Ответить
  • offenberg Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    offenberg Senior Member Автор темы

    999

    11 лет на сайте
    пользователь #599466

    Профиль
    Написать сообщение

    999
    # 31 декабря 2022 14:55

    Итоги года.

    1 января 2022 года мы открыли "Музей Мопедов" в своём собственном, годами выстраданном помещении. Пока готов только один зал. Но это не помешало, за год, принять нам более тысячи гостей из Беларуси и не только!

    А с мая заработала вторая наша выставка: "Студия Советской Игрушки". И единственное, что можно пожелать в новом году - ещё больше гостей. Так что, приходите и приезжайте! От нас уходят, улыбаясь)

    Ну и фото. На них первые и последние гости "Музея Мопедов" в этом году. А на 3 января уже есть первая заявка на экскурсию.

    Музей Мопедов Владимира Гордеева & Студия Советской Игрушки Светланы Гордеевой, Витебск.
  • offenberg Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    offenberg Senior Member Автор темы

    999

    11 лет на сайте
    пользователь #599466

    Профиль
    Написать сообщение

    999
    # 6 января 2023 12:42

    Мопед пятницы. "Рига-13". Рижский мотозавод "Саркана Звайгзне", 1983 год.

    Все знают самый массовый в СССР мотовелосипед, или лёгкий мопед, "Ригу-13". Но 99 процентов не знают нюанса. Дело в том, что индекс РМЗ-1413 носила только переходная модель 1983 года. Модель мопеда на Рижском мотозаводе менялась по двигателю. И когда на завод стали поступать новые двигатели Д-8, новая модель - "Рига-13", первое время делалась на старой раме от "Риги-11". А год спустя в серию пошла всем известная "Рига-13" с закрытой рамой, которая и выпускалась до самого закрытия завода. Но индекс она имела другой, РМЗ-1413-02, -03, -04 и так далее, в зависимости от комплектации. Хотя все эти модели и назывались одинаково - "Рига-13".

    Музей Мопедов Владимира Гордеева & Студия Советской Игрушки Светланы Гордеевой, Витебск.
  • offenberg Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    offenberg Senior Member Автор темы

    999

    11 лет на сайте
    пользователь #599466

    Профиль
    Написать сообщение

    999
    # 7 января 2023 11:16

    ИЗ СТАРЫХ ФОТОГРАФИЙ.
    ТЕХНИКА СУКСУНСКОЙ МИЛИЦИИ. ПРОШЛЫЙ ВЕК....

    Единственный известный мне мотовелосипед на службе в МВД СССР. Пензенский 16-В.

    Музей Мопедов Владимира Гордеева & Студия Советской Игрушки Светланы Гордеевой, Витебск.
  • offenberg Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    offenberg Senior Member Автор темы

    999

    11 лет на сайте
    пользователь #599466

    Профиль
    Написать сообщение

    999
    # 11 января 2023 17:34

    Статья по средам.

    Недавно возник вопрос - а когда в русском языке появилось слово "мотороллер"? Выкладываю свидетельство из прессы 1941 года, причём там же есть и слово "скутер" применительно не к лодке. А слово "мотороллер"появилось в печати годом раньше. Но в то время мотороллером называли очень конкретную вещь - самоделку на маленьких колёсиках. Их массово строили ещё до войны, используя и специальные веломоторы, и бензопилы.

    ***

    Миниатюрный мотоцикл

    ... Такой вид транспорта сейчас широко применяется в крупных городах Америки. Там подобный самокат называют скутером или автоподножкой. Главное достоинство скутера состоит в том, что его малолитражный моторчик потребляет очень мало горючего. Управление машиной настолько просто, что за ее руль может садиться человек, освоивший езду на велосипеде. Небольшие размеры скутера позволяют хранить его в обычных квартирных условиях.

    Юные конструкторы автолаборатории Московского дома пионеров и школьников увидели в иностранном журнале фотографию такой машины. Идея создания автоподножки увлекла ребят, и они принялись за постройку советского скутера.

    Под руководством инструктора т. Баркунского группа школьников в течение одного месяца построила машину. Его назвали мотороллером. В детских самокатах колеса деревянные или металлические. Для мотороллера были использованы старые хвостовые колеса аэропланов, отслуживших свой срок.

    Первый скутер был сделан трехколесным, Затем ребята решили построить новую машину, в которой третье колесо было упразднено. Это значительно облегчило роллер и упростило его конструкцию.

    Двухколесный мотороллер в полтора раза короче самого маленького мотоцикла. Высота машины немногим больше полуметра...

    «Техника - молодежи», 06/1941

    ***

    Музей Мопедов Владимира Гордеева & Студия Советской Игрушки Светланы Гордеевой, Витебск.
  • offenberg Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    offenberg Senior Member Автор темы

    999

    11 лет на сайте
    пользователь #599466

    Профиль
    Написать сообщение

    999
    # 13 января 2023 12:59

    Мопед пятницы. "Рига-18" модели 1977 года.

    Мне было известно 3 прототипа 78-81 годов под этим названием. Но на днях в журнале "Техническая эстетика" за 1977 год, в статье про латвийский дизайн, нашлось фото четвертого, и первого по хронологии. Появившись как развитие серийной модели "Рига-16", эти прототипы становились всё сложнее и современнее. Но в серию пошла более простая и технологичная "Рига-22"...

    Музей Мопедов Владимира Гордеева & Студия Советской Игрушки Светланы Гордеевой, Витебск.
  • offenberg Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    offenberg Senior Member Автор темы

    999

    11 лет на сайте
    пользователь #599466

    Профиль
    Написать сообщение

    999
    # 18 января 2023 11:10

    Статья по средам. "Одноколесный экипаж".

    Еще в 1906 году в России была выдана привилегия № 23500 на одноколесный экипаж типа «беличье колесо». Более пятидесяти лет спустя инженер из Грозного Т. В. Шеин получил авторское свидетельство № 251392 на «мотоцикл-белку», управляемую с помощью маховика. Со страниц ИРа (№ 12—69 г.) изобретатель обратился ко всем, кому это интересно, с призывом к сотрудничеству. Как ни странно, никто не откликнулся. Прошло пять лет… Впрочем, чего говорить о пяти годах, когда блестящая идея «висела в воздухе» более шестидесяти лет! А почему? Да, видимо, потому, что специалисты заняты усовершенствованием традиционных видов транспорта, а энтузиасты просто-напросто не представляют себе, как это можно ездить внутри колеса.

    Но вот в деревне Янино-II (Ленинградская область) нашелся человек, который, не зная ни о привилегии, ни об авторском свидетельстве на «беличьи мотоциклы» послал во ВНИИГПЭ заявку на одноколесный экипаж «…в котором водитель и двигатель находятся внутри колеса, движущегося на подшипниках по внешнему, подвижному ободу». Это был инженер ЦПКБ швейной промышленности Эдуард Мельников.

    Понятное дело, что автор получил отказ по причине отсутствия новизны. Но это его не остановило. Мало ли что кто-то, где-то, чего-то заявил, а вот видел ли кто такую машину? Сам он нигде ничего подобного не встречал, а стало быть — за дело!

    Полторы зимы и одно лето в дощатом сарае, приткнувшемся на задворках, шло конструирование, экспериментирование, сборка, наладка и т. д. и т. п.

    На постройку экипажа пошли: трехколесный велосипед, который старшему сыну уже был мал, а младшему еще велик; двигатель и шины от собственного мопеда, звездочки и втулки, позаимствованные у соседа-мотоциклиста, дюралюминиевые швеллеры, выклянченные у совхозных тепличников, и мешок подшипников, болтов, гаек, шайб, пружин и бог знает чего еще…

    Музей Мопедов Владимира Гордеева & Студия Советской Игрушки Светланы Гордеевой, Витебск.
  • Tester Senior Member
    офлайн
    Tester Senior Member

    5909

    21 год на сайте
    пользователь #3888

    Профиль
    Написать сообщение

    5909
    # 18 января 2023 19:02

    У меня всегда возникал вопрос как с эффективностью торможения на таких аппаратах. Мое инженерное чутье говорит что не очень. Возможно очень не очень.

  • offenberg Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    offenberg Senior Member Автор темы

    999

    11 лет на сайте
    пользователь #599466

    Профиль
    Написать сообщение

    999
    # 18 января 2023 20:56

    Ну это же техника не для ДОП и не для скоростного перемещения с резкими торможениями.

    Музей Мопедов Владимира Гордеева & Студия Советской Игрушки Светланы Гордеевой, Витебск.
  • offenberg Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    offenberg Senior Member Автор темы

    999

    11 лет на сайте
    пользователь #599466

    Профиль
    Написать сообщение

    999
    # 20 января 2023 17:04

    Мопед пятницы. Двигатель Ш-57АС (1975).

    Сегодня будет не мопед, а двигатель. Очень много интересных двигателей не пошло в серию в СССР по разным причинам. И от некоторых из них не осталось даже фотографий...

    С целью улучшения эксплуатационных характеристик мопедов в 1975 году был разработан двигатель Ш-57АС с автоматическим сцеплением, унифицированный по основным узлам и деталям с двигателем Ш-57. Опытным производством были изготовлены три двигателя Ш-57АС для проведения стендовых и дорожных испытаний. Для испытаний в дорожных условиях два двигателя были установлены на ходовую часть мопеда «Верховина-4».

    В результате дорожных испытаний было выявлено, что применение автоматического сцепления значительно облегчает управление мопедами. В дальнейшем на базе этого мотора планировали создать двигатель Ш-59.

    Большая просьба, кто сможет по разрезам дать больше информации, пишите, выложу на сайт.

    Музей Мопедов Владимира Гордеева & Студия Советской Игрушки Светланы Гордеевой, Витебск.
  • offenberg Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    offenberg Senior Member Автор темы

    999

    11 лет на сайте
    пользователь #599466

    Профиль
    Написать сообщение

    999
    # 23 января 2023 16:25

    Внимание! До весны Музей открыт в субботу и воскресенье, с 11-00 до 16-00. В остальные дни - по предварительной записи.

    Посмотреть на карте
    Музей Мопедов Владимира Гордеева
    Музей Мопедов Владимира Гордеева & Студия Советской Игрушки Светланы Гордеевой, Витебск.
  • offenberg Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    offenberg Senior Member Автор темы

    999

    11 лет на сайте
    пользователь #599466

    Профиль
    Написать сообщение

    999
    # 24 января 2023 20:03

    Ещё одна реклама из прессы. Jawa-555 и Jawetta, Финляндия, 1960 год.

    Музей Мопедов Владимира Гордеева & Студия Советской Игрушки Светланы Гордеевой, Витебск.
  • offenberg Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    offenberg Senior Member Автор темы

    999

    11 лет на сайте
    пользователь #599466

    Профиль
    Написать сообщение

    999
    # 25 января 2023 17:11

    Статья по средам. Ещё одна малоизвестная разработка из Латвии.

    Мопед… поднимается в воздух

    На протяжении десятилетий ученые всего мира занимаются вопросами конструирования летающей модели с машущими крыльями.

    Никаких сомнений в возможности постройки работоспособных моделей с машущими крыльями (орнитоптеров) в ближайшем будущем нет и не может быть. Новое изобретение «Моторный махоциклет» будет построен под руководством изобретателя, кандидата технических наук И. Н. Виноградова в студенческом КБ РИИГА.

    Махоциклет представляет собой моноплан с крыльями, смонтированными на раме мопеда завода «Саркана Звайгзне» на уровне плеч пилота.

    Разогнавшись при помощи велосипедных педалей и обычной цепной передачи к заднему колесу, летчик включит мотор и повернет рычаг, передающий мощность крыльям. Взлетев и перейдя на горизонтальный полет, летчик может выключить мотор и, вращая педали, передавать свои мускульные усилия через эксцентрик на шатун. При опускании стабилизатора крылья автоматически ставятся в крайнее верхнее положение, и махоциклет начинает парашютировать. Для ускорения взлета аппарат снабжен миниатюрной пружинной катапультой. При посадке мощная пружинная катапульта сжимается и запасает энергию для следующего взлета. Чтобы пружина сработала, летчику достаточно в конце разгона повернуть рычаг.

    По расчетам махоциклет с 3,5-сильным мотором сможет развивать скорость от 20 до 80 км в час на высоте до 180 метров. Он будет взлетать после ничтожного разгона и иметь приличную дальность полета, если мотор и летчик будут работать поочередно. Полет на махоциклете безопасен, он может поворачиваться на месте, не склонен к штопору и скольжению на больших углах атаки, плавно парашютирует с любой высоты.

    Все расчеты, конструкторские работы, эксперименты, проводятся в студенческом конструкторском бюро РИИГА с сентября 1965 года. За это время братьями Лабендиками (III курс механического факультета) сделан аэродинамический расчет модели; студентами Скуратом, Воротынцевым, Чумаковым, Нейфельдом и другими (все МФ) окончен предэскизный проект модели и начато конструирование машины в натуральную величину.

    Некоторые предварительные расчетные величины по махоциклету:
    длина разгона — 12 м,
    скорость взлета — 20 км в час,
    скорость посадки — 55 км в час,
    вес (с пилотом) — 190 кг.
    размах крыльев — 6 м,
    длина — 4 м.

    С появлением птицекрылых планеров, имеющих автомашущие крылья и импульсные аккумуляторы энергии взмаха, открываются заманчивые перспективы парения в любых направлениях.

    «Jaunais Inzenieris», 04/66

    Музей Мопедов Владимира Гордеева & Студия Советской Игрушки Светланы Гордеевой, Витебск.
  • offenberg Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    offenberg Senior Member Автор темы

    999

    11 лет на сайте
    пользователь #599466

    Профиль
    Написать сообщение

    999
    # 27 января 2023 14:01

    Мопед пятницы. ЗиФ "Ветерок" (1985).

    Пока, кроме фотографии, ничего не знаю, даже год написан условно. Но по прошлым "мопедам пятницы", общими усилиями мы смогли найти гораздо больше информации, чем я это сделал в одиночку. Так что, если есть любые данные по этому мотовелосипеду, пишите!

    Музей Мопедов Владимира Гордеева & Студия Советской Игрушки Светланы Гордеевой, Витебск.
  • offenberg Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    offenberg Senior Member Автор темы

    999

    11 лет на сайте
    пользователь #599466

    Профиль
    Написать сообщение

    999
    # 31 января 2023 18:10

    В "Музее Мопедов" за эти годы собралось много сувениров мопедной тематики. На фото - значки с мелкосерийным шоссейно-кольцевым мотоциклом "Рига-15С" 1976 года.

    Музей Мопедов Владимира Гордеева & Студия Советской Игрушки Светланы Гордеевой, Витебск.
  • offenberg Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    offenberg Senior Member Автор темы

    999

    11 лет на сайте
    пользователь #599466

    Профиль
    Написать сообщение

    999
    # 1 февраля 2023 18:55

    Статья по средам.

    Как я обычно рассказываю в Музее, современным аналогом мопеда является электросамокат в разных видах. А ещё я рассказываю, что ужесточение правил по отношению к электросамокатам будет точно так же, как и к велосипедам, и к мопедам. Как только количество аварий превысит некий предел, то появятся и ограничения скорости, и номера, и права. И, для примера, статья из 1975 года.

    ***

    Велосипед, мопед и ребенок

    Несколько слов о мопедах. Все чаще этот быстрый и удобный вид транспорта появляется на улицах. Владельцами мопедов становятся даже 10—12-летние мальчишки. Они причиняют много неприятностей и водителям автомашин, и прохожим. Никогда не знаешь, как будет вести себя на улице обладатель мопеда. Он может неожиданно пересечь улицу прямо перед машиной, поехать в противоположном движению направлении, произвести самый неожиданный маневр.

    Закон категорически запрещает несовершеннолетним пользоваться любыми механизированными транспортными средствами. И родители это хорошо знают. Тем не менее по-прежнему мопед преподносится в качестве подарка еще совсем маленьким детям. Надо разъяснять родителям, что мопед — это источник повышенной опасности.

    Есть дети, которые с раннего утра до позднего вечера катаются на мопедах по дворам, по микрорайону, по парку. Шум мотора мешает людям отдыхать. Если соседи жалуются, родители обычно задают вопрос: зачем тогда вообще продают мопеды? Во всяком случае не затем, чтобы целый день напролет во дворе под окнами дома раздавался пронзительный рокот мотора.

    Задумайтесь, родители, над всем вышесказанным, прежде чем дарить своему ребенку велосипед или мопед.

    С. Киепе, старший лейтенант милиции.

    Музей Мопедов Владимира Гордеева & Студия Советской Игрушки Светланы Гордеевой, Витебск.
  • offenberg Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    offenberg Senior Member Автор темы

    999

    11 лет на сайте
    пользователь #599466

    Профиль
    Написать сообщение

    999
    # 3 февраля 2023 13:44

    Мопед пятницы. Двигатель АИ-45В (1995).

    Двигатель представлял собой клон ленинградского Д-8Э с лепестковым клапаном. Была выпущена небольшая партия. Был ли какой-нибудь договор с "Красным Октябрём", мне неизвестно. Как всегда, буду благодарен любой дополнительной информации.

    Харьковский завод «Поршень» (ОАО «АВТРАМАТ») — украинское производственное предприятие, которое изготовляет поршни к двигателям легковых и грузовых автомобилей, автобусов, сельхозтехники, тепловозным и судовым дизелям, компрессорам. Предприятие владеет полным циклом создания поршней и выпускает продукцию для заводов ВАЗ, КАМАЗ, МеМЗ (ЗАЗ) и многих других. После провозглашения независимости Украины, в 1992 году произошло акционирование объединения «Харьковтракторозапчасть», в результате которого завод «Поршень» был выделен в самостоятельное предприятие и преобразован в ЗАО «Автрамат» (аббревиатура АВТРАМАТ означала «АВтомобильные ТРАкторные МАтериалы и Технологии»).

    Музей Мопедов Владимира Гордеева & Студия Советской Игрушки Светланы Гордеевой, Витебск.
  • offenberg Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    offenberg Senior Member Автор темы

    999

    11 лет на сайте
    пользователь #599466

    Профиль
    Написать сообщение

    999
    # 5 февраля 2023 15:09

    С 31 марта — по 4 апреля 1977 финский импортер советского автопрома "Oy Konela Ab" праздновал свой 30-летний юбилей. По этому поводу была организована торжественная выставка и даже своего рода шоу с "русским" уклоном.

    На фото - мотоциклетная часть экспозиции.

    Музей Мопедов Владимира Гордеева & Студия Советской Игрушки Светланы Гордеевой, Витебск.
  • offenberg Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    offenberg Senior Member Автор темы

    999

    11 лет на сайте
    пользователь #599466

    Профиль
    Написать сообщение

    999
    # 7 февраля 2023 15:25

    Ещё пара экспонатов из коллекции нашего "Музея Мопедов". Два варианта карманного календарика с мотовелосипедом К1Б "Киевлянин" из Латвии. Это календарики из целой серии с антикварными и старинными мотоциклами, собранными и восстановленными членами "ААК" - латвийского клуба любителей антикварных автомобилей. На основе коллекций членов "ААК" был создан знаменитый "Рижский мотормузей".

    Музей Мопедов Владимира Гордеева & Студия Советской Игрушки Светланы Гордеевой, Витебск.
  • xr2 Member
    офлайн
    xr2 Member

    155

    13 лет на сайте
    пользователь #381496

    Профиль
    Написать сообщение

    155
    # 8 февраля 2023 14:53

    по дням недели календарик подходит на 2023 год

  • offenberg Senior MemberАвтор темы
    офлайн
    offenberg Senior Member Автор темы

    999

    11 лет на сайте
    пользователь #599466

    Профиль
    Написать сообщение

    999
    # 8 февраля 2023 15:21

    Статья по средам. Интересна и сама конструкция, и очередное упоминание веломотора. До войны было несколько попыток сделать доступный и надёжный веломотор, но все они так и не удались.

    ***

    Велосипед на рельсах

    Пензенский велозавод сконструировал приспособление, с помощью которого любой велосипед в течение 15—20 минут может быть превращен в велодрезину.

    К обычному велосипеду прикрепляется приставка, весящая всего 8 кг, которая дает велосипедисту возможность устойчиво двигаться по одному рельсу. Велосипед стоит на своем ободе-шине, ведущие же ролики-приставки мешают ему сойти с рельса. На втором рельсе тоже имеются 2 ролика, скрепленные с велосипедом тяговым устройством, которое придает ему устойчивость.

    Вес всей велодрезины не превышает 28 кг, что дает возможность одному человеку сравнительно легко снимать ее с рельс.

    Такое использование велосипеда имеет огромное значение для обслуживания железнодорожного хозяйства. Велодрезина будет служить необходимым спутником путевому сторожу, дорожному мастеру, телеграфисту-монтеру.

    В настоящее время разрабатывается проект применения на велодрезине легкого портативного мотора.

    «Техника — молодежи», 02/1935

    Музей Мопедов Владимира Гордеева & Студия Советской Игрушки Светланы Гордеевой, Витебск.