Да, диски действительно бывают разные: металлические, стальные, тормозные, R15, R20, компьютерные, спортивные и т.д. Но сегодня хотелось бы поговорить о самых важных для человека дисках - межпозвоночных.
Мы не задумываемся о них и не считаемся с ними, воспринимая межпозвоночные диски как нечто само собой разумеющееся и постоянное, и однажды они, да и весь наш позвоночник, начинают за это мстить. Водители, много времени проводящие за рулем, в какой-то момент начинают испытывать дискомфорт в области спины, причем не только сидя в автомобильном кресле, но и в повседневной жизни. И основная причина этого - сдавливание межпозвоночных дисков, перенапряжение мышц спины.
Немножко анатомии: межпозвоночный диск находится между двумя соединенными позвонками, состоит из студенистого ядра и собственно не тверд, а эластичен, может изменять форму, поглощая или выделяя межпозвоночную жидкость. Чтобы диски "случайно не укатились в сторону", к нашим позвонкам прикреплены многочисленные мышцы и связки, которые держат позвоночник, стабилизируют его и защищают от резких движений. Только достаточно развитая мускулатура может служить хорошей опорой позвоночнику. Если мышцы недостаточно развиты, а нагрузка высока, возникает перенапряжение, что будет причиной дискомфорта в области спины. Если вовремя не обратить на это внимания, образуется порочный круг: боль вызывает все большее напряжение и уплотнение мышц, постепенно распространяясь на соседние участки.
Внимание: опасность!
Межпозвоночные диски являются "слабым местом" нашей спины, так как они чрезвычайно неустойчивы и прежде всего подвержены износу. Здоровье и дееспособность наших дисков зависят от постоянного чередования нагрузки и расслабления. Здоровый межпозвоночный диск действует как амортизатор (представьте автомобиль без амортизаторов), а дегенерированный, изношенный диск, напротив, можно сравнить со спущенной автомобильной шиной, которая мешает полноценно двигаться дальше. Время, в течение которого межпозвоночные диски сдавливаются, когда мы сидим, поднимаем тяжести, наклоняемся, значительно превосходит те короткие промежутки времени, когда в положении лежа наше тело расслаблено или когда мы получаем грамотную физическую нагрузку.
Руки на руле, взгляд, постоянно устремленный на дорогу, ведут к неподвижности и односторонней нагрузке на шейные позвонки, которые отличаются особой подвижностью, меньшим размером и не так стабильны, как, например, поясничные. Проявления синдрома нестабильности шейного отдела позвоночника настолько разнообразны, что зачастую не возникает и мысли о том, что они могут быть вызваны нарушениями в позвоночнике. Напряжение мышц в шейном отделе и области плеч может распространяться и на другие области, в частности рук, грудного и поясничного отделов позвоночника, головы. Перенапряжение мышц и недостаточность кровотока вследствие малой подвижности способны вызвать головокружение, шум в ушах, расстройство слуха, мигрени и т.д. Наезды, при которых авто резко тормозит, приводят к так называемой "катапультивной" травме: верхнюю часть туловища сначала бросает вперед, а затем столь же резко отбрасывает назад. Подголовники автомобильных сидений ослабляют сотрясения при внезапном торможении, не давая голове откидываться назад слишком резко.
Нагрузка - разгрузка
Разумное чередование напряжения и расслабления чрезвычайно важно для питания наших межпозвоночных дисков и выведения из них шлаков. Продолжительная разгрузка столь же вредна, как и постоянные нагрузки. При последних давление на диски оказывается слишком высоким: они не могут вбирать в себя жидкость и питательные вещества, высыхают, делаются плоскими и неэластичными. В то же время при продолжительной разгрузке (долгое пребывание в постели и т.д.) диски, напротив, как губка впитывают жидкость, суставная щель расходится, суставная сумка растягивается, шлаки не выдавливаются тканью межпозвоночных дисков и не отводятся из них. Сгорбленная поза с наклоненной вперед верхней частью туловища (стандартная поза водителя) - это "яд" для нашей спины. Девиз таков: как можно меньше сидеть - как можно больше двигаться, как можно чаще менять положение тела.
Движение в радость
Для того чтобы обеспечить себе приятное времяпрепровождение в кресле автомобиля, предлагаем вам несколько упражнений за рулем. Вместо того чтобы скучать и нервничать в пробке или во время ожидания, попробуйте извлечь пользу от вынужденного простоя.
Упражнение №1: положите ладони на затылок, локти разведите в стороны. Давите головой на руки и оказывайте сопротивление руками.
Упражнение №2: возьмитесь руками за руль "на 3 и 9 часов". Локти подняты на горизонтальную линию. Сжимайте и разжимайте руль (не забудьте проконтролировать силу давления, чтобы не сломать рулевое колесо).
Упражнение №3: выполняйте повороты, наклоны, вращения головой, оставайтесь в каждом из положений несколько секунд.
Упражнение №4: прижмите плечи к спинке сиденья (сведите лопатки), затем подайте плечи вперед (округлите спину), не отрывая позвоночник от автокресла.
Упражнение №5: выполняйте попеременно втягивание и выпячивание живота. Это упражнение активизирует мышцы пресса и внутренних органов, что способствует движению застоявшейся крови.
Упражнение №6: сжимайте мышцы ягодиц, выполняя подпрыгивание на месте. Можно как одновременно, так и попеременно правой и левой ягодицей.
Все упражнения выполняются 8-12 раз, без резких движений и только во время остановки автомобиля. Если время ожидания превышает 15-20 минут, рекомендуем выйти из автомобиля, так как положение сидя является наиболее вредным для позвоночника.
Также рекомендуем приобрести кистевой эспандер и использовать его в качестве мини-тренажера для активизации кровотока в области верхнего плечевого пояса.
Не забывайте в перерывах между вождением автомобиля о занятиях фитнесом, начиная с легкой ходьбы и заканчивая серьезными нагрузками в тренажерном зале. А самое главное - постарайтесь как можно больше улыбаться себе и соседям-водителям, так как при улыбке рефлекторно расслабляются мышцы шеи, верхнего плечевого пояса и улучшается настроение.