— Больше всего возмущает отношение.
Не столько денег жалко, сколько хотелось бы быть предупрежденными о «внеплановых» тратах наших семей, — продолжает Александр. — Поймите, мы не против ремонта. Но проводиться он должен только после общего собрания, где собственники решают, кто, как, за сколько и в каком объеме будет его делать. Если бы мы услышали эти цифры вовремя, то сами бы собрались и за выходные все сделали. Сами бы комиссию пригласили, чтобы все было правильно, но нас просто поставили перед фактом. И в этом наша главная претензия.
...
— Мы обращались в ЖКХ по этому вопросу, но видим только отписки. В итоге они прислали смету, документы, но, к примеру, на акте принятия работ ни одной подписи жильца подъезда нет. Как это? Ведь мы же платим, мы и должны принимать работы, — удивляется другой житель дома. — В ЖКХ говорят, что собрания не было из-за пандемии, но разве нельзя было расклеить листовки на подъездах, на жировках информацию напечатать, раскидать уведомления по ящикам? Они ссылаются на то, что план по текущему ремонту расписан на их сайте, но разве кто-то туда заходит? Это обязанность ЖКХ уведомить жителей о работах, за которые в итоге потребуют деньги.
Речь же про немаленькие суммы, и людям надо как-то планировать свой бюджет.
Помимо всего, в ЖКХ есть годовой план по выполнению определенных объемов строительно-монтажных работ, по которому они отчитываются перед администрацией Московского района, а администрация в свою очередь, стремясь выполнить плановые показатели по вышеуказанным работам, отчитывается перед Мингорисполкомом, ведь за их невыполнение должностным лицам грозит депремирование. По мнению жителей подъездов, такая схема по выполнению планов строительно-монтажных работ является искусственно навязанной жильцам, а фактически требуемые работы по подъездам необходимы были в меньших объемах.
...
Со слов жителей, «шевелиться» в ЖКХ начали только после того, как не увидели оплат. Сразу появилось объявление о собрании, на которое пришло порядка 50 человек, но договориться у сторон не получилось:
— Из ЖКХ нам прислали двух девушек: одна на камеру снимала, другая общалась. По итогу ни на один наш вопрос не ответила, ссылаясь, что это не в ее компетенции. Но а зачем, спрашивается, ее прислали?
...
— При этом реальные проблемы — разваливающийся порог, опасная яма возле подъезда, облупленный фасад — как были, так и есть.
— Людей не информировали о работах, в акте приемки нет наших подписей, даже тендер и тот прошел с нарушениями: в составе комиссии было 15 человек, а подписей только 5, хотя по закону должно быть не меньше 2/3 состава — минимум 10! И в первом, и во втором протоколе только 5, — продолжают минчане. — Если бы мы не были уверены в своей правоте, то в эту «драку» не полезли бы. Самое неприятное для нас то, что с нами не было диалога. Нам не так жалко денег, сколько неприятно отсутствие уважения со стороны властей. Мы люди, мы хотим, чтобы с нашим мнением считались, особенно за наши деньги. Никому не нравится чувствовать себя в дураках. Но выходит так, что людей за людей не считают. А мы хотим по закону жить и чтобы этот закон соблюдали все.
Список нарушений жители отправляли в администрацию района, ЖКХ, Мингорисполком и даже Госконтроль. Основные претензии жильцов к ЖКХ выглядят так.
...
Однако решения проблемы ни в одной из структур так и не предложили.
«Решения, которые должны были принимать граждане, приняли за них»
Переписка с инстанциями не принесла видимого результата, и люди попросили помощи у местного депутата, который изучил все документы, побывал в спорных подъездах, переговорил с ответственными лицами и поделился с Onlíner своим видением проблемы. Со слов депутата, нарушения по части информирования были, а выходов из конфликта два — суд или переговоры.
...
Акт обследования составлен некачественно и неверно, люди не были достаточно проинформированы о работах и смете. Все решения (выбор цвета, назначение ответственного за приемку, выбор исполнителей), которые должны принимать граждане, приняли за них. Так и получилось, что людей «женили» без их ведома.
...
По вопросу своих избирателей депутат побывал на приеме в ЖКХ, Мингорисполкоме и местной администрации:
— По моему заявлению была собрана комиссия, которая отвечает за этот вопрос. В конце лета ей было организовано собрание с участием заместителя руководителя ЖКХ города и руководителя ЖКХ Московского района. Там были проговорены ошибки по части информирования людей. У комиссии есть понимание, что определенные нарушения были, но она может лишь рекомендовать вариант разрешения конфликта.
Также комиссией было предложено руководителю ЖКХ города провести информацию о порядке проведения таких процедур. Как вариант — информировать людей на обратной стороне жировок, со сроками и сметой. Для того чтобы люди, перед тем как принимать решение, знали, на что идут.
Что касается ответственных по делу, то злого умысла в действиях руководства ЖКХ депутат не видит:
— Я прекрасно понимаю, что руководитель ЖКХ не хотел, чтобы произошла такая ситуация. Он слышит жителей, переживает, но не знает, чего они хотят.
Переговоры между людьми и ЖКХ на сегодня отсутствуют, диалог не налажен, а это самое первое, с чего следует начать.
При этом я вижу, что жители переживают даже не из-за денег. Подорвано их достоинство — то, что полагается им по закону, не выполнено, но никто ошибок не признает.
...
Что говорят в ЖКХ
...
Со слов коммунальщиков, никаких нарушений не было, а вопросы у жителей возникли только на этапе оплаты.
Вместе с тем Павел Владимирович убежден, что причина конфликта не только в отсутствии информации, но и недостатке желания ее получать:
— Плоскость знаний чиновников выше по сравнению с обычными гражданами, поэтому сегодня они быстрее . Но если люди будут находиться на том же уровне понимания, то таких историй не будет. В данном случае я не виню жителей, поскольку даже сам не знал, как устроен процесс с плановым ремонтом. Но ситуация не изменится, пока граждане не начнут спрашивать со своих депутатов, чиновников, исполкомов.
90% вины здесь на тех, кто недоработал, но 10% — на тех, кто не интересовался, пока не стало горячо.
Люди должны знать о своих правах и обязанностях, а также о том, какими правами и обязанностями наделены структуры ЖКХ и исполкомов. С повышением ответственности граждан повышается и ответственность исполнительного органа.