Надо заметить, что упомянутая выше дискуссия на страницах Музыкальной газеты довольно резко в устах небезызвестного журналиста господина Мартыненки вырулила на уровень разборок типа:
«Раз ты поешь на белорусском, то ты белорусский музыкант, по определению велик и должен быть при жизни канонизирован. Поскольку, якобы (со ссылкой на Папу Римского (!)), именно язык – основной показатель принадлежности к той или иной культуре. Ну а ежели поешь на русском, да еще упоминаешь в стихах подводные лодки, паромы и прочие не "папараць-кветачныя" образы – шагом марш на покорение провинциальных российских Мухосрансков. И не смей портить нам своим москальским выговором нашу уютную белорусскую нишу...».
Примерно так по смыслу и в таком же тоне. Это для тех, кто не читал саму газету. И списочек, кстати, на канонизацию уже готов, позиций на 20-25.
В качестве диагноза по этому поводу можно процитировать того самого, так нелюбимого Мартыненкой, Алексея Шедько:
«…Зачем всегда так много зла
В трудах упрямого козла…»
Лично меня всегда коробили все эти разделения по «половому» признаку, ибо любые границы в культурном пространстве весьма условны и надуманны. Особенно устанавливаемые в музыке - там, где их в принципе быть не должно.
Белорусская специфика как раз и состоит в том, что страна наша находится одновременно как в российском (русском), так и в белорусском культурном и информационном пространстве. Так сложилось, возможно искусственно, но не наша (и не группы Садъ, к примеру) в этом вина. И совершенно естественно, что создаваемая в этом пересечении культур музыка (да и любое другое произведение искусства) может впитывать в себя соки как одной, так и другой культуры. Впитывать в совершенно причудливых пропорциях. Иногда и языковых. Иногда и не по «формуле» господина Мартыненки.
Конечно, современная белорусская рок-тусовка исторически, еще со времен формирования в середине-конце 80-х, пела в основном на белорусском языке. Чужаков русскоязычных там, за редким исключением, не сильно привечают. А ежели привечают, то стараются склонить на свою сторону (показательный пример – Нейродюбель). И сейчас это приводит к тому, что молодые группы часто изначально начинают творить на белорусском языке, зная, что так пробиться и получить благосклонность «великих» будет немного проще. А в своем общении за сценой переходят на тот самый русский.
Думается, белорусскоязычный приоритет нашей рок-музыки - это во многом еще и противопоставление официальной поп-культуре, которая в массе своей в лучшем случае пела на 2-х языках, а в последнее время запела исключительно по-русски.
Выводить формулу соответствия мне лично меньше всего хотелось бы, но…. Можно в первом приближении считать, видимо, белорусской музыку, созданную в Беларуси либо в белорусском культурном пространстве. А потому я считаю белорусскими музыкантами и глубоко уважаемые мной Улiс, Краму, N.R.M., Троицу, и не менее уважаемых А.Шедько и группу Садъ , и никак не подпадающую под упомянутые критерии инструментальную группу Apple Tea, и англоязычных Mojo Blues и Svet Boogie Band. И даже так до конца и не оцененных мной Нейродюбель и Ляписа.
При этом не могу назвать белорусскими ни Снайперов, ни Би-2. Хорошие ребята, но к Беларуси уже никоим образом отношения не имеющие.