В продолжении и завершении темы о керамических бутылках. Ранее когда я останавливался на них по мере поступления ,с каждой новой бутылкой я рассказывал о напитке который был в ней .В заключение немного фактов о "Рижском бальзаме"
Сосуд уже классической формы ,изготовленый из керамики и или фарфора считается наиболее удачным для хранения многих популярных напитков . Форма бутылки с ручкой ,эдакий своеобразный кувшинчик прочно вошел в маркетинговую систему многих производителей с незапамятных времен .
на фото представлены в общем то похожие бутылки разных стран ,форма практически одинаковая .на фото представлены сосуды из Голландии ,Германии и России .
Сосуды из такого материала максимально сохраняют и даже улучшают напиток в пределах его срока годности за счет особых свойств . Дело в том что находясь в подобном сосуде напитки не получают температурных стрессов ,например в сравнении с хранением его же в стеклянной бутылке .обеспечиваются особые условия благодаря пористости материала и одновременно отсутствию гигроскопичности благодаря глазури снаружи и изнутри бутылки. Глазурь это по сути тоже стекло .В итоге содержимое контактирует со стеклом однако в общем стенка ведет себя иначе .так как она имеет теплопроводность ниже чем у обычного стекла .При перемене температуры снаружи ,допустим резком (вредном для некоторых напитков)внутри керамического сосуда напитку передается это изменение гораздо более плавно .наверное в этом главное преимущество .Во всяком случае поэтому для легендарного Рижского бальзама была выбрана именно такая форма упаковки .
Rīgas Melnais balzams
Именно на истории возникновения этого напитка и хотелось бы остановиться более подробно .Думаю все слышали про этот напиток но не все знают что он имеет вековую историю и что с ним связаны легенды по поводу завоевания им всеобщего признания .С напитком больше ассоциируют советский период .Либо бальзам рассматривают как визитную карточку Латвии .
Когда заводят речь о бальзаме то многие вспоминают сервант или стенку в родительской квартире где он обязательно присутствовал.
Приятный блестящий цилиндр наполненный ароматной крепкой почти черной жидкостью.. Состав думаю читали многие . При этом ходит множество домыслов что настоящий состав в свое время был утерян а теперь воспроизводится примерно . Ведет историю бальзам примерно с середины 18 века .Период когда бальзам только создавался и выводился в первую очередь как лекарственное средство вообще покрыт мраком. Множество расхожих фактов. Считается что создателем был аптекарь Абрахам Кунце . По другим данным изначально он был кузнецом . Изготавливался бальзам на основе спиртового настоя целебных трав существующего с начала 17 века . Этот напиток в 1789 году был предложен императрице Екатерине второй как лекарственное средство от внезапно начавшихся желудочных колик которые мучали ее беспрестанно .
И бальзам сотворил чудо ,одновременно заработав себе путевку в жизнь и начал свое победоносное шествие к всеобщему признанию..По одним данным Кунце удостоился привилеи на его изготовление . Испросил разрешение на производство "Бальзама Кунца " некий купец Семен Лелюхин , собственно он и открыл первое производство в Риге этого напитка до начала войны с Наполеоновской францией .Напиток кстати изначально был крепостью 14 градусов . К концу 18 века немного изменили процесс производства и градус повысился до 28 -30 .Бальзам именовался как двойной .Для получения ароматической воды, а это основа напитка, использовали композицию из цветов лаванды, листьев мяты перечной, розмарина и шалфея, плодов укропа и коры корицы заливали спиртом крепостью 87%, настаивали 24 часа, а затем дистиллировали
бальзам упоминается в записях рижских аптекарей членов Гильдии .Говорится о начале продаж неких Кунцеских( Не Кунцевских) цветных ликеров . не всегда цвет был черным . в тридцатые годы 18 столетия русский академик Неглюбин занимался исследванием и анализом этого напитка и отметил что в силу некоторых обстоятельств связанных с самим производством цвет может быть немного отличающимся от сугубо черного .В основном цвет ,насыщенность его получают закрашиванием карамелью.
Кстати был период когда производство Рижского бальзама почти прекратилось .Повторное возрождение можно отметить в 1847 году благодаря Альберту Вольфшмидту который запустил производство бальзама на своем винокуренном заводе во дворе дома Даненштерна в Риге .
открыл в Риге, на улице Марсталю (Маршалковской), 23, первый завод для производства бальзама. Он находился во дворе знаменитого дома Данненштерна. Рецептура напитка, в значительной степени усложнённая, была засекречена, крепость напитка повысилась до 45 градусов.
Через два года Вольфшмидт построил новый завод за пределами города, на ул. Ганибу дамбис (Выгонная дамба), 25.
Сын Вольфшмидта Эрнест-Альберт расширил отцовское производство. К водочному заводу пристроил еще два крупных цеха -- винокуренно-дрожжевой и спиртоочистительный. После смерти отца Эрнест-Альберт, возглавив семейную фирму, реорганизовал ее в акционерное общество (189. Дела у молодого предпринимателя шли хорошо: по данным на 1887 год, на складах предприятия хранилось 635 000 бутылок рома, коньяка, арака, 262 000 бутылок водки и ликеров.
Владелец фирмы заслужил авторитет в российском обществе и за рубежом: он получил титул мануфактур-советника и звание потомственного почетного гражданина. В 1895 году его назначали главой Нидерландского консульства, а в 1902-м голландская королева пожаловала ему звание рыцаря ордена Оранских-Нассау.
Производство у Вольфшмидта оснащено было самыми современными по тому времени перегонными аппаратами, оборудованием для ректификации спирта, дистилляторами, очистными колоннами и прочими техническими новинками. От германской фирмы «Альберт Гербст» -- аппараты для ректификации сырого спирта и браги, от фирмы «Ульрих и Генрих» -- холодильные камеры, ректификационные аппараты, от «Венуле и Элленберг» -- аппараты для сушки барды, отходов спиртового производства, которые идут на корм скоту. Все оборудование немецкое, самое качественное: паровики, мерники, медные кубы, паровые машины, запарники, заторные чаны для приготовления солода, бражные колонны, дрожжевые чаны, солододробилки.
Трудились на заводе 300 человек: немцы, латыши, русские. А еще склады, развозка товара по магазинам, отдел экспортных поставок.
В 1900 году оборот «Акционерного общества А. Вольфшмидта» достиг 5 500 000 рублей. Основной капитал равнялся 1 200 000 рублей.
Фирма имела свои магазины в Риге, Санкт-Петербурге, Москве и даже в Гамбурге на ул. Шопенстель, 5, и Катериненштрассе. Ассортимент фирмы отличался высоким качеством, и многие ее изделия были высоко оценены на выставках.
С 1898 года фирма именовалась «Акционерное общество Дрожжево-Винокуреннаго, Спирто-Очистительнаго и Водочнаго Заводов А. Вольфшмидтъ въ Риге».
Самое почетное место в списке продукции занимал «Настоящий Рижский Кунценский Травный Бальзам». В дни богатых трав, под Иванов день, для его производства тоннами на рынках закупались травы и лекарственные растения. Бальзам имел хороший сбыт в Европе: Германии, Англии, Франции, Испании, Италии, Португалии, Австрии. Поставки шли также в Америку, Индию и ЕгипетВо время Первой мировой войны Вольфшмидт покинул Ригу, и в Первой Латвийской Республике бальзам выпускался под маркой "Завод А.Вольфшмидта. Рига, Латвия". В дирекции завода состояли С.Мизрох, Э.Стрицкий, К.Мизрох и ликерный мастер Шрадер -- представители этой династии хранили рецепт бальзама и в 1939 году уехали в Германию, не продав секрет даже тогдашнему хозяину предприятия.
В 1940 году завод был национализирован и получил название "Рижская фабрика дрожжей и ликёров. Бывшая "Вольфшмидта"Утерянный рецепт бальзама был восстановлен только в 1950 году. Его производство началось на «Рижском заводе ликеро-водочных изделий» (ныне Latvijas Balzams).
Впоследствии рецептура рижского была значительно усложнена а крепость повысилась до 45 градусов. Рецепт хранили как зеницу ока представители династии Шрадеров .Они кстати работали технологами . В 1939 году они съехали в Германию так и не поведав тайный рецепт ,не согласившись даже продать его хозяину завода .
В 19 веке бальзам пользовался повышенным спросом . Соответственно для удовлетворения спроса на него не достаточно было одного завода .Поэтому идею о выпуске столь популрного напитка подхватили и другие промышленники .
например
Швабе, Вольфшмидт, Блосфельд, Хубнер, Бертель, Отто Шварц. и др.) За пределами Риги бальзам производили две фабрики в Лиепае Грош и Глазен, Бауске Михельсон, в поместье Стукмани граф Медем, в Вентспилсе Штраух.
не обошлось в этом деле и без водочного короля Петра Смирнова . В прямом смысле слова работала целая индустрия ,если подсчитать общее количество заводов выпускающих бальзам, настолько он был популярен .на данный момент Рижский Черный Бальзам разливают и изготавливают только в городе Рига . Собственно он является визитной карточкой и тем, без чего уехать из города посетив его в любом качестве ,хоть то как турист либо по другим,деловым соображениям ,просто невозможно .
в какой то момент стерлась грань между собственно предназначением его .Грань меежду лекарством и напитком стерлась.Это скорее был лекарственный напиток для кого то а для кого то и просто вкусное дополнене к различным блюдам ,уже тогда начали добавлять его например в кофе ,готовить с ним подобие современных коктейлей .
Кстати как лекарство применяли не только внутрь . В качестве компресса на ушибленное место прикладывали ,эффекта проявлялся очень быстро. Спирт проводил экстракты трав в очаг воспаления и очень эффективно успокаивал болевые ощущения .
Все что популярно подвержено фальсификации . в качестве защиты от подделок выпускался в фирменных бутылках с клеймами производителей на тулове ,опечатывался пломбами через горло проходила бумажная полоска ,которая рвалась при открытии ,меняли шрифты надписей на кувшинах ,все равно подделки встречались периодически ,причем в оригинальныхемкостях. Производители старались в рекламах максимально точно показать как должна выглядеть оригинальная упакованная на настоящем заводе бутылка .
Закончилась вторая мировая война .Хранители рецепта как я написал выше уехали по програме репатриации балтийских немцев в Германию .Рецепт считался безнадежно утеряным. Однако полюбившийся напиток должен был выпускаться .
в 1954 году технолог Рижского ликеро водочного завода Майя Подрачниеце начала работу по воссозданию старого рецепта .
Использовались даже воспоминания некогда вкушавших. Разыскивались чудом у кого то сохранившиеся экземпляры не распакованные .даже просто кувшины кололись дабы взять на исследования остатки которые скаапливались на дне . итог работы был представлен спустя 4 года .Сразу же получает золотую медаль.
Кстати бальзам в советское время выставлялся в Лейпциге на международной выставке ,не смотря на закрытость.
Вообще то примерный
Количество ингредиентов рассчитано на приготовление 10 литров Рижского бальзама. Достать это все можно в аптеке, в магазине среди специй или собрать в природе:
корень горечавки – 4г;
цветы горной арники – 1.6г;
листья и верхушки полыни горькой – 3г;
корень имбиря – 2.4г;
корень валерианы – 2г;
лист мяты – 2.5г;
листья и макушки стеблей мелисы – 2г;
корень болотного аира – 2г;
цветы липы мелколистной – 1.6г;
кора дуба – 1.6г;
перец черный горошком – 1.2г;
кора померанца – 1.2г;
листья вахты трехлистной – 1г;
плоды муската – 1г;
цветы и листья зверобоя – 1.5г.
Технология приготовления:
Готовим 500 мл 40%-ной водку из ректифицированного спирта, по качеству очистки не уступающего спирту класса «Люкс» или «Экстра».
Все вышеперечисленные пряности измельчаем и заливаем их водкой.
Настаиваем в темном месте 30 дней, обязательно хотя бы дважды в день перемешивайте или встряхивайте будущий бальзам.
Сливаем с осадка, стараясь не поднимать муть, затем процеживаем настой через 4 слоя марли или через фильтровальную бумагу.
В результате получаем 400-450 мл настойки крепостью 37-39%. Далее необходимо полученный продукт смешать с настойками на ягодах малины и черники.
Малиновая настойка:
1) берем 446 г спелой малины, разминаем и заливаем ее таким же объемом (446 мл) разведенного до 45% спирта;
2) настаиваем 6 дней, дважды в день перемешивая;
3) сливаем настой в отдельную емкость, а оставшийся ягодный осадок снова заливаем, но теперь 30%-ным спиртовым раствором;
4) настаиваем 6 дней, дважды в день перемешивая;
5) сливаем с осадка, перемешиваем с первым сливом и фильтруем.
Получаем около 900 мл малиновой настойки.
Черничная настойка
Настой из свежей или замороженной черники делается по рецепту из малины. Для сушеной применяются другие пропорции:
1) берем 56 г сушеных ягод, заливаем их 140 мл 50%-ного спирта;
2) настаиваем 10 дней, дважды в день перемешивая;
3) сливаем настой, оставшиеся ягоды заливаем 100 мл 45%-ного спирта;
4) настаиваем 10 дней, дважды в день перемешивая;
5) сливаем с осадка, перемешиваем с первым сливом и фильтруем.
Получаем около 215 мл черничной настойки.Рижский бальзам в домашних условиях
Приготовление купажа:
смешиваем три настоя: из пряностей, малиновый и черничный;
добавляем: 400 мл коньяка (сорт на Ваше усмотрение), 5 г меда, 1 г масла Перуанского бальзама;
готовим сахарный сироп: кипятим 150 г воды с 300 г сахара, остужаем и тоже вливаем в бальзам;
насыщенного цвета добиваемся с помощью карамели (сахарного колера);
объем напитка доводим до 10 литров раствором спирта (крепость по Вашему желанию);
тщательно перемешиваем;
настаиваем 1-2 недели, фильтруем и разливаем по бутылкам.
Состав пряностей можно менять, создавая уникальный бальзам именно по своему вкусу. А в процессе настаивания на ягодах иногда используют специальные дубовые чипсы. Их можно заменить дубовой щепой, предварительно выдержанной в спирте или обработанной паром.
этого напитка известен .
Сложновато но приготовить при желании можно . Чем и занимаются любители . На форуме самогонщиков целая тема есть по изготовлению напитка в домашних условиях.
Что то перешел я уже от бутылок к напиткам)))).К чему бы это ? Наверное к пятнице))))).
В старой Риге все пропитано ароматом бальзама . В частности есть бар "Black Magic"
.Туда зайти однозначно стоит ,не обязательно там покупать бальзам упакованый в шикарную оболочку ,это можно сделать и в других местах ,гораздо дешевле .Ради интерьера зайти стоит . Ради познания истинной философии этого напитка здесь и сейчас)))) По преданию кафе находится именно в том доме где и был разработан первый вариант этого самого напитка который лег в основу оформления интерьеров
Естественно здесь минимум старинных экземпляров ,может несколько пустых бутылок и стоит где то на полках но тем не менее .Просто шикарно .После посещения сам город будет ассоциироваться с травяным приятным послевкусием .Старая Рига пахнет теплыми травами и витающим в любое время года ароматом бальзама исходящего из уютных кафе .
Процесс употребления бальзама -это целая наука . Вдаваться в нее -это написание целого трактата .Ограничимся визуальным образом.
Кстати на каждой бутылке прикреплена книжка с рецептами просто обалденных напитков ,Вкус которых я могу назвать только "органолептическим оргазмом". не только вкусовые рецепторы задействованы в приятных ощущениях получаемых от употребления .И зрение и обоняние и чувство прекрасного ))эстетическое наслаждение получаешь грандиозное .
Вот собственно часть эволюции самих бутылок . Советского времени у меня их нет . Интересуют в первую очередь дореволюционные .ну и имеются современные . До сих пор помню как однажды на аукционе упустил вот такой почти кувшинчик но советского периода ,с этикеткой в очень хорошем состоянии .Просто бутылки не так интересны - с ручкой они редки .Не так далеко в принципе ушел прогресс в изготовлении тары.Традиционность ,переемственность поколений в основе всего стоит всегда у истоков каких то долговременных вещей ,напитков . С
овременность и седая старина
Что касается самих бутылок то есть сведения что в дореволюционные времена производились закупки в европе керамики без обозначений или с указанием объема ,для розлива рижского с последующей маркировкой в виде бумажных этикеток .Это было дешевле чем заказывать их с фирменными обозначениями. некоторые производители практиковали такие закупки .Как правило кувшинчики были уже не новыми ,вторичное использование . В советское время бутылки были глиняными .И изготавливали их на фарфоровом заводе в Риге .В 2000 году установили специально заказанное оборудование . По каким то причинам кувшины производимые на той линии имели очень большое количество брака .образовывались микротрещины которые отрицательно влияли на хранение напитка .Поэтому было принято решение перейти снова на немецкие бутылки .
Кстати окончательный вкус приобретается через две недели после розлива .
Я написал что бальзам в Риге везде))). Даж не слукавил. Есть там Рижский фармацевтический музей . так же представлена подборочка
И таки в завершение вкусной темы общее количество подобных керамических сосудов из разных стран и времен .Тут представлены все разные .имеются каждой по несколько дублей .Хотя для меня они все разные .Так как изготовлены вручную