Горе-продавцы! Изучайте.
Защита прав потребителей > Разъяснения > Разъяснение (комментарий) Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»
Возврат денег в случае, если доказательством приобретения товара являются свидетельские показания.
Согласно пункту 5 статьи 19 Закона продавец не вправе отказать потребителю в удовлетворении его требований на том основании, что у потребителя отсутствует документ, подтверждающий факт покупки. Для подтверждения факта покупки товара потребитель может использовать свидетельские показания, элементы упаковочного материала (тары), на которых имеются отметки, подтверждающие, что покупка товара осуществлялась у данного продавца, маркировка на товаре, расписка и другие средства доказывания, указывающие на осуществление покупки у данного продавца. Потребитель должен иметь доказательства приобретения товара у конкретного продавца и при обмене (возврате) товара надлежащего качества (пункт 2 статьи 26 Закона).
Таким образом, в случае отсутствия у потребителя документа, подтверждающего факт покупки, продавец вправе потребовать иных доказательств приобретения у него товара, а потребитель должен эти доказательства предоставить.
В случае если потребитель никаких доказательств не представил либо представленные доказательства не вызывают доверия (в том числе свидетельские показания), и у продавца имеются обоснованные сомнения в том, что товар приобретен у него, Закон не запрещает продавцу перенести решение спора в судебные органы. В таком случае основанием к отказу в добровольном удовлетворении требований потребителя будет являться не отсутствие документа, подтверждающего факт покупки (отказывать на этом основании запрещено Законом), а наличие обоснованных сомнений в том, что товар приобретен именно у этого продавца и именно в тот день, о котором говорит потребитель.
Законодательством не установлены требования к оформлению свидетельских показаний в досудебном порядке. Полагаем, свидетельские показания могут быть оформлены актом, заявлением или иным документом в установленном продавцом порядке.
Выплата из кассы в случае, когда потребитель обратился без кассового чека.
В случае возврата потребителю из кассы наличных денежных средств составляется акт о возврате наличных денежных средств потребителю по форме, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 09.09.2004 г. № 103 «Об утверждении Инструкции о порядке использования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг». Если потребитель представил кассовый чек, в акте указывается его номер, чек погашается и прилагается к акту. В случае отсутствия у потребителя кассового чека, в графе акта «Номер чека» ставится прочерк.
Гарантийные сроки. Их значение. Срок, в течение которого потребитель вправе предъявлять претензии к качеству товара.
Во-первых, если гарантийный срок превышает два года, потребитель вправе предъявлять претензии к качеству товара в течение данного гарантийного срока.
Во-вторых, момент обнаружения недостатка в товаре имеет значение для определения, кто будет доказывать причину возникновения недостатка. При обнаружении недостатка товара в период гарантийного срока обязанность доказать причину возникновения дефекта лежит на продавце (изготовителе); если же недостаток обнаружен в товаре, на который гарантийный срок не установлен, либо по истечении гарантийного срока, бремя доказывания возлагается на потребителя.
Закон не делает исключений для отдельных групп товаров в отношении сроков предъявления претензий к их качеству. Однако полагаем, что бремя доказывания, возложенное Законом на потребителя, позволит предотвратить случаи предъявления потребителем претензий к качеству товаров с небольшим сроком эксплуатации (белье, чулочно-носочные изделия, канцтовары и т.п.) по истечении разумного срока для предъявления претензий к качеству таких товаров.
Устранение недостатков товара изготовителем (продавцом). (Статья 21 Закона)
В законодательстве отсутствует определение термина «незамедлительно». Полагаем, что этот срок может быть определен как минимальный период времени, необходимый для выполнения работ по обнаружению причины неисправности и устранению выявленного недостатка с учетом времени доставки товара к месту ремонта и обратно.
Обязанность продавца устранить недостатки товара самостоятельно Законом не предусмотрена. Продавец вправе устранить недостатки товара либо своими силами, либо силами третьих лиц. Продавец (изготовитель) может предоставить потребителю информацию об организациях, уполномоченных на устранение недостатков в товаре (в гарантийном талоне, техническом паспорте, руководстве пользователя и т.п.). Предоставление данной информации потребителю не означает, что потребитель утрачивает право обращаться с требованием об устранении недостатков непосредственно к продавцу (изготовителю).
Возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги)
В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона вред, причиненный вследствие недостатков товара, подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара по выбору потерпевшего. В этой связи, если в нарушение требований акта законодательства срок годности или срок службы товара не установлены либо лицо, которому продан товар, не было предупреждено о необходимых действиях по истечении срока годности или срока службы товара и возможных последствиях при невыполнении указанных действий, в результате чего жизни, здоровью или имуществу потребителя причинен вред, он подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара по выбору потерпевшего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона вред подлежит возмещению в полном объеме продавцом (изготовителем) независимо от его вины и от того, состоял потребитель с ним в договорных отношениях или нет. Например, если по причине неисправности телевизора произошло его возгорание и в возникшем пожаре сгорели вещи потребителя, продавец или изготовитель (по выбору потерпевшего) должен возместить стоимость телевизора и всех поврежденных вещей. Если в результате пожара был причинен вред не только владельцу телевизора, но и другим лицам, они также вправе требовать возмещения вреда в полном объеме.
Информация о товарах (работах, услугах)
В соответствии с подпунктом 2.5 статьи 5 Закона информация о товаре должна содержать условия приобретения товара. Полагаем, что под условиями приобретения товаров понимается порядок приобретения товаров отличный от обычного, предполагающего свободный выбор товара и приобретение товара в месте его продажи после полной оплаты (например, приобретение алкогольных напитков, пива, табачных изделий, игральных карт только лицами, достигшими 18 лет; приобретение радиоэлектронных средств с радиоизлучением, высокочастотных установок только при наличии у потребителя разрешения органа БелГИЭ на приобретение этих устройств; условия приобретения товара в кредит и т.д.).
В СТБ 1100-98 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» определено, что если на потребительской таре небольших размеров (площадь большей стороны которой не превышает 10 см² невозможно довести до сведения потребителей необходимую информацию, она может быть размещена на листе-вкладыше или на групповой потребительской таре. Полагаем, что до момента урегулирования вопроса о способах размещении информации о товаре небольшого размера в законодательстве или технических правовых актах возможно применение по аналогии нормы государственного стандарта СТБ 1100-98.
В СТБ 1400-2003 «Товары непродовольственные. Информация для потребителя» также предлагается при реализации товаров небольших размеров необходимую информацию размещать на листах-вкладышах, прилагаемых к каждой единице упаковки.
По общему правилу каждая сторона должна доказывать факты, на которые ссылается. В этой связи потребитель, сообщивший об отсутствии информации о товаре в момент продажи ему товара, должен предоставить доказательства данного факта (свидетельские показания; акт проверки продавца уполномоченными государственными органами, в котором засвидетельствовано отсутствие необходимой информации; письменный ответ продавца на претензии потребителя, в котором продавец подтверждает факт продажи товара без информации о нем и т.д.). Для продавца доказательством предоставления потребителю информации о товаре является наличие необходимой информации на каждом товаре (в документации, прилагаемой к товарам, на потребительской таре, этикетках или доведение информации о товаре до сведения потребителя иным способом, принятым для данного вида товара). Иные способы доведения информации до потребителей могут устанавливаться законодательством, стандартами, техническими условиями, санитарными нормами и правилами и другими документами, определяющими требования к качеству товара. Если в указанных документах способы доведения до потребителей необходимой информации о товаре не определены, информация доводится способом, принятым изготовителем (продавцом).
Гражданско-правовая ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге). (Статья 8 Закона)
Требовать возмещения убытков при нарушении права на информацию вправе любой гражданин, имевший или имеющий намерение приобрести либо приобретающий или использующий приобретенные товары.
При нарушении права на информацию потребитель вправе возвратить товар продавцу и потребовать полного возмещения убытков независимо от того, привело это к неблагоприятным для него последствиям или нет.
Убытки возмещаются в полном объеме, однако только после предоставления потребителем доказательств их причинения. Например, потребителю для того, чтобы вернуть продавцу товар, не обладающий указанными в информации о товаре свойствами, необходимо совершить длительную поездку в другой город и обратно. В данном случае потребитель вправе требовать не только возврата стоимости товара, но и возмещение транспортных расходов. Доказательством их наличия может являться билет либо, если для поездки использовалось личное транспортное средство, – документы на него.
Продавец (изготовитель) также возмещает потребителю убытки, причиненные неправильной эксплуатацией потребителем товара из-за непредоставления (предоставления недостоверной или недостаточной) информации о товаре, поскольку согласно пункту 4 статьи 8 Закона следует исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных знаний о свойствах и характеристиках товара. Например, потребитель приобрел часы, которые через некоторое время остановились. Экспертиза установила, что причиной неисправности стало проникновение воды в корпус часов. Поскольку в инструкции по эксплуатации отсутствовало предупреждение о недопустимости контакта часов с водой, продавец (изготовитель) будет нести расходы по возмещению потребителю причиненных убытков.
Срок расторжения договора розничной купли-продажи
Сроки расторжения договора розничной купли-продажи определяются с учетом требований статьи 23 Закона, согласно которой требование потребителя о возмещении убытков, причиненных потребителю расторжением договора розничной купли-продажи (возвратом товара ненадлежащего качества изготовителю), подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем) незамедлительно либо в течение семи дней со дня предъявления соответствующего требования, а при необходимости проведения экспертизы – четырнадцати дней.
Обязанность изготовителя (продавца) обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара.
Данная норма Закона обеспечивает защиту потребителя в случае приобретения им некачественного товара иностранного производства.
Полагаем, что вопрос осуществления ремонта и технического обслуживания товара, а также выпуска и поставки запасных частей в течение срока производства товара (срока службы товара, если товар снят с производства, а при отсутствии такого срока – в течение десяти лет со дня продажи товара потребителю), должен решаться продавцом с поставщиком товара в договорном порядке.
Определение технически сложного товара.
В законодательстве нет определения технически сложного товара. Перечень технически сложных товаров, при обнаружении существенных недостатков которых (существенного нарушения требований к их качеству) потребитель вправе требовать их замены, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2002 г. № 778, содержит отдельные виды технически сложных товаров.
Выдача товарного чека при продаже отдельных групп товаров.
Согласно пункту 60 и пункту 72 Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2004 г. № 384 продажа тканей, верхних швейных, трикотажных изделий, головных уборов, меховых товаров и обуви должна сопровождаться выдачей также товарного чека, в котором указываются наименование товара и продавца, дата продажи, артикул, сорт и цена товара, а также подпись лица, непосредственно осуществившего продажу. При продаже мебели покупателю передается товарный чек, в котором указываются наименование товара и продавца, артикул, количество предметов, входящих в набор мебели, цена.
При продаже изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней согласно Постановлению Министерства торговли от 18.01.2002 г. № 3 «Об утверждении положения о порядке реализации ювелирных из драгоценных металлов и драгоценных камней юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на выставках, выставках-продажах, ярмарках» указывается также артикул, проба, вес, цена за грамм, вид и характеристика драгоценного камня.
Право потребителя на обмен товара надлежащего качества.
Согласно статье 26 Закона изначально потребитель вправе требовать обмена товара надлежащего качества на аналогичный товар другого размера, фасона, габарита, расцветки, формы или комплектации.
Только в случае отсутствия аналогичного товара в продаже потребитель вправе возвратить товар и получить уплаченную за него денежную сумму.
Исходя из вышеизложенного, товар, включенный в перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, не может быть возвращен продавцу.