Ранее мною направлялось заявление в Комитет архитектуры и градостроительства с просьбой сообщить сведения о планируемом строительстве объекта «Многоквартирный жилой дом по просп. Рокоссовского в границах микрорайона «Серебрянка-1» на участке, ограниченном жилыми домами 8, 12 по ул. Малинина, а также Средней школой №123 (просп.Рокоссовского, 127А), а именно:
1. Имеется ли утвержденный в установленном порядке градостроительный проект детального планирования (детальный план) на территорию, включающую испрашиваемый под застройку указанным объектом земельный участок?
2. Планируется ли проведение общественного обсуждения архитектурно-планировочной концепции указанного объекта строительства?
3. Если проведение общественного обсуждения архитектурно-планировочной концепции указанного объекта строительства не планируется, то по какой причине?
В ответе Комитета архитектуры и градостроительства от 05.01.2022 № 14-7-2/06-700 (Приложение 1), сказано:
«Застройка жилого района Серебрянка осуществлялась ориентировочно в 70-е годы прошлого столетия на основе разработанной после 1965 г. градостроительной документации, согласно которой размещение многоквартирного жилья на рассматриваемой территории принципиально возможно.
Проведение общественного обсуждения архитектурно-планировочной концепции строительства многоквартирного жилого дома не планируется»
В ответе Администрации Ленинского района г.Минска от 04.01.2020 № 01-23/эл1854 (Приложение 2), сказано:
«В соответствии с условиями акта выбора места размещения земельного участка проектирование осуществляется в конструкциях КУП «Завод эффективных промышленных конструкций», без разработки градостроительных проектов детального планирования территорий, либо без учета их требований, без проведения общественного обсуждения, без соблюдения нормативов, регулирующих высоту зданий в зависимости от близости размещения от них пожарного депо, без схем озеленённых территорий, без разработки стратегической экологической оценки.
С учетом изложенного, оснований для организации и проведения общественного обсуждения указанного объекта строительства не имеется.
Дополнительно информируем, разработанный и утвержденный в установленном порядке градостроительный проект детального планирования на территорию, в границах которой будет размещаться указанный объект, отсутствует».
Считаю, что ответ по существу от Комитета архитектуры и градостроительства на первый вопрос не получен.
Согласно Указу Президента Республики Беларусь 27 декабря 2007г. №667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков», а именно пункту 9 Положения о порядке изъятия и предоставлении земельных участков в г. Минске и областных центрах юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для строительства капитальных строений (зданий, сооружений), в акте выбора места размещения земельного участка должны указываться: условия проведения общественного обсуждения размещения объекта строительства (при необходимости его проведения).
Также в приложении Постановления Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 6 марта 2018 г.№4 «Об установлении формы акта выбора места размещения земельного участка» четко указывается, что в пункте 2 акта выбора должна присутствовать информация о проведении общественного обсуждения размещения объекта.
Необходимость же проведения общественных обсуждений обуславливается пунктом 17 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 01.06.2011 №687 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22.04.2019 №256) «Положение о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», общественные обсуждения в форме информирования и анализа общественного мнения проводятся для архитектурно-планировочных концепций объектов строительства (при отсутствии проектов детального планирования). В полученном ответе Администрации Ленинского р-на г.Минска сказано, что проект детального планирования на территорию отсутствует.
Также согласно абз. 2 п.3 Положения «Архитектурно-планировочная концепция объекта строительства – эскиз, обеспечивающий наглядное представление о размещении, физических параметрах и художественно-эстетических показателей, разрабатываемый в прединвестиционный период (до начала разработки проектной документации)», при этом «Общественное обсуждение осуществляется до проведения государственных экспертиз» (п. 6 Положения).
Таким образом, до начала разработки проектной документации указанного объекта строительства необходимо провести общественное обсуждение «архитектурно-планировочной концепции объекта строительства». Однако, в представленном ответе Комитета архитектуры и градостроительства сказано, что проектная документация уже разработана по заказу КУП «Завод эффективных промышленных конструкций», и в ответе Администрации Ленинского р-на также указано, что разработка проектной документации уже осуществляется КУП «Завод эффективных промышленных конструкций».
Не смотря на приведённые нормы законодательства, Комитет архитектуры и градостроительства в своем ответе указывает, что проведение общественного обсуждения архитектурно-планировочной концепции строительства многоквартирного жилого дома не планируется.
Причины, по которым не планируется проведение общественного обсуждения в ответе не указаны.
Соответственно, ответ на третий вопрос обращения не получен.
В соответствии со ст. 4 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»:
1. Физические лица имеют право на благоприятную среду обитания при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, на достоверную, полную и своевременную информацию о состоянии среды обитания и ее предполагаемых изменениях, если иное не установлено в соответствии с законодательными актами.
2. Реализация права физических лиц на благоприятную среду обитания предусматривает их участие в:
- градостроительном планировании развития территорий, в том числе населенных пунктов;
- осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Согласно п.1 Статьи 14 Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц»: «Письменные обращения считаются рассмотренными по существу, если рассмотрены все изложенные в них вопросы, приняты надлежащие меры по защите, обеспечению реализации, восстановлению прав, свобод и (или) законных интересов заявителей и им направлены письменные ответы».
Задачей прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, а также защита прав и законных интересов граждан, общественных интересов.
Согласно п. 1 ст. 4 Закона Республики Беларусь от 08.05.2007 № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь» прокуратура осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов органами государственного управления, организациями и должностными лицами.
Прокурор «принимает меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан… привлечению нарушителей к установленной законодательными актами ответственности» (п. 3 ст. 14 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь»).
При установлении нарушений законодательства (в том числе приводящих к нарушению прав и законных интересов граждан), в зависимости от их характера прокурор в пределах своей компетенции принимает меры прокурорского реагирования, указанные в п. 4 ст. 27 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь».
Исходя из вышеизложенного, считаю, что обращение не было рассмотрено по существу, а также не были даны ответы на все вопросы.
Поэтому прошу провести прокурорскую проверку, в ходе которой:
1. Проверить соблюдение требований Комитетом архитектуры и градостроительства:
1) ст.9, ст.14 и ст.18 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц»;
2) ст.4, п.3 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»;
3) абз. 5 п. 17 Положения о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.06.2011 № 687;
4) п.9 Положения о порядке изъятия и предоставления земельных участков в г. Минске и областных центрах юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для строительства капитальных строений (зданий, сооружений), Указа Президента Республики Беларусь 27 декабря 2007г. №667 «Об изъятии и предоставления земельных участков»;
2. Провести проверку соблюдения требований законодательства при составлении и утверждении Акта выбора места размещения земельного участка в части отсутствия в нем требования о проведении Общественного обсуждения.
3. Провести проверку соблюдения требований законодательства при отказе от проведения Общественного обсуждения.
4. По результатам проведения проверки и рассмотрения жалобы принять меры прокурорского реагирования, указанные в п.4 ст.27 Закона о прокуратуре.
Ответ на данное электронное обращение прошу дать в письменной форме, а его копию направить на электронную почту заявителя, указанную в данном обращении.