Комиссия по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы
Комиссия по жилищной политике и строительству
ОБРАЩЕНИЕ
С 14 ноября по 8 декабря 2016 года проводилось общественное обсуждение объекта «Градостроительный проект детального планирования территории жилой усадебной застройки дер. Цна (внесение изменений с включением территории в границах ул. Широкая – ул. Подольская – ул. Кольцова – ул. Собинова – 4-й пер. Кольцова – западная граница жилой зоны 37Жм – северная граница зоны 37Жм – 1-й пер. Кольцова)» (далее – ПДП), организатором которого является Администрация Советского района г.Минска.
Проектом предусмотрено размещение «Физкультурно-оздоровительного комплекса с теннисными кортами в районе улиц Мирошниченко-Воропаевская» (далее - ФОК) в ландшафтно-рекреационной зоне. Хотя ПДП еще только в начале своего пути по согласованию и утверждению, однако, площадку для ФОКа начали расчищать гораздо раньше - еще в апреле 2016, чем вызвали гнев и возмущение местных жителей.
Весной 2016 минчане собрали 3500 подписей против размещения ФОКа в водоохраной зоне Цнянского водохранилища и передали их в Мингорисполком, Комитет государственного контроля и Администрацию Президента Республики Беларусь, но тогда мнение людей было проигнорировано и спустя месяц началась стройка. Сейчас против реализации ПДП и размещения ФОКа подписалось более 2000 минчан! У жителей района есть подозрения, что под видом ФОКа будет построен иной объект, так как строительство было начато с нарушениями природоохранного и градостроительного законодательства, а также за те полгода, что прошли с начала строительства, в первоначальный проект были внесены изменения – в составе ФОКа появились новые объекты: бар и комнаты для релаксации.
Согласно ответу Землеустроительной службы Мингорисполкома от 19.10.2016 №05-14/582 Главой Государства 24 июня 2014 года за №09/94П887 было согласовано предоставление ЗАО «ЭРИА» земельного участка по ул.Воропаевская-Мирошиченко для строительства объекта «Физкультурно-оздоровительный комплекс с теннисными кортами». Для чего было осуществлено изъятие земель лесохозяйственного назначения и перевод лесных земель из категории земель лесного фонда в категорию земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения, а также часть земель в категорию земель населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов (что допускается п.2 и п.п.2.1 Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 года № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков»).
Вместе с тем, выделенный ЗАО «ЭРИА» участок располагается на ландшафтно-рекреационной территории подтипа ЛР-2 Цнянского водохранилища и в связи с этим на данный участок распространяются все ограничения, установленные регламентами Генплана г.Минска (утв. Указом Президента Республики Беларусь 15.09.2016 №344). Также пунктом 2.3 главы 12 Генерального плана г.Минска предусмотрено «Защитить территории водоохранных зон… Цнянского водохранилища, рек… Цна… Слепянской водно-парковых систем, путем… ограничения размещения жилищно-гражданского и производственного строительства».
Согласно ответов Комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома от 17.05.2016 №14-2-3/06-387 и №14-2-1/06-806(2) от 09.11.2016 в состав «Физкультурно-оздоровительного комплекса с теннисными кортами в районе улиц Воропаевской-Мирошниченко», входят:
- 4-2-1-этажного физкультурно-оздоровительный комплекс,
- 4 крытых теннисных корта,
- бассейн на 4 дорожки с комплексом саун,
- 4 корта для игры в сквош,
- залы для фитнеса и аэробики,
- тренажерный зал,
- ресторан на 96 посадочных мест,
- бар на 25 посетителей,
- солярий,
- клубный магазин,
- 2-этажный административный корпус ФОКа,
- 3 открытых теннисных корта,
- площадки для пляжного тенниса,
- комплексную игровую площадку (мини-футбол),
- детскую площадку,
- устройство парковок на 37 и 18 машино/мест
- комнаты релаксации
Разрешение на строительство ФОКа выдано ЗАО «ЭРИА» решением Мингорисполкома № 562 от 03.03.2016. По архитектурному проекту ФОКа было выдано положительное заключение государственной экспертизы от 03.09.2015 №721-12/15.
Вместе с тем, согласно Перечня объектов и сооружений для размещения в ландшафтно-рекреационных зонах, а также видов хозяйственной деятельности в них (табл.2.5.4. Регламентов Генплана), в подзонах указанной зоны разрешается размещение следующих физкультурно-спортивных объектов некапитального строительства, при этом их размещение допускается только в составе объектов озеленения:
- спортивные площадки (как объект районного значения, а ФОК размещается в парке ГОРОДСКОГО значения);
- крытые спортивные сооружения;
- павильоны проката инвентаря.
Размещение же спорткомплексов, бассейнов, теннисных кортов предусмотрено в иных зонах. Так, согласно Перечня объектов, разрешенных и запрещенных к размещению на территориях в жилых зонах (табл.2.2.7. Регламентов Генплана), в подзонах указанной зоны разрешается размещение следующих физкультурно-спортивных сооружений (п.10):
- спортивно-тренажерные залы;
- физкультурно-оздоровительные клубы (ФОК);
- бассейны;
- спорткомплексы.
Согласно Перечня объектов, разрешенных и запрещенных к размещению на территориях в общественных зонах (табл.2.4.6. Регламентов Генплана), в подзонах указанной зоны разрешается размещение следующих физкультурно-спортивных сооружений и их наличие в составе многофункциональных комплексов (п.4):
- бассейны;
- спортивные и тренажерные залы;
- стадионы;
- теннисные корты.
То есть, как следует из указанного выше, масштабные капитальные строения физкультурно-спортивного назначения и целые комплексы из них, предназначенные для одновременного посещения большим количеством людей, разрешается возводить только в жилых зонах и общественных зонах.
Размещение физкультурно-спортивных объектов в подзоне ЛР-2 ландшафтно-рекреационных территорий возможно, только если это будут объекты некапитального строительства. Запрет на размещение объектов капитального строительства в ландшафтно-рекреационных территориях предусмотрен в Примечаниях к табл.2.5.4. Регламентов Генплана: «Размещение всех видов капитального строительства на территории … сложившихся парков, лесопарков, водно-зеленых систем ИСКЛЮЧЕНО».
Более того, размещение объектов общественного питания (бары, кафе, рестораны) в подзоне ЛР-2 возможно только в составе объектов озеленения и при этом пропускная способность таких объектов не может превышать 100 посадочных мест (поз. 2.6 табл.2.5.4. Регламентов Генплана). Однако, согласно ответу Комитета архитектуры и градостроительства №14-2-1/06-806(2) от 09.11.2016 в составе ФОКа предусмотрены: ресторан на 96 посадочных мест, бар на 25 посетителей и лобби-бар (без указания количества мест, на который он рассчитан), что уже превышает допустимый «порог».
Согласно ответу Комитета архитектуры и градостроительства №14-2-1/06-806(2) от 09.11.2016 в составе ФОКа предусмотрен 2-х этажный административный корпус, однако, в соответствии с поз. 3.12 табл.2.5.4. Регламентов Генплана размещение административных и офисно-деловых объектов и их комплексов на ландшафтно-рекреационных территориях ЗАПРЕЩЕНО.
Также согласно ответу Комитета архитектуры и градостроительства №14-2-1/06-806(2) от 09.11.2016 в составе ФОКа предусмотрен комплекс саун. Согласно Общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 007-2007 «Промышленная и сельскохозяйственная продукция» услуги парных (баня, сауна) являются бытовой услугой, код - 93.04.10.110. Таким образом, предлагаемый к размещению в составе ФОКа комплекс саун является объектом бытового обслуживания. Согласно поз. 2.5 табл. 2.4.6 Регламентов Генплана бани сауны разрешается размещать в общественных зонах как торгово-бытовые объекты строительства. Вместе с тем, среди разрешённых к размещению на ландшафтно-рекреационных территориях объектов торгово-бытового обслуживания в составе объектов озеленения (поз.2.5 табл.2.5.4. Регламентов Генплана) отсутствуют бани и сауны. Более того, согласно поз.3.13 табл.2.5.4. Регламентов Генплана размещение объектов торговли и бытового обслуживания и их комплексов в ландшафтно-рекреационных территориях ЗАПРЕЩЕНО. Таким образом, можно сделать вывод о том, что размещение комплекса саун в составе ФОКа на ландшафтно-рекреационной территории не допускается.
Согласно ответу Комитета архитектуры и градостроительства №14-1-1/06-387(11) от 11.10.2016 в проектную документацию по ФОКу заказчик хотел внести изменения в части размещения гостевого дома, однако ему в этом было отказано. Согласно поз.3.7. табл. 2.4.6 Регламентов Генплана размещение гостиниц и отелей в подзоне ЛР-2 ландшафтно-рекреационной территории ЗАПРЕЩЕНО. Вместе с тем, в составе ФОКа появились комнаты для релаксации. Функция данных комнат очевидна – для отдыха, таким образом, изменив название «гостевой дом» на «комнаты для релаксаци» функциональное назначение этих помещений остается прежним, а заказчик ФОКа пытается обойти установленный законодательством запрет на размещение подобных объектов в подзоне ЛР-2.
Обобщая указанное выше, очевидно, что размещение физкультурно-оздоровительно комплекса в ландшафтно-рекреационной территории с включением в его состав следующих элементов нарушает регламенты Генплана г.Минска:
- ресторан на 96 посадочных мест,
- бар на 25 посетителей,
- лобби-бар,
- комнаты для релаксации,
- солярий,
- клубный магазин,
- 2-этажный административный корпус ФОКа
- устройство парковок на 37 и 18 машино/мест.
Согласно Примечания к п.2 табл. 2.5.4. Регламента Б Системы регламентов Генерального плана г.Минска высота строений объектов общественного назначения не должна превышать 10 м. Также согласно указанному примечанию «ограждение участков исключается», однако, согласно Генеральному плану строящегося объекта (ФОК) , размещенной на официальном сайте администрации Советского района г.Минска http://sov.minsk.gov.by/poleznaya-infomatsiya/2692-stroitelstvo-f ... shnichenko планом предусмотрено как ограждение спортивных площадок так и ограждение территории самого ФОКа.
Помимо указанного выше, в июле 2016 года Инспекцией Департамента по контролю и надзору за строительством по г.Минску была проведена внеплановая тематическая оперативная проверка объекта «Физкультурно-оздоровительный комплекс с теннисными кортами в районе улиц Воропаевская-Мирошинченко» и было выявлено, что заказчик приступил к основным работам без наличия на то соответствующего разрешения. По результатам этой проверки строительство данного объекта было признано САМОВОЛЬНЫМ и направлены заказчику и подрядчику соответствующие предписания о приостановке самовольного строительства (письмо Инспекции Департамента по контролю и надзору за строительством по г.Минску № 01-05/1775 от 18.07.2016).
Также в настоящее время согласно ответу Инспекции Департамента по контролю и надзору за строительством по г.Минску № 01-05/3085 от 01.12.2016 заказчиком объекта «Физкультурно-оздоровительный комплекс с теннисными кортами в районе улиц Воропаевская-Мирошинченко» принято решение о КОНСЕРВАЦИИ данного объекта.
Кроме того, согласно ответу РУП «ГЛАВГОССТРОЙЭКСПРТИЗА» от 05.12.2016 №01-06/Б-147 действие ранее выданного им положительного заключения от 03.09.2015 №721-15/15 по «Физкультурно-оздоровительному комплексу с теннисными кортами в районе улиц Воропаевская-Мирошинченко» ПРИОСТАНОВЛЕНО.
Возникают сомнения в экономической целесообразности размещения «Физкультурно-оздоровительного комплекса с теннисными кортами в районе улиц Воропаевская-Мирошинченко» в предлагаемом ПДП месте. В настоящее время действуют открытые теннисные корты и футбольные площадки, расположенные на бульваре по ул.Гамарника (на расстоянии 1,5 км от строящегося ЗАО «ЭРИА» ФОКа), целый спортивно-оздоровительный комплекс, включающий в себя открытые и закрытые теннисные корты, сауну и бассейн, площадки для волейбола и детского отдыха, а также бар и парковку для автомобилей, расположенные по ул. Кольцова,112 (на расстоянии 1,4 км от строящегося ЗАО «ЭРИА» ФОКа), а также на расстоянии 800 метров открытая площадка для тенниса в районе пляжа в северо-восточной части Цнянского водохранилища.
Цнянское водохранилище является самым сердцем уникального проекта Слепянской водной системы, особо охраняемой, водоохранной территорией. В настоящее время на месте еще недавно высаженной рощи на берегу водохранилища зияет рана. Территория почти в два гектара в прибрежной зоне Цнянского водохранилища – жемчужины г.Минска представляет собой брошенную на неопределенной время стройплощадку с горами вывернутого грунта. 9 декабря на одном из крупнейших интернет-порталов страны появилась статья о плачевном состоянии стройплощадки ФОКа с фотографиями хорошо иллюстрирующими происходящее там https://realt.onliner.by/2016/12/09/fok-4.
Вся обширная переписка с Мингорисполкомом и Комитетом архитектуры и строительства Мингорисполкома по поводу аннулирования выдачи разрешения на строительство ФОКа и несоответствия данного объекта Регламентам Генплана сводится к тому, что по данному ФОКу имеется Поручение Главы Государства №09/94П88724 от июня 2014 года которое все разрешает. Увы, на мою просьбу ознакомиться с ним Комитет архитектуры и строительства Мингорисполкома ответил отказом – ответ от 20.09.2016 №14-2-1/06-387(10).
С вопросом «какую юридическую силу имеют решения и поручения в иерархии документов, изданных Президентом» я обращалась в Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь. В ответе от 17.10.2016 №01-11/1204 сообщалось, что «Инструкцией по делопроизводству в Администрации Президента Республики Беларусь, утвержденной распоряжением Главы Администрации Президента Республики Беларусь от 27 сентября 2006 года №75ра, также предусматривается подготовка протоколов поручений. По сути протоколы поручений можно отнести к официальным распорядительным документам, обеспечивающим организацию управленческой деятельности». Таким образом, можно предположить, что в Поручении Главы Государства №09/94П88724 от июня 2014 содержится распоряжение «рассмотреть возможность», «выделить в рамках законодательства», либо что-то подобное.
В связи с тем, при строительстве ФОКа в ландшафтно-рекреационной зоне нарушаются Регламенты Генерального плана г.Минска, а также так как для строительства этого Объекта было вырублено более 200 взрослых деревьев и выкорчевано более 600 молодых в нарушение разрешенных сроков удаления объектов растительного мира, - возникает сомнение, что Поручением Главы Государства №09/94П88724 от июня 2014 согласовано строительство гостиницы с саунами, ресторана и бара в таком живописном месте любимым тысячами минчан, на берегу Цнянского водохранилища. Сомнение в содержании указанного Поручения усиливается тем, что Мингорисполкомом было отказано в ознакомлении с ним.
Учитывая ответы Мингорисполкома и Комитета архитектуры и строительства Мингорисполкома в которых содержаться отписки по поднимаемым вопросам и неоднократные отказы в предоставлении информации – складывается впечатление, что искажение сути Поручения Главы Государства №09/94П88724 от июня 2014 года происходит именно на уровне городских властей.
Чего только стоят содержащиеся в ответах Мингорисполкома предложения участвовать в общественном обсуждении ПДП для реализации своих прав в области градостроительной деятельности, но при этом в протоколе общественного обсуждения указанного ПДП сообщается, что разработчик ПДП (УП Минскградо) учел ранее выделенный участок под ФОК и в рамках общественного обсуждения ПДП рассмотрение проектно-сметной документации по ФОКу не производится.
Таким образом, по ФОКу выявлены грубые несоответствия Регламентам Генплана г.Минска, Инспекцией Департамента по контролю и надзору за строительством по г.Минску строительство ФОКа было признано самовольным, РУП «Главгостройэкспертиза» отозвало свое положительное заключение по данному объекту и в дополнение к этому заказчик объекта – ЗАО «ЭРИА» законсервировал строительство.
На основании вышеизложенного ПРОШУ:
1. Рассмотреть данное обращение совместно Комиссией по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы и
Комиссия по жилищной политике и строительству, не пересылая его в Мингорисполком.
2. ЧТО ЕЩЕ ПРОСИТЬ????
Приложения на ___ листах:
1. Копия ответа Землеустроительной службы Мингорисполкома от 19.10.2016 №05-14/582.
2. Копия ответа Комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома от 17.05.2016 №14-2-3/06-387.
3. Копия ответа Комитета архитектуры и градостроительства №14-2-1/06-806(2) от 09.11.2016.
4. Копия ответа Комитета архитектуры и градостроительства №14-1-1/06-387(11) от 11.10.2016.
5. Копия ответа Инспекции Департамента по контролю и надзору за строительством по г.Минску № 01-05/1775 от 18.07.2016.
6. Копия ответа Инспекции Департамента по контролю и надзору за строительством по г.Минску № 01-05/3085 от 01.12.2016.
7. Копия ответа РУП «ГЛАВГОССТРОЙЭКСПРТИЗА» от 05.12.2016 №01-06/Б-147.
8. Копия ответа Комитета архитектуры и градостроительства от 20.09.2016 №14-2-1/06-387(10).
9. Копия ответа Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь от 17.10.2016 №01-11/1204.