У председателя Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры Антона Астаповича накопилось порядочно разумных упреков к желающим заполучить лакомые места для строительства в центре города.
- Я не хочу обсуждать архитектурные достоинства этого проекта. Возможно, он гениальный, или не гениальный - дело вкуса. Но есть закон "Об охране историко-культурного наследия", ст. 29, пункт 3. Пункт 3 запрещает любую проектную, строительную и градостроительную деятельность без разработанного и утвержденного в законодательном порядке проекта охранных зон. Господин Цейтлин скромно вспомнил, что в октябре прошлого года былому первому роддому (детский реабилитационный центр. - [censored]) придали статус историко-культурной ценности, но скромно забыл сказать, что граница исторического центра Минска - комплексной историко-культурной ценности - проходит именно по центру проезжей части улицы Интернациональной и улицы Городской Вал. Исторический центр как комплексная историко-культурная ценность до этого времени не имеет ни в составе Генплана, ни в утвержденной Министерством культуры РБ согласованного и утвержденного проекта охранных зон. А значит, землевыделение этого участка сделано вне закона, проект сделан вне закона, и даже это общественное обсуждение происходит вне границ действующего правового поля. Проект изначально незаконный.
- Земля еще не выделена и проект еще не разработан, - проинформировал Владимир Танкевич. - Это эскиз.
Но от этого претензии Антона Астаповича не перестали быть разумными. Внезапно это подтвердила прямо на общественном обсуждении и заместитель начальника управления по охране историко-культурного наследия и реставрации Минкульта Оксана Смотренко.
Она четко рассказала, почему на данном месте в Минске подобная стройка окажется вне закона:
- Действительно, все нормы определены в Законе "Об охране историко-культурного наследия". Кроме того, речь ведется не только об историко-культурных ценностях, но и зонах их охраны, и с 20 августа это прописано конкретно. В законе есть статья, которая говорит о том, что за счет лиц, заинтересованных в проектировании и выполнении земляных, строительных, мелиоративных и других видов работ, которые могут создать угрозу сохранению недвижимых материальных историко-культурных ценностей или зонам их охраны, осуществляются мероприятия, предусмотренные пунктом 7 ст. 32. А там сказано, что до исполнения работ нужно сделать все необходимые исследования, в том числе разработать проект зон охраны. Таким образом, отсутствие проекта зон охраны на этой стадии является ограничением к исполнению работ. Проект зон охраны мог бы определить регламенты: какого назначения, какой высотности и какого характера сооружение могло бы тут появиться, исходя из условий сохранения историко-культурной ценности.