ОСОБОЕ МНЕНИЕ
Членов комиссии,
представителей инициативной
группы граждан:
Администрацией Московского района г. Минска в период с 15.08.2017 по 08.09.2017 проводилось общественное обсуждение градостроительного проекта детального планирования реконструкции жилой застройки в границах ул. Р. Люксембург - пр. Жукова - ул. Харьковская - полоса отвода железной дорог (внесение изменений) (далее проект). В соответствии с и. 26 Положения о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.06.2011 № 687 представляем свое особое мнение при подписании протокола по итогам общественного обсуждения.
Заседания комиссии проходили формально, протокол не вёлся, а то что нам представили, протоколом считать нельзя ввиду обсуждаемых вопросов. Анализ соответсвия проекта действующим нормам законодательства не проводился. Итоговый протокол был подготовлен заранее что говорит о формальном отношении к процедуре. Члены комиссии не были ознакомлены со всеми замечаниями и предложениями, не были рассмотрены представлены все мотивированные ответы замечания и предложения. Представитель УП «Минскградо» немотивированно (без ссылок на нормативные документы) отклоняла все замечания и предложения. Члены комиссии не имели возможности ознакомиться со всеми текстовыми ответами на замечания и предложения которые поступали в книгу замечаний в электронном виде. Многие замечания и предложения перенаправлялись для ответа в в “ Минскградо” и комиссия принимала решения не видя ответа. Таким образом комиссия грубо нарушила п.26 Постановления Совета Министров Республики Беларусь 01.06.2011 № 687 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь 10.02.2014 № 109).
Кроме того членами комиссии, представителями УП “Минскградо” и Комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома, а также работниками администрации был грубо нарушен п.4 ст.4 закона Республики Беларусь от 5 июня 2004г. “Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь” выражающееся в утаивании, сокрытии а также предоставлении информации в ненадлежащем виде и объёме. В частности: несмотря на многочисленные обращения в УП “Минскградо” и Комитет архитектуры и градостроительства Мингорисполкома, гражданам, а также членам комиссии не была предоставлена информация экологического и санитарного характера по ПДП, что нарушает требования статьи 4 Закона РБ «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» от 5 июля 2004 г. № 300-З 1. Физические лица имеют право на благоприятную среду обитания при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, на достоверную, полную и своевременную информацию о состоянии среды обитания и ее предполагаемых изменениях, если иное не установлено в соответствии с законодательными актами, а так же требования Указа Президента Республики Беларусь от 14 декабря 1999 г. №726 «Об утверждении Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды».
Тем не менее, несмотря на многочисленные нарушения в процедуре проведения общественного обсуждения, отсутствие необходимой информации по ПДП, членам инициативной группы удалось выявить критические нарушения, исходя из которых градостроительный проект детального планирования реконструкции жилой застройки в границах ул. Р. Люксембург - пр. Жукова - ул. Харьковская - полоса отвода железной дорог (внесение изменений) - необходимо отклонить:
Несоответствия и противоречия генеральному плану города:
1. Проектом предусматривается снос малоэтажной многоквартирной застройки с формированием новых жилых кварталов. Вместе с тем, согласно генеральному плану г. Минска (далее – генеральный план г. Минска), утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 23 апреля 2003 года № 165, численность населения г. Минска в 2030 году (год окончания реализации Проекта) составит 2 000 000 человек. Согласно информации Национального статистического комитета Республики Беларусь численность населения в г. Минске в начале 2017 года составила 1 974 800 человек. Ожидаемый прирост численности населения г. Минска составит 25 200 человек. При этом Проект предполагает рост численности населения рассматриваемой Территории на 5 240 человек, что составляет 20 процентов от общего прироста населения г. Минска. Площадь Территории, на которой планируется реализация Проекта составляет всего 0,5 процента площади г. Минска.
Таким образом, увеличение численности населения на таком небольшом участке г. Минска будет противоречить генеральному плану города.
Кроме того, генеральный план г. Минска предполагает жилищное строительство в других районах города: Каменная Горка, Домбровка, Брилевичи, Михалово, Лошица, Великий Лес, Маяк Минска, Ноттингем. Следовательно, при развитии других районов города расселение такого значительного числа граждан на Территории является непропорциональным и просто нелогичным. Необходимо отметить, что разработка Проекта, вероятно, осуществлялась на протяжении нескольких лет и, как следствие, Проект не учитывает рост численности населения г. Минска на протяжении 2015-2016
годов. Следовательно, Проект не является актуальным в настоящий момент.
2. Проект предполагает увеличение жилищного фонда на Территории до 643, 4 тыс. м 2 к 2030 году. При этом прирост жилищного фонда Территории к 2030 году составит 252 тыс. м 2 . Генеральный план г. Минска предполагает снижение объемов
жилищного строительства до 600 тыс. м 2 в год уже к 2018 году. Как указывалось выше, срок реализации проекта – 2030 год. Согласно информации, представленной администрацией Московского района г. Минска, срок строительства первых объектов, предусмотренных Проектом – 2020 год. При таких обстоятельствах прием в эксплуатацию объектов жилищного строительства будет осуществляться с 2020 года по 2030 год, т.е. в течение 11 лет.
Следовательно, при реализации Проекта ежегодно будет сдаваться в эксплуатацию около 22, 9 тыс. м 2 объектов жилищного строительства. Принимая во внимание, что площадь Территории составляет всего 0,5 процента территории г. Минска, предлагаемый Проектом ежегодный объем жилищного строительства на рассматриваемой территории значительно превышает норматив, установленный генеральным планом г. Минска. Если предположить, что в остальной части г. Минска жилищное строительство будет осуществляться в таких же объемах, ежегодно площадь сдаваемых в эксплуатацию жилых помещений будет составлять 4 580 тыс. м 2 и превысит установленный генеральным планом г. Минска норматив в 7, 6 раза или на 663 процента.
Указанная информация еще раз подчеркивает, что Проект противоречит генеральному плану г. Минска и еще в ходе разработки утратил актуальность.
3. Генеральный план г. Минска предусматривает увеличение к 2030 году средней жилищной обеспеченности населения до 26,1 м 2 на человека. Вместе с тем, согласно представленной администрацией Московского района г. Минска для общественного обсуждения информации средняя обеспеченность населения рассматриваемой Территории жилищным фондом составит 24,6 м 2 /чел., а в отношении многоквартирной застройки – 25 м 2 /чел. что ниже уровня, установленного генеральным планом г. Минска. Это обстоятельство указывает, что при разработке игнорировались соответствующие положения генерального плана г. Минска.
Нарушения по озеленённым территориям общего пользования:
Согласно представленной документации обеспеченность озеленёнными территориями общего пользования в границах ПДП на данный момент составляет 8.9 м2 на человека. Однако это не соответсвует действительности т.к. в перечень включены “Озеленённые территории у здания Администрации Московского района” общей площадью 1.9Га, эта территория включена туда незаконно. Некогда за Администрацией располагался яблоневый сад, однако около 7ми лет назад на его месте было построено 17 этажное офисное здание “Лект”, кроме того вдоль проспекта Дзержинского росло 14 голубых елей, которые были уничтожены для строительства развязки с первым транспортным кольцом. Фактически на указанной территории в 1.9Га сейчас располагается единственное дерево. Эти факты говорят о манипуляции цифрами и нарушениях со стороны администрации и/или разработчика проекта. Таким образом на территории обсуждаемого проекта сейчас располагаются: скверы “Маломедвежинский”, “Лютеранский”, “Полянка”, сквер “по ул Карпова” и “по улице К.Либнехта” общей площадью 16.5 га (Информация взята из решения Минского городского испольнительного комитета от 29.11.2012 №3679). Численность населения составляет 20950 человек, что даёт обеспеченность озеленёнными территориями общего пользования 7.8 м2 на человека. Что уже ниже нормы установленной ТК “Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки”
В соответствии с п.9.1.1 статьи 9 ТКП 45-3.01-116-2008 (02250) “Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки”([3]), установлены следующие нормативы обеспеченности населения ландшафтно-рекреационными территориями для г. Минск:
● Обеспеченность озелененными территориями общего пользования районного значения: 8–10 м2/чел.
● Обеспеченность озелененными участками в жилой застройке: 9–10 м2/чел.
В соответствии с п.3.4. документа [5] («Правила проведения озеленения населенных пунктов») градостроительными регламентами могут быть установлены другие показатели обеспеченности населения озелененными территориями общего пользования, но не менее указанных выше. Озелененные не могут считаться вместе, т.к. в соответствии с «Таблицей В.2 – Классификация озелененных территорий населенного пункта» документа «Правила проведения озеленения населенных пунктов», эти два показателя относятся к территориям разной формы пользования и разного уровня значения.
В проекте указана планируемая обеспеченность озеленёнными территориями общего пользования в 12.5м2, однако это не представляется возможным к реализации. Планируемое увеличение численности населения до 26190 человек при уменьшении площади озелененных территорий общего пользования районного значения до 16,3 га означает уменьшение обеспеченности озелененными территориями общего пользования районного значения до 6,22 м2/чел, что является грубым нарушением обязательных к исполнению норм Технического кодекса ТКП 45-3.01-116-2008 (02250) “Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки”.
В соответствии с п.1 Технического кодекса ТКП 45-3.01-116-2008, «Настоящий технический кодекс установившейся практики устанавливает нормы по планировке и застройке населенных пунктов, обязательные для всех физических и юридических лиц, осуществляющих архитектурную, градостроительную и строительную деятельность на территории Республики Беларусь, независимо от форм собственности и подчиненности»
В данных расчетах не учитывается, что эти же самые 16,5 га скверов должны обеспечивать нормативные 8 м2 озеленения районного значения и для населения жилой застройки вне района проектирования (например, многоэтажные здания на пр. Дзержинского, на участке от исполкома Московского района до станции метро “Грушевская” —, население этих домов не посчитано в указанные 20950 человек). Скорее всего, в настоящий момент ситуация по обеспеченности озеленёнными территориями общего пользования значительно хуже расчетных 7,87 м2 на человека.
Фактически реализация проекта повлечёт грубейшее нарушение прав более чем 20 тысяч жителей района, а конкретно ст.46 Конституции Республики Беларусь и ст.14 Закона Республики Беларусь "Об охране окружающей среды"
Невозможность к реализации расчётно-планировочного образования №3 и№5
В соответствии с проектом, в расчетно-планировочном образовании №3 предполагается размещение 1705 машиномест. Минимальная площадь машиноместа составляет 12,5 м2, значит, размещение такого количества машиномест на наземной стоянке предполагает не менее 2,13 га площади даже без учета проездов и т.д. Т.к. количество машиномест в жилой застройке в соотсветсвии с действующим законодательством соответствует количеству квартир, в расчетно-планировочном образовании №3 будет проживать не менее 3000 человек (среднее количество проживающих в одной квартире по городу Минску составляет 1,8 человека).
В соответствии с п.9.1.1 статьи 9 ТКП 45-3.01-116-2008 (02250) “Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки”, обеспеченность озелененными участками в жилой застройке составляет 9–10 м2/чел. То есть проживание 3000 человек требует не менее 2,7 га озелененных территорий в этом расчетно-планировочном образовании. Озелененные территории из соседних кварталов не могут быть учтены, т.к. в соотвествии с «Таблицей Г.5 – Радиус доступности озелененных территорий» «Правил проведения озеленения населенных пунктов» учитываются территории не далее 0,1 км.
Учитывая, что площадь расчетно-планировочного образования №3 составляет 6 га, после вычета площади, требуемой под стоянки и под обязательные озелененные территории, под саму жилую застройку и санитарные зоны до автостоянок остается:
6га - 2,13га - 2,7 га = 1,17 га, что физически невозможно.
С учетом того, что в расчетно-планировочном образовании №3 размещается государственное учреждение образования “Социально педагогический центр Московского района г. Минска”, а на соседнем расчетно-планировочном образовании №4 находится 4-я городская клиническая больница, которые в соответствии с санитарными нормами требуют санитарного разрыва до автостоянок от 35 до 50 метров (в зависимости от размера стоянок), в действительности в расчетно-планировочном образовании №3 может размещено значительно меньшее количество квартир и машиномест, чем заявлено в Проекте.
При размещении части машиномест в подземных паркингах стоимость проекта возрастет на 3-4 млн. рублей на каждые 100 машиномест. Так, стоимость строительства паркинга на 850 машиномест (50% от заявленного количества) составит не менее 25 млн. рублей (в реальности -- значительно больше). В этом случае требуемая под наземные автостоянки площадь составит 1,07 га, и под жилую застройку и санитарные зоны останется 6га - 1,07га - 2,7 га = 2,23 га. Но даже на этой площади разместить 3000 квартир с учетом санитарных разрывов, а также учитывая наличие “Социально педагогический центр Московского района г. Минска”, также физически невозможно.
Аналогичная ситуация и в расчётно-планировочном образовании №5. Ко всему прочему там ограничение на строительство подземных паркингов накладывает то что большая его часть находится в неблагоприятном для строітельства районе, а конкретно в зоне с подземными водами на глубине от 0.0 до 2 метров. Строительсво школы запланировано на территории с большим перепадом высот.
Нарушения в расчётно планировочных образованиях №1 и №2
Протокол общественного обсуждения 2007 года был утвержден без участия граждан, проживающих на этой территории. Информирование населения не проводилось, о чём имеются подтверждающие документы.
- Строительство автомагистрали общегородского значения от ул.Харьковская – по пер.Домашевского – по К.Либхнехта и – до пересечения с пр.Дзержинского(1-е транспортное кольцо) ведётся с нарушениями
- Уничтожена СЗЗ от здания администрации Московского района по Домашевскому переулку – ул.Харьковская.
- Вместо социально - культурного объекта с кафе, магазинами, парикмахерской и стоянкой на 85 м/мест выросло офисное здание со встроенным паркингом.
- Граждане не получили обещаемый соц-культурный объект. Санитарно- экологическое состояние территории не соответствует нормам.
Расчётно-планировочное образование №2 находится в зоне неблагоприятные для строительства.
Согласно проекту на расчётно-планировочном образовании №2 запланирован многоквартирный жилой дом с паркингом на 155м/мест. Исходя из количества м/мест и территории, можно предположить, что это строение высокоэтажное – 16 этажей. В настоящий момент здесь располагается административное малоэтажное строение. Со строительством жилого дома и паркинга, интересы и права граждан домов №80 и частично №84 и №3а будут нарушены. Жителей лишат придомовой территории, которая и так не соответствует нормам ТПК и санитарным нормам. С учетом сложившихся обстоятельств, в рамках реконструкции жилой территории, дому №82 необходимо привести в соответсвие нормам придомовые территории - сократить территорию административного объекта ЖРЭО Московского района за счет выноса гаражных построек, и вернуть часть придомовой территории дома №82.
Согласно проекту на расчётно-планировочном образовании №2 запланирован многоквартирный жилой дом площадью 4,6 тыс.м2 с паркингом на 113м/мест. Строительство планируется в уже сформированной жилой зоне. Рядом находится училище лёгкой промышленности жилые дома, дом №5 и дом №3а – чьи интересы и права грубо нарушаются. Дом и паркинг планируют на территории МВД, а придомовая территория для такого количества новоселов (9м2 на каждого проживающего) не планируется. Территория домов №3, №5, №3а по ул.Розы Люксембург станет и их территорией, что грубо нарушает права проживающих на благоприятную окружающую среду.
Принимая во внимание всё вышесказанное можно констатировать что данный проект грубо нарушает права граждан и действующее законодательсво, не соответсвует генеральному плану города и общественным интересам жителей. Против проекта в целом подписалось более 1000 граждан проживающих на данной территории, учитывая это и общую невозможность реализации считаем необходимым отклонить проект детального планирования реконструкции жилой застройки в границах ул. Р. Люксембург - пр. Жукова - ул. Харьковская - полоса отвода железной дорог (внесение изменений).
11.09.2017г.