Проект указа, согласно которому при проведении налоговой проверки будут проверять только последние 5 лет деятельности вместо всего срока деятельности или с момента предыдущей проверки. Также предусматривается возможность ликвидации юр. лица или ИП, у которых отсутствуют движения по счетам в течение 3 лет подряд, без проведения проверки как таковой.
В рамках обсуждения Проект Указа Президента Республики Беларусь «Об отдельных вопросах проведения проверок и налогообложения юридических и физических лиц» предлагаю включить в текст Указа следующее положение:
В случае, если при проведении налоговыми органами проверки деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя происходит переквалификация делового договора, предметом которого было оказание услуг или реализация имущественных прав в проверяемых налоговых периодах, в результате которой у субъекта хозяйствования задним числом возникают новые налоговые обязательства — ограничить налоговую ответственность в подобных случаях только уплатой/доплатой соответствующих сумм налога без взимания пеней и наложения административных штрафов.
Обоснование: в современных экономических реалиях характер оказываемых услуг и экономической деятельности в целом подвержен очень быстрым изменениям. Появляются совершенно новые виды услуг, которые чрезвычайно сложно корректно соотнести с действующими нормами налогового законодательства. В особенности это касается внешнеэкономических экспортных договоров, которые бывают существенно осложнены нормами иностранного права. Такие договора в некоторых случаях очень сложно интерпретировать однозначно, чтобы определить вид оказываемых услуг в целях применения Статьи 33 НК РБ и иных норм налогового законодательства.
Особенную сложность в этом испытывают субъекты малого предпринимательства, в частности индивидуальные предприниматели, которые хотели бы заниматься экспортом услуг и/или имущественных прав, но, в отличие от крупных предприятий, не имеют свободного доступа к штатной юридической службе, способной дать адекватную квалификацию договора в целях налогообложения. Кроме того, сложные внешнеэкономические договора во многих случаях вызывают затруднения даже у опытных юристов, что не позволяет им дать существенных гарантий корректности квалификации такого договора в целях налогообложения. Все это создает тревожную неопределенность в части установления собственных налоговых обязательств субъектами малого и среднего предпринимательства и препятствует свободному ведению внешнеэкономической активности в современном мире.
Например, возможна ситуация, при которой субъект хозяйствования добросовестно полагает, что услуга, оказываемая им нерезиденту и точное определение которой отсутствует в Налогом кодексе Республики Беларусь, попадает под действие подпункта 1.4 пункта 1 Статьи 33 НК РБ, то есть не считается оказанной на территории Беларуси, а значит не подлежит обложению НДС. Если при проведении налоговой проверки налоговая инспекция даст иную трактовку характеру оказываемых услуг и вынесет решение о том, что такую услугу следовало отнести к подпункту 1.5 пункта 1 Статьи 33 НК РБ, а значит считать оказанной на территории Беларуси, у субъекта хозяйствования могут вознкинуть ретроспективные налоговые обязательства по уплате НДС. Если такие обязательства вознкинут сразу за несколько налоговых периодов, то сумма пени за соответствующие периоды неуплаты НДС может значительно превысить саму сумму неуплаченного налога, что может стать существенным бременем для субъекта хозяйствования, особенно для индивидуальных предпринимателей.
Похожая ситуация возможна в отношении некоторых смешанных видов внешнеэкономических договор, предметом которых является экспортная реализация имущественных прав. Например, такой договор можно квалифицировать либо как лицензионный договор, либо как договор комиссии. В случае ошибочной квалификации договора субъектом хозяйствования при последующей переквалификации этого договора налоговой инспекцией могут возникнуть обязательства по уплате НДС и налога на доходы иностранных организаций за предыдушие налоговые периоды, пеня за несвоевременную уплату которых может в разы превысить суммы самих налогов.
Предлагаю признать возможность применения пеней и штрафов, налагаемых в случаях, обозначенных выше, излишними формами ответственности, применяемой к добросовестным плательщикам налогов и сборов в обозначенных обстоятельствах, когда у таких плательщиком отсутствует объективная возможность однозначной трактовки своих обязательств по уплате налогов, а также умысел на совершение нарушения.
Учитывая вышеизложенное, в рамках поручения Главы государства о проведении работы, направленной на стимулирование деловой активности, исключение излишних требований, предъявляемых к субъектам хозяйствования, а также дальнейшее совершенствование контрольной (надзорной) деятельности, а также в целях стимулирования внешнеэкономической активности субъектов хозяйствования, увеличения экспортной валютной выручки, увеличения самостоятельной занятости граждан, устранения излишней формы ответственности, прошу включить в текст Указа "Об отдельных вопросах проведения проверок и налогообложения юридических и физических лиц", находящегося на стадии общественного обсуждения, соответствующие положения, изложенные выше.