После обработки хим составами бутылка штоф выглядит вот так.
Добавлено спустя 4 минуты 3 секунды
Красивое золотисто зеленое стекло . при разном освещении она по разному выглядит. на данный момент бутылки из под ходовых напитков и всего такого прочего имеют примитивный цвет. Стекло же давних времен несет особое очарование .Хоть этот штоф и является ровесником страшных событий на земле Беларуси . Кстати отмыть удалось только моющим средством для сантехники "Санокс гель". если будете отмывать старые стекляшки но не прозрачные а зеленые либо коричневые то лучше и действеннее средства чем Санокс нет .Механически драть тоже ни в коем случае нельзя. Данный штоф очищался в концентрированом растворе 5 дней. После этого вся корка сошла без применения трения при мытье
Добавлено спустя 3 минуты 1 секунда
Кстати у меня штоф объемом где то в пол литра,может чуть больше. Видел продавали на Жданах ребята такой штоф но литровый наверное.Может даже и большего объема. И я просто не успел купить его.Кто то опередил.Если у кого то такой имеется на продажу то милости прошу. Даже сам подъеду заберу в пределах Минской области
Добавлено спустя 3 минуты 36 секунд
и покажу предмет не относящийся к теме бутылок но он найден был одновременно с показанным выше штофом.Это соусник
Добавлено спустя 4 минуты 1 секунда
Предмет 1935 года и судя по месту его подъема принадлежал коменданту концентрационного лагеря расположенного недалеко от столицы. Таких соусников возможно и сотни.Сам по себе предмет ну не совсем рядовой ,но главный весь смысл в месте его находки .Хотя говорят что после войны в окрестностях было море качественной европейской посуды ,графинов,бижутерии и прочего из вещей изъятых у заключенных. Уважаю память погибших там . сам не копал .Поэтому моя совесть чиста .
Добавлено спустя 20 минут 45 секунд
Выше показаная бутылка имеет название "штоф". Как и почему возникла такая форма стеклянных емкостей.
Само слово "штоф" происходит от немецкого "stof" .Слово обозначало меру объема равную одной десятой ведра. Постепенно слово влилось в русский лексикон и стало обозначать скорее форму бутылки нежели ее объем. И в форме штофа были и большие бутли до 10 литров в объеме на теперешнюю систему мер , и совсем маленькие ,мене полу литра. Но это были четырехгранные брусковатые бутылки с укороченым горлышком.Удобство их заключалось в том что очень эргономична форма для транспортировки. наиболее полно заполняется объем ящика в котором стоят штофы. Круглые бутылки всегда занимают больше места при меньшем объеме. Так что одно из преимуществ это удобная транспортировка.Форма бутылок дошла и до сегодняшних дней и массово выпускается для различных целей. Вообще мастерами в сфере стеклоделия были немцы и много тары стеклянной использовалось во времена российской империи изготовленой либо в германии либо по точь в точь скопированой технологии производства стекла а так же дизайна емкостей.Отсюда и возникновение в России моды на
Добавлено спустя 2 минуты 32 секунды
Эта длинногорловая бутылка в Германии и странах Европы использовалась как винная .В России же такая форма прижилась в пивной отрасли . Стоит вспомнить хотя бы бутылку из под пива братьев Леккерт .Форма точно такая .И высота и очертания.Разве что немецкое стекло более толстое и тяжелое и имеет более высокое качество. Рейнская бутылка очень хорошо знакома копарям. Бывает попадается вблизи блиндаков преимущественно времен ПМВ
Добавлено спустя 4 минуты 58 секунд
Кстати Рейнские бутылки могут быть использованы как
имеют довольно красивый и насыщенный цвет стекла. например если смотреть на них без подсветки они кажутся черными .А если их подсветить сзади то на просвет они красивых и необычных оттенков в обычном представлении о цвете бутылочного стекла. Подобные штуки продаются в магазинах предметов интерьера. А кто то берет их из земли и они имеют возраст под сто лет
Добавлено спустя 6 минут 23 секунды
Добавлено спустя 5 минут 17 секунд
А что касается штофов то к концу XVII века выпуск бутылок и штофов в России достиг 100 тысяч штук в год. Хотя качество стеклянной посуды российского производства было очень низким, и не выдерживало конкуренции с поступавшей через Архангельский порт и западную границу винной и аптечной посудой.Мы все очень любим заимствование всего европейского .Что не наше то лучшее)))) так думают многие .И даже в истории со штофом применилось это правило.
на время начала производства штофов в России уже было название меры объема в одну десятую ведра-"кружка".Но не прижилось. Слово "штоф" звучало не по нашему, по европейски, так же и тот факт что форма пришла из Европы. Вот так и закрепилось слово штоф за квадратной бутылью и используется по сей день. Хотя некоторое время штофом называли не только квадратные емкости. так называли и обычные бутылки с недлинным горлом и емкостью одна десятая ведра
Добавлено спустя 3 минуты 10 секунд
Как правило квадратные штофы изготавливали из зеленого стекла.Часто с особым оттенком .зеленовато синеватое по цвету .Сложно описать да и не поймет человек на словах если не видел. В основном в России в штофы разливали крепкие напитки.Чаще всего хлебное вино . и с хлебным вином к концу 18 века штоф и ассоциируется
Добавлено спустя 1 минута 12 секунд
К началу XIX века произошло разделение между простой и дешевой в изготовлении массовой бутылкой и штофом, и винной посудой и графинами для дорогих напитков.Разным напиткам соответствовали бутылки определенной формы и цвета. Были простые бутылки, столовые, бутылки для шампанского, для мадеры, для «английской горькой», портерная, рейнская, пивная, ликерная, коньячная, ромовая бутылки.
Цвет стекла также имел важное значение. Простое хлебное вино разливали в бесцветные или зеленоватые бутылки. В бесцветные, золотисто-янтарные, вишневые, темно-зеленые, рубиновые бутылки лили настойки, наливки и дорогую водку. Были и «премиум» бутылки из хрусталя, тончайшего фарфора, серебра и эмалированного металла.
В наши дни многие дизайнеры черпают свое вдохновение в штофах дореволюционной России.
Добавлено спустя 2 минуты 56 секунд
Несколько слов о застольной революции или как бутылка появилась на столе знатных людей и заняла почетное место среди дорогих столовых приборов
Некий чудаковатый французский маркиз, пригласив гостей к ужину, бутылкавыставил на обеденный стол не графины и кубки с напитками, а заурядные бутылки - пусть в форме шара, слегка приплюснутого с боков, пусть в виде высокого конуса или прямоугольного штофа, - но ведь бутылки же! Никому прежде и в голову не могло прийти выставить на великосветский стол бутылку, считавшуюся в мире посуды "простолюдинкой". Ей не могло быть места на богатом столе рядом с нарядными и дорогостоящими кувшинами из серебра, графинами из хрусталя или венецианского стекла! Но, как это часто бывает, то, что сперва шокирует, потом быстро входит в моду. С легкой руки безымянного для истории маркиза, бутылка совершила "восшествие" сперва на французский обеденный стол, а затем и на столы всей Европы.
Добавлено спустя 1 минута 14 секунд
Бутылка не только обрела статус застольной питейной посуды, но и превратилась в украшение стола со всеми вытекающими из этого обязанностями: она стала изящнее по внешнему виду и разнообразнее по форме и цвету...
Далекими предками стеклянной бутылки были античные амфоры и деревянные бочонки, в которых хранились хмельные напитки. Это родство подтверждается и происхождением слова "бутылка". "Боуттисом" в Древней Греции называли сосуд для вина. Любая бутылка в любые времена состояла из: "корпуса, переходной части к горлу, горла, венчика и пояска..." Стеклянная бутылка имела преимущества перед деревянными, глиняными или металлическими сосудами. Идеально сохраняя качество продукта, она была удобна в транспортировке, давала возможность на взгляд проверить содержимое. Уязвимыми моментами в жизни бутылки в период ее "детства" и "отрочества" были дороговизна и несовершенство с точки зрения внешнего вида.
Долгое время бутылки изготавливались вручную, методом "выдувания", что было очень дорого. Кроме того, мастеру далеко не всегда удавалось соблюсти красоту формы. Нижняя часть сосуда как правило оказывалась массивнее верхней, поскольку дули бутылку из раскаленного стекольного пузыря, вытягивая его вверх к горлышку. Окончательную форму - штофа, конуса или округлую - бутылке придавали тоже вручную, "обкатывая" ее на специальных фигурных поверхностях, сделанных из мореного дуба. Бутылки были тяжелыми, поскольку в состав стекольной массы входили соли металлов.
Во второй половине XVIII века в России и в Европе утвердилась мода на художественное стекло. Сначала его выпуск наладили на Императорском стекольном заводе в Петербурге. Бокалы, кубки, вазы, кувшины, рюмки и чаши Императорского стекольного были так красивы и изящны, что производство художественного стекла увлекло даже высокопоставленных русских вельмож. На всю Россию прославились изделия стекольных фабрик князей Голицыных, Потемкина, графа Орлова. К середине столетия относилось и обустройство частного стекольного промысла недалеко от Владимира на реке Гусь, получившего впоследствии название Гусевского хрустального завода.
К середине XIX века в России освоили новую европейскую технику изготовления бутылок. Теперь их не выдували, а лили машинным способом, что было и дешевле, и быстрее. Техника литья позволяла придавать бутылке точную, геометрически выверенную форму. Они могли быть круглыми и раздутыми, с вытянутым горлом, с выборкой, с округлым оплечьем, граненые, украшенные орнаментом и надписями. Особой пoпулярностью стал пользеваться штоф - четырехугольная бутыль с коротким горлом.
В XIX веке на рынке столового стекла и хрусталя первенствовали фабрики Бахметьевых. Соперниками Бахметьевых были не менее именитые Мальцевы, самым крупным предприятием которых являлся Дятьковский завод на Брянщине. К началу XX века Мальцевым принадлежало уже более пятнадцати стекольных заводов.
В России XIX века разным напиткам соответствовала бутылка определенной формы и цвета. Была бутылка простая, была столовая, были бутылки для шампанского, для "английской горькой", была портерная, рейнская, пивная, ликерная, коньячная, ромовая... Принципиальное значение имел и цвет стекла. Обыкновенную "казенную" водку разливали в бутылки бесцветного стекла, темную и светлую зелень. Дорогую лили в фигурныe бутылки из бесцветного, золотисто-янтарного или вишневого стекла, в темно-зеленые, рубиновые, из молочного и голубого глушенного стекла, из хрусталя и тончайшего фарфора, из серебра и эмалированного металла.
В особо торжественных случаях стекло обрабатывали "под иней" или "под перламутр". Настойки, наливки и прочие ароматизированные водки разливали в бутылки, тонированные зеленым, синим, йодистым и темно-оливковым колером. Единственный цвет, не "прижившийся" массово в водочной бутылке, был почему-то черный. Некоторое исключение составляли "водочные медведи" черного цвета - бутылки такой формы шли под водку "Сибирская".
Водочные компании, заказывая бутылку для своей продукции, заботились о ее потребительской "узнаваемости". Так, петербургская фирма "Бекманъ и к°" ввела в моду бутылку-фляжку. Продукция "Торгового дома П. А. Смирнова" узнавалась по конусообразной бутылке "Нежинской рябины". "Коньячный король России" Н. Л. Шустов предпочитал графинчик...
Правда, установить сегодня, какая из компаний первой "открыла" ту или иную вошедшую в моду форму, практически невозможно. Удачное новшество конкуренты немедленно подхватывали и делали своим. Это можно было отнести и к бутылкам в форме медведя. В них разливали водку такие известные производители российского алкоголя, как Смирнов, Штритер и Шустов... Бывало, дело о подобной "краже" доходило до судебных разбирательств, попадало на страницы журналов и газет. Но, как и следовало ожидать, найти истинно виновных так ни разу и не удалось...
Еще при Николае II в Российской Империи было принято "Положение о стеклянной посуде". Согласно этому циркуляру, каждый "заводчик должен в удобном для него месте ставить клеймо, в котором означать свое имя и фамилию хотя бы начальными буквами, местонахождение завода и год выделки". Изображение российского орла на бутылке означало высшую государственную награду за победу на очередной выставке, которую отмечала своим посещением и царская семья. Под орлом, по положению о государственной геральдике, указывался год награждения фирмы государственным гербом. Именно эта законопослушность производителей водочной продукции и привела к тому, что сегодня бутылка от фирмы, носившей звание Поставщика Двора, стала большой редкостью - после революции 1917 года их просто уничтожали.Власти уничтожали - чтобы стереть с лица российской земли любое упоминание о царизме. Простой люд - из страха быть обвиненным в "реставрации монархии"...
Такие названия, как ведро, бутылка, штоф или чарка употреблялись и для обозначения мер. Главными оптовыми единицами считались мерная бочка и казенное ведро. Стандартная водочная бочка называлась сороковкой - по числу вмещаемых ведер. Пивная бочка содержала 10 ведер, а так называемая "польская" - 8 ведер и 14 чарок. Самой большой отпускной мерой в розничной торговле считалось казенное ведро, вмещавшее ровно 30 фунтов водки. Ведро равнялось 10 кружкам или 8 штофам, если за основу принимать не "десятириковый", а "осьмерковый" штоф. Еще ведро равнялось 16 мерным бутылкам.
Кроме мерной, существовала и так называемая торговая бутылка; на ведро их шло около 20 штук. В распивочной продаже водку отпускали теми же бутылками и штофами, что и в лавках; существовали и "раздробительные" меры.
Чаркой назывался не только сосуд, но и мера - 16-я доля кружки. Более других известна "четвертинка" - четвертая часть штофа, или "полбутылка", которую в народе прозывали по-разному: мерзавчик , маленькая, пташечка, лампадка... Самой мелкой мерой являлась осьмушка - половина четверти или "шкалик".
В зависимости от емкости водочная бутылка не раз получала меткие народные прозвища. Так, в 1920-е годы, когда после долгого "сухого закона" появилась в продаже 30-градусная "рыковка", народ окрестил самую маленькую бутылку "пионер", побольше - "комсомолец", большую - "партиец". Позже в обиходе советского времени прочно прижились "поллитровка" и "чекушка".
Словом, менялись эпохи, режимы, вкусы, а бутылка и по сей день остается неизменным спутником нашего бытия...
Добавлено спустя 1 минута 55 секунд
Будет новый день будет и новый старинный штоф из Германии который я покажу завтра