Мингорсовет:
http://minsk.gov.by/ru/org/8630/attach/9cf018e/
Закон О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь (в редакции 4 января 2010 г. № 108-З)
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 3. Основные принципы местного управления и самоуправления
обязательность исполнения на соответствующей территории решений Советов, исполнительных и распорядительных органов, принятых в пределах их компетенции;
Статья 5. Роль Советов, исполнительных и распорядительных органов в совершенствовании организации работы с гражданами и юридическими лицами
Советы
2.1. рассматривают обращения граждан, включая индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц (далее – обращения граждан и юридических лиц), в том числе с выездом на место, ведут книгу замечаний и предложений;
2.2. принимают необходимые меры для полного, объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений граждан и юридических лиц на соответствующей территории, в том числе участвуют в осуществлении контроля за своевременным и качественным разрешением государственными органами и иными государственными организациями вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;
1.5. определяют в пределах, установленных законом, порядок управления и распоряжения собственностью соответствующей административно-территориальной единицы (далее, если не указано иное, – коммунальная собственность);
1.6. распоряжаются природными ресурсами в случаях, предусмотренных законодательством об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, а также осуществляют контроль за их использованием;
1.14. участвуют в осуществлении мероприятий по сохранению и возрождению историко-культурных ценностей;
1.27. отменяют не соответствующие законодательству распоряжения председателя Совета и председателя соответствующего исполкома, решения соответствующего исполкома, решения нижестоящего Совета и распоряжения его председателя;
Статья 21. Председатель Совета
2.7. приглашает на заседания Совета представителей других Советов, исполнительных и распорядительных органов, иных организаций, органов территориального общественного самоуправления, а также граждан;
2.12. осуществляет личный прием граждан и представителей юридических лиц;
ГЛАВА 2 СОВЕТЫ
Статья 17. Компетенция Советов
1. Советы в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством:
1.4. утверждают региональные программы, концепции (Советы первичного уровня – планы мероприятий) по вопросам жилищного строительства, благоустройства соответствующей территории, дорожного строительства, коммунально-бытового и социального обслуживания граждан, социальной поддержки детей, молодежи, ветеранов, инвалидов и пожилых людей, поддержки малого предпринимательства, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, улучшения условий и охраны труда, обеспечения радиационной безопасности, охраны историко-культурного наследия и по другим вопросам местного значения, осуществляют контроль за выполнением этих программ, концепций (планов мероприятий) и утверждают отчеты об их исполнении;
ГЛАВА 3
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Статья 26. Цель, задачи территориального общественного самоуправления
2.9. содействие возрождению и сохранению культурных ценностей, национальных обычаев и традиций, развитию художественного и технического творчества;
2.12. содействие в решении иных вопросов местного значения.
Статья 31. Порядок деятельности органов территориального общественного самоуправления
2. Заседание коллегиального органа территориального общественного самоуправления правомочно, если в нем принимает участие не менее двух третей его членов.
Граждане имеют право свободного доступа на заседания коллегиального органа территориального общественного самоуправления, участия в его работе с правом совещательного голоса.
ГЛАВА 4
МЕСТНОЕ СОБРАНИЕ, МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ И ИНЫЕ ФОРМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 35. Инициатива граждан по принятию решений Совета
1. Граждане имеют право по вопросам местного значения в установленном порядке вносить в Совет проекты решений или мотивированные предложения о необходимости принятия, изменения, дополнения, толкования, приостановления действия, признания утратившими силу, отмены решений Совета либо их отдельных положений.
2. Проекты решений по вопросам местного значения, внесенные гражданами в Совет, подлежат обязательному рассмотрению на сессии Совета с участием представителей граждан, а результаты рассмотрения – опубликованию в местных средствах массовой информации.
ГЛАВА 5
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ И РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
Статья 38. Исполнительные и распорядительные органы
3. Исполкомы областного уровня подотчетны и подконтрольны Президенту Республики Беларусь, а также Совету Министров Республики Беларусь по вопросам, входящим в компетенцию Правительства Республики Беларусь.
Исполкомы базового и первичного уровней, местные администрации подотчетны и подконтрольны Президенту Республики Беларусь и вышестоящим исполкомам.
Исполкомы подотчетны соответствующим Советам по вопросам, отнесенным к компетенции этих Советов.
8. Типовая структура областного, Минского городского, городского (городов областного подчинения), районного исполкомов, местных администраций, а также численность работников исполнительных и распорядительных органов (без персонала по охране и обслуживанию зданий) по областям и городу Минску, в том числе численность работников структурных подразделений исполнительных и распорядительных органов, устанавливаются Президентом Республики Беларусь.
Статья 39. Заседания исполнительного и распорядительного органа
2. В заседаниях исполнительного и распорядительного органа участвуют председатель исполкома (глава местной администрации), его заместители, управляющий делами и другие члены исполнительного и распорядительного органа.
На заседаниях исполнительного и распорядительного органа в установленном порядке могут присутствовать представители других государственных органов и иных организаций, органов территориального общественного самоуправления, а также граждане.
Статья 51. Глава местной администрации
1. Глава местной администрации является руководителем исполнительной власти на территории района в городе.
2. Глава местной администрации подотчетен и подконтролен Президенту Республики Беларусь и вышестоящим исполкомам.
3. Глава местной администрации несет персональную ответственность за выполнение возложенных на местную администрацию задач и функций, состояние дел на соответствующей территории.
4. Порядок назначения на должности и освобождения от должностей глав местных администраций определяется Президентом Республики Беларусь.
ГЛАВА 6 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ
3. Исполнительные и распорядительные органы, их структурные подразделения с правами юридического лица, организации, имущество которых находится в коммунальной собственности, вправе в установленном порядке передавать объекты коммунальной собственности во владение и пользование, отчуждать их организациям, отдельным гражданам и их объединениям.
4. Советы, по их поручению исполкомы и местные администрации обладают преимущественным правом на приобретение находящихся на соответствующей территории объектов недвижимости, которые могут быть использованы для местных нужд. Порядок осуществления указанного преимущественного права, а также перечень категорий объектов недвижимости, на приобретение которых распространяется данное преимущественное право, определяются законодательными актами.
7. Советы в целях защиты интересов граждан могут определять условия владения и пользования объектами коммунальной собственности, отчуждаемой иным собственникам, в том числе на аукционе либо по конкурсу, обязательные для этих собственников.
ГАРАНТИИ, НАДЗОР И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 58. Участие органов местного управления и самоуправления в работе межведомственных комиссий
1. Советы, исполнительные и распорядительные органы путем направления своих представителей участвуют в работе создаваемых государственными органами и иными государственными организациями межведомственных комиссий при рассмотрении такими комиссиями вопросов местного значения.
2. Государственные органы и иные государственные организации при создании межведомственных комиссий, предметом рассмотрения которых являются вопросы местного значения, обязаны включать в состав таких комиссий представителей соответствующих Советов, исполнительных и распорядительных органов.
Статья 60. Обязательность решений и защита прав органов местного управления и самоуправления
1. Решения Советов, исполнительных и распорядительных органов, принятые в пределах их компетенции, решения местного референдума, в отношении которых Советами, назначившими местные референдумы, принято решение о придании им обязательной силы, обязательны для исполнения нижестоящими Советами, исполнительными и распорядительными органами, а также всеми иными расположенными на соответствующей территории организациями и гражданами. За невыполнение этих решений организации, их должностные лица и иные граждане несут гражданско-правовую, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательными актами.
2. Организации, расположенные на соответствующей территории, их должностные лица и иные граждане возмещают в полном объеме вред, причиненный их решениями, действиями (бездействием) интересам населения, местному хозяйству, окружающей среде, в случае невыполнения ими решений Советов, исполнительных и распорядительных органов, принятых в пределах их компетенции, или других актов законодательства, в том числе технических нормативных правовых актов.
3. В случае невыполнения должностными лицами исполнительных и распорядительных органов решений вышестоящих государственных органов, принятых в пределах их компетенции, или других актов законодательства эти должностные лица в установленном порядке могут быть освобождены от занимаемой должности.
Статья 63. Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства в сфере местного управления и самоуправления
Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства в сфере местного управления и самоуправления осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры.
Закон республики Беларусь 27 марта 1992 г. № 1547-XІІ «О статусе депутата местного Совета депутатов» (в редакции от 31 декабря 2014 г. № 229-З)
Статья 11. «оглашать на сессии Совета обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (далее – граждане), и юридических лиц, имеющие общественное значение»
«вносить проекты решений Совета и его органов, а также поправки к ним»
«участвовать с правом совещательного голоса в работе любого образованного Советом органа, в состав которого депутат Совета не избран и не входит по должности, вносить предложения и замечания, участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии по ним решений»
«передавать председательствующему на сессии Совета текст своего выступления, предложения и замечания, которые подлежат включению в протокол сессии Совета»
Статья 12 «Предложения и замечания депутата Совета, внесенные им на сессии Совета, рассматриваются Советом или его органами и учитываются при принятии решений. В случае их отклонения депутату Совета дается обоснованный ответ».
Статья 13. «Запрос – вносимое депутатом Совета на сессии Совета в письменной форме предложение дать официальное разъяснение или изложить позицию по вопросам, касающимся важнейших общественных интересов соответствующей административно-территориальной единицы. Запрос включается в повестку дня сессии Совета в порядке, определяемом регламентом Совета.»
Статья 18. Формами деятельности депутата Совета в избирательном округе являются: «участие депутата Совета в установленном порядке в работе комиссий по общественному обсуждению в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности»
Статья 19. «Депутат Совета по согласованию с должностными лицами соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа, организаций, расположенных на территории избирательного округа (за исключением республиканских государственных органов), может привлекать их к участию в рассмотрении обращений граждан и юридических лиц, личном приеме по вопросам, отнесенным к компетенции этих организаций. Не позднее чем за три дня до начала личного приема депутат Совета уведомляет указанных лиц о дате, времени и месте проведения личного приема».
Статья 17. «Для осуществления своих полномочий, в том числе для коллективного обсуждения вопросов, относящихся к компетенции Совета, реализации предвыборных программ депутаты Совета вправе объединяться на добровольной основе в постоянные и временные депутатские группы. Создание и деятельность депутатской группы осуществляются при наличии не менее трех депутатов Совета, входящих в ее состав. Депутаты Совета могут свободно входить в депутатские группы и выходить из них.»
Статья 21. «Депутат Совета ответствен перед избирателями и им подотчетен.» «Отчет депутата Совета может быть заслушан также по письменному требованию группы избирателей численностью, установленной регламентом Совета.» «Собрание, на котором заслушивается отчет депутата Совета, может принимать решение, содержащее предложения и замечания депутату Совета, которые доводятся до сведения граждан через средства массовой информации или иным путем.» «Депутат Совета обязан периодически, но не реже двух раз в год отчитываться перед избирателями о своей деятельности и ходе выполнения предвыборной программы, о работе Совета и его органов, в состав которых он избран или входит по должности.» Статья 22. «Соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган выделяет помещение, необходимое для проведения встречи депутата Совета с гражданами, отчета перед избирателями, заблаговременно извещает их о дате, времени и месте проведения.»
Статья 22. «Депутат Совета имеет преимущественное право выступать по вопросам своей деятельности в средствах массовой информации, учрежденных Советом. При этом материалы, представляемые депутатом Совета по поручению Совета и его органов, подлежат обязательному опубликованию или распространению этими средствами массовой информации в срок, согласованный с депутатом Совета. Редактирование представленных депутатом Совета материалов без его согласия не допускается.»
Статья 25. «По вопросам своей деятельности депутат Совета пользуется правом первоочередного приема должностными лицами соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа и других организаций, расположенных на подведомственной Совету территории (за исключением республиканских государственных органов).»
Закон республики Беларусь 4 ноября 1998 г. № 196-З «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» (в редакции от 1 января 2015 г. № 232-З).
Статья 22. «В случае обнаружения нарушения законности депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе направить представление должностному лицу правоохранительных или контролирующих (надзорных) органов, других государственных органов, органов общественных объединений, иных организаций.
Должностные лица правоохранительных или контролирующих (надзорных) органов, других государственных органов, органов общественных объединений, иных организаций, которым направлено представление депутата Палаты представителей, члена Совета Республики, принимают меры к устранению нарушения, а при необходимости – к привлечению виновных к ответственности с последующим информированием об этом депутата Палаты представителей, члена Совета Республики.»
Статья 23. «Для осуществления депутатских полномочий депутаты Палаты представителей могут на основе их взаимного согласия объединяться в депутатские группы, ассоциации, клубы, объединения.»
Статья 24. Депутат Палаты представителей «принимают меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов своих избирателей, населения соответствующей административно-территориальной единицы: рассматривают поступившие от них обращения, способствуют в пределах своих полномочий надлежащему решению содержащихся в них вопросов; ...изучают общественное мнение и при необходимости вносят предложения в соответствующие государственные органы, органы территориального общественного самоуправления и общественные объединения».
«В своей работе депутат Палаты представителей, член Совета Республики взаимодействуют с государственными органами, органами территориального общественного самоуправления, политическими партиями и иными общественными объединениями. Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе участвовать с правом совещательного голоса в рассмотрении государственными органами вопросов, поставленных в обращении депутата Палаты представителей, члена Совета Республики.»
Статья 25. Депутат Палаты представителей «3) осуществляют контроль за рассмотрением полученных ими обращений граждан и юридических лиц в государственных органах, органах общественных объединений, иных организациях, принимают личное участие в их рассмотрении и контроле за реализацией принятых по обращениям граждан и юридических лиц решений;
4) при необходимости могут по согласованию с должностными лицами государственных органов, органов общественных объединений, иных организаций, расположенных на территории избирательного округа, административно-территориальной единицы, привлекать этих должностных лиц к участию в личном приеме, рассмотрении обращений граждан и юридических лиц. Не позднее чем за три дня до начала личного приема депутат Палаты представителей, член Совета Республики уведомляют руководителя государственного органа, органа общественного объединения, иной организации о времени и месте проведения личного приема.
По результатам рассмотрения обращений граждан и юридических лиц депутат Палаты представителей, член Совета Республики могут направить представление должностным лицам правоохранительных или контролирующих (надзорных) органов, других государственных органов, органов общественных объединений, иных организаций.»
Статья 26. «Депутат Палаты представителей ответствен перед избирателями и им подотчетен.» «Отчет депутата может быть проведен также по требованию не менее 300 избирателей, проживающих на территории избирательного округа.»
Статья 27. «Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, общественные объединения оказывают депутату Палаты представителей содействие и необходимую помощь в проведении встреч и собраний с избирателями по отчету о проделанной им работе. С этой целью местные исполнительные и распорядительные органы выделяют помещение, оборудование, транспорт, заблаговременно извещают граждан о времени, месте проведения отчета депутата или его встречи с избирателями.
Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, другие государственные органы, органы общественных объединений предоставляют депутату Палаты представителей по его просьбе материалы, необходимые для отчетов, встреч и выступлений перед избирателями. Местные исполнительные и распорядительные органы, государственные средства массовой информации обеспечивают объективное освещение отчетов, встреч депутата с избирателями.»
Статья 28. «Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе участвовать с правом совещательного голоса в заседаниях органов местного управления и самоуправления.»
Статья 29. «Депутат Палаты представителей, член Совета Республики имеют преимущественное право выступать по вопросам своей деятельности в государственных средствах массовой информации. При этом материалы, представляемые депутатом Палаты представителей, членом Совета Республики по поручению соответствующей палаты и ее органов, подлежат обязательному опубликованию или распространению через государственные средства массовой информации в срок, согласованный с депутатом Палаты представителей, членом Совета Республики, но не позднее семи дней после обращения. Редактирование представленных депутатом Палаты представителей, членом Совета Республики материалов без их согласия не допускается.»
Статья 51. Помощники имеют право: «3) по поручению депутата Палаты представителей, члена Совета Республики присутствовать на заседаниях организаций, расположенных на территории соответствующих избирательного округа, административно-территориальной единицы, а также на мероприятиях, проводимых указанными организациями;
4) по поручению депутата Палаты представителей, члена Совета Республики присутствовать и выступать на сессиях местных Советов депутатов, заседаниях местных исполнительных и распорядительных органов, доводя до сведения письменную позицию депутата Палаты представителей, члена Совета Республики по рассматриваемым вопросам;»
Статья 51. Помощники обязаны: «4) изучать общественное мнение, осуществлять постоянный мониторинг общественно-политической и социально-экономической ситуации на территории соответствующих избирательного округа, административно-территориальной единицы;
5) принимать участие в подготовке обращений, запросов, представлений депутата Палаты представителей, члена Совета Республики и рассмотрении обращений граждан и юридических лиц, полученных депутатом Палаты представителей, членом Совета Республики, изучать содержащиеся в обращениях вопросы;
7) информировать депутата Палаты представителей, члена Совета Республики о происходящих на территории соответствующих избирательного округа, административно-территориальной единицы событиях в общественно-политической, социально-экономической, культурной и иных сферах, а также об актах законодательства, принятых соответствующими местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами;»
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 5 июля 2004 г. № 300-З
Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь (в редакции от 30 декабря 2015 г. № 334-З)
Статья 13. Государственное регулирование в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности
Государственное регулирование в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь, местными Советами депутатов, местными исполнительными и распорядительными органами и иными государственными органами в пределах их полномочий в соответствии с законодательством.
Статья 17. Компетенция местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности
1. Местные Советы депутатов в пределах своей компетенции:
утверждают региональные программы, концепции (местные Советы депутатов первичного территориального уровня – планы мероприятий) по вопросам жилищного строительства, благоустройства соответствующей территории, дорожного строительства, осуществляют контроль за выполнением этих программ, концепций (планов мероприятий);
направляют депутатов местных Советов депутатов в состав комиссий по общественному обсуждению в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
осуществляют иные полномочия в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, предусмотренные актами законодательства.