Анализ нарушений и последствий строительства жилого дома по ул. Шугаева между домами № 17, корп. 2 и № 17, корп. 3 (№ 21 по г/п) для населения микрорайона «Уручье-2»
1. Проект детального планирования
Решением Минского городского исполнительного комитета от 19.03.2009 г. № 552 был утвержден градостроительный проект детального планирования территории и границах пр. Независимости – ул. Руссиянова – западной границы ландшафтно-рекреационной тоны 228 ЛР4 – южной границы ландшафтно-рекреационной зоны 88 ЛP2 – МКАД (далее – ПДП).
Указанным ПДП предусмотрено строительство новых жилых домов общей площадью 31800 кв. м. на свободных земельных участках. При этом реализация проекта строительства жилого дома неповышенной комфортности по ул. Шугаева между домами № 17, корп. 2 и № 17, корп. 3 (№ 21 по г/п) приведет к превышению показателей плотности жилого фонда относительно показателей ПДП.
Согласно п. 23 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 г. № 1476 градостроительные проекты (в т.ч. и ПДП) после их утверждения становятся обязательными для исполнения всеми юридическими и физическими лицами. Согласно п. 2 ст. 2 Закона Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» государственные органы, организации, физические лица, осуществляющие архитектурную, градостроительную и строительную деятельность, обязаны соблюдать требования градостроительной документации (в т.ч. и ПДП), утвержденной в установленном порядке.
2. Акт выбора места размещения земельного участка
Основанием для проведения проектно-изыскательских работ является акт выбора места размещения земельного участка от 23.05.2005 г., утвержденный п. 19 решения Мингорисполкома от 06.07.2006 г. № 1321
При этом Указ Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» устанавливает ограниченный срок действия актов выбора места размещения земельных участков и ограниченное количество продления таких сроков. Возникает вопрос: является ли действительным вышеуказанный акт выбора места размещения земельного участка от 23.05.2005 г.?
3. Плотность населения
На совещании по развитию жилищного строительства в Минске 29 ноября 2012 года Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко подчеркнул следующее: «По густоте заселения Минск в полтора-три раза превзошел такие европейские столицы, как Берлин, Вена, Рим, Прага и Стокгольм. Поэтому более оптимальным будет поиск других путей застройки… У нас сегодня море земель, и необязательно людей напрягать в плане дикого уплотнения. У нас и так плотность высока» (http://www.president.gov.by/press141249.html)
Проблема уплотнения затрагивалась и в Послании Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию 19.04.2013 г.: «Жилье в нашей стране должно быть не только доступным, но и удобным. И сегодня эти вопросы от граждан звучат все острее. Прежде всего, люди жалуются на отсутствие парковок и пресловутое уплотнение застройки. Кстати, эти два вопроса взаимосвязаны между собой. Да, где–то надо и уплотняться, где–то надо и парковки строить, но только в интересах людей и государства, а не того, кто сегодня придет и вам предложит какой–то проект! Обязательно вот надо влезть к людям, чтобы они обозленные ходили... Неужели в Минске, в черте кольцевой дороги мало земли для того, чтобы строить и парковки, и жилье? Да предостаточно! И на уплотнение идти только в крайнем случае. Мы об этом договорились, и по этому поводу тоже приняты соответствующие решения» (http://www.president.gov.by/press143813.html)
Интенсивность градостроительного освоения высокоплотной жилой застройки должна составлять 195-245 чел./га (табл. 2.2.1 Системы регламентов Генерального плана г. Минска). Исходя из того факта, что существующая жилая застройка в микрорайоне «Уручье-2» представлена многоэтажными жилыми домами и жилыми домами повышенной этажности, можно предположить, что плотность населения микрорайона в настоящее время превышает значения регламента Генерального плана Минска для высокоплотной жилой многоквартирной зоны (Жм-в) и требуется не уплотнение, а разуплотнение данной территории.
4. Обеспеченность объектами общественного социально-гарантированного обслуживания
Реализация проекта строительства жилого дома приведет к увеличению численности населения в микрорайоне (квартале), что ухудшит положение по обеспеченности проживающих на данной территории общественными социально-гарантированными объектами обслуживания.
Согласно стратегии развития социальной инфраструктуры (Направление 3 Глава 6 Раздел I Генерального плана г. Минска) предусматривается формирование в городе сети социально гарантированных финансируемых государством объектов обслуживания.
4.1 Спортзалы, бассейны, спортивные площадки
К социально гарантированным объектам обслуживания в сфере физкультуры и спорта отнесены спортзалы, бассейны, спортивные площадки (подп. 3.1 Направления 3 Глава 6 Раздел I Генерального плана г. Минска). Соблюдаются ли основные технико-экономических показатели Генерального плана г. Минска в части обеспеченности спортплощадками жителей города (0,3 га/тыс.жит.) для микрорайона «Уручье-2»? Информация об этом отсутствует.
4.2 Детские дошкольные учреждения
Статья 49 Конституции Республики Беларусь предусматривает право каждого на образование. Согласно ст. 8 Закона «О государственных минимальных социальных стандартах» государственными минимальными социальными стандартами в области образования являются нормы и нормативы обеспеченности населения бесплатными и общедоступными социальными услугами, наполняемости групп в государственных учреждениях образования при реализации образовательных программ.
Для г. Минска норматив обеспеченности детей раннего и дошкольного возраста местами в учреждениях дошкольного образования, учреждениях образования, организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, а также норматив охвата детей пятилетнего возраста подготовкой к обучению в учреждениях общего среднего образования, составляют 100 % (п.п. 14 и 15 Перечня государственных минимальных социальных стандартов по обслуживанию населения города Минска согласно приложению, утвержденного Решением Минского городского исполнительного комитета от 26.06.2003 № 1013).
Наполняемость групп в детских дошкольных учреждениях не должна превышать показателей, установленных в п.п. 8-10 ст. 147 Кодекса об образовании.
В соответствии с п. 4.2 гл. 6 Генерального плана г. Минска необходимо «Снизить наполняемость групп для детских дошкольных учреждений до 15 человек в группе; для подготовительных классов на базе дошкольных учреждений - до 20 человек…, что повысит уровень обслуживания и качество образования».
Согласно п. 7.4.5 ТКП 45-3.01-116-2008 «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки» в городских поселениях радиус обслуживания детских дошкольных учреждений и начальных школ или классов следует принимать до 500 м. В радиусе 500 м. от места предполагаемого строительства жилого дома располагаются детские дошкольные учреждения №№ 134, 497, 508, 517, 520, 522. Как следует из ответа Администрации Первомайского р-на г. Минска от 13.06.2013 г., указанные дошкольные учреждения переполнены.
В тоже время в радиусе 500 м. от планируемого строительства жилого дома также осуществляется строительство и планируется строительство следующих жилых домов:
Строящиеся жилые дома:
- жилой дом на 132 квартиры, общей площадью 7110 кв. м. по ул. Руссиянова 21 ЖСПК «Часовщик». Дом № 22 согласно генплана.
- Группа жилых домов № 23 по генплану для ЖСПК «Уручье-1», ЖСПК «Уручье-2» на пересечении улиц Руссиянова- Шугаева. 2 жилых, двенадцатиэтажных дома на 72 квартиры в каждом (общее количество 144 квартиры).
- жилой дом на 126 квартир, общей площадью 7110 кв. м. по улице Шугаева. Согласно генплана № 20 для ЖСПК «Первомайский-2» (Для работников СМИ).
Планируемые к строительству жилые дома:
- Жилой дом на 144 квартиры, общей площадью 7462 кв. м. по ул. Руссиянова- Шугаева. Согласно генплана № 21 для ЖСПК «Первомайский-1».
- Многоквартирный, 4-х подъездный жилой дом серии М464-У-1 со строенными административными помещениями, гаражом и стоянкой на 144 квартиры, № 19 согласно генплана для «Белсплав».
Также вблизи микрорайона «Уручье-2» планируется строительство комплекса «Клевер Парк», состоящего из 10 жилых домов повышенной этажности без обеспечения населения комплекса детскими дошкольными учреждениями. Шесть домов данного комплекса уже построены и готовятся к сдаче.
4.3 Поликлиники
4.3.1 Взрослые поликлиники
Взрослое население микрорайона «Уручье-2» обслуживается в городской поликлинике № 8, расположенной по ул. Никифорова, 3. Проектная мощность поликлиники № 8 составляет 850 посещений в смену.
Утвержденное Комитетом по здравоохранению Мингорисполкома население в зоне обслуживания поликлиники № 8 составляет 54500 человек. Дополнительно закреплено на обслуживание по заявлениям, и с разрешения главного врача 5225 человек.
Основные технико-экономические показатели Генерального плана г. Минска предусматривают обеспечение населения поликлиниками из расчета на 1000 человек: 30,2 посещений в смену к 2015 г. и 30,3 посещений в смену – к 2030 году.
При нормативе 30,2/1000 необходимо иметь поликлинику на (54500х30,2)/1000=1646 посещений в смену, а с учетом дополнительно закрепленного населения ((54500+5225)х30,2)/1000=1804 посещений в смену.
Таким образом, для обеспечения норматива обеспеченности поликлиниками взрослого населения в настоящее время (без учета планируемого уплотнения микрорайона!) требуется строительство еще одной поликлиники мощностью не менее 1646-850=796 посещений в смену, а с учетом дополнительно закрепленного населения 1804-850=954 посещений в смену.
4.3.2 Детские поликлиники
Детское население микрорайона «Уручье-2» обслуживается в городской детской поликлинике № 11, расположенной по ул. Никифорова, 5. Проектная мощность детской поликлиники № 11 составляет 480 посещений в смену.
Утвержденное Комитетом по здравоохранению Мингорисполкома детское население в зоне обслуживания детской поликлиники № 11 составляет 16800 человек, всего обслуживается 18610 детей.
При нормативе 30,2/1000 необходимо иметь детскую поликлинику на (16800х30,2)/1000=507 посещений в смену, а с учетом дополнительно закрепленного населения (18610х30,2)/1000=562 посещений в смену. Таким образом, даже без учета планируемого уплотнения микрорайона «Уручье-2» необходимо строительство дополнительной детской поликлиники.
4.3.3 Прирост населения в результате уплотнения микрорайона
Радиус обслуживания (зона обслуживания) амбулаторно-поликлинических учреждений в населенных пунктах – до 1000 м. (п. 7.4.11 ТКП 45-3.01-116). Необходимо учесть прирост населения в ближайшее время, связанный с осуществляемым и планируемым строительством жилых домов в радиусе до 1000 м. от поликлиник № 8 и № 11:
Строящиеся жилые дома:
- жилой дом на 132 квартиры, общей площадью 7110 кв. м. по ул. Руссиянова 21 ЖСПК «Часовщик». Дом № 22 согласно генплана.
- Группа жилых домов № 23 по генплану для ЖСПК «Уручье-1», ЖСПК «Уручье-2» на пересечении улиц Руссиянова- Шугаева. 2 жилых, двенадцатиэтажных дома на 72 квартиры в каждом (общее количество 144 квартиры).
- жилой дом на 126 квартир, общей площадью 7110 кв. м. по улице Шугаева. Согласно генплана № 20 для ЖСПК «Первомайский-2» (Для работников СМИ).
Планируемые к строительству жилые дома:
- Жилой дом на 144 квартиры, общей площадью 7462 кв. м. по ул. Руссиянова- Шугаева. Согласно генплана № 21 для ЖСПК «Первомайский-1».
- Многоквартирный, 4-х подъездный жилой дом серии М464-У-1 со строенными административными помещениями, гаражом и стоянкой на 144 квартиры, № 19 согласно генплана для «Белсплав».
Также вблизи микрорайона «Уручье-2» планируется строительство комплексов:
«Клевер Парк» - из трёх 132 квартирных жилых домов повышенной этажности, общей площадью 21,330 тыс. кв. м.
«Парк высоких технологий» - из шести 132 квартирных жилых домов повышенной этажности, общей площадью 42,26 тыс. кв. м.
«Магистр» из 9 жилых домов повышенной этажности общей площадью 97,2 тыс. кв. м.
Таким образом, для обеспечения норматива обеспеченности взрослого и детского населения поликлиниками уже сейчас (без учета строительства жилого дома) требуется строительство взрослой поликлиники мощностью в тысячи посещений в смену и детской поликлиники мощностью в сотни посещений в смену.
С целью улучшения доступности медицинской помощи взрослому и детскому населению Первомайского р-на г. Минска планируется строительство многопрофильной поликлиники в пос. Восточный. Однако, данная поликлиника рассчитана на обслуживание населения пос. Восточный, которое значительно увеличится в результате планируемого уплотнения. В частности, в микрорайоне «9-ый километр» в настоящее время начинается строительство 5 жилых домов повышенной этажности общей площадью 80,6 тыс. кв. м.
При этом строительство жилых домов в микрорайонах «Уручье-2», пос. Восточный уже идет, а строительство поликлиники только «планируется». Мощность «планируемой» поликлиники неизвестна (но она явно не покроет дефицит мощности, который есть уже сейчас и который еще более увеличится после уплотнения), сроки начала строительства поликлиники не определены.
5. Обеспеченность жителей микрорайона «Уручье-2» местами хранения автотранспорта
Согласно подп. 11.6.1 ТКП 45-3.01-116 при проектировании территорий многоквартирной жилой застройки необходимо предусматривать автомобильные стоянки (паркинги, гаражи) для хранения легковых автомобилей, микроавтобусов и других транспортных средств, принадлежащих гражданам, причем их вместимость принимается по расчетному уровню автомобилизации на расчетный срок действия генерального плана населенного пункта и должна составлять 100 % численности расчетного парка автомобилей, принадлежащих гражданам.
Согласно подп. 1.3.1 направления 10.1 гл. 10 Генерального плана г. Минска необходимо принимать расчетный уровень автомобилизации на срок действия Генерального плана г. Минска (2030 год) исходя из расчета 1 автомобиль на семью (т.е. на квартиру), или 380 машин на 1000 жителей. При этом в настоящее время текущий уровень автомобилизации в г. Минске уже превысил указанный уровень.
Об уровне обеспеченности населения микрорайона «Уручье-2» из расчета 1 м/место на 1 квартиру говорить не приходится. В результате проезды и дворовые территории превратились в места хранения автотранспорта.
Между тем, согласно п. 3.6 гл. 2 Генерального плана г. Минска необходимо «разработать и реализовать программу градостроительной реконструкции всех сложившихся районов многоквартирной жилой застройки с инженерным обустройством автомобильных парковок индивидуального легкового транспорта на придомовых территориях». Однако, после размещения объекта на оставшейся территории возникнут т.н. «стесненные условия» и при последующем благоустройстве дворовой территории из-за нехватки придомовой территории будет невозможно одновременно:
а) разместить вблизи жилых домов парковки и соблюсти при этом требования к функциональному использованию остающейся придомовой территории;
б) сохранить озелененные участки из расчета 9 кв.м/проживающего;
в) привести к нормативным требованиям внутридворовые проезды, площадки для отдыха, игр и хозяйственных целей;
г) соблюсти градостроительные и санитарные нормы по расстоянию от указанных объектов до зданий и расстоянию между указанными объектами (от внутридворового проезда до фасада здания; от парковки до детской игровой площадки; от площадки для сбора мусора до окон жилых домов, детской игровой площадки).