Прокуратура г.Могилева
дольщиков многоквартирного жилого
дома № 2 и собственников квартир микрорайона «Солнечный» в
г. Могилеве.
Коллективная жалоба.
В период с 02 июля по 26 июля 2016г. Могилевским городским исполнительным комитетом проводится общественное обсуждение архитектурно-планировочной концепции объекта «Два многоквартирных жилых дома в микрорайоне жилой застройки «Солнечный» в районе улицы Фатина в г.Могилеве».В указанном микрорайоне планируется построить 2-ва пятиэтажных жилых дома.
Порядок проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности определен Положением о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в редакции Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10 февраля 2014 г. № 109 (далее – Положение).
Согласно п. 8 Положения «Извещение о проведении общественного обсуждения (далее-Извещение) в обязательном порядке размещается его организатором… в средствах массовой информации, на досках объявлений у подъездов жилых домов не менее чем за десять календарных дней до начала проведения общественного обсуждения». В СМИ Извещение было размещено только в газете «Веснік Магілёва» (№25 от 22.06.2016г.). Извещение на досках объявлений у подъездов жилых домов микрорайона появилось только после посещения членами инициативной группы микрорайона «Солнечный» личного приема главного архитектора города Могилева Скачка В.С. 28.06.2016. Данные факты не способствовали надлежащему информированию потенциальных участников общественного обсуждения о предстоящем его проведении.
Согласно п.9 Положения Извещение должно содержать информацию
…«о дате, времени и месте проведения экспозиции (выставки) проекта, начало которой должно совпадать с началом проведения общественного обсуждения». Однако начало проведения общественного обсуждения и начало проведения экспозиции (выставки) были назначены на разные даты: 02.06.2016 и 05.06.2016 соответственно.
Отсутствовала информация, предусмотренная п.9 Положения:
об условиях доступа к материалам проекта;
…об архитектурно-градостроительном совете или комиссии, рассматривающих замечания и (или) предложения участников общественного обсуждения.
Согласно п.20 Положения Извещение должно содержать также сведения:
… «о целях проекта и основных решениях по нему с иллюстративными материалами;
о регламентах использования застройки территории»
Перечисленные в п.20 Положения сведения отсутствовали в Извещении.
Согласно п. 11 Положения «В состав экспозиции (выставки) и (или) презентации проекта, выносимого на общественное обсуждение, включаются графические и текстовые материалы в доступной для восприятия и обсуждения форме с основными технико-экономическими показателями по проекту, за исключением сведений, отнесенных в соответствии с законодательством к государственным секретам». Представленные текстовые материалы содержали только сведения о количестве квартир в домах, о размере площади застройки земельного участка и о размере площади участка с учетом благоустройства дворовой и прилегающей территории.
Согласно п.12 Положения «Презентация проекта проводится организатором общественного обсуждения совместно с разработчиком проекта с участием представителей средств массовой информации, а при необходимости – с участием представителей заинтересованных республиканских органов государственного управления». Могилевским городским исполнительным комитетом, как организатором общественного обсуждения архитектурно-планировочной концепции объекта «Два многоквартирных жилых дома в микрорайоне жилой застройки «Солнечный» в районе улицы Фатина в г. Могилеве», представители средств массовой информации на презентацию проекта приглашены не были. И только благодаря инициативе жителей микрорайона «Солнечный» презентация была освещена на tv2.by.
Согласно п. 19 Положения «Общественные обсуждения в форме информирования физических и юридических лиц и анализа общественного мнения проводятся для… архитектурно-планировочных концепций объектов строительства (при отсутствии детальных планов)». Соответственно, проведение общественного обсуждения архитектурно-планировочной концепции объекта строительства возможно только в случае отсутствия Детального плана на территорию, включающую испрашиваемый под застройку земельный участок.
Однако Могилевским городской исполнительным комитетом в период с 12 по 26 марта 2012 проводилось общественное обсуждение объекта: «Детальный план микрорайона жилой застройки «Солнечный» в районе улицы Фатина» (далее - ПДП), который затем был утвержден в установленном порядке и размещен в СМИ.
После ознакомления с ПДП заявителями был установлен факт того, что данный ПДП не предусматривает размещение в микрорайоне жилой застройки «Солнечный» в районе улицы Фатина 2-х жилых пятиэтажных домов.
Таблица «Основные технико-экономические показатели Детального плана» относится к утверждаемой части Детального плана и содержит сведения о площади жилой застройки (объем планируемого жилищного строительства - тыс.кв.м.). Так как ПДП не предусматривает размещение 2-х жилых пятиэтажных домов, то указанная таблица ПДП не учитывает размещение данных объектов и их размещение приведет к невыполнению содержащихся в таблице параметров жилой застройки (планируемый объем жилищного строительства).
Между тем, согласно п. 2 ст. 2 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон об архитектурной деятельности) государственные органы, организации, физические лица, осуществляющие архитектурную, градостроительную и строительную деятельность, обязаны соблюдать требования градостроительной документации, утвержденной в установленном порядке. Согласно п. 23 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 г. № 1476 (далее – Положение № 1476), градостроительные проекты после их утверждения становятся обязательными для исполнения всеми юридическими и физическими лицами.
Согласно абз. 3 п. 2 ст. 51 Закона об архитектурной деятельности и абз. 3 п. 30 Положения № 1476:
- архитектурный проект объекта разрабатывается на основе утвержденных градостроительных проектов (в т.ч. и ПДП), т.е. запрещено размещать объекты, которые отсутствуют в утвержденном ПДП;
- строительный проект объекта разрабатывается на основе утвержденных градостроительного (в т.ч. и ПДП) и архитектурного проектов (в т.ч. и архитектурных проектов застройки территории), т.е. запрещено размещать объекты, которые отсутствуют в утвержденном ПДП и архитектурном проекте застройки территории (при его наличии).
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что в случае наличия утвержденного ПДП на данную территорию, единственным объектом, который мог быть вынесен на общественное обсуждение в соответствии с Положением, является проект корректировки ПДП.
Согласно п. 2 ст. 4 Закона об архитектурной деятельности реализация права физических лиц на благоприятную среду обитания предусматривает их участие в:
-градостроительном планировании развития территорий, в том числе населенных пунктов;
- осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Решения местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам планирования и застройки населенных пунктов, жилищного строительства принимаются после проведения общественных обсуждений (п. 3 ст. 4 Закона об архитектурной, деятельности).
Застройка территории объектами, отсутствующими в ПДП, а также проведение общественных обсуждений с грубыми нарушениями требований законодательства в части оснований и порядка их проведения, препятствует реализации права физических лиц на благоприятную среду обитания (п. 2 ст. 4 Закона об архитектурной деятельности) и противоречит требованию п. 3 ст. 4 Закона об архитектурной деятельности.
Задачей прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, а также защита прав и законных интересов граждан, общественных интересов. В целях выполнения данной задачи прокуратура осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов местными исполнительными и распорядительными органами, должностными лицами (п. 1 ст. 4 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь»). Прокурор «принимает меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан… привлечению нарушителей к установленной законодательными актами ответственности» (п. 3 ст. 14 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь»).
При установлении нарушений законодательства (в т.ч. приводящих к нарушению прав и законных интересов граждан), в зависимости от их характера прокурор в пределах своей компетенции принимает меры прокурорского реагирования, указанные в п. 4 ст. 27 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь».
Исходя из вышеизложенного ПРОСИМ:
1. Провести проверку выполнения требований пунктов 8, 9, 11, 12, 19, 20 Положения при проведении общественного обсуждения архитектурно-планировочной концепции объекта «Два многоквартирных жилых дома в микрорайоне жилой застройки «Солнечный» в районе улицы Фатина в г.Могилеве», проводимого с 02 июля по 26 июля 2016 года.
2. В случае установления нарушений законодательства - принять меры прокурорского реагирования.
Ответ на данную жалобу просим направить по адресу:
….…………………………………………………………………………………….……,
(копию ответа просим направить по электронному адресу:
…………………………………………………………………………………………….).
приложения:
1. Распечатка страницы «Главная В горисполкоме Извещение о проведении общественного обсуждения архитектурно-планировочной концепции объекта» с официального Интернет-сайта Могилевского городского исполнительного комитета.
2.Подписи (___________________подписей на____________________листах).