Соблюдение государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения в отношении населения микрорайона Запад-2
(данные по количеству обслуживаемого населения и расчетных мощностях учреждений здравоохранения взяты из письма №416-6/Я - 4 от 17.01.2014г).
C 10.12.2013 г. по 24.12.2013 г. проводилось общественное обсуждение проекта строительства объекта «Многоквартирный жилой дом в квартале ул. Бурдейного – Тимошенко – Одинцова – Якубовского». Организатор общественного обсуждения – Администрация Фрунзенского района г.Минска.
После заселения 19-ти этажного жилого дома на 133 квартиры численность населения квартала увеличится, что ухудшит обеспеченность населения квартала учреждениями и предприятиями социально-гарантированного обслуживания, в том числе и амбулаторно-поликлиническими учреждениями.
1. Взрослые поликлиники
Обеспеченность учреждениями и предприятиями социально-гарантированного обслуживания регламентирует п. 7.4 ТКП 45-3.01-116-2008 «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки». В частности, радиус обслуживания (зона обслуживания) амбулаторно-поликлинических учреждений – до 1000 м. (п. 7.4.11 ТКП 45-3.01-116). В радиусе до 1000 м. от планируемого размещения объекта расположены взрослые поликлиники № 31 и №2, а также детская поликлиника № 25.
1.1 Взрослая поликлиника № 31
Расчётная мощность учреждения здравоохранения «31-я городская поликлиника» составляет 1034 посещения в смену. Утвержденная численность обслуживаемого взрослого населения по состоянию на 2014 г. – 54500 человек. Общая численность обслуживаемого населения, с учётом граждан, прикреплённых по заявлениям и с разрешения главного врача, на 17.01.2014 г. – 55381 человек. Из них 10089 человек - население микрорайона Каменная горка-5, которое планируется передать на обслуживание в поликлинику в микрорайоне Каменная горка -3 в 2015 г.
1.1.1 Градостроительные нормативы
Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений для городов следует определять исходя из 23 посещений в смену на 1000 чел. (п. 7.4.8 ТКП 45-3.01-116). При данном нормативе, для обслуживания закрепленного населения, необходимо иметь поликлинику на (55381х23)/1000=1274 посещения в смену.
Основные технико-экономические показатели Генерального плана г. Минска предусматривают обеспечение населения поликлиниками исходя из повышенного стандарта на 1000 человек: 30,2 посещений в смену к 2015 г. и 30,3 посещений в смену – к 2030 году.
Соответственно, даже если предположить, что число обслуживаемого поликлиникой населения останется прежним, а население микрорайона Каменная горка-5 в 2015 г. будет переведено на обслуживание в другую поликлинику, то расчётная мощность на 31-ую поликлинику составит: ((55381-10089)х30,2)/1000=(45292х30,2)/1000=1368 посещения в смену.
Таким образом, в настоящее время норматив обеспеченности поликлиниками взрослого населения уже превышен даже без учета планируемого уплотнения квартала, а для выполнения показателя Генерального плана г. Минска (30,2/1000 к 2015 г.) резерв мощности поликлиники № 31 отсутствует.
1.1.2 Норматив обеспеченности населения врачами
Норматив обеспеченности населения участковыми врачами-терапевтами составляет 1 врач на 1,7 тыс. взрослого населения (п. 37 Системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2003 № 724). При этом данный норматив определяется показателем числа обслуживаемого населения в расчете на одного участкового врача-терапевта по занятым должностям. Соответственно, для 55 381 обслуживаемого поликлиникой населения требуется 55381/1700=33 участковых врачей-терапевтов по занятым должностям. Имеется ли такое количество участковых врачей-терапевтов по занятым должностям для обслуживания «закрепленного» за поликлиникой № 31 населения?
1.1.3 Норматив кадрового обеспечения государственных учреждениях здравоохранения
Нормы и нормативы кадрового обеспечения в государственных учреждениях здравоохранения различных типов и видов являются государственными минимальными социальными стандартами в области здравоохранения (абз. 4 ст. 9 Закона «О государственных минимальных социальных стандартах»)
Штатные нормативы должностей врачей для оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению в государственных организациях здравоохранения системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь, финансируемых за счет средств бюджета, установлены в Приложении 2 к Приказу Министерства здравоохранения Республики Беларусь 24.04.2003 № 76 «Об утверждении нормативов кадрового обеспечения и штатных нормативов должностей врачей для оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению в государственных организациях здравоохранения системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь, финансируемых за счет средств бюджета».
Штатная численность должностей врачей для оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению (обеспечение приема взрослого и детского населения, включая консультативный прием в областных организациях здравоохранения; оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи в дошкольных учреждениях, учреждениях, обеспечивающих получение начального, базового, общего среднего, профессионально-технического образования, на дому, в дневных стационарах, в медицинских комиссиях при военкоматах и др.) определяется исходя из штатных нормативов в расчете на 1000 жителей (взрослое и детское население). В частности, норматив по г. Минску:
врач-терапевт участковый, врач общей практики, врач-терапевт, врач-гериатр (суммарно) - 0,69 на 1000 взрослого населения;
врач-невролог – 0,07 на 1000 взрослого населения; и др.
Соответственно, для 55381 обслуживаемого поликлиникой населения требуется (55381х0,69)/1000=38 должностей врачей-терапевтов участковых, врачей общей практики, врачей-терапевтов, врачей-гериатров (суммарно), (55381х0,07)/1000=3,88 должности врача-невролога и т.д.
Имеется ли такое количество должностей врачей для обслуживания «закрепленного» за поликлиникой № 31 населения? Если имеется, то в каких учреждениях при том, что необходимая мощность учреждений для обслуживания населения недостаточна?
1.1.4 Нормативы объемов медицинской помощи
Нормативы объемов медицинской помощи населению г. Минска на 2013 год (в расчете на 1000 жителей) установлены в Приложении к Территориальной программе государственных гарантий по обеспечению медицинским обслуживанием населения г. Минска на 2013 год, утвержденной Решением Минского городского совета депутатов от 6 февраля 2013 г. № 298. Так, медицинская помощь в амбулаторных условиях в учреждениях здравоохранения, подчиненных Комитету по здравоохранению Минского городского исполнительного комитета – 11140 посещений в год на 1000 человек (подп. 1.2 п. 1 Приложения).
Соответственно, для выполнения норматива 11140/1000 для населения 55381 человек требуется оказать медицинскую помощь в объеме (11140х55381)/1000=616944 посещений поликлиник и посещений на дому в год.
Расчетная мощность поликлиники № 31 составляет 1034 посещений в смену. В
2013 г. – 252 рабочих дней. Соответственно, поликлиника № 31 теоретически могла оказать в 2013 г. медицинскую помощь в объеме 1034х2х252=521136 посещений поликлиники. Что гораздо меньше требуемого норматива даже без учёта:
а) неполной укомплектованности штатов;
б) ухода персонала в отпуск, на больничные и т.д.
1.2 Взрослая «Центральная районная поликлиника № 2 Фрунзенского района г. Минска»
Расчётная мощность – 1072 посещений в смену. Утвержденная численность обслуживаемого взрослого населения по состоянию на 2013 г. – 44500 человек. Общая численность обслуживаемого населения, с учётом граждан, прикреплённых по заявлениям и с разрешения главного врача, на 27.12.2013 г. – 44814 человек.
1.2.1 Градостроительные нормативы
Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений для городов следует определять исходя из 23 посещений в смену на 1000 чел. (п. 7.4.8 ТКП 45-3.01-116). При данном нормативе, для обслуживания закрепленного населения, необходимо иметь поликлинику на (44814х23)/1000=1031 посещения в смену.
Основные технико-экономические показатели Генерального плана г. Минска предусматривают обеспечение населения поликлиниками исходя из повышенного стандарта на 1000 человек: 30,2 посещений в смену к 2015 г. и 30,3 посещений в смену – к 2030 году.
При нормативе 30,2/1000 для обслуживания закрепленного населения необходимо иметь поликлинику на (44814х30,2)/1000=1353 посещений в смену.
Таким образом, для выполнения показателя Генерального плана г. Минска (30,2/1000 к 2015 г.) резерв мощности поликлиники № 2 отсутствует
1.2.2 Норматив обеспеченности населения врачами
Норматив обеспеченности населения участковыми врачами-терапевтами составляет 1 врач на 1,7 тыс. взрослого населения (п. 37 Системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2003 № 724). При этом данный норматив определяется показателем числа обслуживаемого населения в расчете на одного участкового врача-терапевта по занятым должностям. Соответственно, для 44814 обслуживаемого поликлиникой населения требуется 44814/1700=26,3 участковых врачей-терапевтов по занятым должностям. Имеется ли такое количество участковых врачей-терапевтов по занятым должностям для обслуживания «закрепленного» за поликлиникой № 2 населения?
1.2.3 Норматив кадрового обеспечения государственных учреждениях здравоохранения
Нормы и нормативы кадрового обеспечения в государственных учреждениях здравоохранения различных типов и видов являются государственными минимальными социальными стандартами в области здравоохранения (абз. 4 ст. 9 Закона «О государственных минимальных социальных стандартах»)
Штатные нормативы должностей врачей для оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению в государственных организациях здравоохранения системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь, финансируемых за счет средств бюджета, установлены в Приложении 2 к Приказу Министерства здравоохранения Республики Беларусь 24.04.2003 № 76 «Об утверждении нормативов кадрового обеспечения и штатных нормативов должностей врачей для оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению в государственных организациях здравоохранения системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь, финансируемых за счет средств бюджета».
Штатная численность должностей врачей для оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению (обеспечение приема взрослого и детского населения, включая консультативный прием в областных организациях здравоохранения; оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи в дошкольных учреждениях, учреждениях, обеспечивающих получение начального, базового, общего среднего, профессионально-технического образования, на дому, в дневных стационарах, в медицинских комиссиях при военкоматах и др.) определяется исходя из штатных нормативов в расчете на 1000 жителей (взрослое и детское население). В частности, норматив по г. Минску:
врач-терапевт участковый, врач общей практики, врач-терапевт, врач-гериатр (суммарно) - 0,69 на 1000 взрослого населения;
врач-невролог – 0,07 на 1000 взрослого населения; и др.
Соответственно, для 44814 обслуживаемого поликлиникой населения требуется (44814х0,69)/1000=30,9 должностей врачей-терапевтов участковых, врачей общей практики, врачей-терапевтов, врачей-гериатров (суммарно), (44814х0,07)/1000=3,14 должности врача-невролога и т.д.
Имеется ли такое количество должностей врачей для обслуживания «закрепленного» за поликлиникой № 2 населения? Если имеется, то в каких учреждениях при том, что необходимая мощность учреждений для обслуживания населения недостаточна?
2. Детская поликлиника № 25
УЗ «25-ая городская детская поликлиника»: плановая мощность – 480 посещений в смену, при этом расчетная мощность – 848 посещений в смену. Утвержденная численность обслуживаемого населения на 2014 г. – 20200 человек, фактическая численность обслуживаемого поликлиникой населения на 27.12.2013 г. – 20764 человек.
2.1 Градостроительные нормативы
При нормативе 23/1000 необходимо иметь детскую поликлинику на (16800х23)/1000=386 посещений в смену, а с учетом дополнительно закрепленного населения (20764х23)/1000=478 посещений в смену.
Для выполнения показателя Генерального плана г. Минска (30,2/1000 к 2015 г.) необходимо иметь детскую поликлинику на (20764*30,2)/1000=627 посещений в смену. Таким образом, для выполнения показателя Генерального плана г. Минска (30,2/1000 к 2015 г.) резерв мощности детской поликлиники № 25 отсутствует.
2.1.2 Норматив обеспеченности населения врачами
Норматив обеспеченности населения участковыми врачами-педиатрами составляет 1 врач на 0,8 тыс. детского населения (п. 37 Системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2003 № 724). При этом данный норматив определяется показателем числа обслуживаемого населения в расчете на одного участкового врача-педиатра по занятым должностям. Соответственно, для 20764 обслуживаемого поликлиникой детского населения требуется 20764/800=26 участковых врачей-педиатров по занятым должностям. Имеется ли такое количество участковых врачей-педиатров по занятым должностям для обслуживания «закрепленного» за детской поликлиникой № 25 населения?
2.1.3 Норматив кадрового обеспечения в государственных учреждениях здравоохранения
Штатная численность должностей врачей для оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению согласно Приложения 2 к Приказу Министерства здравоохранения Республики Беларусь 24.04.2003 № 76 по г. Минску:
врач-педиатр участковый, врач-подростковый (суммарно) – 1,25 на 1000 детей;
врач-педиатр – 0,616 на 1000 детей;
врач-невролог – 0,07 на 1000 детей и др.
Соответственно, для 20764 обслуживаемых поликлиникой детей требуется:
(20764х1,25):1000=25,96 должность врачей-педиатров участковых, врачей-подростковых (суммарно);
(20764х0,616):1000=12,79 должностей врачей-педиатров;
(20764х0,07):1000=1,45 должностей врачей-неврологов.
Имеется ли такое количество должностей врачей для обслуживания «закрепленного» за поликлиникой № 25 количества детей? Если имеется, то в каких учреждениях при том, что необходимая мощность учреждений для обслуживания детей недостаточна?
3. Прирост населения в результате уплотнения микрорайона
Необходимо учесть прирост населения в ближайшее время, связанный с осуществляемым и планируемым строительством, а также заселением новых жилых домов в радиусе до 1000 м. от взрослых поликлиник № 31 и №2, а также детской поликлиники № 25:
- жилой дом по ул. Притыцкого, 77
- жилой дом по ул. Тимошенко, 34
- жилой дом во 2-ом пер. Тимошенко, 3
Между тем, планировка и застройка территории населенных пунктов должны предусматривать создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения, комплексное благоустройство городов и других населенных пунктов, предотвращение и устранение неблагоприятного воздействия факторов среды обитания человека на его здоровье (п. 6 Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к проектированию, строительству, реконструкции и вводу объектов в эксплуатацию», утв. Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10.02.2011 № 12). О каких «благоприятных условиях для жизни и здоровья населения» может идти речь при безудержном уплотнении микрорайона жилыми домами повышенной этажности?
Исходя из вышеизложенного, требую:
1. Провести проверку соблюдения государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения в отношении населения, обслуживающегося взрослыми поликлиниками № 31 и № 2, а также детской поликлиникой № 25:
а) Норматив обеспеченности населения врачами (п. 37 Системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2003 № 724).
б) Норматив кадрового обеспечения государственных учреждениях здравоохранения, в т.ч. и взрослых поликлиник № 31 и № 2, а также детской поликлиники № 25 (Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь 24.04.2003 № 76 «Об утверждении нормативов кадрового обеспечения и штатных нормативов должностей врачей для оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению в государственных организациях здравоохранения системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь, финансируемых за счет средств бюджета»).
в) Нормативы объемов медицинской помощи (Приложение к Территориальной программе государственных гарантий по обеспечению медицинским обслуживанием населения г. Минска на 2014 год, утвержденной Решением Минского городского совета депутатов от 6 февраля 2013 г. № 29
.
2. Принять меры реагирования, направленные на недопущение строительства объекта «Многоквартирный жилой дом в квартале ул. Бурдейного – Тимошенко – Одинцова – Якубовского».
Ответ на данное электронное обращение прошу дать в письменной форме.
«___»_____________2014 г.