Измененные и дополненные замечания и предложения
по проекту детального планирования «Градостроительный проект детального планирования территории ландшафтно-рекреационной зоны 27ЛР» (далее – проект детального планирования).
Предлагаем: не утверждать этот проект детального планирования, отклонить его и отправить на доработку с учетом следующих замечаний и предложений.
1. Проектные решения не должны противоречить интересам жителей домов в границах проектируемой территории. Вопрос сохранения либо сноса усадебных домов необходимо решать, основываясь на мнении их жителей.
Проектируемая территория совпадает с ландшафтно-рекреационной зоной 27ЛР. При этом, согласно пункту 2.5.2.2. Регламентов Генерального плана г. Минска, «В ландшафтно-рекреационных зонах допускается сохранение ранее освоенных территорий другого типа (общественной и усадебной жилой застройки…). Параметры реконструкции таких территорий устанавливаются проектом стадии «Детальный план».
2. Проект предусматривает выделение в составе ландшафтно-рекреационной зоны 27ЛР в том числе подзон ЛР1 и ЛР1’. Согласно таблице Технико-экономические показатели детального плана, площадь подзоны ЛР1 – 2,3 га; ЛР1’ – 2,6 га.
При этом, согласно пункту 2.5.2.2 Регламентов Генерального плана г. Минска, «Суммарная площадь объектов ЛР-1' не должна превышать 7% площади зон типа ЛР и ЛРпр». Таким образом, данное проектное предложение грубо противоречит регламентам Генплана.
Предлагаем: не выделять в составе ландшафтно-рекреационной зоны 27ЛР подзону ЛР-1'.
3. Территория проектирования совпадает с ландшафтно-рекреационной зоной 27ЛР. Согласно таблице Технико-экономические показатели детального плана, процент озелененности в границах проекта составляет 46,6%. При этом не указано, сделан ли данный расчет с учетом водной поверхности или без ее учета.
Согласно таблице 2.5.2 Регламентов Генерального плана г. Минска, показатели озелененности ландшафтно-рекреационных подзон составляют:
ЛР-1 – 75%;
ЛР-1' – 60%;
ЛР-2 – 85%.
Таким образом, проектные показатели озеленения ландшафтно-рекреационной зоны 27ЛР существенно отстают от нормативов Генерального плана г. Минска.
Предлагаем предусмотреть в проекте степень озеленения проектируемой территории не ниже нормативных показателей.
4. Согласно «Экологическому докладу по СЭО объекта «Схема озелененных территорий общего пользования, в т.ч. объектов озеленения, подлежащих охране в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» Ленинского района г. Минска»», существующая обеспеченность жителей района озелененными территориями общего пользования составляет: 12,1 м2/чел., в т.ч. районного значения 6,4 м2/чел. В соответствии с ТКП 45-3.01-116-2008 норматив обеспеченности озелененными территориями общего пользования должен составлять: районного значения 8-10 м2/чел., городского значения 9-11 м2/чел., следовательно, в настоящее время в Ленинском административном районе имеется недостаток озелененных территорий общего пользования обоих типов.
При этом проектом предусмотрено строительство комплекса зданий на территории усадебной застройки в районе улиц Серебрянска, Малосеребрянская, Крайняя, Индустриальная. Следует отметить, что данная территория в настоящий момент озеленена. Это озеленение в жилой усадебной застройке тем более необходимо жителям на фоне недостатка озелененных территорий общего пользования.
Предлагаемсохранить существующее озеленение в усадебной застройке в районе улиц Серебрянска, Малосеребрянская, Крайняя, Индустриальная.
Кроме того, проект предусматривает размещение инвестиционного участка для объекта общественного питания на территории подзоны ЛР2. Учитывая то, что размещение объектов данного назначения не является основным для подзон ЛР2, а также указанное выше невыполнение нормативных показателей по степени озелененности территории, предлагаем ]исключить из проекта инвестиционный участок для объекта общественного питания (№1 в перечне объектов).
5. Территория проектирования размещена вблизи объектов, загрязняющих атмосферный воздух, в частности ТЭЦ-2, а также вблизи транспортных магистралей. При этом пункты 2.1 – 2.3 Закона Республики Беларусь от 16.12.2008 № 2-З «Об охране атмосферного воздуха» гласят:
«В генеральных планах городов и других населенных пунктов, градостроительных проектах детального планирования должен быть предусмотрен комплекс мероприятий по сокращению и (или) предотвращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включающий:
2.1. информацию о качестве атмосферного воздуха и прогноз изменения качества атмосферного воздуха при размещении планируемых объектов хозяйственной и иной деятельности, связанных с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
2.2. мероприятия, направленные на оптимизацию размещения существующих и планируемых объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих наибольшее воздействие на качество атмосферного воздуха, в том числе объектов тяготения мобильных источников выбросов;
2.3. иные мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов».
Однако в представленных на общественное обсуждение материалах отсутствует информация об указанном выше комплексе мероприятий. Тем самым нарушено право участников обсуждения на доступ к экологической информации без ограничений, зафиксированное в ст. 74 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XІІ «Об охране окружающей среды», которая, в частности гласит:
«Не допускается ограничение доступа к экологической информации: …о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух …» (ст. 742);
«Доступ государственных органов, других государственных организаций, иных юридических лиц и граждан к экологической информации общего назначения обеспечивается посредством предоставления или распространения экологической информации общего назначения обладателями экологической информации» (ст. 741).
Предлагаем:
• предусмотреть в проекте указанный выше комплекс мероприятий;
• ознакомить с ним участников общественного обсуждения.
6. Проектом предусмотрено строительство нескольких пешеходных мостов и реконструкция технического моста через реку Свислочь. При этом, согласно п. 1.14 ст. 7 Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» от 18 июля 2016 г. № 399-З, объектами, для которых проводится оценка воздействия на окружающую среду, являются «объекты хозяйственной и иной деятельности, планируемые к строительству в границах поверхностных водных объектов, за исключением объектов транспортной, инженерной и (или) оборонной инфраструктуры».
Предлагаем провести оценку воздействия на окружающую среду объектов, которые планируется построить в границах водоема на проектируемой территории.
7. На детальный план нанесены границы водоохраной зоны и прибрежной полосы водоема в границах проектируемой территории. Согласно п. 8 статьи 52 Водного кодекса Республики Беларусь, минимальная ширина прибрежной полосы водоемов и малых рек – 50 метров, для средних и больших рек – 100 метров. При этом, согласно п. 12 Водного кодекса Республики Беларусь, «Для поверхностных водных объектов (их частей), расположенных на территории населенных пунктов, разрабатываются отдельные проекты водоохранных зон и прибрежных полос».
Прошу в ответах на замечания и предложения указать, кем разработаны и когда утверждены проекты водоохранной зоны и прибрежной полосы водоема на проектируемой территории.
В границах проектирования ширина прибрежной полосы на многих участках не достигает 50 метров, в ряде мест ее ширина менее 10 метров. При этом на ряде участков ширина прибрежной полосы может быть увеличена, причем без ущерба для существующих земельных участков в усадебной застройке.
8. Территория проектирования является частью водно-зеленого диаметра г. Минска. При этом пункт 2.17. Направления 2 Главы 3 Генерального плана г. Минска требует создать комплексную, сбалансированную многоуровневую систему общественных территорий путем формирования водно-зеленого диаметра на ландшафтно-рекреационных территориях вдоль р. Свислочь с приоритетным размещением многопрофильных и специализированных парков общегородского значения.
Согласно пункту 4 статьи 44 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», «В соответствии с регламентами градостроительного развития и использования территорий, установленными в генеральных планах, в детальном плане определяются: ... размещение объектов общего пользования, социально-культурного назначения и коммунально-бытового обслуживания». При этом парк является объектом общего пользования, поскольку размещен на землях общего пользования и является общедоступным.
В подпункте 1.1 пункта 1 табл. 2.5.4 Системы регламентов Генерального плана г. Минска парки обозначены как один из видов объектов строительства. При этом в пункте 2.5.1 Регламент А. Типы и подтипы ландшафтно-рекреационных зон Регламентов Генерального плана г. Минска указано: «Границы ландшафтно-рекреационных территорий и объектов с параметрами ЛР-1, ЛР-2, ЛР-1', ЛРпр и ЛРсп устанавливаются либо уточняются зелеными линиями на стадии детального градостроительного проектирования».
Соответственно, предлагаем в данном проекте детального планирования определить размещение на проектируемой территории парка, а также определить параметры парка: его границы и площадь.
При этом освоение проектируемой территории не должно вступить в противоречие с интересами жителей усадебных домов. Вопрос сохранения либо сноса усадебных домов необходимо решать, основываясь в первую очередь на мнении их жителей.
9. Как было указано выше, территория проектирования является частью водно-зеленого диаметра г. Минска. Несмотря на это, данный проект предполагает «строительство комплекса зданий на территории усадебной застройки в районе улиц Серебрянская, Малосеребрянская, Крайняя, Индустриальная в функциональной зоне ЛР1 и ЛР1’…».
Однако Примечание пункта 2.5.3. «Регламент Б. Перечень объектов и сооружений для размещения в ландшафтно-рекреационных зонах, а также видов хозяйственной деятельности в них» Регламентов генерального плана г. Минска гласит: «... Размещение всех видов капитального строительства на территории бульваров, скверов, сложившихся парков, лесопарков, водно-зеленых систем исключено.
Соответственно, «строительство комплекса зданий на территории усадебной застройки в районе улиц Серебрянская, Малосеребрянская, Крайняя, Индустриальная в функциональной зоне ЛР1 и ЛР1’» из проекта должно быть исключено.
10. Проектом предусмотрено «Строительство ул. Проектируемой и многоуровневой транспортной развязки на пересечении с ул. Денисовская» (Раздел Архитектурно-планировочное решение. Этапы реализации, пункт 11). Однако на детальном плане ни улица, ни транспортная развязка не изображены, что нарушает право участников общественного обсуждения на достоверную, полную и своевременную информацию о состоянии среды обитания и ее предполагаемых изменениях, зафиксированное в п. 1 статьи 4 Закона Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» от 5 июля 2004 г. № 300-З.
11. На сайте районной администрации размещен детальный план проекта: (http://lenadmin.gov.by/sites/default/files/gradostroitelnyy_proek ... y_27lr.jpg). При этом разрешение изображения таково, что текст нечитабелен, а детали изображения плохо различимы. Кроме того, на сайте отсутствует опорный план территории, что препятствует составлению всестороннего представления о проекте.
При этом, согласно п. 11 «Положения о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», «В состав экспозиции (выставки) и (или) презентации проекта, выносимого на общественное обсуждение, включаются графические и текстовые материалы в доступной для восприятия и обсуждения форме…».