Как получить супер-снимок или 10 важных моментов.
Как получить качественный отпечаток с точки зрения техники.
1. Пленка или цифра? Всего десять лет назад такой вопрос не стоял. Цифра еще только-только начинала свое триумфальное восхождение и не могла поспорить с фотографией. Сейчас современные матрицы дают до 16,7 Мп, что сопоставимо с высококачественной любительской фотопленкой малой зернистости. Плюс "цифры" - экономия на пленке, проявлении и мгновенный результат, который можно оценить. Минусы - сложность передачи естественных цветов и высокая цена камеры. Но качество с каждым месяцем повышается, а цена падает. Так что сравнение с компакт-дисками и винилом очень близко. Я выбрал цифру. Но некоторые ностальгирующие алхимики, до сих пор ищущие рецепты лучших проявителей, коим был и я несколько лет назад, возможно, выберут пленку.
2. Какой аппарат выбрать? Выбор цифровиков ставит в тупик неискушенного. Их слишком много. И эти сплошные мегапиксели. 2,3,4,5,6, вот теперь уже 8. А 16,7 не хотите? Сколько же мегапикселей надо?
Купив цифровой фотоаппарат и сделав на нем снимок одного и того же сюжета с разным разрешением, вы будете удивлены, что разницы ПОЧТИ НЕТ! Это правда. Дело в том, что качество отпечатка это три составляющие.
1. Разрешающая способность объектива.
2. Разрешающая способность матрицы (пленки в пленочных аппаратах).
3. Разрешающая способность фотобумаги.
Про разрешающую способность фотобумаги я говорить не буду, так как сейчас - с веком компьютеров - до бумаги дело обычно не доходит, фотобумага имеет более-менее приемлемое качество и небольшой разброс по параметрам. Скажу только, что глянцевая бумага имеет обычно чуть большую разрешающую способность, потом идет матовая, и тисненая чуть меньшую. Однако снимок на тисненой бумаге имеет более законченный вид и не оставляет на себе отпечатки пальцев.
Итоговое разрешение системы определяется ее самым слабым звеном. А в цифровых (и пленочных) фотоаппаратах самое слабое звено - объектив.
Поговорим о разрешающей способности системы объектив-матрица (объектив-пленка). Разрешающая способность лучших объективов составляет 60 линий в мм в центре и 40 линий в мм по краю изображения 24х36 мм. Объективы для среднего и большого формата в 1,5 раза хуже. Если размер матрицы меньше, чем стандартный размер кадра 24х36 мм, мы получим центральную часть изображения с большим количеством линий (60 в центре и 50 по краю). Это самый вкусный кусочек торта, но не весь торт. Давайте посчитаем, сколько мегапикселей даст нам лучший объектив.
Возьмем на примере фотоаппарата Canon 20D (полупрофессиональный цифровой зеркальный фотоаппарат, 1690 долларов). Размер матрицы 15х22,5 мм. Даже при самом высоком разрешении в 60-50 линий (в среднем 55) на мм мы имеем: 15х55х22,5х55=1,021 Мп.
Матрица же этого аппарата в состоянии передать 8,2 мегапикселя. Сколько мегапикселей мы получим в итоге?
Итоговое разрешение изображения на матрице, переданного лучшим объективом, рассчитывается как произведение разрешений, деленное на их сумму. Итог:
1,021х8,2/(1,021+8,2)=0,91 Мп.
Всего 0,9 мегапикселя! Вы понимаете? Конечное изображение имеет всего 0,9 мегапикселя на самом качественном объективе!
Что уже говорить о пластиковых объективах мыльниц?
Так что, сколько реально мегапикселей содержит изображение вашего фотоаппарата - посчитайте сами.
Посчитаем, сколько мегапикселей на самом качественном объективе (60-40 линий в мм, т.е. в среднем - 50) даст самый лучший на сегодня цифровик. Это Canon 1Ds Mark II (16,7 мегапикселей ценой 8000 долларов).
Объектив даст 50х24х50х36=2,16 Мп
Всего 2,16 мегапикселя запишется на матрицу.
А итоговое изображение на матрице будет содержать:
2,16х16,7/(2,16+16,7)=1,9 Мп
Всего 1,9 мегапикселя!
Так что же, выбрать пленку? С пленкой дела обстоят не лучше. Лучшая любительская фотопленка имеет разрешение 130 линий на мм на кадре в 24х36 мм или 14,6 Мп. (Т.е. лучшие цифровики уже обогнали пленку по качеству матрицы). Но эти 14,6 Мп снова превратятся в не более 1,9 Мп из-за объектива, который просто не в состоянии пропустить больше информации.
3. Конечно, есть более качественные очень дорогие и редкие объективы и фотопленки со сверхмелким зерном и разрешением 200, 300 и более линий на мм., которые применяют в космической и аэрофотографии. Но объективы эти не подходят для обычной съемки ни по цене, ни по размерам, ни по оптико-техническим показателям. А пленки имеют сверхнизкую чувствительность (1-2 ед) и сверхвысокий контраст. Ваш покорный слуга работал на репродукционной съемке, на пленке А-300, имеющей 300 линий в мм, но чувствительность в 2,4 ед. и очень высокий контраст и ему и в голову не приходило даже просто попробовать снять портрет на ней.
4. Так что же делать? Покупать качественный объектив. А значит, и зеркальную фотокамеру. Объектив должен быть с постоянным фокусным расстоянием. Зумы удобны, но не дают высокого разрешения и светосилы. Рейтинг объективов можно найти на photodo.com в рубрике produсts. Лучший из протестированных объективов (Canon EF 200/1,8L USM)
имеет 4,8 балла (из 5 возможных) и весит 3 кг, стоит 2000 долларов с фокусным расстоянием 200 мм (телевик). И не подходит для большинства съемок по понятным причинам.
5. В практике фотографии есть понятие лучшей выдержки и лучшей диафрагмы. Нормальный снимок можно получить, соблюдая эти условия. Каждый объектив дает наибольшее разрешение и наименьшие цветовые и оптические искажения на средних значениях диафрагмы. Как правило, это 3-4 ступень закрытия от максимального отверстия. А оптимальная выдержка при съемке с рук не превышает 1/фокусное расстояние объектива для кадра 24х36 мм.
Например, при съемке с рук с объективом 50 мм и стандартным кадром, выдержка должна быть короче 1/50 сек. При этом условии большая часть кадров получится резкой. Опять-таки, не все. Потому что у фотографа дрожат руки. С какой частотой дрожат руки у фотографа? Вопрос не праздный. За свою многолетнюю карьеру я читал такие данные в одном источнике - 10 Гц т.е. 10 раз в секунду.
6. Фотоаппараты имеют множество недостатков. Приобретая аппарат, проверьте его юстировку. Сфотографируйте удаляющуюся линейку с полностью открытой диафрагмой - и проверьте ту же точку наиболее резко воспроизвел аппарат, что вы видели в объективе? Проверьте так же и работу автофокуса.
7. Оптимальный режим, которым пользуются большинство фотографов - приоритет диафрагмы. Какая должна быть диафрагма? Та же 3-4 ступень закрытия. Плюс минус одна ступень.
8. Современные цифровые аппараты редко дают правильную цветопередачу. Даже установка ручного баланса белого не дает нужного результата. Даже на профессиональных аппаратах. Цветопередача прыгает даже при изменении чувствительности матрицы. Но нужна ли идеально точная цветопередача - это вопрос спорный. Что лучше - правильно, но неинтересно или неправильно, но красиво?
9. Применение фотовспышки днем - иногда дает интересный эффект. Снимая портреты, запомните, что портрет никогда не снимается вспышкой в лоб. Для этого нужна мощная вспышка, которая бьет либо в отражатель (зонтик с отражающей поверхностью - в идеале), либо в потолок.
10. Портрет. Снимается не ближе 1,5 метра. Иначе идет искажение лица. А ничто так не портит настроение человеку, как его неудачный портрет, на котором он никак не может получиться как надо!
При съемке автоматикой самого себя снимок может получиться недоэкспонированным. Дело в том, что через видоискатель со стороны фотографа попадает дополнительный свет на датчик. В обычном положении лицо фотографа закрывает глазок. Чтобы избежать этого, глазок следует закрывать темной бумагой.
В фотографии есть правило: при съемке задняя крышка фотоаппарата должна быть строго вертикальна. Т.е. снимать сюжет надо с центральной точки, чтобы не было искажений. Другое правило: лежащего человека не снимают с ног или головы. Но если вы переросли уровень среднего фотографа, вы можете поэкспериментировать. Известный фотограф Родченко прославился тем, что снимал все исключительно снизу. "Виды Родченко" - интересная книга.
Ни один фотограф в мире не сможет гарантировать результат, если ведется съемка портрета, ибо человеческое лицо очень быстро и легко изменяющийся объект. Фотографы всего мира освоили практику отснятой пленки в 36 кадров, и выбор по конечному результату 1-3 лучших. И... снова 36 кадров. И здесь ничто не может сравниться по удобству с цифровым аппаратом.
А вообще, экспериментируйте, пробуйте и да поможет вам бог фото.