос. но не получилось.........
Мы закинули рюкзаки на спины и поехали .... Казалось отовсюду на нас смотрят странные глаза.А может это и какое то временное отклонение которое резко спрогрессировало в мозгу после того как мы окунулись в этот мир после минской действительности
Всюду ходили люди в не трезвом состоянии .было такое ощущение что все бомжи собрались в одном месте и основали это поселение .Я не хочу обидеть остальных людей проживающих там .Но количество под газом просто зашкаливало .мы ехали по дороге и то там то там вываливались личности которые тащились в одну сторону
Мне стало интересно куда они все направляются
некоторые ,кто видимо покрепче ,или кто совсем не мог идти,ехали на велосипедах. Среди них сновали собаки не понятных пород которые чеетко выделили из общей массы людей чужаков.
Тоесть нас .Людей укутаных по глаза в камуфляж. в перчатках. Хотелось честно говоря изолировать себя от контакта с ввнешней средой в этом месте .Но скорее морально давило состояние этих мужчин вяло но целенаправленно тянущихся........
Как оказалось к магазину
Собака всем своим видом дала понять что нам не место здесь .И что бы чужаки убирались вон
Говорят что собаки чувствуют настроения людей. Но наверное то что она прогоняла нас было добром в отношении нас. Выпивохи словно зомби выстраивались в цепочку и подходили к магазину .грязь на руках,больные у некоторых пожилых с опытом завсегдатаев вызвали рвотные позывы скорее .зайти в тот магазин не дали не только собаки но и всеобщее настроение
В какой то момент стало жаль этих животных . Мы перекинулись парой отрывистых фраз с камрадом и направились дальше
Есть такое выражение .Чем дальше в лес тем толще партизаны
Это точно отражало сущьность далее происходившего . мы обогнали гарных хлопцев с бутылками чернил в руках управлявших трактором с кузовом впереди .За рулем был видимо главный. так как бутылка у него была объемом больше других. Ноль семь наверное . подумав это отбросил мысли о том что у этих всех людей лица.....одинакового бурого цвета.Кроме цвета они были все еще и немного пугающе похожи. Камрад который был со мной будто прочитал мысли .Сказал после что все медицински объясняется .Алкогольное братство .
Увидели вхлам разрушеные постройки,которых было довольно много .Некоторые уничтожил огонь. Видимо от все того же не соблюдения одного правила. не курить в постели напившись напитка пробками от которого кстати было усеяно абсолютно все. еще видимо со старых времен здесь пили ...И в перерывах между работали на полях. Которые кстати все же были обработаны .
Все поросшее чертовым бурьяном .
Безысходность и разруха
чудом оставшаяся в живых табуретка лежащая пузом кверху. капитулировавшая перед обстоятельствами.
Дома так же были не совсем старые. хотя мы обследовали в скором времени остатки жилых домов разрушеных видимо в послевоенное время. года 50 е 60 е наверное. Судя по артефактам которые мы извлекли .Но тема касается только стекла .Поэтому будет об урожае исключительно его
Пока камрад обследовал один из домов внутри я обошел его и направился туда где обычно бывает свалочка. Куда скидывают всякое стекляшечче да бутылки .Кстати такое место я показывал в одном из предыдущих видео про разведку местности. Локализовал такую свалку практически сразу. Сверху валялись правда современные атрибуты но я знал. Что то интересное все же может скрывать земля.
К сожалению бутылкоискателя или стеклоискателя еще не изобрели.Поэтому я воспользовался своим излюбленным методом. шурфлением с глубиной чуть ниже колена и тотальной фильтрацией земли
А товарищь тем временем осматривал нутро.Которое так же не очень впечатляло.но в итоге очеень и очень НЕ разочаровало его находочкой на чердаке
Каждому свое. дело не в цене предметов а в адреналине когда ты находишь то что коллекционируешь.мы абстрагировались от чудовищной действительности через которую как через какой то туннель мы проехали только что и занялись поиском.
Верхние слои этой свалочки меня не весьма впечатлили. В основном флакончики медицинские где то 70 годов. Однако никогда нельзя предаваться унынию. нужно искать. не расстраиваясь и не думая найдешь ты что нибудь или нет. И я искал. И поиск должен был быть закончен только тогда когда мой фискарь перероет вссю эту плошщадь
Ничего особенного казалось бы
Но я продолжал .
Аккуратненько снимая слои попалась вот такая штука
Симпатичный фарфоровый толи горшочек . Но не под крышку. отложил ее в сторону и углубился .
Аккуратно прощупывая почву штыкножом наткнулся на еще как я думал кусок керамики .Но когда я его достал то сначала не очень обрадовался и хотел откинуть в сторону кусок статуэтки
Что за черт. какой то фарфоровый день .осмотрел статуэтку и хорошо что я ее не швырнул. она была абсолютно целая .У меня такая мысль возникает по поводу того что она попала в мусорку. Где то в семидесятых годах мода на них прошла. тем более у деревенских простых людей. было можным украшать дома чем то современным на то время.А такие вещи просто выбрасывали за ненадобностью.
Конечно же мы тебя заберем и подарим новую жизнь и ты осядешь в чьей нибудь коллекции .Фарфор очень хорошо сохраняется в земле. на данный момент она еще не отмыла и ждет своего часа. так как сейчас время искать а не отмывать и писать на форумах.
Но это было еще не все .Понятно что по царизму мной любимому тут ничего не найти.разве что по немцам может поглубже .Однако я достиг дна этой свалки . и тут проскочило нечто что меня несказанно порадовало. Стаканчик лафитник. граненая рюмка .Первая мысль...Битый он или нет. Битый. надеясь на лучшее думаю о худшем. С нетерпением выхватываю ее из земли......Она целая .Душа согрета приятной находкой .Первую я уже фотографировать не стал. Сфотографировал с найденной далее похожей рюмочкой. Усталость немного сказывалась а рыть еще можно было очень долго
Две лафитные рюмки . мне уже одного этого было достаточно . Так как это результат!!!Две штуки с одной поездки я привозил не так уж и часто .Время шло . И подходило к часу встречи с местными черными поисковиками.
Вот он результат - две лафитные рюмки ,жбанок и бодрая фарфоровая статуэтка
Все это отмоется и предстанет совершенно в другом виде . А стаканчики будут примерно такими .на фото подобные но не эти. Эти еще не отмыты
далее мы встретились с поисковиками .колоритнейшие люди приехавшие по деревне на мотоцикле с коляской с закрепленным газбаком и ржавой немецкой каской и лопатой. К сожалению фото их я поделиться не могу.Что меня поразило то при разговоре появившийся планшет ,который бережно был замотан в целлофан .Что происходило пять часов спустя исторя умалчвает .Но дальнейшие находки будут по германии времен первой и второй мировых войн
Хочется сказать что этот коп закончился. Обратно к машинам мы летели хоть и очень уставшие на адреналине. В рюкзаке у меня находилось стекло .Довольно таки много стекла. интересного стекла .Это грело душу и уже было наплевать на ВИНТАЖНЫЙ КРАКЕЛЮР этой деййствительности.Я знал что покидаю этот мрак но возможно когда то еще вернусь сюда .забегая вперед скажу что так оно и было........
Всем интересных находок камрады.
lesovikk, Доброго вечера .Кстати надбал керамичну баночку по ПМВ из под горчицы целую наконец то .Тоже еще не мытая. не мог
не поделиться
В дальнейшем покажу мытую.
Шановне сьпадарства , пока я готовлю к фотосету очередную партию отмытых бутылок вашему вниманию видео об одном из коллекционеров с Украины . В этой стране довольно развито коллекционирование старинного стекла. Знаю с десяток коллекционеров обладающих неплохим материальным фондом .По их материалу можно изучать историю пивоварения. обычно коллекционэров интересуют бутылки пивные заводов с места их проживания. история, как говорится, родного края. В Украине была очень развита эта отрасль пищевой промышленности.Обширное поле для деятельности по собирательству. Там осталось несколько большее количество подписного стекла конца 18 начала девятнадцатого века .К сожалению на нашей территории все в общем старинное стекло датируется двумя войнами.ПМВ и ВМВ.В столице попадаются по царизму находочки и все. Что дальше от центра республики теперешней -беспросветная беднота .Исключая некоторые панские маентки . Но это капля в море.Поэтому собиратели местные в несколько более стесненных условиях находятся и цены на старинные бутылки у нас значительно выше чем Российской федерации и Украине .Итак вашему вниманию интервью с украинским коллекционером старинных сосудов .Могу добавить что на этих полках которые вы видите стоитт и стОит целое состояние .Автомобиль более десятки ойро ценой это точно .
Вашему вниманию очередные бутылки оставленные на нашей земле войсками вермахта .К сожалению информации по ним не так много . так что пока только общий вид. А потом покажу более детальные фото этих стекляшек.
На фото уже мытые бутылки . На одной из них сделано новодельное крепление бугельной пробки . информацию о производителях искать почему то стало все сложнее и сложнее .но с тем же и интересно . Вот бутылка которая стоит справа не так редко проскакивает в немецких помойках. но о том что было в ней мало кто имеет понятие .надписи нанесенные на тулово часто заводят совершенно не в ту степь.Но обо всем по порядку