Вставлю я тут свои пять копеек. ПО поводу - стоит ли для пленки (!), что уже дорого, брать дешевейшую зеркалку или взять за ту же цену мыльницу? При нынешнем уровне цен я бы взял имп. зеркалку, благо их сейчас распродают пачками по смешнейшей цене.
Если тупо -> классную мыльницу или Зенит, при этом есть желание крутить параметрами, т.е. управлять кол-вом света и ГРИПом, то я бы посоветовал Зенит, хотя бы из-за того, что ты видишь в кадре, то и получится (с некоторыми ожидаемыми ограничениями [64% кадра], которые впрочем компенсируется почти на 100% печатью в минилабах обрезкой по 2 мм с кадра при печати), в том числе и по резкости (когда настраиваешь на расст. 1-2,5 м). Изначально это было для меня мотивом покупки Зенита, т.к. Смена достала невозможностью, без опыта (а на пленке это очень много денег, опыт-то), наводить резко на 1-2,5 м.
С другой стороны, в чем еще плюс Зенита против мыльницы - это объектив с большой дыркой, которым комплектовались все зениты, как штатник (только не надо про bodi, чайник не купит тушку без объектива, зачем ему "недокомплект" -> IMHO), против объектива мыльницы (чем имеем, тем снимаем ), вот тут возможностей больше, хотя бы в светосиле и прямоте линий (т.к. не широкоугольник, как у всех мыльниц изначально).
По поводу Зенита-19 (одна из продвинутых моделей зенита, выдержки 1-1/1000 с, синхр. со вспышкой - 1/125) - я бы не взял для повседневных хождений, по сравнению с 21XS ([хоть и выдержка 1/30-1/500, синх.1/30) темное матовое стекло и нет микрорастра, который на 21XS очень способствует наведению на резкость вблизи.
Экспонометр давал ровные результаты, об этом могу судить, смотря на негативы - все были одинаковой плотности, пленку брал 100 ISO и фоткал вечером/ранним утром в лесу (вот в чем сила широкой дырки штатника зенита против мыльницы, очень многие "фотографы" удивлялись, что я снимаю вечером и могут получиться фотографии).
Правда, я брал его в 1995 году на свою первую ползарплаты, нынешние Зениты я не стал бы советовать,т.к. их производить уже не интересно и за качеством не следят.
Все вышеописанное относится к мыльница vs Зенит и никоим образом не является призывом приобретать фотоаппарат этой марки. Как говорится, думайте сами, решайте сами, но напоследок я скажу, что именно Зенит научил меня правильно составлять композицию, не особо обращая внимание, что будет неправильная экспозиция или какая-либо нерезкость. Это же вам позволит и любая !доступная! зеркалка. Голова должна прилагатся.
(Ну ладно, если еще пару строк напишу - так, о споре класса фотоаппаратов.
Есть такая пословица "Голь на выдумку хитра", это о разговоре про убогость диапазона выдержек и т.д. Если есть такая камера, которая позволить правильно захватить нужный кусочек света на любой выдержке, при этом не допустив смаза, даже с применением всяких там стабилизаторов, подсветок; точность и прямоту/"кривизну" оптики о центра по краям, диафрагмы от почти прозрачного, до почти точки - т.е. максимум удобств и комфорта для творчества и полета фантазии, то это либо еще не создали, либо стоит несусветных денег. И тут уже от цены каждый покупает, что может, остальные ограничения начинает брать во внимание и обходить головой, насколько это возможно для конструкции камеры и опыта владеющего).
P.S. Хотите сразу видеть рез-т - вам к цифровикам. С "ручками крутить" - Canon A610, Olympus SP-510. Это мыльницы. С продвинутыми возможностями.
P.P.S. Относительно качества объективом с широкой дыркой (даже Гелиоса) - когда печатался в Италии, какие-то там цветочки, они попросили оставит эти кадры, чтобы повесить на стенд как образцы. Вот и ..выводы о vs мыльницы, которые у всех.