2. Цели Схемы В п. 2.1 экологического доклада по СЭО цель Схемы определена следующим образом: «Определение (уточнение) озелененных территорий общего пользования, в том числе объектов озеленения, подлежащих охране в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», на территории Фрунзенского района г. Минска на основании утвержденных градостроительных проектов детального планирования». С такой целью Схемы нельзя согласится по следующим причинам.
1. В ч. 3 ст. 33-1 Закона «О растительном мире» указаны озелененные территории общего пользования, подлежащие включению в Схему.
2. В ч. 4 ст. 33-1 Закона «О растительном мире» указаны озелененные территории общего пользования, подлежащие включению в Схему.
3. Согласно ч. 4 ст. 33-1 Закона «О растительном мире» Схемой «определяется, какие озелененные территории общего пользования являются парками, скверами, бульварами, ботаническими садами, дендрологическими парками».
4. Включение озелененных территорий общего пользования в Схему осуществляется в соответствии с требованиями абз. 2 ч. 1 и ч. 4 ст. 33-1 Закона «О растительном мире», а не «на основании утвержденных градостроительных проектов детального планирования», которые могут отсутствовать на конкретной территории.
Кроме того, в главе 3 «Экологического доклада» в списке утвержденных или находящиеся на стадии разработки (согласования) градостроительных проектов детального планирования упомянуты неутвержденные проекты: Градостроительный проект детального планирования территории в границах ул. П. Глебки – южной границы ГСК - ул. Матусевича – просп. Пушкина – ул. Ольшевского; Детальный план жилой застройки в границах ул. Глебки – ул. Матусевича – ул. Колесникова – пер. Масюковщина. Соответственно, предлагается изложить п. 2.1 экологического доклада по СЭО в следующей редакции:
«2.1 Цель проекта:
Определение озелененных территорий общего пользования на территории Фрунзенского района г. Минска, подлежащих включению в Схему озелененных территорий общего пользования Фрунзенского района г. Минска в соответствии с Законом «О растительном мире», а также сведений о них в соответствии с указанным Законом.».
7. Обеспеченность населения Фрунзенского р-на г. Минска озелененными территориями общего пользования
Нормативы обеспеченности населения озелененными территориями в населенных пунктах установлены в экологических нормах и правилах ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 «Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности», утвержденных Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 18.07.2017 № 5-Т (далее – ЭкоНиП). Согласно табл. Б6 Приложения Б к ЭкоНиП для крупнейших городов обеспеченность населения озелененными территориями общего пользования составляет:
- озелененными территориями общего пользования районного значения – не менее 8 кв.м./чел.;
- озелененными территориями общего пользования городского значения – не менее 9 кв.м./чел.
В п. 1.6 гл. 8 Генерального плана г. Минска (корректировка) в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 15.09.2016 г. № 344 (далее – Генеральный план г. Минска) сказано:
«1.6. Обеспечить формирование комфортной среды проживания населения с оптимальной доступностью ландшафтно-рекреационных территорий, в том числе:
– пешеходную «шаговую» доступность (до 500 м) озелененных территорий районного значения (повседневное посещение);
– транспортно-пешеходную доступность (до 15 минут) озелененных территорий районного и городского (внутренних городов) значения (периодическое посещение);
– транспортно-пешеходную доступность (до 30 минут) озелененных территорий общегородского и столичного значения (эпизодическое посещение).»
В п. 1.7 гл. 8 Генерального плана г. Минска сказано: «Принять расчетный уровень средней обеспеченности озелененными территориями общего пользования городского и районного значения на период 2030 года не менее 21 кв.м. на одного жителя».
Данные требования в отношении населения Фрунзенского района не выполняются.
На странице 40 документа «Схема озелененных территорий, подлежащих охране в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» Фрунзенского района г. Минска». Приложение. Стратегическая экологическая оценка. Экологический доклад» указано, что существующая обеспеченность жителей района озелененными территориями общего пользования составляет: 5,1 м2/чел., в т.ч. районного значения 4,4 м2/чел.
На страницах 41 и 42 указанного в предыдущем параграфе документа отмечено, что «проектная обеспеченность населения Фрунзенского района озелененными территориями общего пользования ориентировочно должна составить 10,4 м2/чел. Таким образом, обеспеченность жителей Фрунзенского района озелененными территориями общего пользования будет более чем в два раза ниже минимального значения, указанного в п. 1.7 гл. 8 Генерального плана г. Минска (21 м2/чел.).
Утверждение авторов «Экологического доклада» о том, что «недостаток озелененных территорий общего пользования городского значения, полностью компенсируется расположенными в пределах транспортной доступности парками городского значения на территории Центрального, Партизанского и других административных районов г. Минска» не подкреплено расчетами времени, необходимого для транспортировки к озелененным территориям других районов в соответствии с п. 1.6 гл. 8 Генерального плана г. Минска. Практически не вероятно, что центральные парки городского значения на территории Центрального и Партизанского районов находятся в 30-минутной доступности для всех жителей Фрунзенского района.
Еединица измерения квадратный метр на человека предполагает, что 21 м2 озелененных территорий общего пользования, в соответствии с Генеральным планом г. Минска, должен приходиться на одного жителя города и только на него (нее). Следовательно, недостаток озелененных территорий городского значения в одном районе не может быть компенсирован наличием таких территорий в других районах, поскольку одна и та же территория в 21 м2 не может обеспечивать достижение нормативного показателя более, чем для одного человека. Например, озелененная территория городского значения в 21 м2 в Партизанском районе предназначена для обеспечения соответствующими территориями одного жителя Партизанского района и только его. Исключением может быть только ситуация, при которой озелененных территорий городского значения в некоем районе больше, чем необходимо для обеспечения соответствующими территориями жителей этого района.
К тому же, попытка авторов «Экологического доклада» компенсировать недостаток озелененных территорий общего пользования городского значения во Фрунзенском районе наличием таких территорий в других районах не подкреплена расчетами рекреационной нагрузки парков в «других районах» (согласно пункта 9.2.6 ТКП 45-3.01-116-2008), а также предельно допустимых рекреационных нагрузок на основные типы природных и природно-антропогенных ландшафтов (согласно Приложению Д к Методическим рекомендации по проектированию «Правила проведения озеленения населенных пунктов», утвержденных приказом Министерства архитектуры и строительства от 20 апреля 2016 года № 101).
Следует подчеркнуть, что, согласно п. 2.11.1 «Методическим рекомендациям по проектированию «Правила проведения озеленения населенных пунктов»), парк – это благоустроенная озелененная территория площадью более 5 гектаров, предназначенная для различных видов отдыха и выполнения экологических функций. Наличие озелененных территорий городского значения в удаленных районах даже в пределах нормативной доступности не может выполнять экологических функций (например, шумозащитной) для жителей Фрунзенского района.
Наконец, на Схеме парк Уго Чавеса (8.4П) обозначен как «существующий», соответственно его площадь включена в общую площадь существующих озелененных территорий общего пользования. Однако на сегодняшний день работы по его благоустройству лишь начаты, большая часть территории слабо озеленена и не соответствует проекту парка.
Более того, разработанный вариант Схемы не обеспечивает, в частности, пешеходной (шаговой) доступности (до 500 м) озелененных территорий районного значения для всех жителей района. Например, расстояние от дома № 16 по ул. Пономаренко, 1 до ближайшей (обозначенной на Схеме) озелененной территории общего пользования составляет около 650 метров. Расстояние от домов на пересечении проспекта Пушкина и ул. Ольшевского до ближайшей (обозначенной на Схеме) озелененной территории общего пользования составляет 560 метров.
8. Замечания по главе 4 «Характеристика состояния компонентов окружающей среды»
Глава практически не содержит анализа ситуации во Фрунзенском районе. Вместо этого она посвящена городу Минску целиком. Вместе с тем, существует, например, «Схема зон наиболее неблагоприятных экологических условий г. Минска», разработанной УП «Минскградо», демонстрирующая значительное количество территорий с неблагоприятной экологической ситуацией на территории района. Данный факт указывает на необходимость проведения, в т.ч. более интенсивного озеленения территории района.
Из пунктов , указанных выше, можно сделать вывод о том, что проектные решения Схемы не соответствуют требованиям природоохранного законодательства, в частности, ст. 33-1 Закона «О растительном мире».
10. Скверы (перспективные скверы)
Статья 1 Закона «О растительном мире» содержит определения следующих терминов:
«сквер – общедоступная благоустроенная озелененная территория площадью от 0,1 до 5 гектаров в населенном пункте»,
«благоустроенная озелененная территория – озелененная территория, на которой выполнен комплекс мероприятий в целях создания благоприятных условий для отдыха населения, формирования полноценной, эстетически выразительной среды обитания».
Методические рекомендации по проектированию «Правила проведения озеленения населенных пунктов», утвержденных Приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 20.04.2016 № 101 (далее – Правила проведения озеленения населенных пунктов) предусматривают следующее:
«2.11.4. Сквер – благоустроенная озелененная территория небольшого размера (менее 3 га), предназначенная для повседневного кратковременного отдыха и ландшафтно-архитектурного оформления площади, улицы, общественного, культового или административного здания или их групп. Включает газоны, цветники, аллеи и групповые посадки деревьев и кустарников, а также элементы рекреационной инфраструктуры (дорожно-тропиночную сеть, МАФ, фонтаны и др.), возможно водоемы.
В зависимости от местоположения, выполняемых функций, преобладающих элементов рекреационной инфраструктуры и ландшафтно-архитектурной организации выделяют в т.ч.:
- мемориальный сквер - организуется вблизи памятных исторических мест, захоронений мемориального значения. Включает помимо элементов озеленения и рекреационной инфраструктуры (дорожек, площадок, МАФ) также памятники, мемориальные группы и комплексы, возможно захоронения мемориального значения;
- сквер для отдыха и прогулок, который организуется в местах интенсивного транзитного движения населения, вблизи общественного центра городского или районного значения. Помимо элементов озеленения (садово-парковые группы, аллеи, солитеры, газоны, цветники) может включать дорожки, площадки, МАФ, необходимые для организации кратковременного отдыха;
- сквер жилого района – организуется для кратковременного отдыха жителей жилого района. Помимо элементов озеленения (садово-парковые группы, аллеи, солитеры, газоны, цветники) может включать дорожки, игровые, спортивные площадки, МАФ;
- сквер-фойе – создается перед театром, кинотеатром, музеем, административным зданием, общественным, культовым, медицинским, учебным учреждением для отдыха посетителей и ландшафтно-архитектурного оформления основного здания. Включает помимо элементов озеленения (садово-парковые группы, солитеры высоко декоративных растений, партерные, луговые газоны, цветники) также дорожки, площадки, МАФ, возможно фонтаны, водоемы;
- сквер декоративный (цветов, фонтанов, камней, скульптур) организуется в местах транзитного движения, вблизи общественного центра городского или районного значения. Помимо насаждений может включать соответствующие тематические элементы для ландшафтно-архитектурного оформления застройки и организации кратковременного отдыха.».
Таким образом, сквер – это общедоступная благоустроенная озелененная территория площадью от 0,1 до 5 гектаров в населенном пункте, содержащая:
1) элементы озеленения (газоны, цветники, аллеи, групповые посадки деревьев и кустарников);
2) элементы рекреационной инфраструктуры (дорожно-тропиночную сеть, малые архитектурные формы (скамейки, урны для мусора), фонтаны и др.).
Все скверы относятся к озелененным территориям общего пользования и вследствие этого подлежат включению в Схему (абз. 2 ч. 1 и ч. 3 ст. 33-1 Закона «О растительном мире»).
Между тем, в границах Фрунзенского района располагаются невключенные в Схему общедоступные озелененные территории общего пользования площадью более 0,1 га, перечисленные ниже (см. пункт 10.1). При этом:
а) данные озелененные территории в настоящее время соответствуют всем требованиям, предъявляемым ст. 1 Закона «О растительном мире» и п. 2.11.4 Правил проведения озеленения населенных пунктов к скверам и в соответствии с ч. 3 ст. 33-1 Закона «О растительном мире» подлежит включению в Схему в качестве сквера путем ее обозначения на Плане озелененных территорий общего пользования Схемы как «С»;
б) данные озелененные территории в соответствии с ч. 3 ст. 33-1 Закона «О растительном мире» подлежит включению в Схему в качестве озелененной территории общего пользования.
С учетом показателей обеспеченности населения Фрунзенского р-на г. Минска озелененными территориями общего пользования на уровне 5,1 кв.м/чел. при «расчетном уровне средней обеспеченности озелененными территориями общего пользования городского и районного значения на период 2030 года не менее 21 кв.м на одного жителя» (п. 1.7 гл. 8 Генерального плана г. Минска) предлагается обозначить на Плане озелененных территорий общего пользования Схемы указанные ниже озелененные территории общего пользования в качестве скверов либо перспективных скверов.
9.1.
9.1.1 Список общедоступных озелененных территорий общего пользования, которые предлагается включить в Схему в качестве скверов и бульваров.
1. Территория в границах: дом №32 и дом №38 по ул. Притыцкого – дом № 36 по ул. Притыцкого – дом №8 к.2 по ул. Д. Сердича – здание № 10А по ул. Д. Сердича – бывшее ограждение (с южной стороны) участка бывшего ГУО "Средняя школа № 116 г. Минска" – дом №47 по проспекту Пушкина – дом №45 по проспекту Пушкина – тепловой пункт №4/526 – территория здания №34 по ул. Притыцкого. Примерная площадь: более 1,1 га.
Данная территория является «зеленым центром» квартала «Раковское шоссе – 2». Она сходна по своему расположению и назначению с включенным в Схему сквером «Дубки» (8,7С). Территория всегда воспринималась местными жителями как сквер.
Указанная территория целиком находится в границах «красных линий», однако данное обстоятельство согласно ст. 1 Закона «О растительном мире» не препятствует признанию указанной территории сквером. А все скверы подлежат включению в Схемы (абз. 2 ч. 1 и ч. 3 ст. 33-1 Закона «О растительном мире»). В Схеме Фрунзенского района есть несколько озелененных территорий целиком внутри красных линий, например, упомянутый сквер «Дубки» (8,7С)
Территория имеет элементы озеленения: деревья (в т.ч. высаженные рядами), кусты и газон. Обладает элементами рекреационной инфраструктуры: двумя детскими площадками, развитой дорожно-тропиночной сетью с твердым покрытием, скамейками. Территория освещена: есть фонари на столбах.
Согласно «Схеме зон наиболее неблагоприятных экологических условий г. Минска», разработанной УП «Минскградо», территория входит в зону с относительно неблагоприятными экологическими условиями, что указывает на необходимость ее максимально возможного озеленения и защиты зеленых насаждений.
Следует отметить, что северная часть указанной территории в настоящий момент входит в состав земельного участка с кадастровым номером 500000000006008942, выделенным для строительства и обслуживания объекта "Строительство административного здания по ул. Д. Сердича, 12 со сносом существующего здания ГУО "Средняя школа № 116 г. Минска" решением Мингорисполкома от 30.11.2017 г. №4047. Согласно данному решению, земельный участок, ранее предоставленный управлению образования Администрации Фрунзенского района (решением Мингорисполкома от 19 июня 2015 г. №1616) для строительства объекта, изъят и предоставлен УКС Фрунзенского района г. Минска.
Однако указанная выше северная часть предложенной для включения в Схему территории никогда не принадлежала участку, выделенному управлению образования Администрации Фрунзенского района для строительства объекта, не использовалась указанным управлением для эксплуатации и обслуживания здания, специализированного для образования и воспитания. Таким образом, эта территория до 30.11.2017 г. являлась озелененной территорией общего пользования.
Общественное обсуждение указанного выше объекта строительства прошло с 25.07.2016 г. по 18.08.2016 г., то есть после опубликования Закона Республики Беларусь от 18 июля 2016 г. № 402-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам обращения с объектами растительного мира» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.07.2016, 2/2400). При этом, согласно ч. 9 ст. 33-1 Закона «О растительном мире», «До утверждения местным исполнительным и распорядительным органом схемы озелененных территорий общего пользования уменьшение площади таких территорий, в том числе путем размещения на них объектов строительства, не допускается». Таким образом, размещение объекта строительства на части предложенной здесь к включению в Схему озелененной территории противоречит требованиям законодательства.
Следует также отметить, что решение Мингорисполкома от 25.02.2016 г. № 549, разрешающее строительство объекта "Строительство административного здания по ул. Д. Сердича, 12 со сносом существующего здания ГУО "Средняя школа № 116 г. Минска", было принято до проведения общественного обсуждения, вопреки пункту 3 статьи 4 Закона Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» от 5 июля 2004 г. № 300-З. Участники обсуждения единодушно выступили против проекта строительства.
С востока к предложенной к включению в Схему озелененной территории примыкает озелененная территория слева от здания № 34 по ул. Притыцкого. Согласно Публичной кадастровой карте Республики Беларусь, озелененная территория слева от здания № 34 по ул. Притыцкого не входит в состав земельного участка. Если это действительно так, и если на этот участок не будут заявлены права, его можно присоединить к описанной выше озелененной территории общего пользования.
2. Территория, ограниченная домом №38 по ул. Притыцкого, домами №4, №8, корп. 1 и №6 по ул. Д. Сердича. Примерная площадь: 0,55 га.
Указанная территория целиком находится в границах «красных линий», однако данное обстоятельство согласно ст. 1 Закона «О растительном мире» не препятствует признанию указанной территории сквером. А все скверы подлежат включению в Схемы (абз. 2 ч. 1 и ч. 3 ст. 33-1 Закона «О растительном мире»).
Территория имеет элементы озеленения: деревья (в т.ч. высаженные рядами), кусты и газон. Обладает элементами рекреационной инфраструктуры: детской площадкой, развитой дорожно-тропиночной сетью с твердым покрытием, скамейками.
3. Территория между домом № 32 по ул. Притыцкого и проезжей частью улицы Притыцкого; от автомобильной парковки до входа на станцию метро Пушкинская. Примерная площадь: 0,2 га. Граничит с «красными линиями» пр-та Пушкина.
Имеет элементы озеленения: газоны, клумбы, групповые декоративные посадки кустов, альпийскую горку, деревья в кадках. Имеет также элементы рекреационной инфраструктуры: дорожно-тропиночная сеть с твердым покрытием, малые архитектурные формы (скамейки, урны для мусора).
4. Территория вдоль дома №49 по проспекту Пушкина: между домом №49 по проспекту Пушкина и "красной линией" проспекта Пушкина. Примерная площадь: 0,26 га.
Имеет элементы озеленения: ряды деревьев (аллею) и отдельно растущие деревья. Обладает элементами рекреационной инфраструктуры: дорожно-тропиночной сетью с твердым покрытием.
5. Территория вдоль домов №59 и №63 по проспекту Пушкина: между домами №59 и №63 по проспекту Пушкина и "красной линией" проспекта Пушкина; от здания ЗАГСа Фрунзенского района до ул. Матусевича. Примерная площадь: 0,8 га.
Имеет элементы озеленения: ряды деревьев (аллею) и отдельно растущие деревья. Обладает элементами рекреационной инфраструктуры: дорожно-тропиночной сетью с твердым покрытием (на части территории, примыкающей к ул. Матусевича), декоративным валуном.
6. Территория общего вдоль домов №69 и №71 по пр. Пушкина: между домами №69 и №71 и "красной линией" проспекта Пушкина. Примерная площадь: 0,7 га.
Имеет элементы озеленения: ряды деревьев (аллеи) и отдельно растущие деревья. Обладает элементами рекреационной инфраструктуры: дорожно-тропиночной сетью с твердым покрытием, скамейками, декоративной каменной стенкой, каменными вазонами, урнами.
7. Территория вдоль домов №40, №42 и №46 по ул. Притыцкого; от входа на станцию метро «Молодежная» до улицы Д. Сердича. Граничит с «красной линией» улицы Притыцкого. Примерная площадь: 0,3 га.
Имеет элементы озеленения: ряды деревьев, каменные бордюры вокруг газонов. Обладает элементами рекреационной инфраструктуры: дорожно-тропиночной сетью с твердым покрытием, скамейками, урнами.
8. Территория вдоль дома №54 по ул. Притыцкого. Граничит с «красной линией» улицы Притыцкого. Примерная площадь: 0,3 га.
Содержит элементы озеленения: фигурно высаженные и одиночные деревья, кусты, газон. Обладает элементами рекреационной инфраструктуры: детской площадкой, декоративной каменной стенкой, скамейками, урнами.
9. Территория вдоль домов №№ 38, 40, 44 и 46 по ул. Матусевича. Граничит с «красной линией» улицы Матусевича. Примерная площадь: 1 га.
Содержит элементы озеленения: ряды деревьев (аллею), кусты, газон. Обладает элементами рекреационной инфраструктуры: развитой дорожно-тропиночной сетью с твердым покрытием, несколькими детскими площадками, скамейками, урнами.
10. Территория общего пользования на пересечении ул. Пономаренко и пр. Пушкина; вдоль дома №1 по проспекту Пушкина и дома №2 по ул. Пономаренко. Площадь более 0,1 га. Граничит с «красными линиями» проспекта Пушкина и ул. Пономаренко.
Содержит элементы озеленения: ряд деревьев (аллею), отдельные деревья, газон. Обладает элементом рекреационной инфраструктуры: дорожно-тропиночной сетью с твердым покрытием.
9.1.2 Список общедоступных озелененных территорий общего пользования, которые предлагается включить в Схему в качестве перспективных скверов и перспективных бульваров.
В дальнейшем, при выполнении минимального комплекса работ по благоустройству указанных ниже территории они станут полноценными скверами – озелененными территориями общего пользования районного значения. Реализация данных предложений позволит повысить показатель обеспеченности населения Фрунзенского р-на г. Минска озелененными территориями общего пользования районного значения.
1. Территория вдоль дома №48 по ул. Притыцкого. Граничит с «красной линией» улицы Притыцкого. Примерная площадь: 0,48 га.
Имеет элементы озеленения: деревья, декоративные кусты и газон. Обладает элементом рекреационной инфраструктуры: детской площадкой.
Согласно Публичной кадастровой карте Национального кадастрового агентства (http://map.nca.by/map.html), входит в состав участка с кадастровым номером 500000000006005218 (Земельный участок на период строительства по откорректированной проектно-сметной документации медицинского центра с помещениями административного и торгового назначения).
Однако общественное обсуждение данного объекта строительства по всей вероятности проведено не было. С 2010 года проект не реализуется. В данный момент территория используется для рекреации.
2. Территория, ограниченная домами №№ 47, 49, 53, 55 по ул. Ольшевского, домом №79 по пр. Пушкина, домами №№38, 40 по ул. Д. Сердича. Площадь: более 1 га. Указанная территория целиком находится в границах «красных линий», однако данное обстоятельство согласно ст. 1 Закона «О растительном мире» не препятствует признанию указанной территории сквером. А все скверы подлежат включению в Схемы (абз. 2 ч. 1 и ч. 3 ст. 33-1 Закона «О растительном мире»).
Имеет элементы озеленения: деревья, кусты и газон. Обладает элементом рекреационной инфраструктуры: детской площадкой, дорожно-тропиночной сетью, декоративной каменной стенкой.
3. Территория вдоль домов №;№ 29, 31, 33, 37 и 41 по ул. Ольшевского. Граничит с «красной линией» улицы Ольшевского. Площадь: более 1 га.
Имеет элементы озеленения: деревья, кусты и газон.
4. Территория вдоль домов №25, №35 и №37 по ул. Одоевского. Примерная площадь: 0,58 га. Частично входит в зону регулирования застройки «Комплекса Кальварийского кладбища».
Имеет элементы озеленения: деревья и кусты.
Указанная территория целиком находится в границах «красных линий», однако данное обстоятельство согласно ст. 1 Закона «О растительном мире» не препятствует признанию указанной территории сквером и, следовательно, включению в Схемы (абз. 2 ч. 1 и ч. 3 ст. 33-1 Закона «О растительном мире»).
5. Территория вдоль домов №№38, 42, 46 и 48 по ул. Одоевского. Граничит с «красной линией» улицы Одоевского. Примерная площадь: 0,8 га.
Имеет элементы озеленения: ряды деревьев (аллею), группы деревьев, газон.
10. Замечания по поводу озелененной территории 8.2П («Парк 60-летия Октября»)
Территория 8.2П обозначена в Схеме как озелененная целиком, включая ту ее часть, которая находится на пересечении улиц Жудро и Матусевича.
С 26.12.2016 г. по 19.01.2017 г. проводилось общественное обсуждение проекта детального планирования территории в границах ул. П. Глебки – южной границы ГСК – ул. Матусевича – просп. Пушкина – ул. Ольшевского». В это ПДП был включен объект «Спортивно-соревновательный комплекс на 8 крытых теннисных кортов на территории ГЦОР по теннису по ул. Жудро, 40» (№ 61 по Детальному плану). Подготовка территории к строительству спортивно-соревновательного комплекса началась за несколько месяцев до объявления о проведении общественного обсуждения. При этом было вырублено около ста деревьев.
Пункт 3 ст. 4 Закона Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» гласит: «Решения местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам планирования и застройки населенных пунктов, жилищного строительства принимаются после проведения общественных обсуждений». При этом решение Мингорисполкома о строительстве спортивно-соревновательного комплекса №3227 было принято 26.11.2015 г.
Согласно п. 6 «Положения о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», утвержденному Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 01.06.2011 № 687 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь 10.02.2014 № 109), «Общественное обсуждение осуществляется до проведения государственных экспертиз». Как стало известно на презентации проекта, государственные экспертизы по объекту были проведены до проведения общественного обсуждения.
Статья 1 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 № 205-З «О растительном мире» (редакция от 18.07.2016) определяет парк как «общедоступную благоустроенную озелененную территорию площадью более 5 гектаров в населенном пункте. Таким образом, зона ландшафтно-рекреационных территорий 216ЛР является парком. Зона 216ЛР уже несколько десятилетий носит имя «Парк имени 60-летия Октября» и, таким образом, является сложившимся парком. Согласно Примечанию к табл. 2.5.4 Системы регламентов Генерального плана г. Минска «Размещение всех видов капитального строительства на территории… сложившихся парков… исключено».
Статья 331 главы 7 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 № 205-З «О растительном мире» (редакция от 18.07.2016) гласит, что «Озелененные территории общего пользования площадью 0,01 гектара и более в городе Минске, городах областного и районного подчинения подлежат включению в схему озелененных территорий общего пользования города, района в городе (при делении города на районы), утверждаемую решением соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа по согласованию с территориальным органом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Проект схемы озелененных территорий общего пользования подлежит общественным обсуждениям в соответствии с законодательством Республики Беларусь об охране окружающей среды.
Следует подчеркнуть, что в ходе общественного обсуждения было собрано около полутора тысяч подписей против утверждения данного ПДП. Как указано на стр. 9 «Экологического доклада по СЭО», данный ПДП не утвержден.
Таким образом, выделение участка для строительства спортивно-соревновательного комплекса на территории 8.2П и вырубка на нем деревьев незаконна. Необходимо возвратить участок, выделенный под строительство, в состав парка «60-летия Октября» и вернуть озеленение на эту территорию.