Прокуратура г.Минска
ФИО заявителя (полностью)
почтовый индекс, адрес
ЖАЛОБА
Администрацией Советского района г.Минска в период с 11 апреля по 5 мая 2018 года проводилось общественное обсуждение архитектурно-планировочной концепции объекта «Строительство жилого дома со встроенными помещениями и гаражом-стоянкой со сносом общежития по ул. Гикало 22а». Заказчиком выступает ОАО «Амкодор»-управляющая компания холдинга. (далее – Концепция).Указанной Концепцией предлагается снос существующего общежития с последующим возведением 63-квартирного жилого дома с гаражом-стоянкой на 75 машино-мест и встроенными помещениями.
Территория, на которой планируется разместить Объект, находится в пределах «Детального плана реконструкции жилого квартала «Золотая горка»», утвержденного решением Мингорисполкома от 27.03.1997 № 270. Согласно указанного документа, на территории, о которой идет речь, планировалось возведение жилого дома на 27 квартир
Также по имеющейся информации, в 2016 году в установленном законодательством порядке разработан детальный план территории в границах улиц Козлова, Платонова, Гикало, просп. Независимости (внесение изменений в ПДП реконструкции жилого квартала «Золотая горка»), который в настоящее время направлен в Министерство культуры Республики Беларусь для рассмотрения и согласования).
Согласно п.12 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденного Постановлением
Совета Министров Республики Беларусь 08.10.2008 № 1476 (в редакции постановления
Совета Министров Республики Беларусь 01.06.2011 № 687):
«В период разработки градостроительных проектов общего и детального планирования решения о размещении всех видов строительства на территории объекта проектирования должны согласовываться с разработчиком градостроительных проектов общего и детального планирования соответственно, а в период разработки градостроительного проекта специального планирования решения о размещении объектов строительства на территории объекта проектирования – с разработчиком градостроительного проекта специального планирования.»
По информации Комитета Архитектуры и Градостроительства (далее КАиГ) в ответе на обращение №14-7-2/06-282 от 26.04.2018 «Учитывая, что проработка вопроса возможности сноса общежития ОАО «Амкодор» по ул.Гикало, 22а, для последующего строительства жилого дома начата после разработки детального плана территории в границах ул.Козлова-ул.Платонова-ул.Гикало-просп.Независимости (внесение изменений в градостроительный проект детального планирования реконструкции жилого квартала Золотая Горка) (далее-детальный план), вопрос размещения жилого дома по ул.Гикало, 22а с разработчиком детального плана не согласовывался.
Согласно решениям детального плана функциональное назначение земельного участка под застройкой по ул.Гикало, 22а, представленного ОАО «Амкодор» в постоянное пользование для эксплуатации и обслуживания здания общежития №3, сохраняется с возможностью модернизации внешнего облика».
В ответе на обращение в УП «Минскпроект» №01/1-27/3010/11-ч от 28.04.2018 сообщается: «Проектное решение о возведении 63-квартирного жилого дома со встроенными помещениями и гаражом-стоянкой на месте сносимого общежития по адресу ул.Гикало, 22а с УП «Минскпроект» не согласовывалось
Градостроительным проектом детального планирования территории в границах улиц Козлова, Платонова, Гикало, просп.Независимости (внесение изменении в ПДП реконструкции жилого квартала «Золотая Горка») на данном участке предусматривалось сохранение общежития с модернизацией»
В ответе на обращение Минского городского центра гигиены и эпидемиологии №04-30/С-135эл от 20.04.2018 сообщается, что «запросы о согласовании земельного участка для объекта строительства «Строительство жилого дома со встроенными помещениями и гаражом-стоянкой со сносом общежития по ул.Гикало, 22а» в учреждения государственного санитарного надзора г.Минска не поступали»
В ответе на обращение в Минский городской комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды №01-06/С-107 от 19.04.2018 сообщается, что «по объекту «строительство жилого дома со встроенными помещениями и гаражом-стоянкой со сносом общежития по ул.Гикало, 22а»(далее-Объект), заказчик: ОАО «Амкодор» - управляющая компания холдинга,… материалы предварительного согласования места размещения земельного участка для строительства объекта в комитет не поступали»
Согласно Положению о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 01.06.2011 № 687 (в редакции Совета Министров Республики Беларусь 10.02.2014 № 109) (далее – Положение):
"19. Общественные обсуждения в форме информирования физических и юридических лиц и анализа общественного мнения проводятся для:
…
Архитектурно-планировочных концепций объектов строительства (при отсутствии детальных планов).
…
Согласно вышеуказанному ответу КАиГ, детальный план обсуждаемой территории утвержден в установленном порядке. В то же время, в Положении отсутствуют пункты о возможности проведения общественного обсуждения в форме информирования при наличии детальных планов. "
В соответствии с п. 4 ст. 44 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности) в градостроительной документации детального планирования (детальный план) определяются:
- красные линии и линии регулирования застройки;
- территориальные зоны по преимущественному функциональному использованию;
- размещение объектов общего пользования, социально-культурного назначения и коммунально-бытового обслуживания;
- градостроительные требования к застройке территорий;
- параметры транспортных сооружений, улиц, проездов, пешеходных зон, магистральных сооружений и коммуникаций связи, инженерного оборудования, благоустройства территорий.
Согласно ТКП 45-3.01-284-2014 «Градостроительство. Градостроительный проект детального планирования. Состав и порядок разработки» в ПДП осуществляется расчет: параметров градостроительного освоения территории; баланс застроенной и озелененной территории; плотности жилого фонда и численности проектного населения; необходимой мощности (вместимости) объектов общественного социально-гарантированного обслуживания для обеспечения ими проектного населения и определяются места их размещения; обеспеченности объектов строительства местами хранения и стоянки автотранспорта; экологическая оценка окружающей среды и мероприятия по защите населения от вредного воздействия; озелененности территории и обеспеченности проектного населения озелененными территориями; необходимых (резервных) мощностей электро-, газо-, водоснабжения и бытовой канализации для строительства предусмотренных в ПДП объектов.
В ПДП также определяется доля территорий, занимаемых жилой застройкой, участками учреждений воспитания и образования, предприятиями общественного обслуживания, озелененными территориями, автостоянками и парковками автотранспортных средств в зависимости от принятой в ПДП плотности жилищного фонда, размещения объектов социально-гарантированного обслуживания и других факторов.
Согласно п. 6.2.1 ТКП 45-3.01-116 «Потребность в строительстве жилых домов различных типов должна определяться на основе планов социально-экономического развития населенных пунктов, а также дополнительных исследований, включающих: анализ фактических и прогнозируемых показателей развития жилищного и общественного фондов, семейного состава населения (с учетом одиноко проживающих граждан с ограниченными физическими возможностями и семей, в которых они проживают), среднего уровня доходов населения, существующей и перспективной жилищной обеспеченности населения с учетом социальной нормы общей площади жилья (кв.м./чел.)». Данный анализ осуществляется в ПДП.
В ПДП также определяются требования к благоустройству территории.
Однако, согласно ответов из КАиГ и УП «Минскпроект», приведенных выше, возведение жилого дома на указанной территории ПДП не предусмотрено (допускается лишь модернизация внешнего облика существующего общежития), а соответственно, расчеты выполнения нормативов (параметры градостроительного освоения территории, обеспеченность объектами общественного социально-гарантированного обслуживания, балансы застроенной и озелененной территории, обеспеченность местами стоянки и хранения автотранспорта и др.) и проверка данных расчетов органами и организациями, уполномоченными выдавать государственные экспертные заключения по «проекту», отсутствует.
Между тем, согласно п. 2 ст. 2 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» государственные органы, организации, физические лица, осуществляющие архитектурную, градостроительную и строительную деятельность, обязаны соблюдать требования градостроительной документации, утвержденной в установленном порядке. Согласно п. 23 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 г. № 1476, градостроительные проекты после их утверждения становятся обязательными для исполнения всеми юридическими и физическими лицами.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что в случае наличия утвержденного ПДП на данную территорию, единственным объектом, который мог быть вынесен на общественное обсуждение в соответствии с Положением, является проект корректировки ПДП, предусматривающий общественное обсуждение в форме работы комиссии.
.
Согласно ЗАКОНУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 8 мая 2007 г. № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь», принятому Палатой представителей 11 апреля 2007 года и одобренному Советом Республики 20 апреля 2007 года,
«Статья 4. Задачи и направления деятельности прокуратуры
1. Задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов. В целях выполнения этих задач прокуратура осуществляет надзор за:
точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - надзор за исполнением законодательства);
Статья 6. Законность при осуществлении деятельности прокуратуры
...
2. Прокурор принимает предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами меры по пресечению нарушений законодательства, от кого бы эти нарушения ни исходили, привлечению к ответственности лиц, их совершивших, восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций.
Статья 14. Рассмотрение в органах прокуратуры обращений граждан и организаций
1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями рассматриваются обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, содержащие сведения о нарушении законодательства, в порядке и сроки, установленные законодательными актами.
...
3. Прокурор принимает меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, привлечению нарушителей к установленной законодательными актами ответственности.
»
Исходя из вышеизложенного, ТРЕБУЮ:
1. Провести прокурорскую проверку соблюдения требований п. 19 и иных норм Положения о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности
2. В случае установления нарушений законодательства - принять меры прокурорского реагирования
Приложения на ___ листах:
1.Копия ответа КАиГ № №14-7-2/06-282 от 26.04.2018
2. Копия ответа УП «Минскпроект» №01/1-27/3010/11-ч от 28.04.2018
3. Копия ответа Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды №01-06/С-107 от 19.04.2018
4. Копия ответа Минского городского центра гигиены и эпидемиологии №04-30/С-135эл от 20.04.2018
«___»____________2018 г. ______________ (подпись заявителя)