22:57
1 мая 1885 года в день Светлой Пасхи царь Александр III протянул своей возлюбленной царице Марии Федоровне, совершенно неинтересное, белое эмалированное яйцо. Оно было приблизительно 7 см и внешне походило на большое утиное яйцо. Только когда императрица открыла подарок царя, оно выявило свою истинную природу: как в сложной матрешке, в нем находился желток, сделанный из золота, внутри желтка была спрятана золотая курица, сидящая на гнезде из золотой соломы, в курице была спрятана миниатюрная копия императорской короны с алмазами, внутри которой лежал крошечный рубиновый кулон.
Александр очень хотел отвлечь жену от угроз террористов, отвлечь ее от беспокойства за свое положение. Он хотел окунуть ее в воспоминания о счастливом детстве в Дании, когда Марию еще звали Дагмар и когда все еще было безоблачно и беззаботно. В детстве принцессе Дагмар показывали замечательное яйцо из королевского собрания, датированное началом 18-го века. Оно было из слоновой кости, а не из эмали, которую использовал Фаберже и последний открываемый предмет был кольцо, а не кулон, но в любом случае изделия были очень похожи.
Спустя 6 недель после подарка, царский двор выпустил следующее объявление: «Его Императорское Величество дал свое высочайшее разрешение Санкт-петербургскому ювелиру, купцу 2-й гильдии Карлу Фаберже, с магазином на Большой морской, 18, носить титул поставщика императорского двора с правом использовать государственный герб на вывеске магазина». Корона и кулон не сохранились. Продан Кремлем в 20-х годах.
Символом эпохи и исчезнувшей Российской империи, ее богатства и процветания, вершиной русского ювелирного мастерства по праву считаются Пасхальные яйца Фаберже. Именно они сделали имя русского ювелира знаменитым во всем мире, имя, которое с придыханием произносится сегодня в Европе и Америке.
Яйца Фаберже являются чудом не только ювелирного мастерства, но и механики: каждое яйцо имеет свой сюрприз. Им были или часы, или музыкальные шкатулки, или маленькие поезда, проезжавшие несколько метров, или павлин, имитировавший походку настоящей птицы, или шагающие мавры, или миниатюрные картины.
История создания императорской коллекции Пасхальных яиц, их пропажи, обретения, а потом - многочисленных подделок обросла легендами, тайнами, криминальными историями и именами, все больше европейскими и американскими. Об этих чудо яйцах для миллионеров написаны тома научных и искусствоведческих исследований и десятки криминальных романов и детективов.
Но сегодня даже бренд фирмы Фаберже давно не принадлежит России, а все попытки Виктора Вексельберга выкупить его оказались тщетными. Знаменитый русский ювелир с немецко-франко-датскими корнями Карл Фаберже тридцать два года (1885-1917) изготавливал для императорской семьи Романовых знаменитые Пасхальные яйца - по одному в год, а кроме них еще и для других богатых частных заказчиков.
Начало знаменитой ювелирной династии уходит корнями во Францию (отсюда - французская фамилия), к далеким предкам-гугенотам. Самое первое Пасхальное яйцо (1885) было изготовлено Карлом Фаберже вовсе не к Пасхе (пусть и в форме яйца), а к двадцатилетию помолвки в 1866 году Александра III с дочерью датского короля Марией Дагмар, при крещении в православие получившей имя Марии Федоровны.
Яйца превратились в праздничные Пасхальные с легкой руки императрицы Дагмар, которая так восхитилась подарком, что заказала Карлу Фаберже ежегодно изготавливать по одному Пасхальному яйцу с обязательным условием, чтобы ни одно из них не повторяло предыдущие и обязательно имело сюрприз.
Так было положено начало императорской традиции, просуществовавшей вплоть до отречения Николая II от царского престола. Александр III на протяжении десяти лет заказывал только одно яйцо – для своей жены, а после смерти императора его сын, Николай II, заказывал два яйца: одно для своей матушки – Марии Федоровны, вдовы Александра III, второе - для жены, действующей императрицы Александры Федоровны.