ГАИ выносит на всенародное обсуждение вопрос о введении балльной системы дисквалификации водителей
О том, что человеческая жизнь является самой большой ценностью, в Министерстве внутренних дел Беларуси знают не понаслышке. Автором и инициатором введения программы «Минус 100», призванной сохранить и уберечь от гибели на дорогах республики дополнительно минимум сто человек, был лично министр внутренних дел генерал-лейтенант милиции Владимир Наумов.
Сначала получилось добиться снижения ДТП и количества потерпевших. Но с ежегодным, ежемесячным ростом и количества автомобилей, и водителей в республике стало понятно, что достичь подобного результата в будущем будет практически невозможно. В МВД задумались и о других кардинальных шагах в этом направлении.
Как рассказал начальник Государственной автомобильной инспекции Беларуси полковник милиции Александр Менделев, белорусские стражи правопорядка создали инициативную группу и проанализировали мировой опыт, практику отношений «водитель—пешеход—дорога—инспектор» за последние годы в других государствах. Пришли к весьма интересным выводам и… балльной системе дисквалификации водителей за систематическое нарушение Правил дорожного движения.
Оказалось, что практика дисквалификации водителей по набранным штрафным очкам довольно успешно применяется в Японии, Канаде, Израиле, Польше, Венгрии, Литве, Латвии, Германии…
Более того, Европейский суд по правам человека в своем единогласно принятом постановлении от 23 сентября 1998 года подтвердил, что право на управление транспортным средством не является неотъемлемым конституционным правом человека, а скорее привилегией. С помощью учета нарушений и соответствующих предупреждений можно добиться выявления постоянных нарушителей и, следовательно, защитить от них законопослушных участников дорожного движения.
В принципе, подтверждает Александр Менделев, водители, которые не нарушают или изредка нарушают ПДД, не испытывают не только никаких неудобств, но даже наоборот, за свою сознательность и благожелательность к другим водителям и пешеходам получают «бонусы». Через определенный срок по балльной системе редкие, нерегулярные нарушения списываются, и водитель вновь получает карт-бланш в своей водительской карьере, все начинает «с чистого листа».
Конечно, в разных странах штрафные баллы начисляются применительно к обстановке в своей стране. Например, за нарушение правил перевозки людей во Франции и Канаде с нерадивого водителя снимаются по три балла. В ФРГ и Израиле к такого рода провинности подходят более избирательно. Например, провоз ребенка без удерживающего устройства нарушителю в Германии будет стоить одного балла, в Израиле — шести. Непристегивание пассажира ремнем безопасности в том же Израиле водителю обойдется в два штрафных очка. В других странах пассажир сам отвечает за себя. Или вот, например, за превышение скорости на 20—30 км/час во Франции водитель получает два штрафных балла, Канаде — три, Литве — четыре, Израиле — восемь. В Германии за превышение скорости до 25 км/час наказывают одним штрафным очком, при превышении от 25 до 30 км/час — тремя.
Правда, и количество чистых баллов у каждого водителя разное: у французского — 12, немецкого — 18, канадского — 15, израильского — 22, литовского — 10.
Максимальная потеря баллов во Франции вследствие легких и средних нарушений требований ПДД — четыре, а за серьезные и нарушения, повлекшие уголовную ответственность, — шесть баллов. Система денежного штрафа за это же нарушение действует параллельно!
Потерянные баллы суммируются вплоть до аннулирования водительских прав. У французов после истечения шести месяцев лишенный прав водитель имеет право пересдать экзамены по теории и практике вождения и вернуть документы, если судом не было вынесено иного решения. Впрочем, срок, на который водитель лишается прав, может составлять до 10 лет.
Возвращение потерянных баллов осуществляется автоматически через три года при условии отсутствия нарушений.
Французская система учета нарушений водителями ПДД в баллах работает с 1 июля 1992 года. В течение первого полугодия после ее введения было спасено 587 жизней. В дальнейшем ежегодное снижение числа погибших в ДТП составило около 1,4 %.
В регистре Франции значится около двух миллионов нарушителей-рецидивистов. А вот 75 % водителей, один раз нарушивших правила, повторных нарушений не допускают!
…Почему бы аналогичную систему не применять и на дорогах Беларуси? Обсудив примерный порядок правил начисления штрафных баллов с ответственными представителями Генеральной прокуратуры, Верховного Суда, Национального центра законодательства и правовых исследований, стражи правопорядка выносят свой проект на всенародное обсуждение.
— Пожалуйста, размышляйте, высказывайтесь! — призывает читателей «Р» начальник Госавтоинспекции МВД Республики Беларусь полковник милиции Александр Менделев. — Всякое дельное предложение или пожелание специалисты-разработчики постараются учесть!