Автобизнес молодцы - опять подняли тему про номера.
Только опять же - открывают вопрос не номернОЙ знак, а номернЫЕ знаки.
НАРУШЕНИЕ БЕЗ ПОСЛЕДСТВИЙ?
Трудно припомнить, сколько раз мы обсуждали на страницах газеты тему запрещения эксплуатации транспортного средства путем снятия регистрационных номерных знаков. Вопрос "разжеван" до мелочей. Любой автомобилист знает, в каких случаях подобные действия носят законный характер, а в каких нет. Но номера за неправильную парковку по-прежнему снимают. Вновь вернуться к надоевшей автомобилистам (и даже инспекторам ГАИ) теме нас вынудили многочисленные обращения читателей.
Суть проблемы
Я уже выучил наизусть Положения, Приложения, Приказы и Наставления, регламентирующие порядок снятия регистрационных номеров ТС. Коротко вспомним их еще раз и поставим точку. Надеемся, окончательную.
Госавтоинспекции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставлено право запрещать эксплуатацию транспортных средств, в том числе путем снятия номерных знаков. Это оговорено в пункте 6.8 Положения о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 июля 1994 года N553.
В приложении к приказу МВД Республики Беларусь от 18 апреля 1995 года N60 оговорено что "работник дорожно-патрульной службы при несении службы имеет право запрещать эксплуатацию транспортных средств, состоящих на учете в данном городе или районе, путем снятия государственных номерных знаков при наличии неисправностей рулевого управления, тормозной системы, а также в случаях, когда транспортное средство не прошло технический осмотр в установленный срок или переоборудовано без разрешения Госавтоинспекции". Любой госавтоинспектор знает, что в остальных случаях снятие государственных регистрационных номерных знаков КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО! Снимать номерные знаки за нарушение правил остановки и стоянки незаконно. Больше этот вопрос не обсуждаем!
Мнение ГАИ
Чтобы взглянуть на вопрос максимально объективно, необходимо выслушать мнения всех заинтересованных сторон. Поэтому мы в очередной раз обратились за комментариями в пресс-службу столичной Госавтоинспекции. Руководитель пресс-службы Жанна ТРАЙНО рассказала, что " государственные регистрационные номерные знаки инспекторы снимают очень редко. Буквально, в исключительных случаях. И подобные действия нельзя рассматривать как нарушение работниками ГАИ действующего законодательства. Наоборот, работники Госавтоинспекции идут навстречу автовладельцам, дабы сэкономить их деньги. Если в случае принудительной эвакуации вам придется оплатить штраф, стоимость услуг эвакуатора плюс стоимость услуг штрафстоянки, то в случае со снятием регистрационных номеров у вас есть все шансы отделаться разъяснительной беседой, после которой мы вернем номера. Больше мне добавить к уже сказанному по этой теме начальником городского ГАИ нечего".
Приведем несколько цитат одного из интервью начальника ГАИ г. Минска В.В.БУЛЬБЕНКОВА: "В городе творится ужас. В дежурную часть только и звонят: "Уберите машину оттуда-то". Тротуары, дворы, центральные улицы - все забито машинами. Нельзя вывезти мусор, пешеходам пройти негде... Я же не могу к каждой машине поставить инспектора, чтобы он ждал, когда придет владелец. Поэтому и снимаем номера, оставляя записку, чтобы водитель пришел в ГАИ. Проводим профилактические беседы. Если человек осознает нарушение, тут же отдаем номера и отпускаем".
Обратная сторона медали
Теперь посмотрим на вопрос несколько с иной стороны. Первый спорный вопрос - кого привлекать к ответственности? Для того чтобы оштрафовать нарушителя, инспектор должен точно знать водителя, который нарушил правила остановки и стоянки. То есть дождаться возвращения водителя. Но в подавляющем большинстве случаев инспектор "общается" только с пустым автомобилем. Если доводить ситуацию до крайности, то даже подошедший к автомобилю водитель не всегда является и нарушителем. Возможно, ему просто передали ключи. То бишь для того чтобы взыскать штраф, необходимо доказать, кто именно нарушил ПДД: владелец, доверенное лицо, либо сторонний водитель. Все разбирательство в этой сложной ситуации ложится на плечи ГАИ.
Второй, крайне спорный вопрос, срок давности административного правонарушения. У нас в стране он составляет два месяца. Проще говоря, если с момента нарушения прошел этот срок, а вас не оштрафовали - нарушение аннулируется. Но и тут остается масса вопросов. Не оштрафуют ли владельца автомобиля "заочно"? Нарушителю высылается извещение с "предложением" явиться в ГАИ. И тут мы наступаем на те же "грабли". Кто нарушитель? Владелец ТС не обязан оправдываться. В ГАИ должны доказать, что именно он нарушитель. Это называется презумпция невиновности.
На вопрос, отдадут ли мне номерной знак, если срок давности административного правонарушения истек, и как поступает ГАИ в подобных ситуациях, Жанна ТРАЙНО рассказала, что "таких случаев еще не было. Обычно номерные знаки не залеживаются в ГАИ более 2-3 дней. Если за этот срок автовладелец к нам не явился, мы высылаем извещение. После этого к нам как правило является нарушитель, будь то владелец, либо просто водитель. А с ситуацией окончания срока давности административного правонарушения по статье о нарушении правил остановки и стоянки мы не сталкивались. Поэтому никаких комментариев и разъяснений я дать не могу".
Срок давности для привлечения к административной ответственности составляет два месяца с момента обнаружения административного правонарушения. По истечении этого срока вас не имеют права оштрафовать
Мнение юриста
Чтобы привлечь к ответственности водителя, виновного в нарушении правил остановки или стоянки, сотрудник ДПС должен четко знать, кто именно совершил правонарушение.
В любом случае, если сотрудник ДПС просто видит пустой автомобиль, припаркованный с нарушением правил, то к ответственности он никого привлечь не может. Ему остается только вызвать эвакуатор.
Но если вам посчастливилось найти свой автомобиль без номерных знаков, но с бумажкой, приглашающей вас явиться по такому-то адресу в такое-то время за получением номеров, у вас есть три варианта действий.
В первом случае - идете и, расставшись с определенной суммой денег, получаете обратно свои номерные знаки.
Во втором случае - можете написать заявление о краже номерных знаков и отправить (или занести) его в УВД того района, где произошла кража. Копию этого заявления можно передать в подразделение ДПС того же РУВД. Кстати, заявление можно сделать и устно, позвонив по телефону "02" или по телефону нужного вам РУВД. Как рассказывали, срабатывает безотказно. По прошествии непродолжительного времени с заявителем связываются, приносят свои извинения и его номерные знаки. Причем абсолютно бесплатно.
Третий вариант - занять выжидательную позицию и два месяца за номерными знаками не являться. Срок давности для привлечения к административной ответственности составляет два месяца с момента обнаружения административного правонарушения. Если нарушителя в этот срок к ответственности не привлекли - все, можно без всякой боязни выходить из засады и идти за своими номерными знаками. По идее, никаких штрафов для их получения требовать уже не должны.
Основной минус этого варианта - невозможность на протяжении этих двух месяцев эксплуатировать автомобиль, поскольку без номерных знаков его эксплуатация прямо запрещена ПДД.
Юрист Илья ЛАТЫШЕВ, http://www.lex.of.by
Вердикт "АБw"
С позиции житейской логики действия руководства ГАИ понятны. Нарушителей необходимо как-то воспитывать, ведь неправильно припаркованных автомобилей в городе огромное количество. Зачастую они создают заторы, мешают проезду спецтранспорта. И с тем, что штрафовать нарушителей необходимо, никто не спорит. Сомнения вызывают попытки оправдать нарушения Закона высшей целесообразностью, прикрываясь интересами граждан. Отсюда и до "революционной законности", руководсвующейся "классовым сознанием", не далеко. Возможно ли такое в правовом государстве - вопрос риторический.
Но если есть решение принципиально бороться с любыми, даже незначительными нарушениями ПДД, (например, когда автомобиль одним колесом стоит на тротуаре), то нет смысла уподобляться нарушителям. Необходимо бороться законными методами. Тоже ПРИНЦИПИАЛЬНО. Тем более, что такой метод в распоряжении Госавтоинспекции есть. И не надо жалеть нарушителей, лучше в рамках закона принудительно эвакуировать их автомобили на штрафстоянку.
Иван ПЯТЕРКИН.